Напоминание

Духовно-нравственное воспитание детей младшего и среднего школьного возраста средствами мирового искусства в рамках проекта "Большие композиторы для маленьких детей" в детских школах искусств


Автор: Стогниева Яна Борисовна
Должность: заведующий отделом музыкального искусства
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им. Г. Кукуевицкого
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей младшего и среднего школьного возраста средствами мирового искусства в рамках проекта "Большие композиторы для маленьких детей" в детских школах искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Духовно-нравственное воспитание детей младшего и

среднего школьного возраста средствами мирового

искусства в рамках проекта

«Большие композиторы для маленьких детей»

в детских школах искусств

Автор:

Заведующий отделом музыкального

искусства ДШИ им. Г. Кукуевицкого Я. Б. Стогниева

2017

Изложение содержания проекта

Основное предназначение школы искусств – развитие мотивации личности

к

познанию

и

творчеству,

реализация

дополнительных

образовательных

программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Чередование учебной и творческой деятельности является определенной

техникой

роста.

Активные

формы

деятельности

позволяют

раскрыть

внутренние

ресурсы

личности

школьника,

выявить

заложенные

в

ней

способности.

Именно искусство и метод художественного познания обладают огромным

потенциалом

гуманитарного

и

нравственного

воздействия,

обеспечивая

главнейшее

условие

развития

личности

единство

интеллектуальной

и

эмоциональной свойств психики. Музыка воздействует на человека в течение

всей

его

жизни,

от

колыбельных

песен

до

траурного

марша.

Поэтому,

важнейшая

цель

образования

в XXI веке – создание единого культурного

пространства.

Трудно представить, что ребенок сможет стать духовным человеком в

условиях

кризисного

состояния

российского

образования

и

культуры:

примитивная

эмоциональная

сфера,

духовная

инертность

постепенно

порождает в человеке жестокость, равнодушие, ограничивают круг радостей.

Средства массовой информации продуцируют развлекательную индустрию,

рассчитанную на нетребовательный вкус обывателя. В связи с падением

интереса

к

классическому

музыкальному

наследию

роль

музыкально-

лекторской

работы

в

школе

искусств

возрастает.

Отказываясь

от

облагораживающего

влияния

классической

музыки

великих

образцов

живописи, поэзии, человек лишает себя общения с искусством, создающим

надежные

предпосылки

нравственного

совершенствования.

Музыка

открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения

в

мире,

постижения

гармонического

единства

с

миром.

Музыкальное

искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания,

которые,

развиваясь,

обогащают

мировую

педагогическую

мысль.

В

настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности,

агрессивности.

Поэтому

актуальность

проблемы

духовно

–нравственного

воспитания школьников связана со следующими положениями:

-наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко

нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными

чертами личности;

-в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный

множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как

позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются

на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся

сферу нравственности.

Для реализации воспитательных целей требуются не только образованные,

но

и

духовно

развитые,

способные

к

саморазвитию

личности.

Все

это

актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения

личности, развития ее духовно - нравственного сознания, позволяющего ей

активно.

Творчески

включиться

в

общественную

жизнь

третьего

тысячелетия,

самореализовываться

и

самосовершенствоваться

на

основе

духовно-нравственных ценностей.

Современная теория музыкального воспитания рассматривает занятия

музыкой, искусством, как почву, на которой может произрастать духовное,

нравственно-эстетическое и творческое совершенствование ребенка. Такое

воспитание особенно необходимо в детском возрасте, когда формируются

нравственные качества будущего члена общества.

Концепция проекта «Большие композиторы для маленьких детей»

базируется на понимании духовно-нравственного воспитания как социально-

значимой деятельности, приоритетного направления работы нашей школы.

Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание

«человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека.

Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого традиционно ведёт обширную

просветительскую работу в рамках межведомственного и сетевого

взаимодействия. Ушли в прошлое разрозненные, различные по тематике, не

объединённые общей идеей и целью мероприятия. Сегодня в основе

воспитательной работы школы лежат концептуальные решения с учётом

целей и задач воспитательного процесса. Результатом такого подхода стала

стройная система тематических творческих проектов, объединяющих

мероприятия одной целью, имеющих внутреннюю динамику и сквозное

развитие.

Проект «Большие композиторы для маленьких детей» берет на себя

просветительскую

и

воспитательную

функции,

сможет

приобщить

школьников к отзывчивому, трепетному отношению к музыке, направлен на

поиск и внедрение новых форм, направлений культурной деятельности.

Это

культурно-просветительские

мероприятия

направлены

на

пропаганду

национальных ценностей и традиций, то, с чем юный музыкант знакомится с

самого начального этапа освоения музыкальных высот.

В целом же это

развитие

способности

детей

к

восприятию

музыки,

формирование

музыкальной

культуры

человека.

Проект «Большие

композиторы

для

маленьких детей» объединяет учащихся всех отделений. Дети с огромным

удовольствием поют, играют, аккомпанируют, творят, удивляются и радуются,

приобщаясь к миру музыкального искусства.

Учащиеся театрального отделения играют драматургически выстроенный

спектакль,

музыкальные

номера

обрамляют

действие,

являются

эмоциональной составляющей концерта.

Учащиеся детской художественной школы готовят иллюстрации к

программным произведениям концерта. Иллюстрации демонстрируются на

выставочных стендах, а также посредством слайдовой презентации.

Ведется плановая работа в рамках межведомственного взаимодействия: За

отчетный

период

с

января

2017г.

по

октябрь

проведены

8

выездных

концертов с детскими дошкольными и образовательными учреждениями. Со

всеми

этими учреждениями заключены договора о сотрудничестве: д/с

«Гусельки»,

«Незабудка»,

«РЦ

Добрый

волшебник»,

«Рябинушка»,

Сургутская

школа

для

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья, СОШ №12. Более 140 учащихся

и 35 преподавателей приняли

участие в этих концертах.

Цель:

Воспитание

музыканта,

артиста

и

слушателя,

создание

благоприятных

условий

для

поиска,

поддержки

и

сопровождения

талантливых

детей

и

молодежи.

Задачи:

Формирование культурного пространства, притягивающего,

объединяющего все социальные институты (семью, учреждения

города, округа), работающие с подрастающим поколением;

Объединение солистов, детских и юношеских коллективов в

творческий союз, способный влиять на культурные потребности

детей и юношества Сургута.

Воспитание музыканта, способного вносить свой достойный

вклад в развитие музыкальной культуры Сургута.

Сотрудничество с талантливыми детскими и юношескими

коллективами города, округа, вовлечение их в активную

концертную деятельность.

Воспитание слушателя, развитие его способностей к

восприятию музыки, формирование музыкальной культуры

человека.

Социальная адресная ориентированность направлена на учащихся школ

города, их наставников и родителей. В проекте используются современные

культурные технологии (размещение информации на сайте школы), Создана

печатная продукция (афиши, программки).

Этапы подготовки мероприятия «Большие композиторы для маленьких детей»

I этап –

февраль. Выбор темы,

программы концерта учащихся. Определение

целей

и

задач

для

участников

мероприятия:

педагоги,

учащиеся,

родители.

Назначение

ответственных

за

проведение.

В

подготовке

концертных

номеров

принимают участие все преподаватели ДШИ им. Г. Кукуевицкого. Координация

действий осуществляется через педагога-организатора.

II этап – март. Совместная работа по организации и оформлению мероприятия.

Занятия с учащимися осуществляются факультативно: во внеурочное время, один

раз в неделю, продолжительность консультации 40 мин.

В работе

учитываются

возрастные, индивидуальные особенности, специфика предмета, задачи и методы

достижения целей. Осуществляется постоянный контроль,

за

подготовкой и

выполнением концертных номеров.

Реализуется

план репетиционного периода.

Решаются вопросы по материально – техническому обеспечению. Печатается

рекламная продукция, афиши. Разносятся пригласительные билеты для гостей:

управление культуры, музыкальный колледж,

преподавателей всех школ города

Сургута

и

Сургутского

района,

в

ГОМ

-1

(инспекторам

по

делам

несовершеннолетних) для закреплённых за школой детей.

III

этап–

апрель.

Реализация

мероприятия

«Большие

композиторы

для

маленьких

детей».

Успешность

проведения

зависит

от

хорошо

продуманного

механизма подготовки на предыдущих этапах. Оформление зала. Встреча гостей и

распределение учащихся по репетиционным классам. Организация акустической

репетиции в большом зале ДШИ. Организация выставки художественных работ,

совместно с ДХШ им. Л. Горды

Концерты в рамках проекта «Большие композиторы для маленьких детей»

2015 год Концерт «По страницам Детского альбома П. И. Чайковского»

2016 год Концерт «О Моцарте, который навсегда…»

2017 год Концерт «Очарование Шуберта»

2018 год запланирован концерт «Мелодия в стиле Summertime»



В раздел образования