Автор: Квитова Олеся Владимировна
Должность: Учитель начальных класов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 45 города Тюмени
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: Квест по профилактике аддитивного поведения
Тема: "Хочу всё знать"
Раздел: среднее образование
Сценарий проведения квест-игры «Важно знать»
Цель
–
профилактика
употребления
психоактивных
веществ
обучающихся в учебном заведении.
Задачи:
Формирование у обучающихся представлений о негативном влиянии
ПАВ;
Пропаганда здорового образа жизни;
Развитие коммуникативных навыков игроков в ходе командной работы;
Развитие рефлексивных качеств представителей молодежной среды.
Форма проведения: квест-игра
Целевая аудитория: обучающиеся колледжа в возрасте от 15 до 18 лет.
Количество участников: 40 человек (2-3 команды)
Количество организаторов: 8 человек (1 человек ведущий, 7 человек
ведущие на станциях)
Продолжительность мероприятия: 1 час 40 минут
Материалы:
стикеры
разных
цветов
(количество
команд
равно
количеству цветов стикеров), дневник (Приложение 2), шариковые ручки,
стол,
чистые
листы
бумаги,
доска,
мел
(или
флипчарт,
маркер),
распечатанные пословицы, картинки (Приложение 3).
Краткое
объяснение:
на
входе
участники
получают
стикер
определенного цвета, этот цвет разделяет всех участников на команды,
капитаны получают первые подсказки с местом проведения первого задания,
участники выполняют задание, записывают основные выводы по итогу его
прохождения (примерные выводы представлены после каждого задания) и
получают подсказку с местом проведения следующего задания (Приложение
1 – Маршрутный лист). Последняя подсказка у каждой команды будет общей
– место сбора всех участников. По завершению квеста участники зачитывают
основные выводы, к которым они пришли в ходе выполнения всех заданий.
Ход мероприятия
На входе участникам выдаются стикеры разного цвета (одному
участнику один стикер).
На экране заставка: «соблазн, зависимость, вредные привычки».
Реквизит: ручки, дневники (Приложение 2).
Ведущий: Уважаемые участники, здравствуйте! Сегодня мы собрались с
вами для участия в квеста «Важно знать». Что означают слова «соблазн»,
«вредные привычки», «зависимость»? Все ли они одинаково опасны? Когда
возникает
соблазн,
а
когда
появляется
зависимость?
Какие
бывают
зависимости? Что в них общее, а что отличное?
При входе вы получили стикеры определенного цвета, прошу вас
объединиться по командам в соответствии с вашим цветом стикера.
При участии в квесте перед нами стоит задача: выявить основные
особенности профилактики психоактивных веществ, определить характер и
методы борьбы с опасностью, а также сделать важные выводы по итогу
каждого испытания, которые необходимо записать в дневник. За каждое
правильно сформулированный вывод команда будет получать подсказку с
местом следующего задания. Сейчас прошу капитанов подойти за первой
подсказкой и дневником. По итогу прохождения всех заданий выявим
команду-победителя.
Участники расходятся по точкам
«Выберись из круга» (Время выполнения 5 минут)
Реквизит: нет
Ведущий: Часто нам кажется, что выхода нет. Нас окружают люди, которые
навязывают свои ценности и желания. Наше окружение давит на нас своим
авторитетом, угрозами. Зачастую мы боимся противостоять им.
Предлагаю вам на деле ощутить это.
Прошу всех участников образовать тесный круг. 3 человека прошу пройти
вовнутрь круга. Задача тех, кто стоит в кругу – прорвать его и выбраться
наружу, задача внешнего круга – удержать ребят внутри в течение 2 минут.
Обсуждение:
Почему трудно выбраться из круга? (Сильное сопротивление группы, ему
трудно противостоять).
Мы в жизни сталкиваемся с такими ситуациями, в которых группа пытается
давить на нас в принятии решений. Как можно противостоять группе, как
ответить «НЕТ»? (Рассмотреть варианты)
Напоминаю, что после каждого испытания вам необходимо сделать краткий
вывод и записать его в дневник.
Примерный вывод: Не бояться отстаивать свое мнение, не смотря на
давление коллектива.
Дать подсказу на следующую станцию
«Собери пословицу» (Время выполнения 5 минут)
Реквизит: напечатанные пословицы, разрезанные пополам, чем крупнее, тем
лучше
Само важное, что нужно человеку – это здоровье. Предлагаю вам собрать
пословицы про здоровье. Напоминаю, что после каждого испытания вам
необходимо сделать краткий вывод и записать его в дневник.
1. Береги платье снову, а здоровье смолоду.
2. Где здоровье, там и красота.
3. Поздоровавшись с сигаретой, попрощайся с умом.
4. Когда появляется табак, удаляется мудрость.
5. Курить - здоровью вредить.
6. Здоров будешь - всё добудешь.
7. Здоровье не купишь - его разум дарит.
8. Если хочешь быть здоров, закаляйся.
9. Здоровому всё здорово.
10. Ум да здоровье дороже всего.
Примерный вывод: Нужно беречь свое здоровье.
Дать подсказу на следующую станцию
«Верю-не верю» (Время выполнения 5-7 минут)
Реквизит: нет
Мы
часто
слышим
недостоверную
информацию
об
употребление
психоактивных веществ. Сейчас предлагаю вам заслушать тезисы и сделать
вывод, верите вы ему или нет, является ли достоверной данная информация.
Справа от меня вариант «Верю», слева – «Не верю». Я зачитываю факт, вы
совещаетесь 10 секунд и переходите сторону «верю» или «не верю».
Напоминаю, что после каждого испытания вам необходимо сделать краткий
вывод и записать его в дневник.
- Физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?
Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненной
курением организму.
- При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в
выхлопных газах автомобильного двигателя. Верно
- Верно ли, что пьющий человек выглядит старше своих лет? Верно.
- Высокая концентрация алкоголя в крови вызывает смерть человека. Верно.
Отравление алкоголем наступает, когда человек употребляет большое
количество
алкоголя
в
течение
короткого
времени.
В
результате
концентрация алкоголя в крови повышается настолько, что оказывает
мощный токсический эффект и становится опасной для жизни.
- В подростковом возрасте зависимость может сформироваться в результате
многократного
употребления
наркотического
вещества.
Неверно.
Чем
моложе человек, тем быстрее попадает он в полную зависимость от
наркотика.
- Вред пассивного курения не доказан. Доказано, что именно пассивное
курение – причина большинства случаев рака легких и заболеваний сердечно-
сосудистой системы у некурящих.
- Верно ли, что
систематическое употребление наркотиков приводит к
резкому
истощению
организма,
изменению
обмена
веществ,
пси-
хологическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких
бредовых
идей,
к
проявлениям,
подобным
шизофрении,
деградации
личности, бесплодию. Верно
- На территории РФ свободный оборот наркотических средств запрещен.
Уголовной
ответственности
подлежит
лицо,
достигшее
во
время
преступления 16-летнего возраста. Верно
- За употребление наркотических средств или психотропных веществ без
назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ
Кодекса
об
административной
ответственности
предусмотрена
административная ответственность в виде штрафа в размере до пяти тысяч
рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Верно
- За склонение к потреблению наркотических средств, психоактивных
веществ
или
их
аналогов
установлена
уголовная
ответственность
и
предусматривается наказание до 15 лет лишения свободы. Верно
Примерный вывод: психоактивные вещества опасны для здоровья и влекут
за собой проблемы с законом.
Дать подсказу на следующую станцию
«Команда» (Время выполнения 15-17 минут)
Реквизит: стол
Важно чувствовать поддержку близких людей, быть уверенным, что всегда
помогут и поддержат. Сейчас предлагаем встать по парам, взяться за руки,
перекрестив их. По очереди подняться и спиной упасть на руки команды. И
так все по очереди.
В заключении хочу еще раз сказать, что важна поддержка окружающих.
Только когда мы не одни, можем справиться со всеми испытаниями. В
доказательство этому приглашаю одного смельчака. (Участник ложится на
стол спиной, участники подходят к нему, подкладывают под него
указательные пальцы, распределяясь по всему телу и по команде ведущего,
только с помощью указательных пальцев поднимают участника).
Напоминаю, что после каждого испытания вам необходимо сделать краткий
вывод и записать его в дневник.
Примерный вывод: Не бояться доверять своим друзьям, окружать себя
верными друзьями.
Дать подсказу на следующую станцию
«Приемы отказа» (Время выполнения 10 минут)
Реквизит: лист бумаги, ручка, доска, мел (флипчарт, маркет)
Ведущий: «Я не смог сказать «нет», когда друзья предложили попробовать. Я
чувствовал необходимость следовать за толпой, быть на одной волне с
компанией друзей. Только сейчас я понимаю, что важно отстаивать свое
мнение и не вестись на поводу у других людей. Прежде чем согласиться
попробовать психоактивное вещество, мне следовало бы задать себе
несколько вопросов: «Как я буду чувствовать себя завтра?», «Не пожалею ли
я о сделанном?», «Не повредит ли это моему здоровью?», «Не возникнут ли у
меня проблемы с близкими и законом?».
Если бы я только знал приемы отказа. Помогите их составить. На
обсуждение дается 3 минуты, ваша задача обсудить с командой все приемы
отказа употребления психоактивных веществ, записать и после этого мы
обсудим вместе.
(Во время обсуждения записать тезисно на доске)
1.Обходить стороной место и людей, которые могут использовать тебя в
личных целях.
2. Отвечать «нет» столько раз, сколько нужно, несмотря ни на что, это
будет свидетельствовать о твердости характера.
3. Сменить тему, т.е. заговорить о чем – то другом.
4. Сказать, что именно сейчас этого не хочешь, объяснить, почему
отказываешься.
5. Сказать: «Нет, спасибо!» и уйти.
6.
Начать
психологически
давить
на
противника,
рассказать
о
последствиях, испугать СПИДом, гепатитом и т.д., агитировать за
здоровый образ жизни.
7. Найти в компании человека, который поддерживает твою позицию.
Напоминаю, что после каждого испытания вам необходимо сделать краткий
вывод и записать его в дневник.
Примерный
вывод:
Не
бояться
отстаивать
свое
мнение,
уметь
отказываться
Дать подсказу на следующую станцию
«Откровенный разговор» (Время выполнения 5-7 минут)
Реквизит: Напечатанные подсказки
Ведущий:
«Когда
узнаешь,
что
твой
близкий
человек
употребляет
запрещенные препараты, не знаешь, что делать, куда бежать, чем помочь.
Предлагаю составить в последовательности, как помочь другу. У меня уже
есть
готовые
решения,
но
их
необходимо
разложить
в
логической
последовательности. На выполнение задания вам дается 5 минут.
выбери для разговора подходящее время и заводи разговор только в том
случае, если видишь, что друг не находится «под кайфом»;
скажи ему, что волнуешься за него и понимаешь, что он ступил на
неверный путь;
ни в коем случае не обвиняй его в привязанности к наркотикам, просто дай
ему понять, что ты здесь для того, чтобы помочь;
скажи, что ты видел, как он принимал наркотики, на случай, если он
решит обмануть тебя;
ни в коем случае не поучай его.
не удивляйся, если он впадет в ярость, это обычная реакция многих людей,
попавших в наркотическую зависимость;
до разговора разузнай, где он может пройти лечение, чтобы твоя помощь
была видна не только на словах, но и на деле;
и снова повторяем, не стоит винить себя в случае неудачного исхода - ты
пытался и сделал все, что мог.
Напоминаю, что после каждого испытания вам необходимо сделать краткий
вывод и записать его в дневник.
Примерный вывод: Человеку можно помочь избавиться от зависимости
Дать подсказу на следующую станцию
«Последствия» (Время выполнения 3 минуты)
Реквизит: напечатанные картинки
Ведущий:
Последствия
употребления
психоактивных
веществ
весьма
серьезны. Предлагаем вам выбрать те картинки, которые воздействуют на
организм при употреблении веществ.
ВИЧ, печень, мозг, снижение иммунитета, зубы, интеллект + доп
Напоминаю, что после каждого испытания вам необходимо сделать краткий
вывод и записать его в дневник.
Примерный вывод: Употребление ПАВ влечет за собой проблемы со
здоровьем: ВИЧ, проблемы с печенью, мозгом, снижение иммунитета,
плохие зубы, понижение интеллекта.
Дать подсказу на следующую станцию
______
Участники возвращаются на место старта.
Ведущий: Участники, прошу вас зачитать основные выводы, к которым вы
пришли в ходе прохождения всех испытаний.
Участники зачитывают.
Ведущий: Мы благодарим вас за активное участие в квесте «Важно знать».
Теперь у вас есть ценная книга, которая поможет вам не оказаться в сложной
ситуации. Берегите себя, свое здоровье и не забудьте задать себе вопросы:
«Как я буду чувствовать себя завтра?», «Не пожалею ли я о сделанном?», «Не
повредит ли это моему здоровью?», «Не возникнут ли у меня проблемы с
близкими и законом?». До новых встреч.
Приложение 1
Маршрутный лист команды 1
№
Название станции
Место
1
Выберись из круга
2
Собери пословицу
3
Верю-не верю
4
Команда
5
Приемы отказа
6
Откровенный разговор
7
Последствия
8
Финал
Маршрутный лист команды 2
№
Название станции
Место
1
Команда
2
Приемы отказа
3
Выберись из круга
4
Верю-не верю
5
Последствия
6
Откровенный разговор
7
Собери пословицу
8
Финал
Маршрутный лист команды 3
№
Название станции
Место
1
Последствия
2
Приемы отказа
3
Выберись из круга
4
Собери пословицу
5
Откровенный разговор
6
Верю-не верю
7
Команда
8
Финал
Приложение 2
Дневник команды №1
Дневник команды №2
Заражение ВИЧ-инфекцией
Разрушение печени
Поражение мозга
Снижение иммунитета
Разрушение зубов
Снижение интеллектуальных способностей
Красноречие
Чистая кожа