Напоминание

Рабочая программа "Ритмика 5-9 класс"


Автор: Поселенова Юлия Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 МО "Барышский район"
Населённый пункт: Ульяновская область, город Барыш
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа "Ритмика 5-9 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ритмике

Разработчик программы: Поселенова Юлия Сергеевна,

педагог-психолог

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание программы направлено на обеспечение двигательных потребностей детей, на

развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, на улучшение

эмоционального состояния. Характерные для детей с ОВЗ особенности нервно – психического

развития, поведения и личностных реакций, эмоционально – волевая

незрелость хорошо

поддаются коррекции на уроках ритмики. Специфические средства воздействия на учащихся,

свойственные

ритмике,

способствуют

общему

разностороннему

развитию

школьников,

преодолению отклонений в психическом и физическом развитии.

Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку

разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

Содержание обучения направлено на развитие и корригирование

координации движений,

моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и

речевые сопровождения создают

условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания. Ритмика имеет тесную связь и

взаимодействие с такими предметами как: музыка, математика, чтение, окружающий мир.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

6 класс

Личностные результаты

- развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия;

- формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём;

- освоение социальной роли обучающегося;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях;

- проявление доброжелательности и взаимопомощи;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- развитие мотивации к учению, работе на результат;

- развитие бережного отношения к природе;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- развитие самостоятельности: выполнение задания без текущего контроля учителя;

- овладевать социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- осознание себя как гражданина России.

Предметные результаты

Минимальный

уровень:

o

уметь

принимать

правильное

исходное

положение

в

соответствии

с

содержанием

и

особенностями музыки и движения;

o

организованно строиться (быстро, точно);

o

сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

o

самостоятельно

определять

нужное

направление

движения

по

словесной инструкции

учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

o

соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие

упражнения в определенном ритме и темпе;

o

легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;

o

ощущать

смену

частей

музыкального

произведения

в

двухчастной

форме

с

контрастными построениями.

Достаточный

уровень:

o

уметь рассчитываться на первый, второй;

o

соблюдать правильную дистанцию в колонне по три;

o

самостоятельно

выполнять

требуемые

перемены

направления

и

темпа

движений,

руководствуясь музыкой;

o

ощущать

смену

частей

музыкального

произведения

в

двухчастной

форме

с

малоконтрастными построениями;

o

передавать в

игровых и плясовых движениях различные нюансы

музыки: напевность,

грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;

o

самостоятельно передавать хлопками более сложный ритмический рисунок мелодии;

o

повторять любой ритм, заданный учителем;

o

задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками

или притопами).

7 класс

Личностные результаты

- развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия;

- формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём;

- освоение социальной роли обучающегося;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях;

- проявление доброжелательности и взаимопомощи;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- развитие мотивации к учению, работе на результат;

- развитие бережного отношения к природе;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- развитие самостоятельности: выполнение задания без текущего контроля учителя.

Предметные результаты

Минимальный

уровень:

o

уметь рассчитываться на первый, второй, третий;

o

соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;

o

самостоятельно

выполнять

требуемые

перемены

направления

и

темпа

движений,

руководствуясь музыкой;

o

передавать в

игровых и плясовых движениях различные нюансы

музыки: напевность,

грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;

o

передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;

o

повторять любой ритм, заданный учителем;

o

задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками

или притопами).

Достаточный

уровень:

o

самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в

соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

o

четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;

o

отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять

движение

в

соответствии

со

сменой

частей

музыкальных

фраз;

четко,

организованно

самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой,

задорной пляски;

o

различать основные характерные движения некоторых народных танцев.

Содержание учебного предмета, курса.

Программа содержит 4 раздела:

1.

Упражнения на ориентировку в пространстве.

2.

Ритмико-гимнастические упражнения.

3.

Игры под музыку.

4.

Танцевальные упражнения.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в

пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические

упражнения,

способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-

гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная

цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с

движениями ног, туловища, головы.

Во

время

проведения

игр

под

музыку

перед учителем

стоит

задача

научить

учащихся

создавать музыкально-двигательный образ.

Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию

навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и

элементов

танца.

К

каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.

Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего - с

озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками

в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно,

плавно и легко. Задания

этого

раздела

должны

носить

не

только

развивающий,

но и

познавательный характер.

Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями, а также с основными

движениями этих танцев. На каждом уроке осуществляется работа по всем четырём разделам

программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель

может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и

конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных особенностей детей с нарастающей

сложностью.

Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания. Реализация

воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление

доверительных

отношений

между

учителем

и

его

учениками,

способствующих

позитивному

восприятию

учащимися

требований

и

просьб

учителя,

привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной

деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила

общения

со

старшими

(учителями)

и

сверстниками

(школьниками),

принципы

учебной

дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,

организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование

ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней

отношения;

использование

воспитательных возможностей содержания учебного предмета через

демонстрацию

детям

примеров

ответственного,

гражданского

поведения,

проявления

человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для

решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,

стимулирующих

познавательную

мотивацию

школьников;

дидактического

театра,

где

полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые

дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой

работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с

другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к

получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают

установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

организация

шефства

мотивированных

и

эрудированных

учащихся

над

их

неуспевающими

одноклассниками,

дающего

школьникам

социально

значимый

опыт

сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках

реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам

возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим

идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед

аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Тематическое планирование.

6 класс

п/п

Название темы

Количество часов, отводимых

на освоение темы

1

Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.

2

Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.

3

Раздел 3. Игры под музыку.

4

Раздел 4. Танцевальные упражнения.

5

Резерв времени.

2

Итого

68

7 класс

п/п

Название темы

Количество часов, отводимых

на освоение темы

1

Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.

2

Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.

3

Раздел 3. Игры под музыку.

4

Раздел 4. Танцевальные упражнения.

5

Резерв времени.

2

Итого

68

Календарно-тематическое планирование

6 класс

Дата

занятия

Тема урока

План

Факт

1-2

Исходное положение. Виды ходьбы.

3-4

Движения с предметами во время ходьбы.

5-6

Ориентировка в направлении вперед-назад, вправо-влево.

7-8

Направления движения в круг, из круга.

9-10

Наклоны и повороты.

11-12

Движения рук в разных направлениях.

13-14

Приседание с опорой, без опоры. Приседание с предметами.

15-16

Движение стопы.

17-18

Одновременные движения рук.

19-20

Одновременные движения рук и ног.

21-22

Смена позиций рук одновременно и отдельно каждой рукой.

23-24

Протопывание ритмических рисунков.

25-26

Круговые движения рук.

27-28

Перенос тяжести тела с одной ноги на другую.

29-30

Перенос тяжести тела с пяток на носки и обратно.

31-32

Упражнения для пальцев рук.

33-34

Выделение сильной доли.

35-36

Прохлопывание ритмических рисунков с проговариванием стихов.

37-38

Игры с речевым сопровождением.

39-40

Изменение формы и направления ходьбы и бега.

41-42

Игра с пением.

43-44

Бодрящий шаг. Топающий шаг.

45-46

Легкий бег.

47-48

Прямой галоп.

49-50

Выставление ноги с носка на пятку.

51-52

Элементы русской народной пляски.

53-54

Движения в парах.

55-56

Простой хороводный шаг.

57-58

Игры с пением и речевым сопровождением.

59-60

Притопы одной ногой и поочередно.

61-62

Переменные притопы.

63-64

Музыкальные игры.

65-66

Отработка танцевальных движений.

Резервное время /2 часа/.

67-68

Резерв времени.

Календарно-тематическое планирование

7 класс

Дата

занятия

Тема урока

План

Факт

План

Факт

1-2

Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба с

чередованием ходьбы с приседанием.

3-4

Построение в колонны по три. Перестроение из одного

круга в два.

5-6

Перестроение из общего круга в кружочки по два, три

человека и обратно в общий круг.

7-8

Выполнение движений с предметами, более сложных.

Общеразвивающие упражнения.

9-10

Ритмико-гимнастические

упражнения.

Общеразвивающие упражнения.

11-12

Наклоны, повороты и круговые движения головы.

13-14

Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты

туловища вперед, в стороны с движениями рук.

15-16

Неторопливое приседание с напряженным разведением

коленей в сторону, медленное возвращение в исходное

положение.

17-18

Поднимание на носках и полуприседание.

19-20

Круговые

движения

ступни.

Приседание

с

одновременным выставлением ноги вперед, в сторону.

21-22

Упражнения на выработку осанки.

23-24

Упражнения на координацию движений.

25-26

Круговые движения ногами в сочетании с круговыми

движениями правой руки.

27-28

Упражнения на сложную координацию движений с

предметами.

29-30

Одновременное

отхлопывание

и

протопывание

несложных ритмических рисунков в среднем и быстром

темпе с музыкальным сопровождением.

31-32

Самостоятельное

составление

простых

ритмических

рисунков.

33-34

Протопывание

заданного

ритма.

Упражнения

на

расслабление мышц.

35-36

Упражнения для рук.

37-38

Упражнения для ног.

39-40

Игры под музыку.

41-42

Динамическое нарастание в музыке, сильная доля такта.

43-44

Понятие быстрый и медленный темп.

45-46

Пружинистые и плавные движения.

47-48

Упражнения в передаче игровых образов.

49-50

Передача

в

движениях

развёрнутого

сюжета

музыкального рассказа.

51-52

Действия с воображаемыми предметами. Игры.

53-54

Подвижные игры с пением и речевым сопровождением.

55-56

Танцевальные

упражнения.

Повторение

элементов

танца.

57-58

Шаг на носках. Широкий, высокий шаг.

59-60

Поскоки, галоп.

61-62

Движения парами.

63-64

Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для

развития правильной осанки.

65-66

Отработка танцевальных движений.

Резервное время /2 часа/.

67-68

Резерв времени.

Лист корректировки учебной программы.

№ урока

Название раздела, тема урока

Дата

проведения

по плану

Причина корректировки

программы

Корректирующие

мероприятия

Дата

проведения

по факту



В раздел образования