Напоминание

"Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ"


Автор: Оглу Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное образовательное учреждение Ямбирнский филиал "Лесно - Конобеевская СШ"
Населённый пункт: село Ямбирно Рязанская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




«Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ».

Практически

в

каждой

школе

учатся

дети,

которые

испытывают

трудности

в

обучении,

обусловленные

задержкой

психического

развития,

сенсорными дефектами, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Все

они

нуждаются

в

особой

поддержке

со

стороны

государства,

семьи,

педагогов,

которые

обеспечат

им

полную

и

полноценную

интеграцию

в

о б щ е с т в о ,

п о з в о л я т

н е

т о л ь ко

о с о б ы м

о б р а з ом

о с в а и в а т ь

общеобразовательные

программы,

но

и

обрести

навыки

социальной

адаптации,

реализовывать

собственную

жизненную

компетентность.

Современный

учитель

должен

понимать

безусловную

приоритетность

педагогического

сопровождения

детей

с

ОВЗ

со

стороны

компетентного

специалиста; быть готов к своевременному выявлению трудностей у такого

ребенка; уметь организовать разнообразные виды помощи обучающимся с

учетом

отставания

в

развитии

социальных

или

познавательных

способностей.

Инклюзивное

образование

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс.

Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть

открыт, что ему необходимо делать по-новому.

В

вопросе

коррекции

обучающихся

с

ОВЗ

большую

роль

играют

вопросы

отработки,

закрепления

и

повторения

универсальных

учебных

действий.

Коррекционная

работа

достигается

использованием

специальных

приёмов обучения и организацией процесса обучения.

Для

повышения

качества

коррекционной

работы

необходимо

выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению

характерных,

существенных

признаков

предметов,

развитие

умений

сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и

т.д.;

-

побуждение

к

речевой

деятельности,

осуществление

контроля

за

речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его

словесным обозначением и практическим действием;

-

использование

более

медленного

темпа

обучения,

многократного

возвращения к изученному материалу;

- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы,

операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к

другу;

- использование упражнений, направленных на развитие восприятия,

внимания, памяти.

Содержание

коррекционной

работы

это фактический

материал,

который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно

ориентироваться

в

окружающей

действительности

и

успешно

войти

в

общеобразовательный

процесс.

Элементы

содержания

коррекционной

работы

направлены

на

формирование

социально-адаптивных

знаний,

получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом

и явлениями реального мира.

П р и проведении коррекционной

работы

следует

применять

следующие требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы

активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и

сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к

трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

в)

дать

возможность

обучающимся

достигать

более

высоких

целей

обучения,

помогая

раскрыть

потенциальные

возможности

ребёнка

с

помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих

творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а

не ученика с учеником;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е.

доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние

успеха.

Важное место в обучении школьников занимает игра. В литературе по

школьной

педагогике

и

психологии

накоплен

значительный

материал,

указывающий на то, что игра - немаловажный вид деятельности ребёнка

школьного

возраста,

одна

из

характерных

закономерностей

детского

развития. Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое

явление: она является и игровым методом обучения школьников, и формой

обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание

детей. В процессе интересных игровых действий формирование у ребёнка

знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В

условиях игры гораздо легче активизировать внимание детей, удерживать его

на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям.

Учителю необходимо широко использовать игры в коррекционной работе,

при

этом

следует

помнить

об

их

значимости

в

целом

как

средства

физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Содержание игр формирует у детей правильное отношение к явлениям

общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. Знания об

окружающей

жизни

даются

детям

по

определенной

системе.

Многие

дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих

знаний.

Такие

игры

как "Кто

построил

этот

дом?", "От

зёрнышка

до

булочки", "С какого дерева лист?", "Новосёлы" и др. содержат дидактические

задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания по

лексическим темам "Профессии", "Деревья", "Мебель" и др. С помощью игр

дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания

в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры

ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в

мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и

явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать

предметы

по

определённым

признакам,

делать

правильные

выводы,

обобщения.

Наряду

с

умственным

развитием,

игры

развивают

сенсорные

способности

детей.

Процессы

ощущения

и

восприятия

лежат

в

основе

познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление школьника с цветом,

формой, величиной предмета позволило создать систему игр и упражнений

по

сенсорному

воспитанию,

на

совершенствование

восприятия

ребёнком

характерных признаков предметов.

Игры

способствуют

и

речевому

развитию

детей:

пополняется

и

активизируется

словарь,

формируется

правильное

звукопроизношение

("Цветы и пчёлки"), развивается фонематический слух ("Поймай рыбку"),

физиологическое

и

речевое

дыхание

("Чья

птичка

дальше

улетит",

"Приятный запах"), развивается связная речь, умение правильно выражать

свои

мысли.

Дидактические

задачи

многих

игр

составлены

так,

чтобы

научить

детей

составлять

самостоятельные

рассказы.

Некоторые

игры

требуют

от

детей

активного

использования

родовых,

видовых

понятий

("Назови одним словом", "Назови три предмета"). Нахождение антонимов,

синонимов,

слов,

сходных

по

звучанию,

-

главная

задача

большинства

словесных

игр.

В

процессе

многих

игр

развитие

мышления

и

речи

осуществляется в неразрывной связи.

Игра

создаёт

положительный

эмоциональный

подъём.

Двигательная

активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны

игры

с

дидактическими

игрушками,

предметами,

в

процессе

которой

развивается и укрепляется мелкая моторика, координация движений.

Игры,

игровые

приёмы

чрезвычайно

эффективны,

когда

задание

оказывается трудным для детей, или в тех случаях, когда учебная задача

требует многократных повторений. Эмоциональная форма вызовет желание

справиться

с

трудностями,

обеспечит

достаточную

активность

детей,

предупредит утомление от однообразных действий. Например, формирование

грамматически

правильной

речи

требует

многократных

упражнений

в

склонении имён существительных, образовании форм множественного числа,

употреблении предлогов и др. В этих целях широко используются игры

"Угадай, что изменилось?", "Найди котёнка", "Что мы видели в лесу?"

Игра в коррекционной работе - это не самоцель, а средство воздействия на

ребёнка, звено в общей системе его воспитания и обучения. Поэтому игра,

проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно

воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Игра является неотъемлемой частью работы учителя, а также может быть

использована при проведении интегрированных занятий.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех

фундаментальных

психических

процессов,

без

достаточного

развития

которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности,

интеллектуальный уровень ее осуществления.

В своей коррекционной работе с детьми с ОВЗ я использую такие игры:

«Весёлый счёт»

Цель: Формирование счетных навыков.

Задачи: Закрепить цифры от 1- 10. Упражнять в счете в прямом и обратном

порядке в пределах 10. Развивать внимание, память. Развивать интерес к

математической деятельности.

Использование: Данную

игру

тренажер

можно

использовать

во

время

непосредственной образовательной деятельности

«Домики»

Тема: «Состав чисел первого десятка», «Сложение и вычитание в пределах

10»

Цели: Закрепить

состав

чисел

первого

десятка,

повторить

сложение

и

вычитание в пределах 10, формировать интерес к изучаемому предмету.

«Математическая ромашка»

Цель: совершенствование навыков количественного и порядкового счёта.

Дидактический материал: много лепестков, на которых наклеены цифры от

1 до 10, прищепки с картинками от 0 до 10 для добавления к лепесткам.

Ход игры: Начинать прикреплять прищепки лепестки от цифры один. Во

время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть

числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число.

Многофункциональный модуль «гусеничка Умка».

Дидактическая игра «Умка» предназначена для обучения детей с ОВЗ.

Она представляет

собой

многоплановое

педагогическое

оборудование:

является

игровым

методом

и

формой

обучения

в

различных

видах

непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе с

детьми и самостоятельной игровой деятельности.

Цель: Повышение эффективности и совершенствования качества работы с

детьми с ОВЗ.

Коррекционная

р а б о т а

н а занятиях носит

элементарно-практический

характер и направлена на разрешения следующих основных задач:

-

систематизация

знаний,

направленных

на

повышение

общего

уровня

развития ребенка;

- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;

- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;

- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;

- развитие познавательной активности;

- развитие умения выполнять задание по заданной схеме;

-

развитие

общеинтеллектуальных умений:

приемы

анализа,

сравнения,

обобщения, навыки группировки и классификации.

В работе с этим пособием можно использовать много вариантов разных

игр.

«Собираем овощи и фрукты?» ( (на различные лексические темы).

Цель: Закреплять умение детей дифференцировать обобщающие понятия,

называть и подбирать соответствующие картинки по предложенным темам

(овощи и фрукты, одежда и обувь и т. п.).

Развивать внимание, память, мышление.

Подготовительная работа: Подобрать предметные картинки по нескольким

лексическим темам.

Краткое

описание: Педагог

предлагает

помочь

гусеницам

вырасти.

Для

этого требуется собирать гусеницу с названиями овощей, другую – фруктов.

Кто быстрее соберёт или, как вариант, у кого будет длиннее гусеница, тот

победил. Дети подводят итог, называя все овощи и все фрукты по-татарски.

«Подбери слова на заданный звук»

Цель: Развитие фонематического анализа и фонематических представлений,

а также внимания и мышления, развивать мелкую моторику рук.

Подготовительная работа: Подобрать предметные картинки, начинающиеся

на разные звуки.

«Составь предложение».

Цель: Формировать интерес к русскому языку. Обогащать словарный запас.

Краткое описание: На столе лежат сюжетные картинки. Нужно рассмотреть

их и составить по каждой картинке предложение из 2-х слов, из 3-х слов. Кто

хочет составить предложение по первой картинке?. Сколько слов в твоем

предложении? Правильно, ребята? Давайте посчитаем все вместе. Молодцы!

Справились с заданием.

Игра «Определи первый звук в слове»

Цель:

совершенствование

навыка

выделять

первые

гласные

и

согласные

звуки в словах.

Краткое описание: Ребёнок называет любую понравившуюся картинку на

панно и выделяет звук, с которого начинается название картинки.

Игра «Назови последний звук в слове»

Цель: Упражнять детей в выделении последнего звука в слове.

Краткое описание: Ребёнок называет картинки, прикреплённые на панно, и

последний звук в слове.

Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине

или конце).

Краткое

описание:

Педагог

называет

звук

и

предлагает

определить

его

позицию в названии предмета

Игра «Послушай звуки — скажи целое слово»

Цель: Упражнять детей в собирании слов из звуков.

Краткое описание: Ребенку называются отдельные звуки, например, С, Т, У,

Л. Он называет слово — «стул», показывает картинку, обозначающую это

слово.

Игра «Раздели слово ладошками»

Цель: совершенствование навыка деления слов на слоги.

Краткое описание: Детям предлагается найти все предметы (из числа тех,

которые «съела» гусеница), в названиях которых один (два, три, четыре)

слога. Сосчитать количество звуков в слове.

Один слог: лук, лось, шкаф, лещ, ключ и т.д.

Два слога: сова, осы, ваза, труба, шапка, лыжи, бочка и т.д.

Три слога: жёлуди, девочка, катушка, самокат, радуга и т.д.

Четыре слога: медвежонок, черепаха, гусеница, пуговица и т.д.

Игра «Составь схему слова»

Цель: Упражнять детей в умении выделять все звуки в словах.

Краткое описание: Дети выкладывают схему любого понравившегося слова.

Игра «Выбери картинку – напиши слово»

Цель: Упражнять детей в умении выделять все звуки в словах и соотносить

их с буквами.

Краткое описание: Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать

ее и написать слово магнитными буквами.

«Прочитай слово – найди картинку»

Цель: Упражнять детей в умении читать.

Краткое описание: Ребенку необходимо прочитать слово на карточке и найти

соответствующую

картинку,

затем

записать

слово

на

доске

магнитными

буквами.

Формирование грамматического строя речи

Игра «Кто это или что это?»

Цель:

Упражнять

детей

в

выделении

живого

и

неживого

предмета,

отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?».

Краткое описание: Найди и назови:

живые предметы, подходящие к слову «Кто?» (сова, сом…);

неживые предметы, подходящие к слову «Что?» (сапоги, сумка …).

Игра «Один – много»

Цель:

Упражнять

детей

в

образовании

множественного

ч исла

существительных в именительном и родительном падежах.

Краткое описание: Назвать предмет и сказать так, что их много: Самолёт –

самолёты – самолётов; топор – топоры – топоров и.т.д.

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: развивать навык согласования прилагательного и существительного.

Краткое описание: Детям предлагается подобрать как можно больше слов-

признаков к данному предмету.

Бабочка – красивая, пестрая, маленькая, разноцветная, пятнистая, легкая…

Развитие высших психических функций

Игра «Кто больше запомнил картинок — назови»

Цель: Развитие произвольной зрительной памяти.

Краткое описание: Ребёнок рассматривает предметы, которые «проглотила»

гусеница,

и,

отвернувшись,

называет

их.

Начинать

желательно

с

3-4

предметов, постепенно доводя их количество до десяти.

Игра «Что общего?»

Цель: формировать умение выделять существенные признаки у предметов,

развивать внимание, наблюдательность у детей.

Краткое описание: Ребёнку предлагается сравнить два предмета и назвать,

чем они похожи и чем отличаются.

Игра «Найди пару»

Цель: Формировать умение детей классифицировать предметы по признакам.

Краткое описание: Детям предлагаются предметы, которые находятся на

панно, объединить в пары. Например: еж, заяц – дикие животные; черепаха,

жираф – животные жарких стран; шуба, плащ – одежда, кошка, коза –

домашние животные и т.д.

С пособием «гусеничка Умка» можно придумать огромное количество

разнообразных игр. Всё зависит от фантазии и желания придумывать новое.

Игры,

игровые

приёмы

чрезвычайно

эффективны,

когда

задание

оказывается трудным для детей, или в тех случаях, когда учебная задача

требует многократных повторений. Эмоциональная форма вызовет желание

справиться

с

трудностями,

обеспечит

достаточную

активность

детей,

предупредит утомление от однообразных действий.

Важно, чтобы обучение достигало следующих целей: образовательной,

коррекционной,

воспитательной.

Образовательная

цель

определяет,

чему

педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими

методами на данном уроке корригировать психические процессы личности

обучающихся.

Воспитательная

цель

позволяет

выстраивать

линию

позитивного

психологического

и

социального

влияния

на

личность

обучаемых.

Все

эти

три

цели

обучения

должны

осуществляться

одновременно.



В раздел образования