Напоминание

Инновационные технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста


Автор: Лунева Елизавета Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Бутовская СОШ №1
Населённый пункт: Ленинский городской округ
Наименование материала: Статья:
Тема: Инновационные технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные технологии развития связной речи

у детей дошкольного возраста

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически

оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически

связанных предложений. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка,

усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое

их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно

умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать, содержание готового

текста или самостоятельно составить связный текст. Под связной речью понимается отрезок речи,

обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные

(самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и

взаимопонимание. Связность, по мнению С.Л. Рубинштейна, — это «адекватность речевого

оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или

читателя». Связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного

предметного содержания.

Связная речь характеризуется наличием четырех основных групп связей:

логические — отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

функционально-стилевые — отнесенность речи к партнерам общения;

психологические — отнесенность речи к сферам общения;

грамматические — отнесенность речи к структуре языка.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит

характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция

связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и

монологе. Связная речь является ситуативной или контекстной. Ситуативная речь связана с

конкретной ситуацией, и говорящий может полностью не отражать в речи содержания своей

мысли. Контекстная речь требует построения высказывания без учета ситуации, с опорой только

на языковые средства.

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной формой языкового общения, представлена

обменом высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения,

возражения, реплики. Диалогическая речь состоит из реплик, из цепи речевых реакций,

осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора

(беседы) двух или нескольких участников. Она опирается на общность ситуации, знание того, о

чем идет речь. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять

значение слова. В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения,

встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные

словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в диалоге

ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой

своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет

свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной

речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного

языка. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста.

Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему

речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому,

объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации

общения.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой –

сообщение о каких-либо фактах действительности (А.Р. Лурия, Л.И. Федоренко). Монологическая

речь (высказывания одного человека, не перебиваемые достаточно долго репликами других

людей) требует предварительной подготовки. Она значительно развёрнута и грамматически

оформлена, чем диалогическая речь. Формирование умений и навыков монологической речи

требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно

связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой

изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связность речи

может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях

в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи.

Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе

речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию

речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство

практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием

развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует развитию умения

ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

Социо—игровая технология:Предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует

современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации,

социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные

способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому,

физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать

различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение

взаимодействовать друг с другом:

Классификация игр социо-игровой направленности:

- игры для рабочего настроения (главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу,

поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее

повышение мобилизации внимания и тела);

- игры разминки (игры данной группы объединяет принцип доступности, элемент

соревновательности и смешного несерьёзного выигрыша.);

- игры социо-игрового приобщения к делу (Используются в процессе усвоения или закрепления

материала. Если дети учатся что-либо различать, запоминать или систематизировать, то они

научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу);

- игры творческого самоутверждения (При выполнении этих игр больше учитывается

художественно-исполнительский результат действия);

- игры вольные (выполнение этих игр требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда

можно выполнять в группе)

В социо-игровой технологии игра происходит между микрогруппами, и в самой микрогруппе. В

микрогуппах дети связаны: совместными играми, занятиями, заданиями, общей тайной, помогают

друг другу, свободно и с интересом обсуждают вопросы. Дети содействуют. Они соучастники.

Социо-игровая технология создает все условия для успешного развития речи и делового общения

детей в процессе обучения. В общении с равными партерами ребенок приобретает умение

постоять за свои права, адаптироваться в сообществе среди людей. Это очень важно для ребенка

начинать именно с дошкольного возраста.

Используя правила социо — игровой технологии, дети научаются:

-слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;

-у детей развивается речевое взаимодействие;

-формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к

сверстникам;

-дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым,

происходит сближение педагога с детьми;

-отсутствует чувство страха за ошибку.

Технология наглядного моделирования:Известно, что в дошкольном возрасте память у детей

непроизвольная, а восприятие наглядно-образное.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта,

создание его заместителя и работа с ним.

Картинка в данной технике - это «крючок», способный зацепить знания и удержать их в памяти

ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке,

стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок легко научится

составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки,

быстро и легко заучивать стихи.

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками

состоит в том, что:

- Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна

быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования

вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

- Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и

усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

- В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать

полученные знания.

- В-четвертых, применяя данную технологию, мы развиваем у детей способность к оформлению

речевого высказывания с опорой на модель.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим

способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов

модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

-предметные картинки;

-силуэтные изображения;

-геометрические фигуры.

Вот некоторые примерные задания и игры с использованием наглядного моделирования,

которые используются в дошкольном детстве, начиная уже с младшей группы:

1.Мнемотаблицы по сказкам

1.1. Обучение приему наглядного моделирования с помощью коротких русских сказок: «Маша и

медведь», «Три медведя», «Репка», «Курочка ряба».

Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или

сказки используют различные предметы-заместители. Например, воспитатель рассказывает детям

сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и

происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы

манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента

сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в

процессе чтения.

Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они

заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры).

Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению

распространенной сказки с использованием плана для пересказа.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей

к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитии речи

дошкольников.

1.2. Для детей старшего и подготовительного возраста воспитателями используются карты

Проппа, т.к. они имеют ряд преимуществ в речевом развитии детей: наглядность и красочность их

исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации, стимулируют

развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащает словарь, развивают

логическое мышление. Итак, что такое карты Проппа и как с ними нужно работать?

Известный филолог, фольклорист Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских

народных сказок. Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 карт, 20 из которых являются

основными, главными. Одна карта - это определенное событие сказки. Карты Проппа - это своего

рода сказочный конструктор. Из событий, как из пазлов конструктора складывается весь сюжет

сказки, они позволяют организовывать деятельность детей в игровой форме.

Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии,

творческого воображения, повышается интерес к поисковой активности. Дети учатся сочинять

новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.

Предварительные занятия показали, что дети очень активно выступают в роли сочинителя сказок.

Специфика использования карт Проппа для речевого развития детей состоит в том, что

развивается одно из самых важных умений жизненной деятельности является умение ясно,

понятно, красиво говорить на родном языке.

Работу с картами Проппа будет представлена на занятии в разновозрастной группе

компенсирующей направленности.

1.3. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в

следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка

(изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого

ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок

также активно включается в процесс создания своей схемы.

1.4. Одной из разновидностей технологии наглядного моделирования, которая является

эффективным методом развития речи ребенка и позволяет быстро получить результат, является

работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа

стихотворения.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное,

определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы,

обычно существительное.

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в

постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру,

ведь сочинять весело, полезно и легко!

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь

достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и

самосовершенствования словаря.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит,

прыгает, бегает, сидит, играет.

Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.

Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к

словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а

также с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям

более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже

имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при

составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем –

индивидуально.



В раздел образования