Автор: Андрух Светлана Михайлован
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБОУ "Норильская школа-интернат"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Урок русского языка для обучающихся с нарушением интеллекта по теме "Слог" 5 класс
Раздел: среднее образование
Урок русского языка для обучающихся с нарушением интеллекта
5 класс
(2 вариант)
Тема: «Слог»
Цель урока: формирование новых знаний о делении слов на слоги.
Задачи:
учить правильно определять количество слогов в слове и делить слова на слоги;
корригировать память, развивать фонематический слух через выполнение заданий;
формировать положительную мотивацию к предмету.
Оборудование и материалы к уроку: учебник, словарь Ожегова, игрушки, компьютер,
проектор, экран.
Мультимедийное обеспечение урока: презентация «Слог».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационная часть.
1. Орг. момент (название урока, дня недели, что учимся делать на уроке). (Слайд 1)
2. Разминка для кисти и пальцев рук (работа с кулачком, «звёздочка», «веер».)
3.Работа в тетради. (Слайд 2).
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою
Ручку я вот так держу.
Объяснение учителя, как выполнить запись числа и слов «классная работа» в рабочих
тетрадях.
4. Повторение изученного материала.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Пока наши руки отдыхают, в это время поработает язычок.
- Скажите, на какие две семьи делятся звуки и буквы в нашем алфавите? (Гласные и
согласные)
- В каком домике живут гласные звуки и буквы? А согласные?
- Ребята, мы сейчас с вами говорим про звуки и буквы, а что такое «звук»? А «буква»?
(Слайд 3)
Звук мы слышим и произносим.
Букву мы видим и пишем.
5. Словарная работа.
- Наши руки отдохнули, и мы снова приступаем к работе в тетради. Но сначала отгадайте
загадку. (Загадка про пенал)
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нём задачник,
Букварь и ….(пенал). (Слайд 4)
Лексическое значение слова зачитывается из словаря Ожегова. (Слайд 5)
Сегодня мы с вами узнаем, как правильно пишется слово «пенал». (Слайд 6)
Пенал - 5зв. 5б., 2слога.
- Давайте посчитаем в слове «пенал» звуки. (Подставляем кулачок к подбородку; считаем,
сколько раз ударится кулачок о подбородок, столько и слогов)
-А сколько букв нам с вами потребовалось, чтобы записать это слово? (5)
-Сколько в слове «пенал» слогов? (2)
Физкультминутка ( с опорой на изображение (проектор).
II. Основная часть.
1.
Переход к теме урока.
- На какие части делим слова? (Слова делим на слоги)
2.
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться считать слоги в словах и делить слова на
слоги.
3.
Изучение нового материала.
- Правильно посчитать слоги в слове нам будет помогать не только кулачок, но и правило
на стр.35 нашего учебника. (Слайд 7)
Чтение правила сначала учителем, затем учащимися 1 группы, а затем хором.
Выполнение упражнения №76 (третья строка) проговариваем правило при разборе
каждого слова.
1, 2 слово делаем вместе, 3 слово – самостоятельно.
4.
Зарядка для глаз.
5.
Игра «Чудесный мешочек» (Слайд 8)
Ц е л ь :
коррекция тактильного восприятия;
обогащение словарного
запаса.
О б о р у д о в а н и е . Мешочек из пестрой ткани с различными предметами,
в названиях которых два-три слога.
Х о д и г р ы . Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка
предмет и называют его. Слово повторяется по слогам.
6.
Обобщение. (Слайд 9)
-На какие части делим слова? (Слоги)
-Какое правило помогает правильно посчитать слоги в слове? (Повторяет ученик 1,
2 группы, а затем ученик 3 группы)
III. Заключительная часть.
1.
Итог урока.
- Что мы учились делать на уроке?
- Произнесите ещё раз правило, которое помогает правильно посчитать слоги в слове.
2.
Домашнее задание.
1 группа – выполняют подсчет слогов в первом и втором слове из 1строки упр.№76.
2 группа– 2 строка (два слова)
3 группа – индивидуальные задания на карточках.
Выставление оценок за урок.
3.
Игра «Телеграф».
Ц е л ь : коррекция слухового и зрительного восприятия, развитие и обогащение
пассивного словаря.
Х о д и г р ы .
Учитель: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а
вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово
учитель произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Затем он называет
слово,
а
вызванный
ученик
самостоятельно
произносит
его
по
слогам,
сопровождая хлопками. Если ученик неправильно выполнил задание, телеграф
ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши. Испорченный
телеграф нужно починить, т.е. произнести слово правильно по слогам и отхлопать.
Ученик, правильно выполнивший задание или исправивший ошибку товарища,
получает фишку. Выигрывает тот ряд или те ученики, кто был мастером и у кого
больше фишек.