Автор: Гаврилова Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Ефремкино
Населённый пункт: Ефремкино
Наименование материала: Адаптированная образовательная программа основного общего образования
Тема: Адаптированная образовательная программа основного общего образования
Раздел: среднее образование
1. Пояснительная записка
2. Целевое назначение адаптированной образовательной программы основного общего
образования
3. Задачи программы
4. Принципы разработки и реализации программы
5. Условия реализации программы
6. Индивидуальный учебный план
7. Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ
8. Аттестация обучающихся
9. Этапы программы и ответственные за их реализацию
11. Предполагаемые результаты реализации программы
1. Пояснительная записка.
Адаптивная
образовательная
программа
основного
общего
образования
–
это
«Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» ст. 2 Федерального закона
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
Адаптированная
образовательная
программа
разработана
на
основе
следующих
нормативно-правовых документов:
-
Нового Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 21.12. 2012 г, ч. 1 ст.
79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273
(далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «…
содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида».
-
Статьей 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
установлено, что «…для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные
программы и нуждающихся в длительном лечении, ……,
обучение может быть
организовано образовательными организациями на дому. Основанием для организации
обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме
обращение родителей (законных представителей)».
-
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (в
редакциях от 20.08.2008 № 241, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74) «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
-
Санитарных
правил
СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(постановление
Главного
санитарного врача России от 29.12.2010 г. «№ 189,
зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. № 189).
Максимальная недельная нагрузка обучающихся на дому по общеобразовательным
предметам
установлена
СанПин
2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189.
Для обучающихся основной школы – 10ч
Учебный
процесс
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ основного
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического
процесса,
которая
реализуется
через
допустимые
изменения
в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные
часы на коррекционные занятия.
Адаптированная образовательная программа определяет содержание и организацию
образовательного процесса на дому на уровне основного общего образования. Она
представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является
самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности
школы.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в
Российской
Федерации")
установлено:
«…
содержание
образования
и
условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а
для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида».
В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа
для детей с ОВЗ, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому,
в том числе детей – инвалидов.
Данная программа дает возможность детям с ОВЗ:
-
освоить основную образовательную программу на доступном им уровне;
-
повысить уровень личностного развития и образования;
-
восполнить пробелы предшествующего обучения и воспитания;
-
повысить уровень познавательной и эмоционально – личностной сферы.
-
и предусматривает:
-
создание атмосферы эмоционального комфорта;
-
формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей
и возможностей каждого ребенка;
-
использование вариативных форм получения образования;
участие в образовательном процессе разных специалистов и педагогов:
-
социальный педагог;
-
учителя- предметники.
2. Целевое назначение адаптированной образовательной программы.
2.1. Содействие получению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и
дальнейшего профессионального самоопределения
2.2. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным
представителям) в освоении основной образовательной программы основного общего
образования;
2.3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
2.4.
Формирование
социальной
компетентности
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
развитие
адаптивных
способностей
личности
для
самореализации в обществе.
2.5. Адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного
для освоения ребенком с ОВЗ;
3. Задачи программы.
3.1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов.
3.3.Создание
условий,
способствующих
освоению
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы
основного общего
образования.
3.4.
Разработка
и
реализация
индивидуальных
учебных
планов,
организация
индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в
физическом и (или) психическом развитии.
3.5.Оказание
консультативной
и
методической
помощи
родителям
(законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским,
социальным, правовым и другим вопросам.
4. Принципы разработки и реализации программы.
4.1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного
подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию,
максимальную интеграцию в современную жизнь.
4.2.
Принцип индивидуального подхода -
предполагает необходимость определения
индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов
обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных
потребностей, возможностей и условий воспитания.
4.3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции
и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и
коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению
проблем ребёнка;
4.4.
Принцип интегрированного подхода -
предполагает интеграцию обучения и
коррекции
путем
включения
в
рабочую
учебную
программу
коррекционной
составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре
нарушений развития учащегося.
4.5.
Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи
учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
4.6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса
в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога,
администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее
успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.
4.7.
Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности -
предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающегося в ходе
обучения.
5. Условия реализации программы.
Организационные условия
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные
варианты специального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей
образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием
надомной формы обучения.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
-
оптимальный режим учебных нагрузок;
-
коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
-
учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
-
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
-
использование современных педагогических технологий;
-
оздоровительный и охранительный режим;
-
укрепление физического и психического здоровья;
-
профилактику
физических,
умственных
и
психологических
перегрузок
обучающихся;
-
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
Кадровое обеспечение:
Обучение детей с ОВЗ
осуществляют педагоги и
специалисты соответствующей
квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную
курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для
каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по
соответствующей должности.
Кадровый состав, обеспечивающий реализацию адаптированной образовательной
программы начального общего образования.
Специалисты
Функции
Учителя-предметники
Организация условий для успешного продвижения ребенка по
индивидуальному учебному плану
Административный
персонал
Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной
работы, осуществляет контроль и текущую организационную
работу
Информационное обеспечение
- создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья,
родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий
и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий,
мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Социально-педагогическое сопровождение
Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой организовано
комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождение учащихся
с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения
образовательных программ.
Целью социально-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в
общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального
развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Разработана программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития
детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой
категории
в
освоении
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования.
Задачи программы:
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
—
осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую
помощь детям с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
основной образовательной программы основного общего образования на доступном им
уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
Система
комплексного
социально-педагогического
сопровождения
детей
с
ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
В школе создана служба, осуществляющая педагогическое сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего
периода его обучения. В службу сопровождения
входят специалисты: педагоги,
социальный педагог.
№
п/п
ФИО
специалистов,
входящих
в
состав
ПМП консилиума
Должность,
стаж
работы
в
ПМП
консилиуме
Сотрудник
штатный/внеш
татный
Образование
1.
Иванова
Вера
Михайловна
Заместитель
директора по УВР,
1год
штатный
высшее
2.
Ефимова
Олеся
Ивановна
Заместитель
директора
по
ВР,
1год
штатный
высшее
3.
Васильева
Любовь
Михайловна
Учитель
надомного
обучения
штатный
высшее
4.
Кириллова Валентина
Владимировна
Учитель
надомного
обучения
штатный
высшее
5.
Кинзябулатова
Гульнара Алиевна
Учитель
надомного
обучения
штатный
высшее
6.
Галимзянова
Гузель
Зуфаровна
Учитель
надомного
обучения
штатный
высшее
7.
Тиунова
Гульназ
Фаргатовна
Учитель
надомного
обучения
штатный
высшее
8.
Валиева
Лейла
Тимербулатовна
Учитель
надомного
обучения
штатный
высшее
Цель службы сопровождения является одновременно и содержанием ее деятельности:
-помощь в самообразовательной деятельности;
-формирование положительной мотивации;
- изучение и развитие индивидуальных особенностей личности на основе диагностики.
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся включает:
- диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности,
успешности обучения;
- конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Диагностика включает в себя:
- социальную диагностику:
- по ходу совместной работы – выявление особенностей, возможностей и устремлений
обучающихся;
- материальное положение семьи;
- психологическую диагностику
— выявление особенностей и построение работы с
обучающимся в соответствии с этими особенностями;
- педагогическую диагностику
— весь период работы с обучающимся проходит в
диалоговом режиме, с учетом его особенностей, потребностей.
Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится на основном принципе
«замещающего развития».
Для реализации данного принципа необходимо знать:
- актуальный уровень двигательного, когнитивного, эмоционально-личностного развития;
- специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и
эмоционального развития;
- ведущий тип мотивации деятельности;
- поэтапность в формировании новых видов деятельности.
При
социально-педагогической
работе
необходимо
учитывать
работоспособность,
темповые
характеристики,
особенности
аффективного
реагирования.
Важнейшим
правилом следует считать оптимальность учебных нагрузок для данного ребенка,
напрямую зависящая от характера ОВЗ.
Первым этапом необходима диагностика актуального уровня развития ребенка, выявление
его слабых и сильных сторон. Далее показана коррекционная работа, основанная на
нейропсихологическом методе, в ходе которой необходимо формировать произвольность,
функцию
самоконтроля,
самопрограммирования
с
привлечением
двигательных
и
когнитивных
техник.
Формировать
пространственные
представления.
Стараться
структурировать
образовательную
среду
(стереотипизация)
и
режим,
с
целью
гармонизации. В ходе работы поощрять ребенка, внушать уверенность в себе.
Направление, в рамках которого была разработана данная программа, исходит из того, что
воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза
вызывает активацию в развитии всех ВПФ.
Поэтому целью программы является: развитие сенсомоторных функций, и формирование
ВПФ.
Эти два направления применяются в комплексе с их последующей интеграцией и с учетом
взаимодополняющего влияния.
Поскольку сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в
начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам,
не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим,
восстанавливающим и «выстраивающим» взаимодействия между различными уровнями и
аспектами психической деятельности.
Методы: -моторной коррекции;
-когнитивные.
Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность
извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память,
процессы саморегуляции и т.д. Таким образом, создается базовая предпосылка для
полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими
знаниями.
Актуализация методов когнитивной коррекции с последующим включением их в
коррекционной процесс должна проходить с учетом динамики индивидуальной работы.
Этапы работы:
№ Этап
Сроки
1
Диагностика.
Выявление
актуального
уровня
развития ребенка
Сентябрь
2
Комплексная нейропсихологическая коррекция
Октябрь-декабрь
3
Промежуточная диагностика
январь
4
Комплексная нейропсихологическая коррекция
Февраль-апрель
3
Диагностика. Выявление актуального уровня развития
ребенка
Май
6. Индивидуальный учебный план.
Пояснительная записка.
Для обучающихся с ОВЗ, обучающихся на дому, составлен индивидуальный учебный
план. Индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов (курсов),
выбранных для освоения учащимся с ОВЗ из учебного плана общеобразовательной
организации, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Он
обеспечивает
возможность
достижения
Требований
стандарта
при
сохранении
вариативности образования. Работа с обучающимися на дому ведется в индивидуальном
режиме
по
расписанию,
согласованному
с
родителями
обучающихся.
Часы,
предусмотренные бюджетом, используются как индивидуальные.
Учебный
план
для
обучающихся
c
ограниченными
возможностями
здоровья,
занимающихся по адаптированным программам, разработан на основании документов:
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Постановления от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. №
2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях».
Учебный план представлен для основного общего образования. Для каждого уровня
обучения
приводится
перечень
обязательных
для
изучения
учебных
предметов,
отражающий требования федерального стандарта.
Учебный план для V- IX – на 5-летний нормативный срок освоения образовательных
программ основного общего образования. Продолжительность учебного года в V- XI -
не менее 34 учебных недель (ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08. 2008 Т 241, от
30.08. 2010 № 889 от 03.06. 2011 № 1994 от 01.02. 2012 № 74)
Учебный план составлен с учетом оптимального уровня общей нагрузки обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Рабочие программы для обучающихся с ОВЗ составляются на основе примерных
программ по предметам. Программы определяют цели и задачи изучения предмета,
возможные
уровни
освоения
учебного
материала,
критерии
и
способы
оценки
образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного
материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
Учебный план
индивидуального обучения на дому обучающегося 7 класса
МОБУ СОШ с.Ефремкино Яковлева Владимира Олеговича
на 2015-2016 учебный год (по коррекционной программе VIII вида)
Учебные предметы
Класс 7
Количество часов
Русский язык
1
Литература
1
Родной язык и
литература
1
1
Математика
1
Биология
1
Технология
1
Изобразительное искусство
2
Психолого-коррекционная работа (развитие устной речи на
основе изучения предметов, дефектологические занятия)
1
Максимальный объем учебной нагрузки
10
Учебный план
индивидуального обучения на дому обучающегося 8 класса
МОБУ СОШ с.Ефремкино Кириллова Александра Анатольевича
на 2015-2016 учебный год (по коррекционной программе) VIII вида
Учебные предметы
Класс 8
Количество часов
Русский язык
1
Литература
1
Родной язык и
литература
1
1
Математика
1
Биология
1
Технология
1
Изобразительное искусство
1
Основы безопасности жизнедеятельности
1
Психолого-коррекционная работа (развитие устной
речи
на
основе
изучения
предметов,
дефектологические занятия)
1
Максимальный объем учебной нагрузки
10
Учебный план
индивидуального обучения на дому обучающейся 9 класса
МОБУ СОШ с.Ефремкино Гавриловой Любовь Валерьевны
на 2015-2016 учебный год (по коррекционной программе VIII вида)
Учебные предметы
Класс 9
Количество часов
Русский язык
1
Литература
1
Родной язык и
литература
1
1
Математика
1
Биология
1
Технология
2
Изобразительное искусство
2
Психолого-коррекционная работа (развитие устной
речи
на
основе
изучения
предметов,
дефектологические занятия)
1
Максимальный объем учебной нагрузки
11
Учебный план
индивидуального обучения на дому обучающегося 6 класса
филиала МОБУ СОШ с.Ефремкино СОШ им.М.М.Шаймуратова с. Шаймуратово
Кадаева Радика Ирековича
на 2015-2016 учебный год (по коррекционной программе) VII вида
Учебные предметы
Класс 6
Количество часов
Русский язык
2
Литература
1
Математика
2
История
1
География
1
Биология
1
Изобразительное искусство
1
Технология
1
Итого
10
Учебный план
индивидуального обучения на дому обучающегося 6 класса
филиала МОБУ СОШ с.Ефремкино СОШ им.М.М.Шаймуратова с. Шаймуратово
Насырова Аяза Анисовича
на 2015-2016 учебный год (по коррекционной программе )VIII вида
Учебные предметы
Класс 6
Количество часов
Русский язык
2
Литература
1
Математика
2
История
1
География
1
Биология
1
Изобразительное искусство
1
Технология
1
Итого
10
Учебный план
индивидуального обучения на дому обучающегося 8 класса
филиала МОБУ СОШ с.Ефремкино СОШ им.М.М.Шаймуратова с. Шаймуратово
Хамидуллина Динара Рамильевича
на 2015-2016 учебный год (по коррекционной программе) VIII вида
Учебные предметы
Класс 8
Количество часов
Русский язык
1
Литература
1
Родной язык и
родная литература
1
1
Математика
1
Биология
1
Изобразительное искусство
1
Технология
1
Основы безопасности жизнедеятельности
1
Психолого- коррекционная работа
1
Итого
10
Программно-методическое обеспечение:
- УМК и рабочие программы по учебным предметам;
-диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для
осуществления профессиональной деятельности учителя, социального педагога;
- цифровые образовательные ресурсы.
Учебно-методическое обеспечение программы
6 класс
Русский язык
Русский язык для 6 класса СКОУ 8 вида
(авторы
–
Н.Г.
Галунчикова,
Э.В.Якубовская)
Завершённая
линия.
Соответствует
обязательному
минимуму
содержания
образования
2010
М.:Просвещение
Рекомендова
но МО
и науки РФ
6 класс
Литература
И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. Чтение.
Учебник
для
6
класса
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений 8 вида. Изд.6
2009
М.:Просвещение
Рекомендова
но МО
и науки РФ
6 класс
История
средних веков
А. А. Кузнецов, М. В.Рыжаков, А.М.
Кондаков. История. 5-9 классы.
Соответствует обязательному минимуму
содержания
образования
1998г.,
федеральному
компоненту
стандарта
2004г.
Программа
И.М.Бгажноковой
(Программы
специальной
(коррекционной) образовательной школы
8 вида. 5-9 классы. М. «Просвещение»
2009 г.
2010
М.:Просвещение
Рекомендова
но МО
и науки РФ
6 класс
История
России
Пузанов
Б.П.
История
России.
Завершённая
линия.
Соответствует
федеральному
компоненту
стандарта
2004г.
Программа,
рабочая
тетрадь,
методические рекомендации.
2007
М.:Просвещение
Допущено
МО РФ
6 класс
Изобразитель
ное
искусство
«Изобразительное
искусство
и
художественный
труд»
авторского
коллектива
под
руководством
Б.
М.
Неменского (5-9 классы), пособия для
учителей
общеобразовательных
учреждений
(Б.М.
Неменский,
Л.А.
Неменская,
Н.А.
Горяева,
А.С.
Питерских). – М.: Просвещение, 2009.
2010
М.:Просвещение
Допущено
МО РФ
6 класс
Технология
Технология. 6 класс. /Под ред. В. Д.
Симоненко.
–2011
г.
Допущено
Министерством образования и науки РФ.
Программы для 5-9 классов специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений 8 вида под ред. доктора
педагогических наук В.В.Воронковой. –
М.: «ВЛАДОС», 2010 г.
2011
М.: Издательский
центр
«Ванта-
Граф»
Допущено
МО РФ
6 класс
Математика
Математика 6 класс, Виленкина, Жохов,
2011
М.:Просвещение
Допущено
МО РФ
6 класс
Русский язык
Русский язык для 6 класса СКОУ 7 вида
(авторы
–
Н.Г.
Галунчикова,
Э.В.Якубовская)
Завершённая
линия.
Соответствует
обязательному
минимуму
содержания
образования
2010
М.:Просвещение
Рекомендова
но МО
и науки РФ
6 класс
Литература
И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. Чтение.
Учебник
для
6
класса
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений 8 вида. Изд.6
2009
М.:Просвещение
Рекомендова
но МО
и науки РФ
6 класс
А. А. Кузнецов, М. В.Рыжаков, А.М.
2010
М.:Просвещение
Рекомендова
История
средних веков
Кондаков. История. 5-9 классы.
Соответствует обязательному минимуму
содержания
образования
1998г.,
федеральному
компоненту
стандарта
2004г.
Программа
И.М.Бгажноковой
(Программы
специальной
(коррекционной) образовательной школы
7 вида. 5-9 классы. М. «Просвещение»
2009 г.
но МО
и науки РФ
6 класс
История
России
Пузанов
Б.П.
История
России.
Завершённая
линия.
Соответствует
федеральному
компоненту
стандарта
2004г.
Программа,
рабочая
тетрадь,
методические рекомендации.
2007
М.:Просвещение
Допущено
МО РФ
6 класс
Изобразитель
ное
искусство
«Изобразительное
искусство
и
художественный
труд»
авторского
коллектива
под
руководством
Б.
М.
Неменского (5-9 классы), пособия для
учителей
общеобразовательных
учреждений
(Б.М.
Неменский,
Л.А.
Неменская,
Н.А.
Горяева,
А.С.
Питерских). – М.: Просвещение, 2010.
2010
М.:Просвещение
Допущено
МО РФ
6 класс
Технология
Технология. 6 класс. /Под ред. В. Д.
Симоненко.
–2011
г.
Допущено
Министерством образования и науки РФ.
Программы для 5-9 классов специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений 7 вида под ред. доктора
педагогических наук В.В.Воронковой. –
М.: «ВЛАДОС», 2010 г.
2011
М.: Издательский
центр
«Ванта-
Граф»
Допущено
МО РФ
6класс
Математика
Математика для коррекционных школ
под ред. Капустина А.И.
2011
М.:Просвещение
Допущено
МО РФ
7 класс
Русский язык
Галунчикова
Н.Г.,
Якубовская
Э.В.
Русский язык. Учебник для специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII вида.
2013
год
М.:изд.-во
«Просвещение»
Допущено
МО и науки
РФ
7 класс
Литература
Ильина С.Ю.
Чтение . Учебник для
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII
вида.
2013
год
Санкт-Петербург:
изд-во
«Просвещение»
Рекомендова
но
МО
и
науки РФ
7 класс
Родной
(чувашский)
язык
Антонова А.С. Родной язык.
2010
год
Чебоксары:
Чув.
кн. изд-во
Рекомендова
но
МО
и
науки РФ
7 класс
Родная
(чувашская)
литература
Артемьева Т.М. Родная литература.
2010
год
Чебоксары:
Чув.
кн. изд-во
Рекомендова
но
МО
и
науки РФ
7 класс
Математика
Эк
В.В.
Математика,
учебник
для
специальных
(коррекционных)
2014
год
М.:
изд-во
«Просвещение»
Рекомендова
но
МО
и
образовательных учреждений 8 вида.
науки РФ
7 класс
Биология
Королева Н. В. Биология. Учебник для
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида.
2011
год
М.:изд.-во
«ВЛАДОС»
Допущено
МО и науки
РФ
8 класс
Русский язык
Галунчикова
Н.Г.,
Якубовская
Э.В.
Русский язык. Учебник для специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII вида.
2014
год
М.:изд.-во
«Просвещение»
Допущено
МО и науки
РФ
8 класс
Литература
Воронкова В.В.
Чтение . Учебник для
специальной школы.
2013
год
М.,
изд.-во
«ВЛАДОС»
Допущено
МО и науки
РФ
8 класс
Родной
(чувашский)
язык
Андреев И. А. Родной язык.
2013
год
Чебоксары:
Чув.
кн. изд-во
Рекомендова
но
МО
и
науки РФ
8 класс
Родная
(чувашская)
литература
8 класс
Родная
(чувашская) литература
2013
год
Чебоксары:
Чув.
кн. изд-во
Рекомендова
но
МО
и
науки РФ
8 класс
Математика
Эк
В.В.
Математика,
учебник
для
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида.
2014
год
М.:изд.-во
«Просвещение»
Рекомендова
но
МО
и
науки РФ
8 класс
Математика
Никишов А. И., Теремов А. В. Биология.
Животные. Учебник для специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений 8 вида.
2012
год
М.:изд.-во
«Просвещение»
Допущено
МО и науки
РФ
8класс
Русский язык
Н.Г.Галунчикова,
Э.В.Якубовская.
Русский
язык.Учебник
для
специальных(коррекционных)образовате
льных
учреждений
8
вида
4
издание,М:Просвещение,2011г
2011г
М:Просвещение
Рекомендова
но МО
и науки РФ
8 класс
Литературное
чтение
З.Ф.Малышева.Учебник для специальных
коррекционных)
образовательных
учреждений
8
вида
10
издание,М:Просвещение,2010г
2010г
М:Просвещение
Рекомендова
но МО
и науки РФ
8 класс
Родной
язык
(татарский)
Учебник
«Татарский
язык»,
авторыР.А.Асылгареева,
М.З.Зиннатова
Казань,издательство «Магариф»2010.
2010г
Магариф
Рекомендова
но МО
и науки РФ
8 класс
Родная
литература(та
тарская)
З.Н.Хабибуллина,А.Н.Хужиахметова.Тат
арская
литература
8
класс.К.
«Просвещение»2005г
2005
М:Просвещение
Рекомендова
но МО
и науки РФ
8 класс
Математика
М.Н.Перова,Г.М.Капустина.Математика,
Учебник
для
специальных
коррекционных)образовательных
учреждений
8
вида
2
издание,М:Просвещение,1992г
1992г
М:Просвещение
Рекомендова
но МО
и науки РФ
8 класс
Биология
Никишов А.И. Учебник 8 класса для
специальных
2010г
М:Просвещение
Рекомендова
но МО
коррекционных)образовательных
учреждений
8
вида
«Биология»,М:Просвещение,2010г
и науки РФ
8 класс
Технология
Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида под ред. И. М.
Бгажноковой.
Москва,
Просвещение
2010.
2010г
М:Просвещение
Рекомендова
но МО
и науки РФ
8 класс
Изобразитель
ное искусство
Учебник«Изобразительное
искус-
ство»Э.Э.Пурик.
2010г
М:Просвещение
Рекомендова
но МО
и науки РФ
9 класс
Русский язык
Галунчикова
Н.Г.,
Якубовская
Э.В.
Русский язык. Учебник для специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII вида.
2012
год
М.:изд.-во
«Просвещение»
Допущено
МО и науки
РФ
9 класс
Литература
Воронкова В.В.
Чтение . Учебник для
специальной школы.
2014
год
М.,
изд.-во
«ВЛАДОС»
Допущено
МО и науки
РФ
9 класс
Математика
Эк
В.В.
Математика,
учебник
для
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида.
2014
год
М.:
изд-во
«Просвещение»
Рекомендова
но
МО
и
науки РФ
9 класс
Биология
Никишов А. И., Теремов А. В. Биология.
Животные. Учебник для специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений 8 вида.
2014
год
М.:изд.-во
«Просвещение»
Допущено
МО и науки
РФ
7. Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ.
7.1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения,
которая позволяет обеспечить:
- систематический характер обучения;
- логически правильное изучение учебного материала;
- оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
7.2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта
группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности,
ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека,
максимальной реализацией возможностей детей. Работа с применением данных
технологий обеспечивает наиболее полное погружение обучающихся в педагогический
процесс,
«проживание»
в
себе
особенностей
такого
взаимодействия
участников
педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того,
индивидуальный подход к ребенку.
7.3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
обучающихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе,
осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений,
достигается
соответствие
социальным
запросам обучающихся,
их
родителей
и
социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, коммуникативная технология,
элементы которых реализуют педагоги школы.
7.4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко
применяются на всех уровнях обучения.
7.5. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают развитие умений
работать
с
информацией,
развивают
коммуникативные
способности
учащихся,
формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения,
позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него
содержания.
Тем
самым
происходит
подготовка
обучающихся
к
жизни
в
информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
8. Аттестация обучающихся.
Текущей аттестацией
подлежат обучающиеся 5-9-х классов. Текущая аттестация
обучающихся включает в себя поурочное оценивание результатов обучения. Успешность
освоения учебных программ обучающихся оценивается в форме 5 балльной отметки по
итогам четвертей и учебному году. Итоговые отметки по учебным предметам
выставляются с учетом результатов текущей аттестации за текущий учебный год.
Организация итоговой аттестации регламентируется нормативно-правовыми актами
разного уровня. Учёт знаний детей, обучающихся на дому, ведётся в отдельном журнале,
в котором учителя записывают дату занятия, тему учебного занятия, домашнее задание,
выставляются
текущие,
четвертные,
полугодовые,
годовые
отметки.
Классный
руководитель переносит в «Сводную ведомость учёта успеваемости обучающихся»
журнала соответствующего класса четвертные и годовые отметки.
9. Этапы программы и ответственные за их реализацию.
1. Сбор и анализ информации о детях с ОВЗ ( соц. педагог, классный руководитель):
- оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития и образования детей;
- определение способностей и потребностей;
-оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-
методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
2.Планирование, организация и координация деятельности (администрация, руководители
ШМО, учителя – предметники):
- организация образовательного процесса для детей с ОВЗ;
- обеспечение специального сопровождения детей с ОВЗ разными специалистами и
педагогами;
- разработка рабочих программ.
3. Диагностика и контроль (администрация):
- диагностика соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ
особым образовательным потребностям ребёнка;
- контроль за результатами освоения образовательных программ;
- контроль и диагностика подготовки обучающихся, соответствие ее требованиям ФГОС.
4. Регуляция и корректировка (администрация, психолог, учителя – предметники):
- внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья;
- корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
10. Предполагаемые результаты реализации программы
Создание комфортной и доступной среды в обучении, развитии и воспитании детей с
ОВЗ,
способствующей качественному и доступному образованию,
обеспечивающей
социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы. Результаты
выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью
стартового,
промежуточного
(I
полугодие)
и
итогового
(конец
учебного
года)
тестирования.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут
рассматриваться:
-динамика индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ по освоению предметных
программ:
-повышение уровня общего развития обучающихся;
-восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
-формирование недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
-коррекция отклонений в развитии познавательной сфере и речи;
Рассмотрено на заседании Утверждаю
Управляющего совета Директор школы
__________ Кузьмина И.А.
Протокол №1 от Приказ № от .09.2015г.
Адаптированная образовательная
программа начального общего образования
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
средняя общеобразовательная школа с. Ефремкино
муниципального района Кармаскалинский район
Республики Башкортостан
на 2015-2016 учебный год
с.Ефремкино
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Целевое назначение адаптированной образовательной программы основного общего
образования
3. Задачи программы
4. Принципы разработки и реализации программы
5. Условия реализации программы
6. Индивидуальный учебный план
7. Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ
8. Аттестация обучащихся
9. Этапы программы и ответственные за их реализацию
11. Предполагаемые результаты реализации программы
1. Пояснительная записка.
Адаптивная
образовательная
программа
начального
общего
образования
–
это
«Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» ст. 2 Федерального закона
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
Адаптированная
образовательная
программа
разработана
на
основе
следующих
нормативно-правовых документов:
-
Нового Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 21.12. 2012 г, ч. 1 ст.
79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273
(далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «…
содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида».
-
Статьей 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
установлено, что «…для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные
программы и нуждающихся в длительном лечении, ……,
обучение может быть
организовано образовательными организациями на дому. Основанием для организации
обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме
обращение родителей (законных представителей)».
-
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (в
редакциях от 20.08.2008 № 241, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74) «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
-
Санитарных
правил
СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(постановление
Главного
санитарного врача России от 29.12.2010 г. «№ 189,
зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. № 189).
Максимальная недельная нагрузка обучающихся на дому по общеобразовательным
предметам
установлена
СанПин
2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189.
Для обучающихся основной школы – 8 ч.
Учебный процесс обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического
процесса,
которая
реализуется
через
допустимые
изменения
в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные
часы на коррекционные занятия.
Адаптированная образовательная программа определяет содержание и организацию
образовательного процесса на дому на уровне начального общего образования. Она
представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является
самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности
школы.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в
Российской
Федерации")
установлено:
«…
содержание
образования
и
условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а
для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида».
В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа
для детей с ОВЗ, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому,
в том числе детей – инвалидов.
Данная программа дает возможность детям с ОВЗ:
-
освоить основную образовательную программу на доступном им уровне;
-
повысить уровень личностного развития и образования;
-
восполнить пробелы предшествующего обучения и воспитания;
-
повысить уровень познавательной и эмоционально – личностной сферы.
-
и предусматривает:
-
создание атмосферы эмоционального комфорта;
-
формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей
и возможностей каждого ребенка;
-
использование вариативных форм получения образования;
участие в образовательном процессе разных специалистов и педагогов:
-
социальный педагог;
-
учителя- предметники.
2. Целевое назначение адаптированной образовательной программы.
2.1. Содействие получению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и
дальнейшего профессионального самоопределения
2.2. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным
представителям) в освоении основной образовательной программы основного общего
образования;
2.3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
2.4.
Формирование
социальной
компетентности
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
развитие
адаптивных
способностей
личности
для
самореализации в обществе.
2.5. Адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного
для освоения ребенком с ОВЗ;
3. Задачи программы.
3.1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов.
3.3.Создание
условий,
способствующих
освоению
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы
основного общего
образования.
3.4.
Разработка
и
реализация
индивидуальных
учебных
планов,
организация
индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в
физическом и (или) психическом развитии.
3.5.Оказание
консультативной
и
методической
помощи
родителям
(законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским,
социальным, правовым и другим вопросам.
4. Принципы разработки и реализации программы.
4.1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного
подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию,
максимальную интеграцию в современную жизнь.
4.2.
Принцип индивидуального подхода -
предполагает необходимость определения
индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов
обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных
потребностей, возможностей и условий воспитания.
4.3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции
и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и
коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению
проблем ребёнка;
4.4.
Принцип интегрированного подхода -
предполагает интеграцию обучения и
коррекции
путем
включения
в
рабочую
учебную
программу
коррекционной
составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре
нарушений развития учащегося.
4.5.
Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи
учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
4.6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса
в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога,
администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее
успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.
4.7.
Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности -
предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающегося в ходе
обучения.
5. Условия реализации программы.
Организационные условия
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные
варианты специального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей
образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием
надомной формы обучения.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
-
оптимальный режим учебных нагрузок;
-
коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
-
учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
-
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
-
использование современных педагогических технологий;
-
оздоровительный и охранительный режим;
-
укрепление физического и психического здоровья;
-
профилактику
физических,
умственных
и
психологических
перегрузок
обучающихся;
-
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
Кадровое обеспечение:
Обучение детей с ОВЗ
осуществляют педагоги и
специалисты соответствующей
квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную
курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для
каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по
соответствующей должности.
Кадровый состав, обеспечивающий реализацию адаптированной образовательной
программы начального общего образования.
Специалисты
Функции
Учителя-предметники
Организация условий для успешного продвижения ребенка по
индивидуальному учебному плану
Административный
персонал
Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной
работы, осуществляет контроль и текущую организационную
работу
Информационное обеспечение
- создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья,
родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий
и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий,
мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Социально-педагогическое сопровождение
Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой организовано
комплексное
психолого-педагогическое
и
медико-социального
сопровождение
обучающихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и
освоения образовательных программ.
Целью социально-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в
общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального
развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Разработана программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития
детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой
категории
в
освоении
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования.
Задачи программы:
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
—
осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую
помощь детям с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
основной образовательной программы основного общего образования на доступном им
уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
Система
комплексного
социально-педагогического
сопровождения
детей
с
ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
В школе создана служба, осуществляющая педагогическое сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего
периода его обучения. В службу сопровождения
входят специалисты: педагоги,
социальный педагог.
№
п/п
ФИО
специалистов,
входящих
в
состав
ПМПК консилиума
Должность,
стаж
работы
в
ПМП
консилиуме
Сотрудник
штатный/внеш
татный
Образование
9.
Иванова
Вера
Михайловна
Заместитель
директора по УВР,
1год
штатный
высшее
10.
Ефимова
Олеся
Ивановна
Заместитель
директора
по
ВР,
1год
штатный
высшее
11.
Кириллова Валентина
Владимировна
Учитель
надомного
обучения
штатный
высшее
Цель службы сопровождения является одновременно и содержанием ее деятельности:
-помощь в самообразовательной деятельности;
-формирование положительной мотивации;
- изучение и развитие индивидуальных особенностей личности на основе диагностики.
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся включает:
-
диагностику
когнитивно-познавательной
сферы
личности,
педагогические
наблюдения;
-
создание
благоприятных
социально-педагогических
условий
для
развития
личности, успешности обучения;
-
конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Диагностика включает в себя:
-
социальную диагностику:
-
по
ходу
совместной
работы
–
выявление
особенностей,
возможностей
и
устремлений обучающихся;
-
материальное положение семьи;
-
психологическую диагностику — выявление особенностей и построение работы с
обучающимся в соответствии с этими особенностями;
-
педагогическую диагностику — весь период работы с обучающимся проходит в
диалоговом режиме, с учетом его особенностей, потребностей.
Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится на основном принципе
«замещающего развития».
Для реализации данного принципа необходимо знать:
-
актуальный уровень двигательного, когнитивного, эмоционально-личностного
развития;
-
специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и
эмоционального развития;
-
ведущий тип мотивации деятельности;
-
поэтапность в формировании новых видов деятельности.
При
социально-педагогической
работе
необходимо
учитывать
работоспособность,
темповые
характеристики,
особенности
аффективного
реагирования.
Важнейшим
правилом следует считать оптимальность учебных нагрузок для данного ребенка,
напрямую зависящая от характера ОВЗ.
Первым этапом необходима диагностика актуального уровня развития ребенка, выявление
его слабых и сильных сторон. Далее показана коррекционная работа, основанная на
нейропсихологическом методе, в ходе которой необходимо формировать произвольность,
функцию
самоконтроля,
самопрограммирования
с
привлечением
двигательных
и
когнитивных
техник.
Формировать
пространственные
представления.
Стараться
структурировать
образовательную
среду
(стереотипизация)
и
режим,
с
целью
гармонизации. В ходе работы поощрять ребенка, внушать уверенность в себе.
Направление, в рамках которого была разработана данная программа, исходит из того, что
воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза
вызывает активацию в развитии всех ВПФ.
Поэтому целью программы является: развитие сенсомоторных функций, и формирование
ВПФ.
Эти два направления применяются в комплексе с их последующей интеграцией и с учетом
взаимодополняющего влияния.
Поскольку сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в
начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам,
не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим,
восстанавливающим и «выстраивающим» взаимодействия между различными уровнями и
аспектами психической деятельности.
Методы: -моторной коррекции;
-когнитивные.
Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность
извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память,
процессы саморегуляции и т.д. Таким образом, создается базовая предпосылка для
полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими
знаниями.
Актуализация методов когнитивной коррекции с последующим включением их в
коррекционной процесс должна проходить с учетом динамики индивидуальной работы.
Этапы работы:
№ Этап
Сроки
1
Диагностика.
Выявление
актуального
уровня
развития ребенка
Сентябрь
2
Комплексная нейропсихологическая коррекция
Октябрь-декабрь
3
Промежуточная диагностика
январь
4
Комплексная нейропсихологическая коррекция
Февраль-апрель
3
Диагностика. Выявление актуального уровня развития
ребенка
Май
6. Индивидуальный учебный план.
Пояснительная записка.
Для учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому, составлен индивидуальный учебный план.
Индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов (курсов),
выбранных для освоения учащимся с ОВЗ из учебного плана общеобразовательной
организации, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Он
обеспечивает
возможность
достижения
Требований
стандарта
при
сохранении
вариативности образования. Работа с обучающимися на дому ведется в индивидуальном
режиме
по
расписанию,
согласованному
с
родителями
обучающихся.Часы,
предусмотренные бюджетом, используются как индивидуальные.
Учебный
план
для
обучающихся
c
ограниченными
возможностями
здоровья,
занимающихся по адаптированным программам, разработан на основании документов:
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Постановления от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. №
2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях».
Учебный план представлен для основного общего образования. Для каждого уровня
обучения
приводится
перечень
обязательных
для
изучения
учебных
предметов,
отражающий требования федерального стандарта.
Учебный план для V- IX – на 5-летний нормативный срок освоения образовательных
программ основного общего образования. Продолжительность учебного года в V- XI -
не менее 34 учебных недель (ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08. 2008 Т 241, от
30.08. 2010 № 889 от 03.06. 2011 № 1994 от 01.02. 2012 № 74)
Учебный план составлен с учетом оптимального уровня общей нагрузки
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочие программы для обучающихся с ОВЗ составляются на основе примерных
программ по предметам. Они соответствуют требованию ФГОС (3 класс). Программы
определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного
материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов,
отведенное
на
изучение
программного
материала,
планируется
исходя
из
индивидуального учебного плана.
Учебный план
индивидуального обучения на дому обучающегося 3 класса
МОБУ СОШ с.Ефремкино Федорова Ивана Анатольевича
на 2015-2016 учебный год по специальной (коррекционной программе )VIII вида
Учебные предметы
Класс 3
Количество часов
Русский язык
1
Литературное чтение
1
Родной язык
1
Математика
1
Окружающий мир
1
Технология
1
Изобразительное искусство
1
Психолого-коррекционная работа (развитие устной речи на
основе изучения предметов, дефектологические занятия)
1
Максимальный объем учебной нагрузки
8
Программно-методическое обеспечение:
-
УМК и рабочие программы по учебным предметам;
-
диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для
осуществления
профессиональной
деятельности
учителя,
педагога-психолога,
социального педагога;
-
цифровые образовательные ресурсы.
Учебно-методическое обеспечение программы
3 класс
Русский язык
Воронкова В. В. Русский язык.
Учебник для специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений
VIII вида.
2014
год
М.: изд.-во
«ВЛАДОС»
Допущено
МО и
науки РФ
3 класс
Литературное
чтение
Ильина С. Ю. Чтение: Учебник для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII
вида.
2009
год
Санкт-
Петербург:
изд-во
«Просвещение
»
Допущено
МО и
науки РФ
3 класс
Родной
(чувашский)
язык
Сергеев Л. П. Родной язык
2005
год
Чебоксары:
Чув. кн. изд-во
Рекомендо-
вано МО и
науки РФ
3 класс
Математика
Хилько А. А. Математика, учебник
для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида.
2005
год
Санкт-
Петербург:
изд-во
«Просвещение
»
Рекомендо-
вано МО и
науки РФ
3 класс
Окружающий
мир
Виноградова Н. Ф. Окружающий
мир.
2010
год
М.: изд-во
«Вентана-
Граф»
Рекомендо-
вано МО и
науки РФ
7. Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
7.1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения,
которая позволяет обеспечить:
-
систематический характер обучения;
-
логически правильное изучение учебного материала;
-
оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
7.2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта
группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности,
ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека,
максимальной реализацией возможностей детей. Работа с применением данных
технологий обеспечивает наиболее полное погружение обучающихся в педагогический
процесс,
«проживание»
в
себе
особенностей
такого
взаимодействия
участников
педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того,
индивидуальный подход к ребенку.
7.3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
обучающихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе,
осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений,
достигается
соответствие
социальным
запросам обучающихся,
их
родителей
и
социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, коммуникативная технология,
элементы которых реализуют педагоги школы.
7.4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко
применяются на всех уровнях обучения.
7.5. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают развитие умений
работать
с
информацией,
развивают
коммуникативные
способности
учащихся,
формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения,
позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него
содержания.
Тем
самым
происходит
подготовка
обучающихся
к
жизни
в
информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
8. Аттестация обучающихся
Текущей аттестацией
подлежат обучающиеся 2-4-х классов. Текущая аттестация
обучающихся включает в себя поурочное оценивание результатов обучения. Успешность
освоения учебных программ обучающихся оценивается в форме 5 балльной отметки по
итогам четвертей и учебному году.
Итоговые отметки по учебным предметам
выставляются с учетом результатов текущей аттестации за текущий учебный год.
Организация итоговой аттестации регламентируется нормативно-правовыми актами
разного уровня. Учёт знаний детей, обучающихся на дому, ведётся в отдельном журнале,
в котором учителя записывают дату занятия, тему учебного занятия, домашнее задание,
выставляются текущие, четвертные, годовые отметки. Классный руководитель переносит
в «Сводную ведомость учёта успеваемости обучающихся» журнала соответствующего
класса четвертные и годовые отметки.
9. Этапы программы и ответственные за их реализацию
1. Сбор и анализ информации о детях с ОВЗ ( соц. педагог, классный руководитель):
-
оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития и образования
детей;
-
определение способностей и потребностей;
-
оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-
методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
2.
Планирование,
организация
и
координация
деятельности
(администрация,
руководители ШМО, учителя – предметники):
-
организация образовательного процесса для детей с ОВЗ;
-
обеспечение специального сопровождения детей с ОВЗ разными специалистами и
педагогами;
-
разработка рабочих программ.
3. Диагностика и контроль (администрация):
-
диагностика соответствия созданных условий и выбранных образовательных
программ особым образовательным потребностям ребёнка;
-
контроль за результатами освоения образовательных программ;
-
контроль и диагностика подготовки обучающихся, соответствие ее требованиям
ФГОС.
4. Регуляция и корректировка (администрация, психолог, учителя – предметники):
-
внесение
необходимых
изменений
в
образовательный
процесс
и
процесс
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
10 . Предполагаемые результаты реализации программы.
Создание комфортной и доступной среды в обучении, развитии и воспитании детей с
ОВЗ,
способствующей качественному и доступному образованию,
обеспечивающей
социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы. Результаты
выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью
стартового,
промежуточного
(I
полугодие)
и
итогового
(конец
учебного
года)
тестирования.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут
рассматриваться:
-
-динамика индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ по освоению
предметных программ:
-
-повышение уровня общего развития обучающихся;
-
-восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
-
-формирование недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
-
-коррекция отклонений в развитии познавательной сфере и речи;
.