Напоминание

«Особенности взаимодействия триединства «ученик-родители-школа» в современных условиях: проблемы, пути выхода»


Автор: Шевцова Светлана Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: АНОО "Ломоносовская школа - Зеленый мыс"
Населённый пункт: Московская область, г.о. Мытищи
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности взаимодействия триединства «ученик-родители-школа» в современных условиях: проблемы, пути выхода»
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

«Особенности

взаимодействия

триединства

«ученик-родители-

школа» в современных условиях: проблемы, пути выхода»

1.

Проблемы взаимодействия:

В современном мире родители большое внимание уделяют вопросам образования

детей – это естественно. Мир меняется, только знающий и умеющий применять свои

знания ребенок будет успешным, поэтому родители заранее беспокоятся, чтобы их малыш

реализовал свои способности на 100% и выше.

В нашем мире объем информации увеличивается. И чем больше его, тем желание

родителей раньше поделится информацией с детьми возникает все раньше и раньше:

стараются научить малыша читать в 3-4 года и восхищаются тем, что их чадо рано начало

читать, считать. В 5-6 лет увеличивают объем чтения, учат сложению и вычитанию, все

чаще умножению и делению. «Чем раньше он научиться писать, читать, считать, тем ему

будет легче в школе» - рассуждают родители. Замечу учат технике умножения и

упрощенному делению, при этом забывая, что любое знание должно быть основано на

определенной базе знаний и умений ребенка.

«Всему свое время…», но в скоростном режиме воспитания ребенок рано теряет

возможность игры и общения со сверстниками, т.к. он сидит и выполняет задания

воспитателя, а все чаще учителя – репетитора, который готовит его к поступлению в

школу. Он проходит программу 1 класса, чтобы попасть в школу, где уже в начальной

школе информационно-программный материал «углублен», т.к. школа гарантирует

высокие результаты по ГИА и ЕГЭ только при условии постоянно увеличивающейся

теоретической и практической базы усвоения материала учеником. Это возможно достичь

только усердием, высокой работоспособностью, высоким уровнем интеллектуального

развития, психической стабильностью ребенка.

И вот родители «приучают» работать ребенка без капризов и по многу часов с

раннего возраста. И не замечают «перегорания» его. Учитель нагружает разными

дополнительными заданиями, придумывает творческие, нестандартные подходы в

обучении и ему нужна определенная база знаний ученика для успешного введения этих

инноваций. И снова ребенок сидит и выполняет задания, проекты, тренировочные

задания. Ведь у всех у нас благая цель – чтобы ребенок был успешным в этой жизни.

Но область успешности определяют родители, помогает в реализации ее школа и

педагоги.

А

результатом

нашей

цели

становится

все

увеличивающаяся

армия

экономистов, менеджеров, юристов, специалистов по налогам, банковским операциям,

торговые представители, агенты по туризму и рекламе и т.д. Профессионалы «от денег и

развлечений». Все меньше специалистов: мастеров по бытовому обслуживанию,

профессионалов среднего звена в медицине, строительстве, промышленности, а еще есть

сельское хозяйство.

И вот школа стоит на распутье: с одной стороны мы должны выполнять «заказ»

родителей (хотим, чтобы ребенок имел хорошо оплачиваемую интеллектуальную

профессию, не хотим, чтобы «копался в грязи» и был обслуживающим персоналом) и

«заказ» государства (нужны специалисты – профессионалы в науке, образовании,

медицине, промышленности, сельском хозяйстве и т.д. и лучше всего практики).

Поэтому у школы сложная задача не только образовательная -

научить

действовать, используя полученные знания, но и возродить уважение и престиж

профессий в тех областях, которые нужны государству. Сложный вопрос, потому что в

демократическом обществе выбор кем быть и как жить делают дети самостоятельно и уже

уйдя из школы.

Менталитет ребенка формируют родители, школа и социум. Поэтому развитие

ребенка, определение его жизненных ценностей и приоритетов закладываются уже в

раннем детстве: «Ты кем станешь? Банкиром, президентом? Молодец, правильно

рассуждаешь.», «Ты что хочешь стать дворником? Официантом? Ты что глупый?». Это

часто звучит от родителей, чей статус общественный не высокий и они стремятся, чтобы

их ребенок достиг того, что они в своей жизни не достигли. Поэтому ребенку, который

хочет рисовать «бьют по рукам» и говорят «нечего всякой «мазней» заниматься, лучше

решай задачи». Ребенок замечательно танцует и возможно стал бы хорошим хореографом,

но его чаще запугивают (родители прочитали, что в стрессовой ситуации включаются

внутренние резервы) и говорят: «А ну думай, учи таблицу, дрыгать ногами - это тебя не

прокормит». Другие ведут детей в музыкальную школу, с надеждой – вдруг станет

вторым Денисом Мацуевым, в художественную школу – вторым Шагалом и т.д. Т.е.

реализуют свои мечты, забывая о том, что ребенок – это личность с рождения, в которой

уже есть свои таланты и способности.

И вот малыша «ломают, шлифуют, направляют, нагружают» из лучших

побуждений. В итоге в школу приходят дети уже со сломленной психикой, заложенными

комплексами, с четко определенными целями и задачами «кем быть в 1 классе, втором,

третьем и т.д. Чаще всего дети закрыты для общения. «Взрослый – значит будет снова

требовать, заставлять, а я так устал. Я хочу побегать, поиграть, просто поговорить с

одноклассниками. Я так мало вижу детей вокруг себя, потому что после уроков я либо

дома учу уроки по 2-3 часа (а то и больше), либо у меня репетитор, либо занятия

дополнительные, на которые я еду час или два.». Так рассуждают малыши.

Как быть и что делать? Извечный вопрос.

2.

Пути выхода.

Многолетний опыт показывает, во-первых, что только просветительская работа с

родителями дает результаты: многие родители вспоминают, что их ребенок – это малыш,

у которого мы взрослые отбираем детство. Напоминать об этом родителям помогают не

только педагоги, но и специалисты – психологи.

В нашей школе организована планомерная работа по определению показателей

развития каждого ученика: так называемые ИОПы (индивидуальный план развития). Где в

триединстве «ученик-родители-школа» с раннего детства отслеживают путь развития

ребенка. Уже в детском саду специалисты школы ведут свою работу по определению

особенностей

развития

малыша

с

позиций

физиологичной,

психологической,

интеллектуальной,

проводят

консультации,

родительские

клубы

по

современным

проблемам развития детей. Обращают внимание на индивидуальные особенности каждого

ребенка, выстраивают траекторию его развития (в согласовании с родителями). Весь

накопленный материал помогает специалистам школы в организации дальнейшего

развития ученика. Педагоги всех учебных областей и администрация проводят

корректировку задач развития раз в полгода, проводят психолого-педагогические

консилиумы как индивидуальные, так и групповые 2-3 раза в год. Классные руководители

ведут с каждым ребенком его личный ИОП, где он выстраивает направления развития с

учетом своих интересов. В ход развития ребенка в школе большой вклад вносят и

родители, которые заинтересованы в том, чтобы он был здоров и получил хорошее

образование. Каждые полгода специалисты сводят всю информацию по ученику в

информационный вестник, где даются не только результаты развития в динамике, но и

рекомендации на конкретный период его жизни. В ходе этой работы проводятся

программы «Здоровье» в начальной школе, «Выбор» в старшей школе. Профориентация

уже ведется с 5 класса через систему самопознания и самоопределения.

Работа ведется большая, но главное планомерная. Итоги бывают самые разные,

некоторые родители со временем понимают, что с начальной школы нужно уделять

внимание не формированию выбора профессии или должности, а развитию качеств и

способностей ребенка, который даже с отметкой «3» может стать прекрасным оратором

или организатором. Другие, пытаются «влиять» на развитие жестко и безапелляционно. В

таком случае школа помогает ученикам находить пути выхода из данной ситуации – учит

детей быть мудрее, чем их родители. Учит навыкам компромиссного общения,

психологического аутотренинга.

Во-вторых,

качественное

образование

выстраивается

с

учетом

запросов

современного общества в лице родителей и государства. И главное учебный процесс

открыт для родителей. Проводятся родительские сессии, специальные круглые столы в

начале, в середине и конце года. Где объясняются цели и задачи работы школы на

конкретный учебный год, на конкретный класс с учетом его специфики, т.к. у нас

обучаются и дети – инвалиды. В середине года обсуждаются промежуточные результаты

работы и ведется корректировка планов. В конце подводятся итоги и даются

рекомендации на лето. И так каждый год. У каждого ученика есть свое расписание на

день, неделю, четверть (к этому приучаем с начальной школы), где ребенок вместе с

родителями и специалистами школы определяют нагрузку на ребенка. И в ходе учебного

года могут снижать нагрузку или в какой-то момент времени увеличивать. Еще раз

повторюсь – это все действует только в триединстве «ученик-родители-школа».

В-третьих, хорошее образование должно иметь возможность и творческого

развития. Поэтому 90% детей посещают кружки, секции, клубы школы. Уровень развития

внеклассной и воспитательной работы должен быть высоким, чтобы предоставить

возможность детям переключиться на другие виды деятельности. При чем все это в

шаговой доступности и с креативным, творческим коллективом.

Успешность ребенка в творчестве и признание этого сверстниками и не только –

это гарант хорошего психологического самочувствия ученика при больших учебных

нагрузках. Грамотное перераспределение индивидуальной нагрузки ребенка в течении

дня, недели, учебного года – это гарант высокого качества образования и его

успеваемости. Снижение объема домашнего задания за счет высокой плотности

проводимого занятия – это гарант сбережения здоровья ученика. Взаимодействие

ученика-родителей-школы – гарант развития нового представителя нашего общества.

Заместитель директора по УВР начальных классов, учитель начальных классов

высшей категории Шевцова Светлана Павловна

АНОО «Ломоносовская школа - Зеленый мыс», Московская область, г.о.Мытищи,

деревня Подольниха.



В раздел образования