Напоминание

Роль Никколо Паганини в становлении скрипичного искусства


Автор: Дурандина Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ г. Зеленодольска РТ",филиал Васильево
Населённый пункт: Васильево
Наименование материала: статья
Тема: Роль Никколо Паганини в становлении скрипичного искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль Никколо Паганини в становлении скрипичного искусства.

Никколо Паганини вошел в историю музыки как выдающийся скрипач всех

времен и народов. Гениальный композитор и виртуоз был одним из первых и

самых дерзновенных представителей молодого течения – музыкального

романтизма.

Паганини расширил исполнительские возможности инструмента, применял

такие неслыханные приемы игры, достиг такой виртуозности, размаха,

выразительности, силы страстей и воздействия на публику, что его игра

рождала миф о колдовстве. Он оказал огромное влияние не только на

скрипичное искусство, но и на творчество Ф. Листа, Ф. Шопена, Г.Берлиоза,

Дж. Россини, на музыкальное исполнительство вплоть до наших дней.

Родился Паганини в Италии в городе Генуя, где била ключом культурная

жизнь, в 1782 году. Природа наделила Паганини необыкновенным даром-

слухом, доведенным до предела чувствительности. Кроме того в доме всегда

звучала музыка. Отец играл мандолине, брат был профессиональным

скрипачом. С детства Никколо до истощения занимался на скрипке. Скрипка

была для него и игрушкой, и мучительницей. Позднее Паганини напишет в

автобиографии: «Я сам испытывал огромную тягу к инструменту, на котором

занимался неслыханно много и открывал все новые и новые, неизвестные до

того времени выразительные возможности, которые позднее повергали людей

в изумление».

Рано начав свою концертную деятельность Паганини начал широко

использовать приемы игры: пиццикато пальцами левой руки- впервые он

познакомился с этим приемом игры, слушая польского музыканта А.

Дурановского; излюбленный прием игры Паганини – на струне «соль».Он

использует его во многих своих произведениях, например, в « Вариациях для

скрипки». Часто использует игру флажолетами. Однажды Паганини

натолкнулся на скрипичные произведения П.Локателли – итальянского

виртуоза и был поражен необычайными выразительными приемами игры:

использование грифа до 15 позиции, виртуозная смычковая техника,

сложнейшие комбинации штрихов, скачки и растяжки в левой руке. Изучив

эти произведения Паганини превратил сухие технические упражнения

Локателли в оригинальные, блестящие миниатюры. Под впечатлением нового

опыта создает «24 каприччи» для скрипки - уникальное явление

музыкального искусства. Это мощный толчок становлению жанра

художественного этюда. Р. Шуман, Ф.Лист, И.Брамс сделали их обработки

для фортепиано. Каприччи Паганини совершили переворот в скрипичном

языке, скрипичной выразительности .Композитор достиг новой

содержательности, переплавив многие общие формы движения- пассажи,

фигурации, штриховые приемы- в художественные музыкальные смыслы,

наделил их яркими колористическими качествами. Контрасты тембров,

регистров, звучаний, образных сопоставлений свидетельствовали о

нахождении Паганини своего собственного языка, которым может говорить

скрипка. В 1805году создает «Большой скрипичный концерт» ми минор, в

котором стиль Паганини приобрел эпический размах, широту романтического

дыхания. В 1813 году в Милане пишет «Вариации для скрипки с оркестром»

и исполняет их в театре Ла Скала. В этом сочинении Паганини использует

редкий прием игры понтичелло на штрихе тремоло. Вариации основаны на

сложных комбинациях двойных нот и аккордов в первой части, во второй-

пиццикато левой руки в сочетании с флажолетами, в третьей – игра на

четвертой струне, доведенная до совершенства. Интересен был и

применяемый им особый прием проведения смычка в кантилене ,когда тот

двигался неравномерно, импульсивно по струне, как бы вибрировал, что

позволяло извлекать удивительно льющийся, красочный, многотембровый

звук. Позднее в своих школах Ш. Берио, П. Байо, а в 20 веке Л.Капэ

обозначили подобный прием как «смычковое вибрато». В

«Лейпцигской музыкальной газете» о Паганини написали так: « Итальянский

виртуоз является, без сомнения, первым и величайшим скрипачом мира».

Творческое наследие Паганини очень велико: 24 каприса для скрипки, 5

скрипичных концертов, вариации, соната для скрипки «Варшава», «Соната-

аппассионата» для скрипки с оркестром, «Венецианский карнавал» и

множество других произведений, которые исполняются и студентами

музыкальных заведений, и величайшими исполнителями всего мира.

Паганини был не только музыкальным гением, необычайно одаренным от

природы, но и личностью огромного художественного масштаба, имевший

особое магнетическое влияние на зал. Так, когда скрипач играл адажио,

«публика участвовала вместе с ним в процессе игры. Всякому вздоху и

выдоху его смычка соответствовали глухие вздохи тысяч людей, а когда снова

почти шепотом стал играть мелодию, наступала такая тишина, как будто он

один был в зале». То есть, он был своеобразным режиссером зала, умело

распределял смысловые акценты, формировал восприятие, владел многими

способами воздействия на слушателя.

В 1840 году Паганини умирает от тяжелой продолжительной болезни. Ф.

Лист напишет в некрологе: « Угасло жизненное пламя Паганини и вместе с

ним то мощное дыхание природы, которое оно смогло вдохнуть в него…

Вместе с ним исчезло то чудесное явление, которое в области искусства

родится один лишь раз! Высота этого недосягаемого гения исключает

возможность подражания ему…»

Свой инструмент артист завещал Генуе. С 1954 года там проводятся

конкурсы скрипачей. Победитель получает право сыграть на скрипке Никколо

Паганини.

Литература:

1.

Григорьев, В. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. М.: Музыка,

1987.-143с.

2.

Энциклопедический словарь музыканта. Сост. Медушевский В.,

Очаковская О. М.: Педагогика, 1985.- 352с.

3. Ямпольский, И. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. 2-е изд.- М.,

1968.



В раздел образования