Напоминание

Применение новой формы оценивания образовательных результатов учащихся 8-9 классов при помощи тестов в формате ПИЗА на уроках химии


Автор: Полякова Ольга Рафаиловна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с УИОП №66"
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение новой формы оценивания образовательных результатов учащихся 8-9 классов при помощи тестов в формате ПИЗА на уроках химии
Раздел: среднее образование





Назад




Применение новой формы оценивания образователь-

ных результатов учащихся 8-9 классов при помощи те-

стов в формате PISA на уроках химии

Полякова О.Р., учитель химии I квалификационной категории

МОУ СОШ с УИОП № 66 г. Кирова

Один из способов реализации компетентностного подхода – составление

и использование заданий в формате PISA. Специфика задач PISA заключается

во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на

первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы – задача

ученика. Для подобного «связывания» необходимо привлечение личного опыта,

дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и ди-

зайн задач PISA – они чаще всего представляют собой описание ситуации

(кейс), взятые из реальной жизненной практики. Ни условия задачи, ни форма

вопроса не привязаны жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод жиз-

ненной ситуации в предметную и составляет трудность задач. Каждая задача –

ситуация, случай, требующие решения. Вопрос и условия задачи соотносятся с

личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следова-

тельно, задачи PISA являются интегрированными. [3,с.66]

Задания в формате тестов PISA позволяют учителю решить одновремен-

но несколько задач:

оценить уровень развития письменной компетенции учащихся, т. е.

насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и достать из него необ-

ходимую информацию;

оценить уровень развития предметных знаний и умений;

оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллек-

туальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.).

оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать

способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современ-

ном мире, т. е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;

формировать познавательный интерес к предмету через развитии ис-

следовательской компетенции;

способствует сравнению прогресса учащихся в отношении каждого

учебного предмета и образования в целом;

определяют пути для понижения различий между текущими и ожидае-

мыми результатами.

В рамках эксперимента по развитию исследовательских умений учителя

и учащихся, работающих по проблеме компетентностно-ориентированного обу-

чения мною по предмету химия были разработаны задания в формате PISA по

теме «Кислород». Это I-я тема в программе химии по изучению веществ и их

свойств. В течение I-го триместра учащиеся изучали новый предмет, его поня-

тийный аппарат, теоретические основы. Содержание темы «Кислород» включа-

ет в себя следующие элементы: общие характеристики кислорода, нахождение

в природе, получение свойства, применение, круговорот в природе, состав воз-

духа.

1

Тест. « Самый распространенный в природе»

«Исследование воздуха является

в настоящее время важнейшим предме-

том химии. Этот упругий флюид обла-

дает многими особыми свойствами, изу-

чение

которых

способствует

новым

открытиям. Он состоит из двух видов

«огненного», поддерживающего горение

и дыхание, и «испорченного», не поддер-

живающего горения и дыхания».

К. Шееле «Химический трак-

тат о воздухе и огне» [5,с.114]

«Оба они таки не узнали, что ока-

залось у них в руках. Элемент, которому

суждено было революционизировать хи-

мию, пропадал в их руках бесплодно …

Они лишь описали его, даже не догады-

ваясь, что они описывают..»

Ф. Энгельс

«Диалоги о природе»

[5,с.114]

Текст:

Кислород самый распространенный элемент на Земле. Он входит в со-

став всех окружающих нас веществ. Так, например вода, песок, многие горные

породы и минералы, составляющие зеленую кору, содержат кислород. Кисло-

род является важной частью многих органических соединений, например бел-

ков, жиров и углеводов, имеющих исключительно большое значение в жизни

человека.

В 1772 году шведский химик Шееле установил, что воздух состоит из кис-

лорода и азота, В 1774 году английский химик Д. Пристли, разложением оксида

ртути получил кислород и изучил его свойства. В 1777 году француз А. Лавуа-

зье объяснил процессы дыхания и горения, как взаимодействие веществ с окис-

лителем кислородом. Название элемента – оксигениум (рождающий кислоты) –

дал Лавуазье.

Кислород – бесцветный газ, без вкуса, запаха, мало растворим в воде,

тяжелее воздуха.

Кислород энергично реагирует со многими веществами, при этом выде-

ляется теплота и свет. Такие реакции называются горением. Для того, чтобы го-

рение началось необходимы два условия: 1) нагревание горючего вещества до

температуры воспламенения; 2) доступ кислорода. Для прекращения горения

необходимо исключить хотя бы одно из условий.

Применение кислорода основано на его химических свойствах. В

больших количествах кислород используют в разных отраслях химической про-

мышленности, в металлургии, в ракетных двигателях, в медицине и т. д.

Пополняют запас кислорода в атмосфере зеленые растения.

Кислород в природе

%

.

2

Морская вода Воздух Организм человека

Задача №1

Впервые состав воздуха был установлен французским ученым Лавуазье.

Он нагрел ртуть в определенном объеме воздуха. Объем воздуха сократился, а

ртуть покрылась налетом оранжевого света, оставшийся газ не поддерживал ни

горения, ни дыхания. Тогда Лавуазье собрал с поверхности ртути оранжевые

чешуйки, поместил их в пробирку, сильно нагрел и собрал выделившийся газ.

Смешав собранный газ с остатками газа из первого опыта, он получил смесь га-

зов, ничем не отличающуюся от воздуха. Разъясните опыт Лавуазье. Приведи-

те уравнение тех реакций, которые он воспользовался для определения соста-

ва воздуха.

Задача №2

Используя диаграмму, определите массу кислорода в своем организме.

Задача №3

Жизненная емкость легких человека составляет 3 500 см

3

. Определите

объем кислорода, содержащегося в том объеме воздуха, который человек вды-

хает за 1 час, если совершает 16 вдохов в минуту.

Задача №4

Изучая свойства кислорода, Д. Присли ставит опыты. Вот как он описыва-

ет один из них: «Я взял некоторое количество воздуха испорченного дыханием

мыши, которая в нем погибла; разделив его на две части, я ввел одну в сосуд,

погруженный в воду, в другую же часть его, также заключенную в сосуд с водой,

я ввел ветку мяты. Это было сделано в начале августа 1771 года. Через 8-9

дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой

росла ветка мяты, но моментально погибла в другой его части. В течение 7-ми

дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег вырос почти на 3

дюйма на старых ветвях», [1,с.49] Почему осталась живой мышь в сосуде, где

была ветка мяты? Почему погибла во втором сосуде.

Задача №5

Запасы кислорода в атмосфере составляет 1,5*10

15

тонн, а сжигается

ежегодно 1*10

10

тонн. Население земного шара выдыхает ежедневно около

1 080 000 000 тонн углекислого газа, и около 1 265 000 000 тонн его выделяется

при сжигании на производстве и транспорте.

Проанализировать сложившуюся ситуацию, было предложено ученикам

8-го класса одной из школ. Их мнения разделились:

Группа I.

Увеличение населения и развитие промышленности привели

к росту потребления кислорода. Например, каждая машина с бензиновым дви-

гателем прошедшая 15 тыс. км потребляет 4350 кг О

2

, современный пассажир-

ский самолет при полете в течение 9 часов расходует 50-70 тонн кислорода. В

результате при ускоренных темпах технического прогресса сокращение кисло-

рода произойдет на 1/3 через 160-180 лет. Организм человека чувствует сниже-

ние концентрации кислорода более чем на 1%. Человечеству может грозить ги-

бель от недостатка кислорода.

Группа II.

Другие учащиеся утверждали, что люди погибнут от удушья

значительно раньше. Каждая машина, прошедшая 15 км выбрасывает 3250 кг

3

углекислого газа, 530 кг угарного газа, промышленность ежедневно выбрасыва-

ет в атмосферу около 1,5 млн. тонн углекислого газа.

Поступление углекислого газа за счет сжигания ископаемого топлива воз-

росло со 100 млн. тонн в 1850 г. до 6 млрд. тонн в 1980 г.

А как считаете вы, грозит ли гибель человечеству? Если да, то каковы

пути ее предотвращения?

Задача №6

В своем произведении «Унесенные ветром» Митчелл М. описывает сцену

тушения пожара: «… сухой, как трут, осиновый пол мгновенно занялся, заглаты-

вая огонь, как воду… Она (Скарлет) сунула ковер в бадью и, набрав побольше

воздуха в легкие, ринулась в темную от дыма кухню, плотно захлопнув за со-

бою дверь. Целую, как ей показалось вечность она, кашляя, задыхаясь, кружи-

лась по кухне. Била и била мокрым ковром по струйкам огня, змеившимся во-

круг нее». Правильно ли поступила героиня? Объясните ее действия. [6,с.418]

Оценка выполнения заданий:

Н

омер за-

дания

О

ценка

баллы

За что дается оценка

1.

0

Не написано ни одно уравнение

1

Записано одно уравнение, нет объяснения явлений

2

Написано 1 уравнение и объяснение соответствую-

щих явлений или 2 уравнения без явлений

3

Записаны оба уравнения и объяснены соответствую-

щие явления

2.

0

Задача не решена

1

Найден процент содержания кислорода в организме

2

Задача решена

3.

0

Задача не решена

1

Найден объем воздуха

2

Найден объем кислорода

4.

0

Ответа нет или он не правильный

1

Выдвинута гипотеза, что во время фотосинтеза выде-

ляется кислород

2

Выдвинута гипотеза, показан принцип.

3

Выдвинута гипотеза, перечислены аргументы, пока-

зан принцип.

5.

0

Ответа нет

1

Ответ А Ии В

2

Ответ А или + собственная аргументация

3

Сопоставление ответов А и В, нахождение недостаю-

щего звена

6.

0

Ответа нет или он не правильный

1

Ответ правильный + 2 аргумента

2

Ответ правильный + более 2 аргументов

Умения, необходимые учащимся для решения данных заданий.

4

1.

Умение давать развернутый ответ на вопрос.

2.

Умение представлять информацию под некоторый вывод.

3.

Умение переходить от одного вида текста к другому

4.

Умение приводить известные знания для решения задач.

5.

Расчетные аргументы.

6.

Владение предметными навыками.

7.

Умение работать с составными текстами. Удерживать разные позиции,

требующие реконструкции замысла текста.

8.

Умение использовать результаты предыдущих решений для данного за-

дания.

Номер

задания

Умения учащихся

№1

1,6

№2

3,4,5

№3

3,4,5

№4

1,2,4

№5

1,2,7,8

№6

1,2,4,6

Тест с заданиями в формате PISA был опробован в 8А классе на уроке

изучения нового материала по теме «Применение кислорода. Круговорот кисло-

рода в природе».

Время работы с тестом – 40 минут.

8А класс – с углубленным изучением иностранных языков: со 2-го - клас-

са английский, с 7-го – немецкий. В классе 19 человек, из них 5 мальчиков. На

отметку «4» и «5» обучается 5 человек. Класс работоспособный. Новый пред-

мет вызывает интерес. Большинство учащихся имеют хорошую память, речь

развита письменная и устная, есть мотивация обучения, дисциплинирован-

ность. Работу выполняли 16 человек.

Данный тест был проведён как диагностический. Преследовал следую-

щие цели: оценить возможность включения заданий в формате PISA в учебную

программу предмета, определить уровень сформированности вышеуказанных

умений, оценить психологическое состояние учащихся при выполнении зада-

ний.

У учащихся класса по результатам теста выражены необходимые умения

в процентах от числа выполнявших работу:

Номер умений

Умения

учащихся (%)

№1 Умение давать развернутый ответ на вопрос.

75%

№2 Умение представлять информацию под некоторый вывод

67%

№3 Умение переходить от одного вида текста к другому

62%

№4 Умение приводить известные знания для решения задач.

31%

№5 Расчетные аргументы.

25%

№6 Владение предметными навыками.

81%

№7 Умение работать с составными текстами. Удерживать

разные позиции, требующие реконструкции замысла текста.

25%

№8 Умение использовать результаты предыдущих решений

для данного задания.

19%

5

44% учащихся отметили, что не испытывали затруднений при выполне-

нии заданий. Отметили их необычность, связь с жизненными ситуациями, раз-

нообразие, возможность выразить собственное мнение при решении задания.

25% учащихся высказали своё негативное отношение к выполнению

подобных заданий, мотивируя это тем, что не знакомы с подобными заданиями,

у них нет алгоритма их выполнения.

Тест показал, что задание в формате PISA можно использовать, как диа-

гностические и обучающие, так и как оценочные, поскольку ученик приобретает

новые знания, кроме того, развивает уже имеющиеся умения. Использование

межпредметной информации в процессе решения данных задач способствует

более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, учащие-

ся приобретают и совершенствуют практические умения выявлять причинно

следственные связи между явлениями, процессами. При этом создаются благо-

приятные условия для осмысленного понимания фактов, теории, законов, кон-

кретизации и углубление раннее приобретенных знаний по физике, химии, био-

логии, экологии. Отдельные задания – задачи в формате PISA можно использо-

вать в качестве познавательных задач на различных этапах урока с целью фор-

мирования исследовательских умений, познавательного интереса учащихся.

Трудности в использовании заданий в первую очередь связаны с недо-

статочной подготовленностью учителя, ограниченным количеством часов химии

в неделю.

Список литературы:

1. Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике для 5 и 6 классов. Изд. 2, пере-

раб. и доп. М.: Просвещение, 1967.-с.49

2. Каспаржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Новые требо-

вания к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте ре-

зультатов международного исследования PISA-2000. М.: Университетская кни-

га, 2005.-С.-66-67

3. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии.Ч.-I. Пособие

для учащихся. Изд. 2, перераб. М.: Просвещение, 1983.- С.145

4. Крицман В.А., Станцо В.В. Энциклопедический словарь юного химика.

М.: Педагогика, 1990.-с.114

5. Митчелл М. Унесенные ветром. М.: Художественная литература, 1999.-

т.1, с.418

6



В раздел образования