Автор: Полякова Ольга Рафаиловна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с УИОП №66"
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение новой формы оценивания образовательных результатов учащихся 8-9 классов при помощи тестов в формате ПИЗА на уроках химии
Раздел: среднее образование
Применение новой формы оценивания образователь-
ных результатов учащихся 8-9 классов при помощи те-
стов в формате PISA на уроках химии
Полякова О.Р., учитель химии I квалификационной категории
МОУ СОШ с УИОП № 66 г. Кирова
Один из способов реализации компетентностного подхода – составление
и использование заданий в формате PISA. Специфика задач PISA заключается
во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на
первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы – задача
ученика. Для подобного «связывания» необходимо привлечение личного опыта,
дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и ди-
зайн задач PISA – они чаще всего представляют собой описание ситуации
(кейс), взятые из реальной жизненной практики. Ни условия задачи, ни форма
вопроса не привязаны жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод жиз-
ненной ситуации в предметную и составляет трудность задач. Каждая задача –
ситуация, случай, требующие решения. Вопрос и условия задачи соотносятся с
личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следова-
тельно, задачи PISA являются интегрированными. [3,с.66]
Задания в формате тестов PISA позволяют учителю решить одновремен-
но несколько задач:
─
оценить уровень развития письменной компетенции учащихся, т. е.
насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и достать из него необ-
ходимую информацию;
─
оценить уровень развития предметных знаний и умений;
─
оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллек-
туальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.).
─
оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать
способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современ-
ном мире, т. е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;
─
формировать познавательный интерес к предмету через развитии ис-
следовательской компетенции;
─
способствует сравнению прогресса учащихся в отношении каждого
учебного предмета и образования в целом;
─
определяют пути для понижения различий между текущими и ожидае-
мыми результатами.
В рамках эксперимента по развитию исследовательских умений учителя
и учащихся, работающих по проблеме компетентностно-ориентированного обу-
чения мною по предмету химия были разработаны задания в формате PISA по
теме «Кислород». Это I-я тема в программе химии по изучению веществ и их
свойств. В течение I-го триместра учащиеся изучали новый предмет, его поня-
тийный аппарат, теоретические основы. Содержание темы «Кислород» включа-
ет в себя следующие элементы: общие характеристики кислорода, нахождение
в природе, получение свойства, применение, круговорот в природе, состав воз-
духа.
1
Тест. « Самый распространенный в природе»
«Исследование воздуха является
в настоящее время важнейшим предме-
том химии. Этот упругий флюид обла-
дает многими особыми свойствами, изу-
чение
которых
способствует
новым
открытиям. Он состоит из двух видов
«огненного», поддерживающего горение
и дыхание, и «испорченного», не поддер-
живающего горения и дыхания».
К. Шееле «Химический трак-
тат о воздухе и огне» [5,с.114]
«Оба они таки не узнали, что ока-
залось у них в руках. Элемент, которому
суждено было революционизировать хи-
мию, пропадал в их руках бесплодно …
Они лишь описали его, даже не догады-
ваясь, что они описывают..»
Ф. Энгельс
«Диалоги о природе»
[5,с.114]
Текст:
Кислород самый распространенный элемент на Земле. Он входит в со-
став всех окружающих нас веществ. Так, например вода, песок, многие горные
породы и минералы, составляющие зеленую кору, содержат кислород. Кисло-
род является важной частью многих органических соединений, например бел-
ков, жиров и углеводов, имеющих исключительно большое значение в жизни
человека.
В 1772 году шведский химик Шееле установил, что воздух состоит из кис-
лорода и азота, В 1774 году английский химик Д. Пристли, разложением оксида
ртути получил кислород и изучил его свойства. В 1777 году француз А. Лавуа-
зье объяснил процессы дыхания и горения, как взаимодействие веществ с окис-
лителем кислородом. Название элемента – оксигениум (рождающий кислоты) –
дал Лавуазье.
Кислород – бесцветный газ, без вкуса, запаха, мало растворим в воде,
тяжелее воздуха.
Кислород энергично реагирует со многими веществами, при этом выде-
ляется теплота и свет. Такие реакции называются горением. Для того, чтобы го-
рение началось необходимы два условия: 1) нагревание горючего вещества до
температуры воспламенения; 2) доступ кислорода. Для прекращения горения
необходимо исключить хотя бы одно из условий.
Применение кислорода основано на его химических свойствах. В
больших количествах кислород используют в разных отраслях химической про-
мышленности, в металлургии, в ракетных двигателях, в медицине и т. д.
Пополняют запас кислорода в атмосфере зеленые растения.
Кислород в природе
%
.
2
Морская вода Воздух Организм человека
Задача №1
Впервые состав воздуха был установлен французским ученым Лавуазье.
Он нагрел ртуть в определенном объеме воздуха. Объем воздуха сократился, а
ртуть покрылась налетом оранжевого света, оставшийся газ не поддерживал ни
горения, ни дыхания. Тогда Лавуазье собрал с поверхности ртути оранжевые
чешуйки, поместил их в пробирку, сильно нагрел и собрал выделившийся газ.
Смешав собранный газ с остатками газа из первого опыта, он получил смесь га-
зов, ничем не отличающуюся от воздуха. Разъясните опыт Лавуазье. Приведи-
те уравнение тех реакций, которые он воспользовался для определения соста-
ва воздуха.
Задача №2
Используя диаграмму, определите массу кислорода в своем организме.
Задача №3
Жизненная емкость легких человека составляет 3 500 см
3
. Определите
объем кислорода, содержащегося в том объеме воздуха, который человек вды-
хает за 1 час, если совершает 16 вдохов в минуту.
Задача №4
Изучая свойства кислорода, Д. Присли ставит опыты. Вот как он описыва-
ет один из них: «Я взял некоторое количество воздуха испорченного дыханием
мыши, которая в нем погибла; разделив его на две части, я ввел одну в сосуд,
погруженный в воду, в другую же часть его, также заключенную в сосуд с водой,
я ввел ветку мяты. Это было сделано в начале августа 1771 года. Через 8-9
дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой
росла ветка мяты, но моментально погибла в другой его части. В течение 7-ми
дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег вырос почти на 3
дюйма на старых ветвях», [1,с.49] Почему осталась живой мышь в сосуде, где
была ветка мяты? Почему погибла во втором сосуде.
Задача №5
Запасы кислорода в атмосфере составляет 1,5*10
15
тонн, а сжигается
ежегодно 1*10
10
тонн. Население земного шара выдыхает ежедневно около
1 080 000 000 тонн углекислого газа, и около 1 265 000 000 тонн его выделяется
при сжигании на производстве и транспорте.
Проанализировать сложившуюся ситуацию, было предложено ученикам
8-го класса одной из школ. Их мнения разделились:
Группа I.
Увеличение населения и развитие промышленности привели
к росту потребления кислорода. Например, каждая машина с бензиновым дви-
гателем прошедшая 15 тыс. км потребляет 4350 кг О
2
, современный пассажир-
ский самолет при полете в течение 9 часов расходует 50-70 тонн кислорода. В
результате при ускоренных темпах технического прогресса сокращение кисло-
рода произойдет на 1/3 через 160-180 лет. Организм человека чувствует сниже-
ние концентрации кислорода более чем на 1%. Человечеству может грозить ги-
бель от недостатка кислорода.
Группа II.
Другие учащиеся утверждали, что люди погибнут от удушья
значительно раньше. Каждая машина, прошедшая 15 км выбрасывает 3250 кг
3
углекислого газа, 530 кг угарного газа, промышленность ежедневно выбрасыва-
ет в атмосферу около 1,5 млн. тонн углекислого газа.
Поступление углекислого газа за счет сжигания ископаемого топлива воз-
росло со 100 млн. тонн в 1850 г. до 6 млрд. тонн в 1980 г.
А как считаете вы, грозит ли гибель человечеству? Если да, то каковы
пути ее предотвращения?
Задача №6
В своем произведении «Унесенные ветром» Митчелл М. описывает сцену
тушения пожара: «… сухой, как трут, осиновый пол мгновенно занялся, заглаты-
вая огонь, как воду… Она (Скарлет) сунула ковер в бадью и, набрав побольше
воздуха в легкие, ринулась в темную от дыма кухню, плотно захлопнув за со-
бою дверь. Целую, как ей показалось вечность она, кашляя, задыхаясь, кружи-
лась по кухне. Била и била мокрым ковром по струйкам огня, змеившимся во-
круг нее». Правильно ли поступила героиня? Объясните ее действия. [6,с.418]
Оценка выполнения заданий:
Н
омер за-
дания
О
ценка
баллы
За что дается оценка
1.
0
Не написано ни одно уравнение
1
Записано одно уравнение, нет объяснения явлений
2
Написано 1 уравнение и объяснение соответствую-
щих явлений или 2 уравнения без явлений
3
Записаны оба уравнения и объяснены соответствую-
щие явления
2.
0
Задача не решена
1
Найден процент содержания кислорода в организме
2
Задача решена
3.
0
Задача не решена
1
Найден объем воздуха
2
Найден объем кислорода
4.
0
Ответа нет или он не правильный
1
Выдвинута гипотеза, что во время фотосинтеза выде-
ляется кислород
2
Выдвинута гипотеза, показан принцип.
3
Выдвинута гипотеза, перечислены аргументы, пока-
зан принцип.
5.
0
Ответа нет
1
Ответ А Ии В
2
Ответ А или + собственная аргументация
3
Сопоставление ответов А и В, нахождение недостаю-
щего звена
6.
0
Ответа нет или он не правильный
1
Ответ правильный + 2 аргумента
2
Ответ правильный + более 2 аргументов
Умения, необходимые учащимся для решения данных заданий.
4
1.
Умение давать развернутый ответ на вопрос.
2.
Умение представлять информацию под некоторый вывод.
3.
Умение переходить от одного вида текста к другому
4.
Умение приводить известные знания для решения задач.
5.
Расчетные аргументы.
6.
Владение предметными навыками.
7.
Умение работать с составными текстами. Удерживать разные позиции,
требующие реконструкции замысла текста.
8.
Умение использовать результаты предыдущих решений для данного за-
дания.
Номер
задания
Умения учащихся
№1
1,6
№2
3,4,5
№3
3,4,5
№4
1,2,4
№5
1,2,7,8
№6
1,2,4,6
Тест с заданиями в формате PISA был опробован в 8А классе на уроке
изучения нового материала по теме «Применение кислорода. Круговорот кисло-
рода в природе».
Время работы с тестом – 40 минут.
8А класс – с углубленным изучением иностранных языков: со 2-го - клас-
са английский, с 7-го – немецкий. В классе 19 человек, из них 5 мальчиков. На
отметку «4» и «5» обучается 5 человек. Класс работоспособный. Новый пред-
мет вызывает интерес. Большинство учащихся имеют хорошую память, речь
развита письменная и устная, есть мотивация обучения, дисциплинирован-
ность. Работу выполняли 16 человек.
Данный тест был проведён как диагностический. Преследовал следую-
щие цели: оценить возможность включения заданий в формате PISA в учебную
программу предмета, определить уровень сформированности вышеуказанных
умений, оценить психологическое состояние учащихся при выполнении зада-
ний.
У учащихся класса по результатам теста выражены необходимые умения
в процентах от числа выполнявших работу:
Номер умений
Умения
учащихся (%)
№1 Умение давать развернутый ответ на вопрос.
75%
№2 Умение представлять информацию под некоторый вывод
67%
№3 Умение переходить от одного вида текста к другому
62%
№4 Умение приводить известные знания для решения задач.
31%
№5 Расчетные аргументы.
25%
№6 Владение предметными навыками.
81%
№7 Умение работать с составными текстами. Удерживать
разные позиции, требующие реконструкции замысла текста.
25%
№8 Умение использовать результаты предыдущих решений
для данного задания.
19%
5
44% учащихся отметили, что не испытывали затруднений при выполне-
нии заданий. Отметили их необычность, связь с жизненными ситуациями, раз-
нообразие, возможность выразить собственное мнение при решении задания.
25% учащихся высказали своё негативное отношение к выполнению
подобных заданий, мотивируя это тем, что не знакомы с подобными заданиями,
у них нет алгоритма их выполнения.
Тест показал, что задание в формате PISA можно использовать, как диа-
гностические и обучающие, так и как оценочные, поскольку ученик приобретает
новые знания, кроме того, развивает уже имеющиеся умения. Использование
межпредметной информации в процессе решения данных задач способствует
более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, учащие-
ся приобретают и совершенствуют практические умения выявлять причинно
следственные связи между явлениями, процессами. При этом создаются благо-
приятные условия для осмысленного понимания фактов, теории, законов, кон-
кретизации и углубление раннее приобретенных знаний по физике, химии, био-
логии, экологии. Отдельные задания – задачи в формате PISA можно использо-
вать в качестве познавательных задач на различных этапах урока с целью фор-
мирования исследовательских умений, познавательного интереса учащихся.
Трудности в использовании заданий в первую очередь связаны с недо-
статочной подготовленностью учителя, ограниченным количеством часов химии
в неделю.
Список литературы:
1. Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике для 5 и 6 классов. Изд. 2, пере-
раб. и доп. М.: Просвещение, 1967.-с.49
2. Каспаржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Новые требо-
вания к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте ре-
зультатов международного исследования PISA-2000. М.: Университетская кни-
га, 2005.-С.-66-67
3. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии.Ч.-I. Пособие
для учащихся. Изд. 2, перераб. М.: Просвещение, 1983.- С.145
4. Крицман В.А., Станцо В.В. Энциклопедический словарь юного химика.
М.: Педагогика, 1990.-с.114
5. Митчелл М. Унесенные ветром. М.: Художественная литература, 1999.-
т.1, с.418
6