Автор: Петрожицкая Лилия Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Пригородненская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Курская область Щигровский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективные формы работы с одаренными детьми"
Раздел: среднее образование
Эффективные формы работы с одаренными детьми.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» является
работа с одаренными детьми. Ведь научный, культурный и
экономический потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей,
неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть
перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа. В
сегодняшних условиях социально-экономических и политических преобразований
российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому
развитие в наших детях творческих способностей становится одной из важнейших задач
современной школы
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё
на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется
различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты,
вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений работы нашего
района.
Но прежде чем поделиться крупинками нашего опыта работы, мне бы сначала
хотелось остановиться на определении феномена одарённости. Что же такое
«одарённость»?
Одаренность – это свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных
результатов деятельности, это особенный уровень развития личных способностей.
Одарённые дети – это дети, которые делают всё немного раньше, немного быстрее и
часто немного не так, как это делают другие.
Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают
определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при
определённых методах работы педагога.
В научной литературе условно выделяют три категории детей, которых принято
именовать одаренными.
Первая категория одаренных – дети с высокими показателями интеллекта по уровню
общей одаренности.
Вторая группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких - либо областях
деятельности (в музыке, живописи, спорте и т. д.). Их выявление не представляет особых
сложностей. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе
(«академическая одаренность» и креативность)
За последние годы в Щигровском районе сложилась определенная система работы с
одаренными детьми. В районе сформирован банк данных «Одарённых детей»;
школьники активно участвуют в дистанционных интеллектуальных мероприятиях; во
Всероссийской олимпиаде школьников, творческих конкурсах, проектах. Уже три года
в районе присуждается премия Главы Щигровского района для поддержки талантливой
молодежи.
Проблема развития математической одарённости школьников, как и общей
одарённости, также не является принципиально новой. Во многих странах наблюдается
значительный рост интереса к проблемам математического образования. Это связано с тем,
что значение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днём.
Математические методы и математический стиль мышления проникает повсюду. На уроках
математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути
выполнения заданий. Поэтому так важно помочь детям раскрыть свои способности в
полной мере, достигнуть успехов в выбранном ими виде деятельности, «растормошить» их
таланты и умения
Важнейшей формой работы по выявлению, развитию и поддержки одарённых детей
являются олимпиады , участие в которых даёт возможность не только продемонстрировать
знания, но и расширить кругозор в математической области. Самая популярная среди всех
олимпиад –это конечно Всероссийская олимпиада школьников.
Олимпиада по математике - одна из самых массовых по количеству участников.
Ежегодно в школьном туре принимают участие более 80 обучающихся школ района.
Такое массовое участие говорит не только о высокой степени познавательной активности,
но и о грамотно построенной работе, позволяющей выявить наиболее способных учащихся
для участия в муниципальном туре.
Во втором этапе предметных олимпиад принимают участие обучающиеся
7-11 классов, ставшие победителями и призёрами предыдущего этапа.
В нашем районе на муниципальном этапе победителями и призёрами за последние 5 лет
чаще всего становились обучающиеся Пригородненской , Никольской, Знаменской
средних школ.
Победители муниципального тура предметных олимпиад неоднократно становились
участниками регионального этапа, который проходит на базе Юго-Западном
государственого университета.
Среди всех участников регионального этапа мне хотелось бы отметить Гуляева Михаила,
обучающегося 10 класса Пригородненской средней школы, который по количеству
набранных баллов, дважды входил в десятку лучших. С этого учебного года в
Пригородненской средней школе обучается призёр регионального этапа Всероссийской
олимпиады школьников по математике Сырых Екатерина. Девочка выбрала для
дальнейшего обучения нашу школу в связи с тем, что математика в 10-11 классах
изучается на углубленном уровне, а это 6 часов в неделю и 2 часа элективного курса.
При проведении любой школьной олимпиады учитель сталкивается с такой проблемой,
как ограниченное количество участников. Причем с каждым следующим этапом
количество детей, которые вовлечены в данное олимпиадное движение становится, всё
меньше, меньше и меньше. Дистанционные олимпиады помогают решить эту проблему.
Все без исключения организаторы дистанционных олимпиад заинтересованы в том, чтобы
в них приняли участие как можно больше школьников. Это выгодно и учителю, поскольку
теперь в такое олимпиадное движение может быть втянуто большее количество учеников.
Здесь уже все зависит от способности и организационных качеств педагога. Поэтому наши
ученики достаточно часто становятся участниками и призерами таких дистанционных
олимпиад, как Олимпус, международной олимпиады «Инфоурок», олимпиад проекта
Учи.ру .
Среди конкурсов большим интересом у обучающихся школ района пользуется
международный математический конкурс-игра «КЕНГУРУ», который проходит под
девизом «Математика для всех». Неоднократно ученики наших школ становились
победителями и призерами этого международного конкурса.
Одна из задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Поэтому наиболее
эффективной формой работы в этом направлении является исследовательская деятельность,
разработка проектов. На протяжении многих лет в школах нашего района работают научные
общества учащихся (НОУ) «МЫСЛЬ» - Пригородненская СОШ, «К РОДНЫМ ИСТОКАМ» -
Знаменская СОШ, «ГРЭШ» - Охочевская СОШ и др Результаты своей деятельности
научные общества представляют на школьных и муниципальных научно-практических
конференциях. В 2018-2019 учебном году на районной научно-практической конференции
«Первые шаги в науку» было представлено 10 исследовательских работ, среди которых
можно выделить работы «Исскуство оригами»(Знаменская СОШ»,) «Математика и мода»
(Охоческая СОШ), «Математика на службе человека» , «Симметрия моего дома»
(Пригородненская СОШ), «Золотое сечение в архитектуре» (Косоржанская СОШ).
В 2017 году учитель математики Должикова Л.А. вместе с ученицей 10 класса Сергеевой
Алиной вышли в финал Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив
«Леонардо» и представляли свою работу на финальном этапе в Москве.
В заключении хочется сказать, что развивать способности можно и нужно. Для этого
необходимо повернуться к личности ребёнка, к его индивидуальности, создать условия для
развития и максимальной реализации его склонностей и способностей. И чем раньше
начнётся эта работа, тем выше будут её результаты. Если учитель верит в ученика, видит в
нём одарённость, то эта вера творит чудеса.
Таланты трудно распознать,
Не каждый может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий… кто понятлив;
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!