Напоминание

Эти памятные места


Автор: Шеховцова Наталья Валентиновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Рождественская СОШ"
Населённый пункт: с.Рождествено Валуйского района Белгородской области
Наименование материала: учебно-тематическая экскурсия
Тема: Эти памятные места
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение «Рождественская общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Конкурс на лучшую разработку учебно - тематической экскурсии

«По родному краю с любовью», посвящённой 100-летию канонизации Святителя

Иоасафа Белгородского.

Учебно- тематическая экскурсия по истории: разработка и оформление Н.В.

Шеховцовой, учителя истории и обществознания МО «Рождественская СОШ»

Валуйского района.

Номинация:

«Комплексные учебно - тематические экскурсии по предметам школьной программы».

Тема:

Разработка учебно - тематической экскурсии по городу Валуйки

«Эти памятные места»

Подготовила:

Шеховцова Наталья Валентиновна

учитель истории и обществознания

МОУ «Рождественская СОШ» Валуйского

района Белгородской области

Белгородской области

Валуйского района

с. Рождествено ул. Садовая д. 28

Контактный телефон:89155741195

1

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3 - 6

Глава I.Педагогическое значение учебно0тематичекой экскурсии………………….7- 8

Глава II. Разработка учебно-тематической экскурсии «Эти памятные места».

1.

Контрольный (сопроводительный) текст учебно-тематической экскурсии…9- 15

2.

Технологическая карта …………………………………………………………16 -20

3.

«Портфель экскурсовода» ………………………………………………………21

Схема маршрута……………………………………………………………………22

Карта………………………………………………………………………………..23

4.

Заключение ……………………………………………………………………24 -26

5.

Библиографический список ……………………………………………………..27

6.

Приложение ………………………………………………………………………28

приложение № 1…………………………………………………………….29

приложение №2………………………………………………………………30

приложение № 3 ……………………………………………………………..31

приложение №4……………………………………………………………….32

приложение № 5………………………………………………………………33

приложение №6…………………………………………………………… .34

приложение №7……………………………………………………………… .35

приложение №8……………………………………………………………….36

приложение № 9………………………………………………………………37

приложение №10……………………………………………………………..38

приложение №11……………………………………………………………..39

Введение

2

Иногда мне задают вопрос: а за чем ездить на экскурсии? Зачем вообще всё это?

Экскурсии, безусловно, нужны и полезны, как детям, так и взрослым.

Но в чём конкретно заключается польза учебно-тематических экскурсий?

Во - первых, экскурсия учит. Каждая экскурсия включает в себя как минимум два урока,

содержащие множество информации. Обучение уже начинается уже в автобусе, когда

детям сообщается программа предстоящей экскурсии. Любая учебно- тематическая

экскурсия- всегда выход в мир, прекрасный и таинственный, ждущий ребёнка за

пределами его школы, района и родного города. На экскурсии дети узнают родной край,

выезжая за пределы знакомого им с детства окружения. Расширение кругозора одно из

важных результатов экскурсионной поездки. В сущности, каждая учебно-тематическая

экскурсия, оказывается маленьким исследованием окружающего мира, проведя которое,

ребёнок будет ещё немного больше готов к будущей взрослой жизни.

Во- вторых, экскурсии развивают. Дети приобретают бесценный опыт. Они привыкают

к путешествиям, поездкам в автобусе, учатся организовано посещать объекты культуры,

достопримечательности и памятники архитектуры. У них появляется больше времени

общения с друзьями, а сне индивидуальным компьютером, который отрицательно

влияет на его здоровье. У ребёнка есть возможность проявить самостоятельность вдали

от дома, родителей, посмотреть, как живут люди в других городах.

В – третьих, не могу не отметить. Дети, часто бывающие на экскурсиях, уже немного

другие, они свободнее чувствую себя в реальной действительности. Поэтому я сделала

для себя один простой, но очень важный вывод. Ребёнку нужно ездить на экскурсии в

музеи, усадьбы, парки, посещать промышленные объекты, как можно чаще. Тогда он

вырастит разносторонним, увлекающимся человеком, способным оценить красоту

нашего мира, понять роль нашей Родины в истории, понять, как богата и интересна

наша земля. А это нужно в современном мире. Поэтому я хочу признать, что экскурсии

делают самое главное. Они воспитывают.

Посещение достопримечательностей истории и культуры, не только развивают у

школьника чувство прекрасного, пополняя его художественные и исторические знания,

но воспитывают в нём, уважения к памятникам, то есть, к памяти, к нашим предкам. А

это уже патриотизм. Патриотизм настоящий, идущий от души, патриотизм глубоко

чувственный, естественно просыпающийся в ребёнке, органически вырастающий из

гордости за свою страну и свой народ, построивший такие прекрасные дворцы,

крепости, монастыри, храмы.

В целях реализации долгосрочной программы развития школьного туризма для

учащихся Белгородской области «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья к

святыням Отчизны» на 2008-2013 годы мной разработаны учебно - тематические

экскурсии, которые осуществляются совместной деятельностью педагога- экскурсовода

и учащихся- экскурсантов в процессе изучения явлений действительности,

наблюдаемых в естественных условиях (памятники истории и культуры, памятные

места и др.) или в учреждениях культуры (музеи, выставки). Ряд учебно- тематических

экскурсий проходят на базе нашего школьного музея, весь материал сгруппирован по

определённым темам, который рассказывает об истории «малой Родины» и людях села:

3

«Мой край, моё село», рассказывающей об истории родного края и основания села

Рождествено; «Первые пионеры и комсомольцы села», где рассказывается, какими были

первые пионеры и комсомольцы, «Они учились в нашей школе», о работе, успехах,

выпускников школы.

На конкурс мной представлена учебно - тематическая экскурсия «Эти памятные места».

Эта учебно – тематическая экскурсия направлена на активное познание истории Родины

по спирали: расширительно- от «родного гнезда» (дома, улицы, города) до дальних

границ своего Отечества, и углублённо- от созерцания- ознакомления к изучению-

исследованию. Эффективность и актуальность такой учебно - методической экскурсии

очевидна, так как она имеет огромное воспитательное и образовательное значение и

является одной из составной части деятельности преподавания истории, обогащает

знания, расширяет исторический кругозор, содействует их росту интереса к истории и

является базой в разделе изучения краеведения. Учебно - тематическая экскурсия «Эти

памятные места», реализовывает программу под названием: «По родному краю с

любовью». Будущее России зависит от степени подготовленности молодых поколений к

достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов

многонационального государства. Поэтому

значение таких экскурсий велико, они помогают молодому поколению в ценностном –

идеологическом самоопределении и возможности культурного организации досуга.

Экскурсии по ознакомлению и изучению родного края, по моему мнению, могут стать

ключом для возрождения национальных традиций, стать базой для формирования

духовности молодого поколения. Воспитание молодежи в духе любви к родине, с

чувством ответственности за своё Отечество невозможно об обращения к истории

своего народа, своей страны, своих традиций. Этим и объясняется актуальность

выбранной темы.

«Экскурсия – особая форма учебной и внеурочной работы, служащая целям воспитания

подрастающего поколения» - А.В. Родин и Ю.В. Соколовский в работе «Экскурсионная

работа по истории».

Ведущая цель данной экскурсии информационно - развивающая:

обеспечить полноценное восприятие архитектурных памятников города;

познакомить с историей края и промышленными предприятиями города;

дать краткую историческую справку по истории развития нашего города.

Образовательная цель:

развить способность к самостоятельному суждению и межличностному

контакту;

повысить качество обучения посредством восприятия подлинных

исторических памятников;

развить сенсорные способности у учащихся- видение формы, цвета, фактуры.

Воспитательная цель :

формирование в человеке чувство патриотизма;

формирование ценностных ориентаций личности;

расширение познания в различных областях культурного наследия;

4

развитие устойчивого интереса к памятникам истории и культуры.

Задачи экскурсии:

развить уважительное отношение к истории прошлого родного города;

воспитание бережного отношения к памятникам архитектуры;

формирование способностей размышлять по поводу увиденного,

анализировать и обобщать собственные впечатления, наблюдения мысли;

развитие творческого воображения;

развитие сенсорных способностей;

развитие способности словесно выражать (оформлять) свои мысли;

формировать патриотические чувства;

формировать познавательную активность.

Объект показа: достопримечательности города Валуйки.

Вид экскурсии: по содержанию - учебно - познавательная.

Тип экскурсии : относится к классу культурно - исторических экскурсий.

В соответствии поставленными задачами экскурсии, используются следующие методы:

метод показа;

метод рассказа;

эмпирические – беседа с экскурсоводом, посещение туристических

объектов.

По содержанию: историко- краеведческая, так как знакомит с историей «Малой

Родины», поможет глубже приникнуть в историческое прошлое нашего края.

По месту в учебной работе: вводная, предшествующая изучению учебного материала

на уроке, согласно учебного плана.

По месту проведения: комплексная (центр города и его окраины).

По способу передвижения: транспортная (автобусная), она содержит действие двух

планов: показ и анализ экскурсионных объектов на остановках, с обязательным выходом

из автобуса и рассказ в пути, чаще всего связанный с характеристикой памятных мест.

По характеру: смешанная (соединяются городские, парковые объекты,

посещение интерьера и т.п.).

Ожидаемые результаты: развить у детей желание знать историю России и малой

Родины.

Оборудование: транспорт, микрофон.

По составу и количеству участников – 22 человека.

Продолжительность: 3,5 часа.

Категория экскурсантов: учащиеся МОУ «Рождественская СОШ» - 5- 6 классы.

Основные объекты показа: центр города, Раздолье, Валуйский Успенский Никольский

мужской монастырь.

5

Глава I. Педагогическое значение учебно-тематической экскурсии.

Чувство Родины нужно заботливо взращивать,

прививать духовную осёдлость. Если не будет корней в….

родной стороне – будет много людей, похожих на

иссушенное растение перекати-поле.

Д.С

.

Лихачёв

6

Нужно ли изучать историю родного края, своей Родины? Так ли это важно в нашем

переполненном информации веке? Факт неоспоримый нужно.

Актуальность обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные

процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества –

всё это оказывает негативное влияние, на подрастающее поколение. Как изменить

ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить

Родину и быть нравственным и успешным? Как формировать терпимость друг к другу?

Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя

попытка сосредоточить внимание школьников родного края, на некоторых способах

решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного

края, её традициями, нравственными ценностями. Поэтому сегодня школа - одно из

главных мест воздействия на личность учащихся. Самый эффективный путь – на

живых, ярких, близких уму и сердцу примерах. Как много ещё подростков, которые

ничего не знают об истории родного края. Д.С. Лихачёв говорил: «Любовь к родному

краю, значение его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост

духовной культуры всего общества. Культура - как растение, у неё не только ветви, но и

корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Историческое

краеведение, любовь и интерес к малой родине, живёт в каждом ребёнке, поэтому

краеведение – важный элемент в воспитании молодёжи, которым должны быть

охвачены все учащиеся на каждом уроке и во внеурочной деятельности. Эту задачу

помогает осуществить национально - региональный компонент. Он включает в себя ту

часть содержания образования, в которой отражено региональное (национальное,

природное, культурно – историческое, социально - экологическое) своеобразие теории,

на которой живут и учатся ребята. В успешном решении этой задачи огромное значение

имеют учебно- тематические экскурсии. Педагогическое значение такой экскурсии

велико. Во – первых, она даёт учащимся знакомиться с историко- краеведческими

объектами в естественных условиях. Во – вторых, педагогическом отношении

экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель

имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными

историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает

учащимся создать более верные представления о далёком прошлом; экскурсия помогает

школьникам как бы стать современниками исторических событий прошлого. В –

третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов.

Это, во– первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала

на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для

самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на

последующих уроках. Во – вторых, экскурсия является продолжением изучения

исторического материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения

конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В – третьих, целью

которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала

на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии

7

проводятся тогда, изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В –

четвёртых, экскурсии проводимые, с целью установлении связи материала,

изложенного в учебнике, с современностью. После проведения экскурсии

целесообразно провести устный или письменный учёт знаний. Это может быть опрос на

уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивания сообщений и докладов

учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Письменный учёт знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления

результатов экскурсии так же может быть выпуск бюллетеня, стенгазета с зарисовками,

фотографии, краткими описаниями экспонатов.

Вывод. Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния

являются историко- краеведческие экскурсии, путешествия по родному краю, которые

являются базой учебно- тематических экскурсий. Изучаемый на уроках материал

дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выбрать

правильное представление об окружающей действительности.

Огромное воспитательное значение имеют экскурсии, связанные с материалом

историко- революционных и событий военных лет.

Экскурсии учат школьников видеть историю вокруг себя.

Глава II. Разработка учебно - тематической экскурсии «Эти памятные места».

1.

Контрольный (сопроводительный) текст учебно-тематической экскурсии

«Эти памятные места».

Цели и задачи: -

познакомить с архитектурными памятниками города, историей края, промышленными

предприятиями города;

- дать краткую историческую справку по истории развития нашего города;

- развивать уважительное отношение к историческому прошлому родного города

8

- воспитывать любовь к родному краю;

- познакомить детей с бытом и нравами провинциального города того времени.

Оборудование: транспорт, микрофон.

Маршрут:

-Центр города;

- Раздолье;

- Храм Игнатия Богоносца;

- Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь;

- Центр.

Содержание экскурсии.

-

Здравствуйте,

ребята!

Я

рады

приветствовать

Вас.

Мы

все

вместе

совершим

увлекательное путешествие в город Валуйки.

Это один из старинных городов нашей области. В нашем городе проживает 35 453

жителей (перепись 2010 г), в поселковой и сельской черте.

Город Валуйки Белгородской области основан более 400 лет назад как город - крепость

в

1593

году.

Он

стал

одним

из

крупных

городов

области

не

только

по

величине

занимаемой площади 3600 га без пригородов и сельских территорий, но и по своему

экономическому потенциалу. В город расположен в живописном месте у слияния рек

Валуй и Оскол, на юго-востоке Белгородской области. Крепость была построена за 5

месяцев как защита от набегов чужеземцев по указу царя Бориса Годунова. Это было

мощное сооружение – земляной город. Крепость имела форму почти

правильного

квадрата,

окружности

около

560

саженей.

С

севера,

с

запада

и

юга

Валуйская крепость была защищена рвом 4-х метровой глубины. Вокруг крепости были

сделаны

надолбы

/

врытые

в

землю

столбы

в

2,3,4

ряда/

длиной

около

19

км.

Одновременно возникли три крепости: Белгород, Старый Оскол и Валуйки.

Сейчас мы с Вами находимся практически в самом центре той старой крепости -

н а Центральной

площади

города.

Раньше

она

называлась

Базарной.

На

ней

проводились ярмарки 4 раза в год. Высокое белое здание- здание администрации города

и района. На его месте в 1951 году был построен городской кинотеатр. Напротив здания

администрации

находится памятник вождю революции В. И. Ленину, выполнен из

бронзы и гранита. Скульптор А. В. Кербель.

Сейчас мы выезжаем на улицу 1Мая,

которая раньше называлась Курянская.

Переименована

31

января

в

1919

году.

Свернув

на улицу

9

Января

(ранее ул.

Подгорная) видим здание Дворца Культуры и Спорта, которое было построено для

культурного развития нашей молодёжи 19 января 1998 году. После революции на этом

месте находились НЭПовские магазины и частные дома.

Рядом со зданием ДК находится районная библиотека. В 1909 году валуйской

уездной

земской

управой

построено

специальное

здание,

в

котором

была

открыта

9

первая Публичная библиотека. Долгое время в этой библиотеке работала заведующей

правнучка русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева Ольга Петровна Тютчева. А ещё в

начале 30-х годов в нашем городе находился Лев Давыдович Троцкий - член политбюро

ЦК

партии

большевиков

и

выступал

на

городском

митинге

с

балкона

публичной

библиотеке. Этот балкон сохранился и сейчас.

Здание средней общеобразовательной школы № 1 построено в 1981 году,

является

самой

большой

и

новой

школой

города.

Рядом

с

ним

Базовая школа-

старинное здание, построенное в 1914 году для женской и мужской гимназии, а в 1919

году

здесь

размещался

госпиталь

1-й

Конной

армии.

В

годы

войны

в

нём

тоже

находился госпиталь для раненых. Из стен этого здания вышли знаменитые валуйчане:

авиаконструктор

К.

А.

Калинин,

создавший

самый

большой

самолёт

в

мире

К-7,

который

явился

прототипом

нынешних

сверхзвуковых

самолётов,

первый

в

мире

бомбардировщик, созданный по без хвостовой системе, А. И. Игнатьев - народный

художник Киргизии, основатель Валуйского художественного музея.

Рядом мы видим новое здание Казначейства, открытое в 2004 году.

Территорию расположенную далее занимал когда-то городской сад. Теперь в

сквере

находится памятник

5-ти

валуйчанам,

воинам

интернационалистам,

погибшим

в

Афганистане,

а

также

памятник,

погибшим

в

годы

революции

и

Гражданской войны.

Слева от вас находится городской кинотеатр, названный именем выдающегося

валуйчанина Н. Ф. Ватутина. Его Бронзовый бюст стоит на «Аллее Героев».

Справа находится Братская могила, в которой захоронены останки 213

Советских воинов, погибших в январе 1943 года при освобождении города Валуйки.

Памятник «Скорбящая мать» выполнен скульптором Балашовым А. М. в 1981 году.

За ним следует Аллея Героев, Которая была открыта в канун празднования 50- летия

Великой Победы. На ней установлены бюсты 16 валуйчан- Героев Советского Союза.

Слева остаётся здание Валуйского историко-художественного музея,

построенное в 1913 году. В нём располагалось Высшее Начальное училище.

Ниже мы видим здание МЧС России, а когда-то на этом месте находилась

женская прогимназия, размещавшаяся в одноэтажном здании, открытая в 1867 году. В

ней учились в основном дети дворян, купцов и духовенства. И только в1936 году на

этом месте была построена городская пожарная часть из кирпича собора Владимирской

иконы Пресвятой Богородицы.

Сейчас мы сворачиваем на улицу Пролетарскую и направляемся в район

Завалу.

Спускаемся

по

высоководному

мосту

через

реку

Валуй. Мост

сдан

в

эксплуатацию в 1974 году. После капитального ремонта был открыт в декабре 2005 года.

Средства для ремонта выделены из местного бюджета. Именно название реки дало

название нашему городу, что в переводе с курско - орловского наречия, по словарю

Даля, означает « ленивый, неторопливый, медлительный» -как течение реки.

Мы въезжаем в район, который назывался Панская слобода. Проехав по улице

Демьяна Бедного, Сворачиваем на самую длинную улицу нашего города - улицу Ленина.

Слева

от

нас

остаётся район Казацкой,

получивший своё название от того, что в

первые годы существования крепости, его заселяли казаки. А в 1939 году на жительство

в Валуйки прибыло 75 украинских казаков во главе с атаманом Василием Марковым.

10

Они заселяли левый берег Валуя. Так как в обращении украинцев преобладали «Пан»,

то слободу прозван Панской. На пересечении улиц Д. Бедного и Ленина стояла церковь

Покрова Пресвятой Богородицы, взорванная в 1941 году.

Сейчас мы с вами въезжаем в микрорайон Раздолья. Назван он так за свою особую

привлекательность пойменных лесов и рельефа реки Валуй. Примерно в 1940-х годах

это место служило отдыхом для валуйчан.

Во второй половине XIX столетия наш город несколько стал оживляться, так как

начали

появляться

промышленные

заведения.

К

1850-

1860

гг.

крестьяне

начали

выращивать

подсолнечник

для

получения

подсолнечного

масла.

Поэтому

среди

промышленных

предприятий

появилась

и

первая

маслобойня

промышленника

Добычина, построенная в Панской слободе в 1854 году с одним круглым прессом. Все

имеющиеся

в

нём

механизмы

приводились

в

движение

от

конной

тяги.

Производительность завода в сутки была 192 кг масла. Количество рабочих, занятых на

производстве колебалось от 10- до 12 человек. А в 1889 году купец Иванов перекупив

маслобойню, преобразовал её в завод. Сейчас здесь раскинулись современные цеха

одного из лучших предприятий пищевой отрасли России.

В 1897 году рядом с заводом из Ельца пролегла железная дорога. По началу она

использовалась как пункт для разгрузки прибывшего подсолнуха.

С 1958 г. завод стал называться МЭЗ – масло - экстракционный завод. В

настоящее время он носит название КРМ - комбинат растительных масел. В 1998 г. он

вошёл в состав американской тридинговой корпорации.

Главная выпускаемая продукция – масло «Милора», «Раздолье». Лузга, которая

остается

от

переработанных

семян

сжигается

в

котельных,

а

полученное

тепло

направляют

на

отопление

помещений

и

цехов.

В

настоящее

время

суточная

производительность составляет 120 тонн. На заводе трудятся 782 человека.

Мы проезжаем через железнодорожный переезд Харьков – Валуйки-Балашов-Пенза.

Мы подъезжаем к пещерному храму Игнатия Богоносца.

К числу древнейших монастырских учреждений Воронежской епархии относился

Валуйский Успенско – Никольский монастырь, основанный в1613 году. Как и во многих

старинных монастырях при святой обители был устроен пещерный

скит во имя

Святого Игнатия Богоносца. Точное основание пещерного скита установить достаточно

сложно, по ряду косвенных признаков его можно датировать серединой 17 века.

С 1897 по 1910 год в связи с неудовлетворительным состоянием подземных

галерей был проведён комплекс восстановительных работ. Наиболее опасные места стен

и

потолка

пещер

были

укреплены,

образовавшиеся

трещины

и

щели

заделаны

штукатуркой.

Официальное

открытие

пещерного

комплекса

после

реконструкции

состоялось 4 мая 1914 года.

В то время пещерный монастырь представлял собой

комплекс из надземного скита, где в летнее время пребывало до 10 человек монашеской

братии; часовни при входе в пещеры и пещерного храма во имя Святого Игнатия

Богоносца,

являвшегося

главным

культовым

сооружением

монастыря.

Подземная

церковь имела круглую форму, диаметром около 6 метров и высотой три метра. Во

время богослужений пещерный храм мог вместить до 33 человек.

11

На самом верху горы начато строительство деревянной церкви во имя Преображения

Господня, однако революционные события привели к уничтожению ещё не освящённого

храма, который был сожжён в 1917 году.

О самих пещерах существует немало легенд, прежде всего, связанных

с

утверждением, что подземные переходы проходят под рекой Оскол, а главный вход в

пещеры берёт своё начало из Никольского храма Успенско - Никольского мужского

монастыря.

Закрытие Валуйского Успенско – Никольского мужского монастыря, официально

произошедшее

в

1926

году,

негативно

сказалось

и

на

существовании

пещерного

монастыря. В конце 20-х начале 30 – х годов он повергся разграблению, изгнанию

монахов и многолетнему запустению.

Открытый доступ в пещеры, воздействие атмосферных осадков и талых вод

фактически поставили комплекс на грань полного уничтожения.

В июне 2005 года началось возрождение уникального памятника православия,

создан Попечительский совет, который возглавил Д.В. Худаев и И.М. Посохов. На

первом этапе восстановления комплекса была проведена

его очистка от наносных

отложений и многолетнего мусора. В ходе дальнейших

работ было проведено как

обустройство

надземной

части

монастыря

с

прокладкой

верхней

и

нижней

автомобильных

дорог,

оборудованием

автостоянки,

разбивкой

парковой

зоны,

строительством верхнего деревянного храма, проведением внешнего освещения, так и

укрепление внутренних помещений пещерного храма, сводов и стен подземных галерей.

22 сентября 2007 года состоялось торжественное открытие и освящение пещерного

комплекса и его передача Белгородско – Старо Оскольской епархии. В настоящее время

в верхнем храме проводятся богослужения по субботам и воскресеньям, организовано

движение автобуса для желающих принять участие в службах.

От храма Игнатия Богоносца хорошо просматривается вид на

Валуйский

Успенский Николаевский монастырь. Множество легенд связано с ним. Говорят о

запрятанных кладах, о подземных ходах, будто бы соединявших монастырь с правым

берегом Оскола. Но это лишь легенды.

Монастырь основан в 1613 году царём Михаилом Фёдоровичем Романовым. Но до

того времени на месте нынешнего монастыря была часовня с иконою Св. Николая

Чудотворца. При этой часовне жил монах Корнелий, из отставных служилых и при нём

три монаха. Он был построен на низменном полуострове. В весеннее время полуостров

совсем превращался в остров, вода обливала монастырь со всех сторон. В старину

носил

различные

названия.

Если

их

собрать

воедино,

то

получится

«Валуйский

Успенский

Николаевский

Пристанский

монастырь».

«Пристанский»-

название

объяснялось тем, что близ монастыря была пристань, «Успенский»- по главному храму,

«Николаевский»- по чудотворной иконе Святителя Николая, дважды явлённой на месте

монастыря.

Никольский трёх престольный собор – самое впечатляющее из зданий

знаменитого когда-то Валуйского монастыря. Высота его с крестом составляла 55,5

метра,

глубина

фундамента-

4

метра.

Пятиглавый

храм

был

украшен

снаружи

гипсовыми украшениями- изображениями Христа, Богоматери, ангелов, а между окон

размещены 12 фигур Апостолов. Вызолоченные купола и крыши отделаны «в чашку и

12

под чешую». Иконостас фаянсовый, с сочетанием блеска, золота, эмалей. Стоимость

храма по тогдашним временам составляла 200 тысяч рублей, а вмещал он 3 тысячи

человек. На его освещении в 1913 году присутствовало более 50 тысяч паломников, на

берегу Оскола накрыли стол на 3 тысячи человек, а вечером был даже фейерверк-

диковинка для провинции по тем временам.

Первоначально судьба монастыря была тесно связана с жизнью города. Как и

другие окрестные города, Валуйки были устроены как сторожевой пункт татарских

набегов.

И

город,

и

вместе

с

ним

монастырь

не

раз

подвергались

страшным

опустошительным набегам. Монастырь был не только культурным и духовным центром

близлежащих земель. Монахи выполняли ещё и государственные функции, передовая в

Москву все сведения о политической обстановке в округе в те времена. При основании

монастыря ему была пожалована пашенная земля. В скором времени у монастыря

появились

крестьяне, которые были освобождены от налогов и денежных поборов.

Монастырь развил сельскохозяйственную деятельность.

Монастырских зданий было 6: 2 братские кельи, ледник, конюшня, житник. С

1766 года у монастыря отбираются земельные угодья, и он проходит в бедственное

положение. Его спасает чудотворная икона святого Николая. Слава об этой иконе, о её

чудотворной силе привлекает много богомольцев, щедрые пожертвования помогают

выжить ему.

В монастыре иноками были люди простые, но были и пресвященные. Так в 50-е

годы 19 столетия иноком становится Иван Николаевич Шидловский- литератор, пишет

стихи, прекрасный декламатор, друг и учитель Достоевского.

Внутренний разлад,

душевная неустроенность приводит его в Валуйский монастырь. Шидловский пробыл

в нём несколько лет, но и до конца дней не снимает одежду инока-послушника.

Предания о чудном спасении людей во время службы 5 марта 1882 года. Сильный

ветер сорвал железную крышу со стропилами и понёс на храм, где шло богослужение.

Кровля храма на деревянных арках не выдержала бы, и люди погибли бы. Но в

последнее мгновение ветер изменил направление, и кровля обрушилась на землю. Это

было чудесное избавление Николаем Чудотворцем людей от гибели. В 1906 году был

заложен храм во имя Спасителя Христова и Чудотворца Николая Киликийского в

память

трёхсотлетия

основания

монастыря

и

царствующей

династии

Романовых,

обретения близ храма иконы Николая Чудотворца. Строительство закончено в 1913 году.

Сейчас этот храм стоит на территории колонии.

Последний период существования Валуйского монастыря связан с именем

настоятеля архимандрита Игнатия (1820-1912гг.), управляющего им более 50 лет. Им

было много сделано для укрепления храма. А в 1935 году на месте монастыря была

организована детская колония. Подобных храмов в России всего 4.

Экскурсия в пещерном храме

(Посадка пассажиров в автобус)

Сейчас отправляемся в обратный путь.

13

Мы останавливаемся у переезда одной из железнодорожных ветвей Харьков –

Валуйки-Балашов-Пенза.

Первая железная дорога – Харьков-Балашов была проложена в Валуйках в 1895

году. А через два года другая – Елец - Валуйки. Вскоре Валуйки стали крупным ж - д

узлом.

Огромна

была

его

роль

в

годы

ВОв:

через

Валуйки

шли

составы

с

продовольствием и боеприпасами из Донбасса в Москву. Особенно тяжёлыми для

города оказались месяцы немецкой оккупации (июль 1942 – январь 1943 гг.). Именно

здесь, в районе железно-дорожного вокзала, развернулись самые ожесточённые бои. 19

января 1943 года в ходе Острогожска - Россошанской операции силами 201-й танковой

бригады под командованием генерала Таранова и 7-го кавалерийского корпуса генерала

Соколова Валуйки были освобождены от немецко - фашистских захватчиков. В 30-ти

градусный мороз танки двигались на город со стороны Вейделевки.

Кавалерийские

эскадроны,

получившие

сигнал

к

атаке

в

5

часов

утра,

двигались

со

стороны

Рождествено и Насонова. Ожесточённые бои продолжались до полудня. За 5 месяцев в

городе были расстреляны более полутора тысяч

человек, освобождая его. Справа

останется здание вокзала, введённое в 1956 году.

А теперь мы с вами подъезжаем к тому месту, где справа на перекрёстке улиц

Ленина и Комсомольская находится городская средняя школа № 3. До 1940 года у

школы не было ни своего здания, ни своей постоянной базы. Дети учились с переходом

в разные школы города. Открывшуюся школу в 1940 году, возглавлял директор И. И.

Сувилов. Первый выпуск учеников состоялся в 1941 году. Многие из её учеников прямо

из-за парты шагнули в самое пекло войны. Вместе с ними добровольцем на фронт ушёл

и их директор. Многие ученики погибли на полях сражений ВОв. В школе, в честь

погибших за Родину, установлена мемориальная доска.

Среди окончивших среднюю школу № 3 немало известных людей. Среди них

Анатолий

Попов- доктор химических наук, Юрий Кофанов – профессор кафедры

радиотехнических наук. На сцене Ленинградского театра прекрасно играют актрисы

Наталья Кутасова и Наталья Аглоткова. Среди выпускников наша местная поэтесса Н.

В. Бояренцева, которая родному городу и школе посвятила ни одно стихотворение.

А сейчас мы направляемся в центр нашего города,

на улицу Пролетарскую,

которая раньше называлась Мещанская, поскольку здесь жили зажиточные люди.

Слева остаётся здание Валуйской уездной земской управы. Здание построено в

1885 году.

Рядом здание первого банка города, построенного в 1902 году.

На перекрёстке улиц Степана Разина и Пролетарской – здание Дома Правосудия,

а рядом детская музыкальная школа, где в 1919 году находился штаб 1-й Конной армии.

Справа остаётся

здание Никольской церкви, построенной в 1940 году. От

разрушения церковь спасла случайность. В ней хранились боеприпасы и ночью её

охраняли.

Справа находится дом, где в 1919 году располагался Реввоенсовет 1-й Конной

армии. С другой стороны дом, в котором находилась квартира командира 1-й Конной

армии Семёна Михайловича Будённого.

Мы снова вернулись к зданию МУК «Валуйский историка – художественный

музей, что является нашей конечной точкой путешествия.

14

Спасибо за внимание. До свидания!

Продолжительность экскурсии: часа

В стоимость входит: проезд на автобусе, экскурсионное обслуживание.

Технологическая карта учебно - тематической экскурсии.

Этапы

Объект показа

Продолжительность

осмотра

Основное

содержание

Указание по

организации

Методические

указания

1

2

3

4

5

6

Встреча с

участниками

экскурсии.

Чтение инструктажа

и его положения по

технике

безопасности.

5 мин.

Знакомство с

правилами

поведения в

движущемся

транспорте и

на открытой

местности.

Коллективное

посещение

всех объектов

экскурсии во

главе

учителя-

экскурсовода.

Строгое

соблюдение

требований по

проведению

экскурсии.

Сообщение

участников

экскурсии о

возможных

непредвиденны

изменениях в

передвижении (

санитарно-

гигиенические

15

нормы).

Центральная

площадь

Красная площадь,

памятник

В.И.Ленину

10 мин.

Знакомство с

темой и

планом

экскурсии

Информация

о

центральной

площади

(бывшая

Базарная) и

история

памятника -

скульптор

А.В.Кербель

.

Рассказ

ведётся при

одновременно

м осмотре

конкретных

объектов.

Используется

приём вопрос

ответ

ул.1 Мая,

ул. 9 Января

Дворец культуры и

спорта, районная

библиотека, средняя

общеобразовательная

школа №1, базовая

школа, здание

Казначейство,

памятник воинам –

интернационалистам

, городской

кинотеатр им.

Ватутина, Валуйский

историка –

художественный

музей, здания МЧС

России. С права –

Братская могила,

памятник

«Скорбящей

матери», за ним

«Аллея героев» - 16

Героев Советского

Союза.

20 мин.

Знакомства с

историей

строительст

ва и

функционал

ьного

назначения

данных

архитектурн

ых объектов.

При рассказе

используется

приём

экскурсионно

й справки, с

приёмами

словесной

реконструкци

и

драматически

х дней Вов.

В рассказе

используется

приём

персонификац

ии, что бы

дать

представлени

е о характере

Героя -

(Н.Ф.Ватутин

).

Используется

приём

движения и

показа

обозреваемых

объектов.

Использование

дополнительно

го материала,

фотографии.

ул.

Пролетарская

. Мост

Мост и река Валуй

20 мин.

Информация

о

строительст

ве моста

через реку и

рассказ –

версия о

происхожде

нии

названия

Рассказ

ведётся при

одновременно

м осмотре

объектов.

При рассказе

используется

приём

экскурсионно

й справки с

Применяется

приём

движения,

чтобы найти

лучшую точку

обзора и показа

местности.

Выбирается

самая удобная

точка, где

16

города.

приёмом

словесной

реконструкци

и.

хорошо

просматривает

ся и мост и

река.

ул. Демьяна

Бедного, ул.

Ленина.

ул. Демьяна Бедного

и ул. Ленина, район

Казацкий.

10 мин.

Знакомство с

историей

названия

«Панская

слобода» и

«Казацкая»

Используется

приём

объяснения, а

также приём

вопрос-ответ,

раскрывая

историю

названия этих

объектов;

прием

словесной

реконструкци

и,

фотографии

(церковь

Покрова

Пресвятой

Богородице).

Применяется

движение;

обзор из

автобуса.

Остановка

перед

посещением

микрорайона

Раздолье.

20 мин + 5 мин

Режим

питания

Учащиеся

обедают в

автобусе.

Проведение

инструктажа

по технике

безопасности.

Вопросно-

ответная

беседа

микрорайон

Раздолье

МЭЗ (КРМ)

10 мин

Информация

о том, как,

кем и когда

был

построен

масло

экстракцион

ный завод.

Рассказ об

истории

создания

завода.

Применяется

движение;

обзор из

автобуса.

Железнодоро

жный переезд

Харьков-

Валуйки-

Балашов-

Пенза

Пещерный Храм

Игнатия Богоносца и

Валуйский

Успенский

Никольский

монастырь.

30 мин

Информация

о том когда

были

построены

эти

архитектурн

ые

сооружения,

какое

назначение

они имели..

Рассказ

ведётся

непосредстве

нно у данного

конкретного

объекта.

Панорамный

показ

позволит

подробнее

ознакомиться

с

пространстве

нной

планировкой

и

Используется

приём вопрос-

ответ,

раскрывая

историю

создания

архитектурных

памятников.

Используется

приём

персонификаци

и. Рассказ

ведется при

одновременном

осмотре

нужных

17

архитектурой.

объектах.

Экскурсия

проходит в

пещерном

храме Игнатия

Богоносца.

Путь

обратного

следования –

в центр

города с

запланирован

ными

остановкам.

Переезд через

железную дорогу

Харьков - Валуйки –

Балашов – Пенза.

10 мин.

Информация

о том когда и

для каких

целей

строилась

железная

дорога.

Рассказ об

истории

создания этой

железной

дороге.

Используется

приём

объяснения и

исторические

сведения

времён Вов.

Перекрёсток

улиц Ленина

и

Комсомольска

я.

Городская школа №3

20 мин.

Сообщение

-когда была

построена,

кто был

первым

директором

школы, а так

же о

выпускника

х которые её

прославили.

Рассказ

ведётся

непосредстве

нно у здания

школы и

внутри здания

на первом

этаже.

Используются

документы,

которые

раскрывают

историю

школы,

фотографии .

при рассказе

используется

приём

экскурсионной

справки и

персонификаци

и.

ул.

Пролетарская

ул. Пролетарская

(Мещанская, с левой

стороны здание

Валуйской уездной

земской управы,

рядом здание

первого городского

банка) .

10 мин.

Сообщение

носит

информацио

нный

характер.

Рассказ

ведётся в

автобусе с

обзором на

объекты.

Используется

приём

движения и

вопрос- ответ.

Перекрёсток

улиц Степана

Разина и ул.

Пролетарской

Здание – Дом

правосудия и детская

музыкальная школа

№1

5 мн.

Сообщение

носит

информацио

нный

характер ,

основанным

на

исторически

х фактах- в

здании

детской

музыкально

й школы

находился

штаб 1

Рассказ

ведётся при

одновременно

м осмотре

здания.

Используется

приём

передвижения

на автобусе с

обзорной

экскурсией.

18

Конной

армии.

Никольская церковь.

3 мин.

правила

поведение в

храме.

Все вопросы

после

проведения

экскурсии,

фотографии с

разрешения

батюшки.

ул.

Пролетарская

Никольская церковь,

а с другой стороны

дом, где

располагался

Реввоенсовета 1-й

Конной армии

Семёна

Михайловича

Будённого.

20 мин.

Вся

информация

построена

на

исторически

х фактах,

связанных

напрямую с

данными

объектами.

Рассказ

ведётся

непосредстве

нно при

одновременно

м осмотре

здания.

Используются

объяснения,

ответно-

вопросная

беседа.

Валуйский историка-

художественный

музей.

3мин.

Правила

поведения в

музеи при

прослушива

нии

экскурсии

по музею и

просмотра

экспонатов.

Во время

экскурсии не

только

внимательно

слушать,

можно вести

вопросно-

ответную

беседу.

МУК

«Валуйский

историко-

краеведчески

й музей.

Это та точка отсчёта,

с которой началось

наша экскурсия.

10 мин.

Экскурсовод

завершает

свою

экскурсию.

Всего время: 3 ч.30

мин.

19

3 . «Портфель экскурсовода»

20

1.Схема маршрута

Схема маршрута выездной экскурсии по городу Валуйки

Центр города

21

микр. р. Раздолье

Валуйский

Успенский Николаевский Храм

монастырь Игнатия Богоносца

Карта.

22

4.Заключение

В 2005 году правительство России утвердило программу «Патриотического воспитания

граждан России на 2006-2010 годы». В этой программе патриотизм, являющийся одним

из качеств гражданского самосознания личности, назван стержнем духовной

составляющей России. Основной целью программы заявлено совершенствование

патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного,

демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации

высшего патриотического сознания, верности Отечеству.

Проведённая нами экскурсия, определяя перед собой цели и задачи, ориентировалась на

программу «Патриотического воспитания граждан России на 2006-2010». Цели и

образовательные и воспитательные были выполнены. Экскурсионная группа, а это

учащиеся 5-6 класс, осознано давали толкования таким словам как «патриот», «долг»,

«отчий дом», «Отчизна». Эти слова стали им понятны и близки после посещения

23

Братской могилы, где захоронено 213 советских воинов, погибших в январе 1943 года

при освобождении города Валуйки, города в котором они сейчас живут.

Краткая историческая справка, полученная ребятами в процессе экскурсии, помогла

ребятам справиться с исторической викториной «Эти памятные места». Это указывает

на то, что учащиеся в процессе экскурсии получили тот объём информации, который

свойствен данному возрасту. Ведущая цель экскурсии – информационно - развивающая

была выполнена.

Путешествуя по общественным заведениям города, слушая рассказы экскурсовода,

учащиеся знакомились с бытом и нравами провинциального города того времени. Эта

задача была поставлена вначале и решена в конце экскурсии. О том, что на экскурсии

было интересно, весело, говорят воспоминания юных туристов и их отзывы – «… во

время экскурсии было интересно. Я узнала, как произошло название некоторых

населенных пунктов «Валуйки, Казацкая, Раздолье». Запомнился рассказ экскурсовода о

Герое Советского Союза нашего земляка Николае Федоровиче Ватутино, как он учился

и как дружил с ребятами. Своими впечатлениями делился Шоков Никита ученик 6

класса. Интересно было в Валуйском историко-художественном музеи. Огромное

количество картин художника Игнатьева на меня произвело большое впечатление.

Выставки которые я увидела в залах музея рассказали ,где жили и как наши предки.

Интересной мне показалась выставка в лавке, где на прилавки были самовар , бублики и

самовар, на полке стояли разные интересные «склянки». Такими были впечатления у

ученицы 5 класса Коваль Марины. «…мы с учителем вместе ходили в храм, который на

лысой горе, у меня было такое ощущение как будто я птица и лечу. Мы стояли на самой

высокой точке, и оттуда открывалась панорама города. Затем наш учитель водил нас в

пещерный храм и рассказывал, где и как жили монахи. Всё это просто замечательно.

Только мне жаль, что некоторые монахи обрекали себя на одиночество и поэтому не

могли видеть такой красоты» Полухин Максим 6 класс.

В процессе следования ребята пребывали в хорошем настроении : шутили,

придумывали свои приключенческие рассказы, когда побывали в пещере, пели песни

«…вместе весело шагать по просторам, по просторам , по просторам и конечно лучше

петь вместе хором….».

В завершении экскурсии, находясь в автобусе, в пути следования – город, ребятам была

предложена небольшая часть викторины, на которую они охотно и весело отвечали.

Викторина явилась итогом большой экскурсии « Эти памятные места». Вопросы

викторины будут предложены участникам экскурсии 5 – 6 классов, в качестве

соревнования на «лучшего экскурсовода», по памятным местам города Валуйки. А так

же ребята должны будут составить фотомонтаж экскурсии. Победители будут

награждены призами.

24

Викторина

(её первая часть, которая была озвучена в автобусе)

1.

Как называлась наша экскурсия?

2.

Какие достопримечательности ( памятные места) вы можете назвать?

3.

Почему наш город имеет такое название?

4.

Год основания города?

5.

Кто запомнил, сколько жителей живёт в нашем городе?

6.

Какой памятник стоит на центральной площади?

7.

Каких героев Великой Отечественной войны вы можете назвать?

8.

Почему советские граждане выстояли в войне и отстояли Родину?

9.

Кого вы называем «патриотом»?

Так же учащимся предлагается вспомнить какие – ни будь исторические события,

сопоставить его с другим, сделать самостоятельно тот или иной вывод по теме. Ту

информацию, которую получили учащейся на учебно- тематической экскурсии, можно

использовать не только на уроках истории. Фрагменты данной экскурсии могут служить

началом исследовательской и поисковой работы, конкурсов.

Земля родная

Есть городок по имени Валуйки.

А мне судьбой позволено мне жить.

Здесь родников живительные струйки

Даруют радость Родину любить.

Меня вы не зовите на Канары.

И в Турцию я тоже не хочу.

Милей всего мне перезвон гитары

Где у костра тихонько прошепчу:

Земля родная, милые Валуйки,

Без вас и дня прожить я не могу.

Здесь песен птиц чарующие звуки

И росный след на утреннем лугу.

Есть городок по имени Валуйки.

А в нём судьбой позволено мне жить.

Здесь родников живительные струйки.

Даруют радость Родину любить.

В заключительной части учебно-тематической экскурсии, я хотела поделиться

информацией , где можно получить дополнительные знания по теме данной учебно-

тематической экскурсии, которыми и я в том числе воспользовалась.

25

Библиографический список

1.

Григорьев В. Природно – ориентированный экотуризм. Инновационные подходы в

организации экскурсионной деятельности. //Мир экскурсий. – 2007, - №1. – С.58-

61.

2.

Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. М. : Наука, 1985. – 325с.

3.

Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. – М.:

Профиздат,1984. – 144 с.

4.

Тимофеева Л. Проектирование экскурсии учащимися в процессе создания

открытого детского музея // «Ресурсы природы» // Мир экскурсий. – 2007. - №1. –

С. 62-65

5.

Журавлёва В.Л. Специфика тематических экскурсий. // Мир экскурсий – 2008. -

№3. – С. 28-32

6.

Зорин И.В. Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма :Справочник . -. :Финансы и

статистика, 2003. -286 с.

7.

Илюшин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические

рекомендации. – М.: ЦРИБ Турист, 1980. – 164 с.

26

8.

Калинкин А.А. Школьные дальние экскурсии в 1919-1928 гг. // Вестник детского и

юношеского туризма в России. - №7, 1993. – С.12 -14

9.

Константинов Ю.С. Туристско- краеведческая деятельность учащихся в системе

дополнительного образования детей. – М.: ЦДЮТ и К, 2001. – 180 с.

10.Нестеров А.П. Чтобы видеть, знать… ( из истории детского туризма и

экскурсий) // Вестник детского и юношеского туризма в России. - №7, 1993. С. 14-

24

11.Родин А.Ф. Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. – М.:

Просвещение, 1974. – 136 с.

12. Сочинова В.А. Экскурсионная работа (из опыта). – М.: Просвещение, 1981- 94 с.

7.

Приложение

27

.

Приложение №1

28

Экскурсия ,посещение монастыря Игнатия Богоносца.

Приложение№2

29

Приложение № 3

30

Приложение№4

31

Приложение №5

32

Приложение №6

33

Приложение №7

34

Валуйсий историко-художественный музей

Приложение №8

35

36

Приложение №9

37

Приложение №10

38

Приложение №11

39



В раздел образования