Автор: Шевцова Светлана Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: АНОО "Ломоносовская школа - Зеленый мыс"
Населённый пункт: Московская область, г.о. Мытищи
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности взаимодействия триединства «ученик-родители-школа» в современных условиях: проблемы, пути выхода»
Раздел: начальное образование
Статья
«Особенности
взаимодействия
триединства
«ученик-родители-
школа» в современных условиях: проблемы, пути выхода»
1.
Проблемы взаимодействия:
В современном мире родители большое внимание уделяют вопросам образования
детей – это естественно. Мир меняется, только знающий и умеющий применять свои
знания ребенок будет успешным, поэтому родители заранее беспокоятся, чтобы их малыш
реализовал свои способности на 100% и выше.
В нашем мире объем информации увеличивается. И чем больше его, тем желание
родителей раньше поделится информацией с детьми возникает все раньше и раньше:
стараются научить малыша читать в 3-4 года и восхищаются тем, что их чадо рано начало
читать, считать. В 5-6 лет увеличивают объем чтения, учат сложению и вычитанию, все
чаще умножению и делению. «Чем раньше он научиться писать, читать, считать, тем ему
будет легче в школе» - рассуждают родители. Замечу учат технике умножения и
упрощенному делению, при этом забывая, что любое знание должно быть основано на
определенной базе знаний и умений ребенка.
«Всему свое время…», но в скоростном режиме воспитания ребенок рано теряет
возможность игры и общения со сверстниками, т.к. он сидит и выполняет задания
воспитателя, а все чаще учителя – репетитора, который готовит его к поступлению в
школу. Он проходит программу 1 класса, чтобы попасть в школу, где уже в начальной
школе информационно-программный материал «углублен», т.к. школа гарантирует
высокие результаты по ГИА и ЕГЭ только при условии постоянно увеличивающейся
теоретической и практической базы усвоения материала учеником. Это возможно достичь
только усердием, высокой работоспособностью, высоким уровнем интеллектуального
развития, психической стабильностью ребенка.
И вот родители «приучают» работать ребенка без капризов и по многу часов с
раннего возраста. И не замечают «перегорания» его. Учитель нагружает разными
дополнительными заданиями, придумывает творческие, нестандартные подходы в
обучении и ему нужна определенная база знаний ученика для успешного введения этих
инноваций. И снова ребенок сидит и выполняет задания, проекты, тренировочные
задания. Ведь у всех у нас благая цель – чтобы ребенок был успешным в этой жизни.
Но область успешности определяют родители, помогает в реализации ее школа и
педагоги.
А
результатом
нашей
цели
становится
все
увеличивающаяся
армия
экономистов, менеджеров, юристов, специалистов по налогам, банковским операциям,
торговые представители, агенты по туризму и рекламе и т.д. Профессионалы «от денег и
развлечений». Все меньше специалистов: мастеров по бытовому обслуживанию,
профессионалов среднего звена в медицине, строительстве, промышленности, а еще есть
сельское хозяйство.
И вот школа стоит на распутье: с одной стороны мы должны выполнять «заказ»
родителей (хотим, чтобы ребенок имел хорошо оплачиваемую интеллектуальную
профессию, не хотим, чтобы «копался в грязи» и был обслуживающим персоналом) и
«заказ» государства (нужны специалисты – профессионалы в науке, образовании,
медицине, промышленности, сельском хозяйстве и т.д. и лучше всего практики).
Поэтому у школы сложная задача не только образовательная -
научить
действовать, используя полученные знания, но и возродить уважение и престиж
профессий в тех областях, которые нужны государству. Сложный вопрос, потому что в
демократическом обществе выбор кем быть и как жить делают дети самостоятельно и уже
уйдя из школы.
Менталитет ребенка формируют родители, школа и социум. Поэтому развитие
ребенка, определение его жизненных ценностей и приоритетов закладываются уже в
раннем детстве: «Ты кем станешь? Банкиром, президентом? Молодец, правильно
рассуждаешь.», «Ты что хочешь стать дворником? Официантом? Ты что глупый?». Это
часто звучит от родителей, чей статус общественный не высокий и они стремятся, чтобы
их ребенок достиг того, что они в своей жизни не достигли. Поэтому ребенку, который
хочет рисовать «бьют по рукам» и говорят «нечего всякой «мазней» заниматься, лучше
решай задачи». Ребенок замечательно танцует и возможно стал бы хорошим хореографом,
но его чаще запугивают (родители прочитали, что в стрессовой ситуации включаются
внутренние резервы) и говорят: «А ну думай, учи таблицу, дрыгать ногами - это тебя не
прокормит». Другие ведут детей в музыкальную школу, с надеждой – вдруг станет
вторым Денисом Мацуевым, в художественную школу – вторым Шагалом и т.д. Т.е.
реализуют свои мечты, забывая о том, что ребенок – это личность с рождения, в которой
уже есть свои таланты и способности.
И вот малыша «ломают, шлифуют, направляют, нагружают» из лучших
побуждений. В итоге в школу приходят дети уже со сломленной психикой, заложенными
комплексами, с четко определенными целями и задачами «кем быть в 1 классе, втором,
третьем и т.д. Чаще всего дети закрыты для общения. «Взрослый – значит будет снова
требовать, заставлять, а я так устал. Я хочу побегать, поиграть, просто поговорить с
одноклассниками. Я так мало вижу детей вокруг себя, потому что после уроков я либо
дома учу уроки по 2-3 часа (а то и больше), либо у меня репетитор, либо занятия
дополнительные, на которые я еду час или два.». Так рассуждают малыши.
Как быть и что делать? Извечный вопрос.
2.
Пути выхода.
Многолетний опыт показывает, во-первых, что только просветительская работа с
родителями дает результаты: многие родители вспоминают, что их ребенок – это малыш,
у которого мы взрослые отбираем детство. Напоминать об этом родителям помогают не
только педагоги, но и специалисты – психологи.
В нашей школе организована планомерная работа по определению показателей
развития каждого ученика: так называемые ИОПы (индивидуальный план развития). Где в
триединстве «ученик-родители-школа» с раннего детства отслеживают путь развития
ребенка. Уже в детском саду специалисты школы ведут свою работу по определению
особенностей
развития
малыша
с
позиций
физиологичной,
психологической,
интеллектуальной,
проводят
консультации,
родительские
клубы
по
современным
проблемам развития детей. Обращают внимание на индивидуальные особенности каждого
ребенка, выстраивают траекторию его развития (в согласовании с родителями). Весь
накопленный материал помогает специалистам школы в организации дальнейшего
развития ученика. Педагоги всех учебных областей и администрация проводят
корректировку задач развития раз в полгода, проводят психолого-педагогические
консилиумы как индивидуальные, так и групповые 2-3 раза в год. Классные руководители
ведут с каждым ребенком его личный ИОП, где он выстраивает направления развития с
учетом своих интересов. В ход развития ребенка в школе большой вклад вносят и
родители, которые заинтересованы в том, чтобы он был здоров и получил хорошее
образование. Каждые полгода специалисты сводят всю информацию по ученику в
информационный вестник, где даются не только результаты развития в динамике, но и
рекомендации на конкретный период его жизни. В ходе этой работы проводятся
программы «Здоровье» в начальной школе, «Выбор» в старшей школе. Профориентация
уже ведется с 5 класса через систему самопознания и самоопределения.
Работа ведется большая, но главное планомерная. Итоги бывают самые разные,
некоторые родители со временем понимают, что с начальной школы нужно уделять
внимание не формированию выбора профессии или должности, а развитию качеств и
способностей ребенка, который даже с отметкой «3» может стать прекрасным оратором
или организатором. Другие, пытаются «влиять» на развитие жестко и безапелляционно. В
таком случае школа помогает ученикам находить пути выхода из данной ситуации – учит
детей быть мудрее, чем их родители. Учит навыкам компромиссного общения,
психологического аутотренинга.
Во-вторых,
качественное
образование
выстраивается
с
учетом
запросов
современного общества в лице родителей и государства. И главное учебный процесс
открыт для родителей. Проводятся родительские сессии, специальные круглые столы в
начале, в середине и конце года. Где объясняются цели и задачи работы школы на
конкретный учебный год, на конкретный класс с учетом его специфики, т.к. у нас
обучаются и дети – инвалиды. В середине года обсуждаются промежуточные результаты
работы и ведется корректировка планов. В конце подводятся итоги и даются
рекомендации на лето. И так каждый год. У каждого ученика есть свое расписание на
день, неделю, четверть (к этому приучаем с начальной школы), где ребенок вместе с
родителями и специалистами школы определяют нагрузку на ребенка. И в ходе учебного
года могут снижать нагрузку или в какой-то момент времени увеличивать. Еще раз
повторюсь – это все действует только в триединстве «ученик-родители-школа».
В-третьих, хорошее образование должно иметь возможность и творческого
развития. Поэтому 90% детей посещают кружки, секции, клубы школы. Уровень развития
внеклассной и воспитательной работы должен быть высоким, чтобы предоставить
возможность детям переключиться на другие виды деятельности. При чем все это в
шаговой доступности и с креативным, творческим коллективом.
Успешность ребенка в творчестве и признание этого сверстниками и не только –
это гарант хорошего психологического самочувствия ученика при больших учебных
нагрузках. Грамотное перераспределение индивидуальной нагрузки ребенка в течении
дня, недели, учебного года – это гарант высокого качества образования и его
успеваемости. Снижение объема домашнего задания за счет высокой плотности
проводимого занятия – это гарант сбережения здоровья ученика. Взаимодействие
ученика-родителей-школы – гарант развития нового представителя нашего общества.
Заместитель директора по УВР начальных классов, учитель начальных классов
высшей категории Шевцова Светлана Павловна
АНОО «Ломоносовская школа - Зеленый мыс», Московская область, г.о.Мытищи,
деревня Подольниха.