Автор: Кондратюк Людмила Николаевна
Должность: Учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И.Глинки
Населённый пункт: город Ельня Смоленской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дифференцированное обучение на уроке иностранного языка как средство повышения эффективности учебного процесса
Раздел: среднее образование
Дифференцированное обучение на уроке иностранного языка как
средство повышения эффективности учебного процесса.
Учитель иностранного языка МБОУ Ельнинская СШ№1 им.М.И.Глинки
Кондратюк Людмила Николаевна
Роль дифференцированного обучения на уроке иностранного языка
велика.
Особенно в последнее время усилился интерес учителей
иностранного
языка
к
проблеме
дифференцированного
обучения
на
различных этапах обучения. Дифференциация в переводе с латинского
«difference» означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени,
в
переводе
с
английского
языка
«difference»
-разница,
различие.
Дифференцированное обучение (different) –это технология обучения в одном
классе детей с различными способностями и уровнем их развития.
Согласно педагогическому словарю « дифференциация в обучении и в
образовании» – это организация учебной деятельности школьников, при
которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов
образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым
учеником. Это форма организации учебной деятельности, при которой
учитываются их склонности, интересы, способности.
Дифференцированный подход в процессе коллективного обучения –
один
из
важных
принципов
дидактики,
реализация
которого
должна
преодолеть многие противоречия свойственные классно – урочной системе.
Дифференцированный подход в обучении иностранного языка – это
разно-уровневый подход. Дифференцированное обучение предусматривает
такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на
уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую
для него трудность.
Цель дифференцированного обучения – организовать учебный процесс
на основе учета индивидуальных особенностей личности, то есть обучение
каждого на уровне его возможностей и способностей. А для достижения этой
цели учитель должен четко понимать, что дифференцированный подход
необходим.
Главная цель дифференцированного обучения – определение для
каждого ученика (группы учеников, наиболее эффективного и целесообразного
вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом ,
исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развития
мышления и т. д).
Задачи дифференцированного обучения : раскрыть индивидуальность ,
помочь ей развиваться, устояться, проявиться, приобрести избирательность и
устойчивость к социальным воздействиям. Задача учителя при этом состоит в
том, чтобы дать обучающимся проявить свою индивидуальность, избавить от
чувства страха общения на иностранном языке и вселить уверенность в свои
силы, чтобы получить от урока положительные эмоции, испытать интерес.
Виды дифференцированного обучения. Они разделяются по содержанию
задания, по форме организации работы на уроке, по способу педагогической
поддержки,
по
способу
восприятия
информации,
по
индивидуально
психологическим признакам.
Существует много способов дифференциации обучающихся. Чаше всего
используются такие дифференциации:
1.
По содержанию учебных заданий:
- по уровню творчества,
-по уровню трудности,
-по объему,
-по уровню развития памяти,
-по темпам работы.
2. По способу организации деятельности в процессе познания:
- по степени самостоятельности,
-по степени и характеру помощи учащимся,
-по характеру учебных действий,
-по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие).
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его
процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся ,его
основные свойства личности. В педагогической литературе различают понятия
«внешней» и «внутренней» дифференциации.
Под внутренней дифференциацией
понимается такая организация
учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников
учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем
классе.
При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности
объединяются специально в учебные группы по индивидуальным признакам
по
способностям,
по
проектируемой
профессии,
по
интересам.
Дифференциация по интересам касается детей, особенно интересующихся тем
или иным предметом, видом деятельности.
Дифференцированный подход на уроках разных типов: урок усвоения
новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок контроля знаний, урок
обобщения и систематизации, урок коррекции, урок – зачет. Нужна ли
дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его
цели и содержания.
Вопросом дифференцированного обучения занимались многие педагоги.
В
20
–е
годы
20
века
Шахмаев
Н.М.
создал
дидактические
основы
дифференцированного
обучения,
предложил
теоретическое
основание
дифференциации и рассмотрел проблемы ее практической реализации. Идеи
Шахмаева Н.М. о дифференцированном обучении были развиты Осмоловской
И.Н. Она разработала целостную концепцию дифференцированного обучения,
включающаяся общие принципы дифференциации, дидактические основания
отбора содержания образования и организации процесса обучения. Выговский
Л. С. в своих работах развил теорию дифференцированного обучения. С
переходом
на
новое
содержание
системы
образования,
широкое
распространение
получает
концепция
дифференцированного
обучения.
Введение дифференциации в учебный процесс, считают филологи весьма
оздоровит школу и положительно скажется на состоянии здоровья учащихся.
При дифференцированном обучении необходимо учитывать индивидуальные
особенности обучающегося , его основные свойства личности. Важно, чтобы
всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке.
Для успешного дифференцированного обучения иностранному языку
важно использовать разнообразные материалы и ресурсы. Для успешного
дифференцированного обучения я использую технологию разно уровнего
обучения и приемы учебно – речевых ситуаций, которые очень эффективны
при групповых формах работы на уроке иностранного языка.
При дифференцированном обучении применяю совместную постановку
цели и задачи, дифференцированное повторение и закрепление материала,
дифференцированное домашнее задание, разно уровневый раздаточный и
дидактический
материал,
альтернативные
задания
для
добровольного
выполнения.
Я считаю, что при
дифференцированном подходе важным является
группировка учащихся. Она помогает создать подходящую атмосферу и
условия для каждого ученика, чтобы они могли максимально эффективно
изучать иностранный язык в соответствии со своими потребностями и целями.
Способности к изучению иностранного языка не одинаковы у всех
учеников: одни изучают с трудом, другие легко. Поэтому составляю и даю
задания с дифференцированной степенью сложности.
Современная методика обучения иностранным языкам ориентируется на
коммуникативность и предполагает широкое использование на уроке учебно –
речевых ситуаций, которые представляют собой совокупность речевых и
неречевых
условий,
необходимых
и
достаточных
для
правильного
осуществления
речевых
действий
в
соответствии
с
поставленной
коммуникативной задачей. При дифференцированном обучении большое поле
деятельности предоставляет метод проектов, который позволяет обеспечить
применение знаний на практике и осуществление дифференцированного
обучения через выбор темы, форма проекта, подбор материала.
Дифференцированный подход осуществляю на каждом уроке за счет
введения разнообразных дифференцированных заданий на любом этапе
урока, например при опросе (карточки, кроссворды, индивидуальные задания,
тесты). При закреплении лексики использую задания с дифференцированной
степенью сложности, учитывая при этом способности каждого ученика.
В дифференцированном обучении использую прием «Ассоциации»,
«Угадай», «Занимательность». Данные приемы воздействуют положительно на
обучающихся, способствуют созданию положительного настроения к учению.
Дифференцированное обучение также эффективно при чтении текстов. Я
предлагаю
обучающимся
такие
задания:
придумать
вопросы
по
определенному шаблону, описать картинку на основе прочитанного текста,
составить пересказ текста.
Формы дифференцированного обучения разнообразны. Это, например,
использование разных вариантов однотипных заданий, применение заданий
разной степени сложности, оказание различной помощи
учащимся при
выполнении одного и того же задания. Можно рекомендовать выполнение
упражнений при помощи ИКТ в различных режимах, различная длина пауз для
выполнения задания, различные количества повторений для выполнения
одного и того же задания, различные виды ключей, опор, чтение текстов
разной трудности, выполнение упражнений по различным карточкам.
Форма предъявления домашнего задания может быть различной:
(индивидуальные карточки, записи заданий на доске в 2-х или 3 х вариантах).
Задания для формирования умения, направленные на формирования
письменной речи делятся на подготовительные и спонтанные письменные
высказывания.
Задания,
требующие
подготовительного
высказывания
,
дифференцируются за счет самостоятельности обучающегося. Во многих
случаях черновик не требуется. Учитель представляет помощь в составлении
плана,
проверяет
решение
коммуникативной
задачи
и
необходимых
композиционных
составляющих.
Задания,
требующие
порождения
спонтанные высказывания. Это может быть письменные высказывания по
узкой теме, требующей использование конкретных лексических единиц.
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в
своем
темпе,
дает
возможность
справиться
с
заданием,
способствует
повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные
моменты учения.
В настоящее время дифференцированные (разно уровневые ) задания
для классной и домашней работы являются стандартом работы по ФГОС.
Дифференцированный
подход к обучению с использованием групповой,
парной, индивидуальной и других форм работы умеет увидеть каждого
ученика,
его
стремление
и
возможности,
определять
индивидуальные
перспективы развития учащихся и всего класса в целом. Он предлагает
различные формы работы учащихся на уроках английского языка и в ходе
подготовки
к
ним
для
нахождения
наиболее
оптимальных
способов
продвижения каждого по пути образования.
Итак, дифференцированный подход в обучении иностранному языку
очень
востребован
в
современном
обществе.
Большинство
педагогов
обращаются к данному методу, чтобы увеличить знания школьников, раскрыть
потенциал каждого ученика и сделать комфортным его пребывание в учебном
заведении. Дифференцированное обучение повышает качество обучения,
устраняет
перегрузку
учащихся,
развивает
познавательные
способности
учащихся, выявляет одаренных учеников, не давая « потеряться слабым».