Напоминание

Разработка урока русского языка на тему "Причастный оборот"


Автор: Дзус Елена Ильинична
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "ОСНОВНАЯ ШКОЛА №80 Г. О. МАКЕЕВКА"
Населённый пункт: Донецкая Народная Республика, г. Макеевка
Наименование материала: Разработка урока русского языка
Тема: Разработка урока русского языка на тему "Причастный оборот"
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока русского языка на тему "Причастный оборот"

Цель урока:

- Познакомить учащихся с понятием причастного оборота, его функцией в

предложении.

- Научить правильно употреблять и выделять запятой причастные обороты.

- Развить навыки грамматического анализа текста с причастными оборотами.

Задачи урока:

- Закрепить знания учащихся о причастиях и их роли в предложении.

- Научить выявлять и анализировать причастные обороты в разных

предложениях.

- Развивать способность учащихся правильно ставить запятую перед

причастными оборотами.

Оборудование: доска, маркеры, проектор (для презентации), карточки с

заданиями.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование

познавательного

интереса,

формирование

устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию

текста;

Коммуникативные: устанавливать

рабочие

отношения,

эффективно

сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые

виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,

выявляемые в ходе исследования структуры предложения.

Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного

причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого

слова

от

определяемого,

уметь

устанавливать

связь

причастия

с

определяемым

и

зависимым

словами;

выделять

причастный

оборот

запятыми.

Ход урока

1. Организационный момент (2 минуты)

Добрый день, ребята. Я рада видеть всех вас на уроке.

2. Постановка целей урока

Откройте тетради. От последней работы отступите две строки. Подпишите

число, классная работа. Тема урока – Причастный оборот. Как вы

предполагаете, чему мы будем учиться на уроке?

3. Актуализация знаний (5 минут)

Вспоминаем, что такое причастие:

Причастие — это часть речи, обозначающая признак предмета, выраженный

действием, и имеющая признаки прилагательного.

Примеры причастий:

бегущий (от глагола "бежать"),

прочитанный (от глагола "прочитать").

Задание для учащихся:

- Укажите причастия в следующих предложениях:

1. Девочка, играющая в песочнице, смеется.

2. Прочитанная книга оставила глубокий след.

3. Он стал человеком, знающим много языков.

4. Введение в тему урока (10 минут)

Прочитайте предложение на доске. Запишите его в тетрадь.

Луна, блиставшая над морем, озаряла всё вокруг чудесным светом.

Найдите причастие, обоснуйте свой ответ.

(Блиставшая. Имеет суффикс –вш-, можно заменить глаголом (которая

блистала).

Как подчеркнём причастие? Каким членом предложения оно будет

являться?

(Волнистой линией. Будет являться определением).

Как вы думаете, есть ли у причастия блиставшая зависимые слова? Как

их найти?

(Да. Для того, чтобы найти зависимые слова, нужно задать вопрос от

причастия блиставшая).

Назовите зависимые слова.

(Над морем).

В русском языке причастие с зависимыми словами называется

причастным оборотом. Он подчёркивается как один член предложения. Как

мы подчеркнём наш причастный оборот?

(Как определение).

Границы причастного оборота обозначаются вертикальными линиями.

Обозначьте

границы

причастного

оборота

в

тетрадях.

Какую

часть

предложения вы выделили?

(…блиставшая над морем…)

На прошлом уроке мы говорили об определяемом (или главном) слове.

Давайте вспомним, что такое определяемое слово, как обозначить его

графически.

(Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту.

Графически мы обозначаем его крестиком).

Найдём в предложении определяемое слово. (Луна).

Внимание на доску. Прочитайте и запишите предложение Блиставшая

над морем луна озаряла всё вокруг чудесным светом.

Выделите причастный оборот и определяемое слово.

(Причастный оборот: …блиставшая над морем... Определяемое слово: луна).

Сравните записанные предложения. Чем они похожи? Содержат ли они

пунктограммы?

(Оба предложения содержат причастные обороты и пунктограммы).

Как вы думаете, от чего зависит постановка запятых в предложениях с

причастным оборотом?

(От местонахождения определяемого слова).

Попытайтесь

сформулировать

правило

постановки

запятых

в

предложениях с причастным оборотом?

(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое

слово стоит перед

причастным оборотом. Причастный оборот не

выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после

причастного оборота).

Обозначьте пунктограммы в записанных предложениях.

- Что такое причастный оборот?

Причастный оборот — это группа слов, состоящая из причастия и

зависимых от него слов (существительных, местоимений, дополнений),

которая выполняет функцию определения.

Пример:

Девочка, играющая в песочнице, смеется.

«Играющая в песочнице» — причастный оборот, который описывает девочку.

Основные правила:

1. Запятая ставится перед причастным оборотом, если он стоит после

определяемого слова.

Пример: «Письмо, написанное учителем, лежало на столе.»

2. Запятая не ставится, если причастный оборот стоит перед определяемым

словом. Пример: «Написанное учителем письмо лежало на столе.»

Примечание: Причастный оборот всегда поясняет существительное или

местоимение, выражая признак этого предмета, например:

Ребенок, играющий на площадке, — мой брат.

5. Упражнение на закрепление (15 минут)

Задание 1: Прочитать предложения, выделить причастные обороты,

объяснить постановку запятой.

1. Мальчик, стоящий у окна, ждал свою сестру.

2. Книга, прочитанная вечером, оставила много впечатлений.

3. Собаки, бегущие по парку, весело играли.

4. Картина, написанная известным художником, была продана на аукционе.

Задание 2: Поставить запятую, где это необходимо:

1. Мы видели старую женщину несущую корзину.

2. Вечером мы гуляли по улице освещенной фонарями.

3. Этот фильм оставил яркое впечатление в памяти зрителей.

6. Практическая работа (10 минут)

Задание: Работа в парах. Каждому ученику дается набор слов, из которых

нужно составить предложение с причастным оборотом. Пример:

Слова: собака, лежать, ковёр, мягкий

Ответ: Собака, лежащая на ковре, выглядела уютно.

Карточки для работы:

1. солнце, освещать, небо, золотой

2. ребёнок, стоять, окно, чистый

3. машина, стоять, двор, новый

4. птица, лететь, небо, высоко

7. Закрепление (10 минут)

Задание: Составьте свои предложения с причастными оборотами.

1. Причастие + зависимое слово.

2. Размещение причастного оборота до и после определяемого слова.

Примеры:

Студент, готовившийся к экзамену, чувствовал себя уверенно.

Книга, написанная известным писателем, была прочитана за два дня.

8. Итог урока (5 минут)

- На уроке вы познакомились с причастным оборотом. Дайте его

определение.

- Что такое определяемое слово?

- Как обозначаются границы причастного оборота?

- В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми

(обособляется)?

- Когда причастный оборот не выделяется на письме запятыми?

- Каким членом предложения является причастный оборот?

9. Домашнее задание:

Написать 10 предложений с причастными оборотами, соблюдая правила

постановки запятой. В заданиях можно использовать различные позиции

причастных оборотов (до и после определяемого слова).



В раздел образования