Автор: Дурандина Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ г. Зеленодольска РТ",филиал Васильево
Населённый пункт: Васильево
Наименование материала: статья
Тема: Роль Никколо Паганини в становлении скрипичного искусства
Раздел: дополнительное образование
Роль Никколо Паганини в становлении скрипичного искусства.
Никколо Паганини вошел в историю музыки как выдающийся скрипач всех
времен и народов. Гениальный композитор и виртуоз был одним из первых и
самых дерзновенных представителей молодого течения – музыкального
романтизма.
Паганини расширил исполнительские возможности инструмента, применял
такие неслыханные приемы игры, достиг такой виртуозности, размаха,
выразительности, силы страстей и воздействия на публику, что его игра
рождала миф о колдовстве. Он оказал огромное влияние не только на
скрипичное искусство, но и на творчество Ф. Листа, Ф. Шопена, Г.Берлиоза,
Дж. Россини, на музыкальное исполнительство вплоть до наших дней.
Родился Паганини в Италии в городе Генуя, где била ключом культурная
жизнь, в 1782 году. Природа наделила Паганини необыкновенным даром-
слухом, доведенным до предела чувствительности. Кроме того в доме всегда
звучала музыка. Отец играл мандолине, брат был профессиональным
скрипачом. С детства Никколо до истощения занимался на скрипке. Скрипка
была для него и игрушкой, и мучительницей. Позднее Паганини напишет в
автобиографии: «Я сам испытывал огромную тягу к инструменту, на котором
занимался неслыханно много и открывал все новые и новые, неизвестные до
того времени выразительные возможности, которые позднее повергали людей
в изумление».
Рано начав свою концертную деятельность Паганини начал широко
использовать приемы игры: пиццикато пальцами левой руки- впервые он
познакомился с этим приемом игры, слушая польского музыканта А.
Дурановского; излюбленный прием игры Паганини – на струне «соль».Он
использует его во многих своих произведениях, например, в « Вариациях для
скрипки». Часто использует игру флажолетами. Однажды Паганини
натолкнулся на скрипичные произведения П.Локателли – итальянского
виртуоза и был поражен необычайными выразительными приемами игры:
использование грифа до 15 позиции, виртуозная смычковая техника,
сложнейшие комбинации штрихов, скачки и растяжки в левой руке. Изучив
эти произведения Паганини превратил сухие технические упражнения
Локателли в оригинальные, блестящие миниатюры. Под впечатлением нового
опыта создает «24 каприччи» для скрипки - уникальное явление
музыкального искусства. Это мощный толчок становлению жанра
художественного этюда. Р. Шуман, Ф.Лист, И.Брамс сделали их обработки
для фортепиано. Каприччи Паганини совершили переворот в скрипичном
языке, скрипичной выразительности .Композитор достиг новой
содержательности, переплавив многие общие формы движения- пассажи,
фигурации, штриховые приемы- в художественные музыкальные смыслы,
наделил их яркими колористическими качествами. Контрасты тембров,
регистров, звучаний, образных сопоставлений свидетельствовали о
нахождении Паганини своего собственного языка, которым может говорить
скрипка. В 1805году создает «Большой скрипичный концерт» ми минор, в
котором стиль Паганини приобрел эпический размах, широту романтического
дыхания. В 1813 году в Милане пишет «Вариации для скрипки с оркестром»
и исполняет их в театре Ла Скала. В этом сочинении Паганини использует
редкий прием игры понтичелло на штрихе тремоло. Вариации основаны на
сложных комбинациях двойных нот и аккордов в первой части, во второй-
пиццикато левой руки в сочетании с флажолетами, в третьей – игра на
четвертой струне, доведенная до совершенства. Интересен был и
применяемый им особый прием проведения смычка в кантилене ,когда тот
двигался неравномерно, импульсивно по струне, как бы вибрировал, что
позволяло извлекать удивительно льющийся, красочный, многотембровый
звук. Позднее в своих школах Ш. Берио, П. Байо, а в 20 веке Л.Капэ
обозначили подобный прием как «смычковое вибрато». В
«Лейпцигской музыкальной газете» о Паганини написали так: « Итальянский
виртуоз является, без сомнения, первым и величайшим скрипачом мира».
Творческое наследие Паганини очень велико: 24 каприса для скрипки, 5
скрипичных концертов, вариации, соната для скрипки «Варшава», «Соната-
аппассионата» для скрипки с оркестром, «Венецианский карнавал» и
множество других произведений, которые исполняются и студентами
музыкальных заведений, и величайшими исполнителями всего мира.
Паганини был не только музыкальным гением, необычайно одаренным от
природы, но и личностью огромного художественного масштаба, имевший
особое магнетическое влияние на зал. Так, когда скрипач играл адажио,
«публика участвовала вместе с ним в процессе игры. Всякому вздоху и
выдоху его смычка соответствовали глухие вздохи тысяч людей, а когда снова
почти шепотом стал играть мелодию, наступала такая тишина, как будто он
один был в зале». То есть, он был своеобразным режиссером зала, умело
распределял смысловые акценты, формировал восприятие, владел многими
способами воздействия на слушателя.
В 1840 году Паганини умирает от тяжелой продолжительной болезни. Ф.
Лист напишет в некрологе: « Угасло жизненное пламя Паганини и вместе с
ним то мощное дыхание природы, которое оно смогло вдохнуть в него…
Вместе с ним исчезло то чудесное явление, которое в области искусства
родится один лишь раз! Высота этого недосягаемого гения исключает
возможность подражания ему…»
Свой инструмент артист завещал Генуе. С 1954 года там проводятся
конкурсы скрипачей. Победитель получает право сыграть на скрипке Никколо
Паганини.
Литература:
1.
Григорьев, В. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. М.: Музыка,
1987.-143с.
2.
Энциклопедический словарь музыканта. Сост. Медушевский В.,
Очаковская О. М.: Педагогика, 1985.- 352с.
3. Ямпольский, И. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. 2-е изд.- М.,
1968.