Напоминание

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Автор: Кузнецова Любовь Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ с.Субханкулово
Населённый пункт: с.Субханкулово
Наименование материала: Статья
Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО

ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Анализ работы учителя по развитию метапредметных универсальных

учебных действий (УУД) у первоклассников предполагает выявление

своеобразия УУД и их адаптацию к предмету "Окружающий мир" в 1 классе.

Необходимость формирования метапредметных универсальных учебных

действий у школьников на этапе начального образования не является

случайной. Государственная программа Российской Федерации "Развитие

образования" на период с 2018 по 2025 годы, утвержденная постановлением

Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642,

преследует цель создания благоприятной среды для поступательного

развития системы образования в России, которая направлена на обеспечение

доступности

качественного

образования,

которое

соответствует

потребностям современного инновационного и социально-ориентированного

развития страны.

[1]

Л.В. Занков утверждал, что акцент в образовании сместился с простого

усвоения знаний и навыков к более комплексному процессу. Теперь

обучение рассматривается как подготовка к реалиям жизни, формирование

активной жизненной позиции, развитие способности успешно справляться с

жизненными вызовами. Важными становятся умение взаимодействовать и

работать

в

команде,

а

также

готовность

быстро

адаптироваться

и

переучиваться в условиях постоянно меняющихся знаний и требований

рынка труда.

[/ с.15]

В свою очередь, А.С. Ермаков подчеркивал, что

освоение

универсальных

учебных

действий

(УУД)

открывает

перед

школьниками широкие перспективы для самостоятельного и эффективного

приобретения новых знаний, умений и компетенций, включая ключевой

навык – умение учиться.

Рассмотрим точку зрения А.Г. Асмолова, А.В. Воронцова, Г.П.

Даниловой, И.А. Аболмасова, Г.А. Цукермана, которые подчеркивают

многогранность понятия «универсальные учебные действия», в их работах

отмечается, что развитие УУД происходит в процессе изучения различных

предметов, каждый из которых предоставляет уникальные возможности для

формирования УУД в зависимости от своего содержания и методов

обучения.

По мнению А.В. Воронцова, универсальные учебные действия - это

комплекс умений, позволяющих учащимся самостоятельно осваивать новые

знания и формировать навыки, а также организовывать свою учебную

деятельность.

Т.С.

Фещенко

утверждает,

что

это

достигается

посредством

осознанного и активного принятия учащимися социального опыта. При этом

знания, умения и навыки рассматриваются как результат целенаправленных

действий,

возникающих,

применяющихся

и

сохраняющихся

во

взаимодействии с активной деятельностью самих учеников. Эффективность

усвоения знаний определяется разнообразием и характером универсальных

действий.

Универсальность учебных действий проявляется в их надпредметном,

метапредметном характере, обеспечивающем целостность культурного,

личностного

и

познавательного

развития,

а

также

преемственность

образовательных этапов и организацию учебной деятельности независимо от

специфики предмета.

Овладение навыком обучения предполагает глубокое понимание и

применение

всех

составляющих

учебного

процесса,

а

именно:

познавательной мотивации, учебных целей, задач, действий и операций

(ориентирование, обработка информации, контроль и оценивание).

«Умение учиться» значительно повышает эффективность усвоения

знаний,

развития

навыков

и

формирования

компетенций,

а

также

мировоззрения и нравственных ориентиров личности.

Метапредметные

универсальные

действия

это

универсальные

способы

действия,

охватывающие

познавательную,

регулятивную

и

коммуникативную сферы. Ключевую роль в развитии учебных навыков

младших школьников играют познавательные метапредметные результаты,

служащие связующим звеном между различными учебными дисциплинами.

Они

включают

в

себя

формирование

общеучебных

действий

(самостоятельное

определение

познавательной

цели,

поиск

и

отбор

информации, систематизация знаний), логических умений (анализ, синтез,

аргументация, выбор критериев для сравнения) и умений формулировать и

решать задачи.

Таким образом, метапредметные результаты обучения - это усвоенные

универсальные учебные действия, обеспечивающие формирование ключевых

компетенций.

В соответствии с ФОП НОО, метапредметные результаты отражают

степень развития универсальных познавательных, коммуникативных и

регулятивных навыков, необходимых для успешного освоения школьной

программы и формирования умений к самостоятельному обучению и

развитию.

Успешное

завершение

программы

начального

образования

предполагает освоение учащимися комплекса междисциплинарных понятий

и различных знаково-символических средств, позволяющих применять

полученные знания как в стандартных, так и в нестандартных учебных

ситуациях.

С.Г. Воровщиков в своей работе предполагает, что неясность в

понимании структуры и содержания образовательных результатов возникает

из-за выделения личностных действий в отдельную группу и попыток свести

метапредметные результаты исключительно к универсальным учебным

действиям.

В

работе

С.Г.

Воровщикова

подчеркивается,

что

сущность

метапредметного содержания образования в текущих стандартах остается

нераскрытой. Это приводит к тому, что метапредметность образовательных

результатов остается неясным требованием для педагогов, методистов,

авторов учебников и управленцев в сфере образования.

Рассмотрим подробнее каждый вид метапредметных универсальных

учебных действий (УУД).

Освоение познавательных УУД включает в себя развитие и оценку у

учащихся логических операций, исследовательских навыков и умения

работать с информацией. Владение базовыми логическими действиями

позволяет учащимся сравнивать объекты, выявлять основания для сравнения

и аналогии, объединять элементы по признакам, классифицировать, находить

закономерности

и

противоречия,

определять

недостаток

информации,

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Освоение

коммуникативных

УУД

направлено

на

формирование

навыков общения и совместной деятельности. Общение подразумевает

умение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции,

проявлять уважение к собеседнику, соблюдать правила диалога, признавать

разные точки зрения, аргументированно высказывать своё мнение, создавать

устные и письменные тексты, выступать публично и подбирать иллюстрации

к выступлениям. Совместная деятельность включает умение формулировать

цели, планировать действия, распределять роли, договариваться, оценивать

свой вклад и выполнять совместные проектные задания.

Регулятивные

УУД

формируют

умения

самоорганизации

(планирование

действий)

и

самоконтроля

(оценка

результатов,

корректировка действий). Оценка метапредметных результатов проводится

учителем в ходе текущей и промежуточной оценки, а также администрацией

школы в ходе мониторинга.

В образовательном процессе оценивается способность учащихся

справляться с учебными ситуациями и задачами, требующими применения

познавательных,

коммуникативных

и

регулятивных

умений,

которые

реализуются в рамках предметного обучения.

А.Г. Асмолов в своих работах подчеркивает, что универсальные

учебные действия (УУД) – это неотъемлемая часть учебной деятельности,

разнообразные действия, необходимые для её осуществления. Освоение

УУД, по его мнению, свидетельствует о владении учебной деятельностью.

А.В.

Усова

описывает

процесс

формирования

УУД

как

последовательность этапов, включающих осознание значимости умения,

определение цели действия, понимание научных основ, выявление ключевых

компонентов,

построение

алгоритма,

выполнение

упражнений

под

контролем, самоконтроль, самостоятельное выполнение в меняющихся

условиях и использование умения в более сложных задачах.

М.А. Гончаров считает, что формировать нужно именно способы

решения задач, создавая условия, которые бы стимулировали правильное

выполнение действий.

Н.С. Сунцов полагает, что формирование УУД требует от учителя

обеспечения самостоятельности, учащихся в учебной деятельности, создания

условий

для

развития

личности

и

ее

готовности

к

непрерывному

образованию.

Рассмотрим рабочую программу по предмету «Окружающий мир»,

предназначенную для первого класса. Данная программа направлена на

формирование у первоклассников метапредметных умений, а именно

регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных

действий.

Регулятивные УУД ориентированы на развитие умений принимать и

удерживать

учебные

цели,

искать

способы

их

достижения,

решать

творческие задачи, планировать и оценивать свои действия, а также понимать

причины успехов и неудач.

В

свою

очередь,

познавательные

УУД

обеспечивают

умение

использовать знаки и символы для моделирования объектов, активно

применять речь и ИКТ для решения задач. Они также включают поиск,

анализ и интерпретацию информации, логические операции (сравнение,

анализ,

синтез,

обобщение),

установление

аналогий

и

причинно-

следственных связей.

Программа

способствует

формированию

базовых

знаний

об

окружающем мире и умению работать с информацией в учебной среде.

В учебной программе предмета "Окружающий мир" для первого класса

также особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков, а

именно:

способность внимательно слушать собеседника и поддерживать беседу;

готовность

признавать

разнообразие

мнений

и

право

каждого

на

собственную

точку

зрения;

умение

выражать

собственное

мнение,

подкрепляя его аргументами и оценкой происходящих событий.

навыки целеполагания и определения путей достижения общей цели;

умение договариваться о распределении обязанностей и ролей в процессе

совместной работы, осуществлять контроль, давать адекватную оценку

собственным действиям и действиям других участников.

Эффективное достижение образовательных целей возможно только при

условии, что педагог обладает навыками проектирования образовательного

процесса.

Определим проектирование, опираясь на высказывания О.К. Филатова

и Д.В. Чернилевского «Проектирование – это первоначальный замысел,

концепция

или

представление,

выраженные

в

форме

описания

и

обоснования, которые раскрывают суть идеи и возможность ее воплощения

на практике.»

Проектирование, как часть педагогической практики, включает в себя

моделирование, предвидение, конструирование и планирование будущего

образовательного процесса.

М.О. Яковлева выделяет следующие этапы проектирования:

1) генерирование идеи;

2) создание проекта;

3)

проведение

педагогического

эксперимента

для

оценки

эффективности разработанной модели и внесение необходимых изменений;

4) завершение проекта (внесение изменений в рамках существующей

модели).

Применяя

системно-деятельностный

подход,

проектирование

образовательной деятельности по развитию метапредметных универсальных

учебных действий предполагает использование современных технологий

обучения,

активизирующих

учеников.

Это

требует

соответствующего

педагогического инструментария (методов, форм, средств) и находит

отражение в документах планирования уроков, таких как поурочные планы и

технологические карты.

Особое внимание уделим технологической карте как особому виду

документации для планирования урока.

Технологическая

карта

представляет

собой

современную

форму

методической

разработки,

которая

способствует

эффективному

и

качественному моделированию образовательного процесса и учебных курсов

в начальных классах. Технологическая карта служит для проектирования

образовательного процесса в начальной школе по темам курса, позволяя

педагогу последовательно реализовывать достижение запланированных

результатов образовательной программы образовательной организации.

Технологическая карта урока - это документ, который регулирует

деятельность учителя по планированию и организации образовательного

процесса

на

уроке

в

соответствии

с

требованиями

федеральных

государственных образовательных стандартов ФОП НОО.

Технологическая карта включает в себя базу данных с набором

образовательных целей, критериев оценки их достижения, методик, способов

обучения, форм работы учеников, типов и форм контроля, а также других

технологических и информационных ресурсов.

При адаптации типовых этапов урока в технологической карте важно

учитывать соответствие логике конкретного типа урока. Это может

потребовать

корректировки,

такой

как

объединение

или

исключение

некоторых этапов.

Важно, чтобы учитель при выборе УУД и планируемых результатов

для конкретного урока опирался на рабочую программу, учебники и

дополнительные материалы, рекомендованные для данного предмета.

Следует отметить, что шмуцтитул учебника может быть полезен при

разработке заданий, направленных на формирование универсальных учебных

действий у учащихся.

Шмуцтитул (нем. Schmutztitel) - это специальная страница в начале

каждого раздела учебника, особенно в начальной школе. Учитель должен

обучить детей правильному использованию шмуцтитула. Грамотная работа

со шмуцтитулом помогает учащимся планировать свою деятельность,

реализует компетентностный подход и способствует самооценке результатов.

Используя шмуцтитул, дети узнают название раздела, его цели и задачи.

Работа

с

ним

способствует

формированию

практически

всех

видов

универсальных учебных действий.

Таким образом, ФОП НОО определяет необходимость формирования

метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных) у

учеников 1 класса. Их специфика отражена в нормативных документах и

определяется

уровнем

образования,

особенностями

предмета.

Эффективность

этой

работы

зависит

от

готовности

учителей

к

проектированию образовательной деятельности на уроках по конкретному

предмету.



В раздел образования