Автор: Поселенова Юлия Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 МО "Барышский район"
Населённый пункт: Ульяновская область, город Барыш
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа "Ритмика 5-9 класс"
Раздел: среднее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ритмике
Разработчик программы: Поселенова Юлия Сергеевна,
педагог-психолог
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы направлено на обеспечение двигательных потребностей детей, на
развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, на улучшение
эмоционального состояния. Характерные для детей с ОВЗ особенности нервно – психического
развития, поведения и личностных реакций, эмоционально – волевая
незрелость хорошо
поддаются коррекции на уроках ритмики. Специфические средства воздействия на учащихся,
свойственные
ритмике,
способствуют
общему
разностороннему
развитию
школьников,
преодолению отклонений в психическом и физическом развитии.
Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку
разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
Содержание обучения направлено на развитие и корригирование
координации движений,
моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и
речевые сопровождения создают
условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания. Ритмика имеет тесную связь и
взаимодействие с такими предметами как: музыка, математика, чтение, окружающий мир.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
6 класс
Личностные результаты
- развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия;
- формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём;
- освоение социальной роли обучающегося;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- проявление доброжелательности и взаимопомощи;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- развитие мотивации к учению, работе на результат;
- развитие бережного отношения к природе;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- развитие самостоятельности: выполнение задания без текущего контроля учителя;
- овладевать социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- осознание себя как гражданина России.
Предметные результаты
Минимальный
уровень:
o
уметь
принимать
правильное
исходное
положение
в
соответствии
с
содержанием
и
особенностями музыки и движения;
o
организованно строиться (быстро, точно);
o
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
o
самостоятельно
определять
нужное
направление
движения
по
словесной инструкции
учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
o
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие
упражнения в определенном ритме и темпе;
o
легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
o
ощущать
смену
частей
музыкального
произведения
в
двухчастной
форме
с
контрастными построениями.
Достаточный
уровень:
o
уметь рассчитываться на первый, второй;
o
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три;
o
самостоятельно
выполнять
требуемые
перемены
направления
и
темпа
движений,
руководствуясь музыкой;
o
ощущать
смену
частей
музыкального
произведения
в
двухчастной
форме
с
малоконтрастными построениями;
o
передавать в
игровых и плясовых движениях различные нюансы
музыки: напевность,
грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
o
самостоятельно передавать хлопками более сложный ритмический рисунок мелодии;
o
повторять любой ритм, заданный учителем;
o
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками
или притопами).
7 класс
Личностные результаты
- развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия;
- формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём;
- освоение социальной роли обучающегося;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- проявление доброжелательности и взаимопомощи;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- развитие мотивации к учению, работе на результат;
- развитие бережного отношения к природе;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- развитие самостоятельности: выполнение задания без текущего контроля учителя.
Предметные результаты
Минимальный
уровень:
o
уметь рассчитываться на первый, второй, третий;
o
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
o
самостоятельно
выполнять
требуемые
перемены
направления
и
темпа
движений,
руководствуясь музыкой;
o
передавать в
игровых и плясовых движениях различные нюансы
музыки: напевность,
грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
o
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
o
повторять любой ритм, заданный учителем;
o
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками
или притопами).
Достаточный
уровень:
o
самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в
соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
o
четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
o
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять
движение
в
соответствии
со
сменой
частей
музыкальных
фраз;
четко,
организованно
самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой,
задорной пляски;
o
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Содержание учебного предмета, курса.
Программа содержит 4 раздела:
1.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
2.
Ритмико-гимнастические упражнения.
3.
Игры под музыку.
4.
Танцевальные упражнения.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в
пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические
упражнения,
способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-
гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная
цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с
движениями ног, туловища, головы.
Во
время
проведения
игр
под
музыку
перед учителем
стоит
задача
научить
учащихся
создавать музыкально-двигательный образ.
Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию
навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и
элементов
танца.
К
каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.
Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего - с
озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками
в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно,
плавно и легко. Задания
этого
раздела
должны
носить
не
только
развивающий,
но и
познавательный характер.
Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями, а также с основными
движениями этих танцев. На каждом уроке осуществляется работа по всем четырём разделам
программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель
может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и
конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Настоящая программа составлена с учётом возрастных особенностей детей с нарастающей
сложностью.
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания. Реализация
воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление
доверительных
отношений
между
учителем
и
его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований
и
просьб
учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения
со
старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками),
принципы
учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование
воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дидактического
театра,
где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
школьникам
социально
значимый
опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Тематическое планирование.
6 класс
№
п/п
Название темы
Количество часов, отводимых
на освоение темы
1
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.
2
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.
3
Раздел 3. Игры под музыку.
4
Раздел 4. Танцевальные упражнения.
5
Резерв времени.
2
Итого
68
7 класс
№
п/п
Название темы
Количество часов, отводимых
на освоение темы
1
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.
2
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.
3
Раздел 3. Игры под музыку.
4
Раздел 4. Танцевальные упражнения.
5
Резерв времени.
2
Итого
68
Календарно-тематическое планирование
6 класс
Дата
№
занятия
Тема урока
План
Факт
1-2
Исходное положение. Виды ходьбы.
3-4
Движения с предметами во время ходьбы.
5-6
Ориентировка в направлении вперед-назад, вправо-влево.
7-8
Направления движения в круг, из круга.
9-10
Наклоны и повороты.
11-12
Движения рук в разных направлениях.
13-14
Приседание с опорой, без опоры. Приседание с предметами.
15-16
Движение стопы.
17-18
Одновременные движения рук.
19-20
Одновременные движения рук и ног.
21-22
Смена позиций рук одновременно и отдельно каждой рукой.
23-24
Протопывание ритмических рисунков.
25-26
Круговые движения рук.
27-28
Перенос тяжести тела с одной ноги на другую.
29-30
Перенос тяжести тела с пяток на носки и обратно.
31-32
Упражнения для пальцев рук.
33-34
Выделение сильной доли.
35-36
Прохлопывание ритмических рисунков с проговариванием стихов.
37-38
Игры с речевым сопровождением.
39-40
Изменение формы и направления ходьбы и бега.
41-42
Игра с пением.
43-44
Бодрящий шаг. Топающий шаг.
45-46
Легкий бег.
47-48
Прямой галоп.
49-50
Выставление ноги с носка на пятку.
51-52
Элементы русской народной пляски.
53-54
Движения в парах.
55-56
Простой хороводный шаг.
57-58
Игры с пением и речевым сопровождением.
59-60
Притопы одной ногой и поочередно.
61-62
Переменные притопы.
63-64
Музыкальные игры.
65-66
Отработка танцевальных движений.
Резервное время /2 часа/.
67-68
Резерв времени.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
Дата
№
занятия
Тема урока
7а
7б
План
Факт
План
Факт
1-2
Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба с
чередованием ходьбы с приседанием.
3-4
Построение в колонны по три. Перестроение из одного
круга в два.
5-6
Перестроение из общего круга в кружочки по два, три
человека и обратно в общий круг.
7-8
Выполнение движений с предметами, более сложных.
Общеразвивающие упражнения.
9-10
Ритмико-гимнастические
упражнения.
Общеразвивающие упражнения.
11-12
Наклоны, повороты и круговые движения головы.
13-14
Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты
туловища вперед, в стороны с движениями рук.
15-16
Неторопливое приседание с напряженным разведением
коленей в сторону, медленное возвращение в исходное
положение.
17-18
Поднимание на носках и полуприседание.
19-20
Круговые
движения
ступни.
Приседание
с
одновременным выставлением ноги вперед, в сторону.
21-22
Упражнения на выработку осанки.
23-24
Упражнения на координацию движений.
25-26
Круговые движения ногами в сочетании с круговыми
движениями правой руки.
27-28
Упражнения на сложную координацию движений с
предметами.
29-30
Одновременное
отхлопывание
и
протопывание
несложных ритмических рисунков в среднем и быстром
темпе с музыкальным сопровождением.
31-32
Самостоятельное
составление
простых
ритмических
рисунков.
33-34
Протопывание
заданного
ритма.
Упражнения
на
расслабление мышц.
35-36
Упражнения для рук.
37-38
Упражнения для ног.
39-40
Игры под музыку.
41-42
Динамическое нарастание в музыке, сильная доля такта.
43-44
Понятие быстрый и медленный темп.
45-46
Пружинистые и плавные движения.
47-48
Упражнения в передаче игровых образов.
49-50
Передача
в
движениях
развёрнутого
сюжета
музыкального рассказа.
51-52
Действия с воображаемыми предметами. Игры.
53-54
Подвижные игры с пением и речевым сопровождением.
55-56
Танцевальные
упражнения.
Повторение
элементов
танца.
57-58
Шаг на носках. Широкий, высокий шаг.
59-60
Поскоки, галоп.
61-62
Движения парами.
63-64
Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для
развития правильной осанки.
65-66
Отработка танцевальных движений.
Резервное время /2 часа/.
67-68
Резерв времени.
Лист корректировки учебной программы.
№ урока
Название раздела, тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина корректировки
программы
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту