Напоминание

"Эффективные формы работы с одаренными детьми"


Автор: Петрожицкая Лилия Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Пригородненская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Курская область Щигровский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективные формы работы с одаренными детьми"
Раздел: среднее образование





Назад




Эффективные формы работы с одаренными детьми.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» является

работа с одаренными детьми. Ведь научный, культурный и

экономический потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей,

неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть

перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа. В

сегодняшних условиях социально-экономических и политических преобразований

российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому

развитие в наших детях творческих способностей становится одной из важнейших задач

современной школы

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё

на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется

различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты,

вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений работы нашего

района.

Но прежде чем поделиться крупинками нашего опыта работы, мне бы сначала

хотелось остановиться на определении феномена одарённости. Что же такое

«одарённость»?

Одаренность – это свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных

результатов деятельности, это особенный уровень развития личных способностей.

Одарённые дети – это дети, которые делают всё немного раньше, немного быстрее и

часто немного не так, как это делают другие.

Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают

определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при

определённых методах работы педагога.

В научной литературе условно выделяют три категории детей, которых принято

именовать одаренными.

Первая категория одаренных – дети с высокими показателями интеллекта по уровню

общей одаренности.

Вторая группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких - либо областях

деятельности (в музыке, живописи, спорте и т. д.). Их выявление не представляет особых

сложностей. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе

(«академическая одаренность» и креативность)

За последние годы в Щигровском районе сложилась определенная система работы с

одаренными детьми. В районе сформирован банк данных «Одарённых детей»;

школьники активно участвуют в дистанционных интеллектуальных мероприятиях; во

Всероссийской олимпиаде школьников, творческих конкурсах, проектах. Уже три года

в районе присуждается премия Главы Щигровского района для поддержки талантливой

молодежи.

Проблема развития математической одарённости школьников, как и общей

одарённости, также не является принципиально новой. Во многих странах наблюдается

значительный рост интереса к проблемам математического образования. Это связано с тем,

что значение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днём.

Математические методы и математический стиль мышления проникает повсюду. На уроках

математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути

выполнения заданий. Поэтому так важно помочь детям раскрыть свои способности в

полной мере, достигнуть успехов в выбранном ими виде деятельности, «растормошить» их

таланты и умения

Важнейшей формой работы по выявлению, развитию и поддержки одарённых детей

являются олимпиады , участие в которых даёт возможность не только продемонстрировать

знания, но и расширить кругозор в математической области. Самая популярная среди всех

олимпиад –это конечно Всероссийская олимпиада школьников.

Олимпиада по математике - одна из самых массовых по количеству участников.

Ежегодно в школьном туре принимают участие более 80 обучающихся школ района.

Такое массовое участие говорит не только о высокой степени познавательной активности,

но и о грамотно построенной работе, позволяющей выявить наиболее способных учащихся

для участия в муниципальном туре.

Во втором этапе предметных олимпиад принимают участие обучающиеся

7-11 классов, ставшие победителями и призёрами предыдущего этапа.

В нашем районе на муниципальном этапе победителями и призёрами за последние 5 лет

чаще всего становились обучающиеся Пригородненской , Никольской, Знаменской

средних школ.

Победители муниципального тура предметных олимпиад неоднократно становились

участниками регионального этапа, который проходит на базе Юго-Западном

государственого университета.

Среди всех участников регионального этапа мне хотелось бы отметить Гуляева Михаила,

обучающегося 10 класса Пригородненской средней школы, который по количеству

набранных баллов, дважды входил в десятку лучших. С этого учебного года в

Пригородненской средней школе обучается призёр регионального этапа Всероссийской

олимпиады школьников по математике Сырых Екатерина. Девочка выбрала для

дальнейшего обучения нашу школу в связи с тем, что математика в 10-11 классах

изучается на углубленном уровне, а это 6 часов в неделю и 2 часа элективного курса.

При проведении любой школьной олимпиады учитель сталкивается с такой проблемой,

как ограниченное количество участников. Причем с каждым следующим этапом

количество детей, которые вовлечены в данное олимпиадное движение становится, всё

меньше, меньше и меньше. Дистанционные олимпиады помогают решить эту проблему.

Все без исключения организаторы дистанционных олимпиад заинтересованы в том, чтобы

в них приняли участие как можно больше школьников. Это выгодно и учителю, поскольку

теперь в такое олимпиадное движение может быть втянуто большее количество учеников.

Здесь уже все зависит от способности и организационных качеств педагога. Поэтому наши

ученики достаточно часто становятся участниками и призерами таких дистанционных

олимпиад, как Олимпус, международной олимпиады «Инфоурок», олимпиад проекта

Учи.ру .

Среди конкурсов большим интересом у обучающихся школ района пользуется

международный математический конкурс-игра «КЕНГУРУ», который проходит под

девизом «Математика для всех». Неоднократно ученики наших школ становились

победителями и призерами этого международного конкурса.

Одна из задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Поэтому наиболее

эффективной формой работы в этом направлении является исследовательская деятельность,

разработка проектов. На протяжении многих лет в школах нашего района работают научные

общества учащихся (НОУ) «МЫСЛЬ» - Пригородненская СОШ, «К РОДНЫМ ИСТОКАМ» -

Знаменская СОШ, «ГРЭШ» - Охочевская СОШ и др Результаты своей деятельности

научные общества представляют на школьных и муниципальных научно-практических

конференциях. В 2018-2019 учебном году на районной научно-практической конференции

«Первые шаги в науку» было представлено 10 исследовательских работ, среди которых

можно выделить работы «Исскуство оригами»(Знаменская СОШ»,) «Математика и мода»

(Охоческая СОШ), «Математика на службе человека» , «Симметрия моего дома»

(Пригородненская СОШ), «Золотое сечение в архитектуре» (Косоржанская СОШ).

В 2017 году учитель математики Должикова Л.А. вместе с ученицей 10 класса Сергеевой

Алиной вышли в финал Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив

«Леонардо» и представляли свою работу на финальном этапе в Москве.

В заключении хочется сказать, что развивать способности можно и нужно. Для этого

необходимо повернуться к личности ребёнка, к его индивидуальности, создать условия для

развития и максимальной реализации его склонностей и способностей. И чем раньше

начнётся эта работа, тем выше будут её результаты. Если учитель верит в ученика, видит в

нём одарённость, то эта вера творит чудеса.

Таланты трудно распознать,

Не каждый может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий… кто понятлив;

Таланты может воспитать

Учитель, если сам талантлив.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования