Напоминание

Возможность образовательной области "Технология" в развитии творческих способностей учащихся


Автор: Грязнева Снежана Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия" г. Мичуринска
Населённый пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Возможность образовательной области "Технология" в развитии творческих способностей учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Возможность образовательной области «Технология» в развитии

творческих способностей учащихся

С.А. Грязнева

Россия, Тамбовская область, г. Мичуринск,

МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска,

учитель технологии

Проявление творчества характерно для ребенка с самого раннего

возраста,

ибо

творчество

норма

детского

развития.

Реализация

творческих способностей ученика делает более богатой и содержательной

его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой

личности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего

полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и

осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие

возможности, более успешно адаптируется к изменившимся условиям и

требованиям

жизни,

легче

создает

свой

индивидуальный

стиль

деятельности, более способен к совершенствованию, самовоспитанию.

Актуальность

проблемы

развития

творческих

способностей

обусловлена

тем,

что

в

настоящее

время

в

условиях

модернизации

образования все более утверждается личностно-ориентированный подход,

в

основе

которого

лежит

развитие

индивидуальных

способностей

учащихся.

Практика показывает, что для учителя задача развития творческих

способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой.

С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия,

которые позволяют ему творчески подойти к решению различных проблем,

с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно

поэтому,

правильно

выбранные

методы

и

формы

обучения

помогают

учителю

определить

ту

возможную

меру

включенности

учащихся

в

творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках

учебной программы.

Основной

задачей

уроков

трудового

обучения

является

развитие

худ оже с т в е н н о - т во рч е с к и х

с п о с о б н о с т е й

у ч а щ и хс я

п у т е м

целенаправленного и организованного обучения.

Образовательная

область

«Технология»

является

источником

воспитания

всесторонне-развитой

личности.

Выбор

раздела

зависит

от

возрастных

особенностей

учащихся,

наличие

оборудования

и

приспособлений, требуемой литературы и наглядных пособий, а также

желания учителя «творить» самому и вовлекать в творческую деятельность

учащихся.

Так,

например,

при

изучении

раздела

«Художественная

обработка материалов» с резьбой по дереву или художественной ковкой

осуществляется

организация

прикладной

художественно-творческой

деятельности учащихся. Учащиеся в процессе работы пытаются найти

наиболее

рациональное

решение,

что

стимулирует

их

мыслительную,

творческую способность, изобретательность. При создании рисунка, его

выборе, развиваются творческие способности, такие как оригинальность,

продуктивность.

При

выборе

элементов

композиции

и

их

сборке

развиваются

гибкость

в

выборе

способов

обработки,

способность

усовершенствовать объект, добавляя детали.

Особое

место

в

развитии

творческих

способностей

принадлежит

исследовательскому

методу,

которому

присущи

элементы

творчества,

новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к.

процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов,

зарисовок,

выбора

вариантов

композиции,

разработки

конструкции

моделей, ее моделирования.

Применение

личностно-ориентированных

технологий

на

уроках

позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Так, очень важно на первых уроках трудового обучения привить

интерес, «вывести» ребят из чувства неуверенности, страха, воспитать веру

ученика в свои силы. На первых же занятиях необходимо использовать

методы стимулирования. Важно поощрять любые, даже незначительные

успехи, ведь именно это формирует у учащихся умение всегда добиваться

положительных

результатов.

Каждому

ребенку

становится

интересно

трудиться, когда он начинает чувствовать силу, успех, умение преодолевать

трудности.

Д о м и н и р у ю щ и е

м е т од ы

о бу ч е н и я

о б ъ я с н и т е л ь н о -

демонстрационный, продуктивный, игровые.

Главная задача учителя трудового обучения – добиться того, чтобы

учащиеся работали с полной отдачей и научились применять знания на

практике.

Очень

важным

считается

научить

учащихся

самостоятельно

добывать знания и пополнять их. При выполнении творческих заданий

учащиеся

используют

уже

полученные

знания

и

умения

в

различных

ситуациях,

учатся

самостоятельно,

находить

оригинальные

способы

обработки, развивая при этом профессиональное мышление.

Можно предоставить ученикам возможность самим объяснить новые

темы, задать вопросы, высказывать свои идеи, дополнять и анализировать

ответы

друг

друга,

при

этом

вводный

и

заключительный

инструктаж

проходит в форме дискуссии.

Так же рекомендуется применять работу учащихся в малых группах,

где сильные учащиеся помогают слабым; работу с учебной литературой

(опорными

конспектами),

настраивающую

учащихся

на

вдумчивую

и

сосредоточенную

работу,

развивающую

логическое,

пространственное

мышление.

Обеспечение

творческой

мастерской

дидактическим

материалом

позволяет

углубить

профессиональные

знания

учащихся.

Папка

с

образцами, инструкционными картами, карточками – заданиями на каждую

тему

упрощает

подготовку

к

урокам.

Помимо

этого

идет

постоянное

пополнение папок новым материалом, которые помогают изготавливать

сами учащиеся.

Большое

внимание

необходимо

уделить

художественному

оформлению рабочего кабинета предметами декоративно-прикладного и

народного творчества, разными поделками и рисунками, что позволяет

развивать интерес, создать обстановку радости, красоты, творчества. А

любовь к творчеству начинается с красоты.

Условиями,

обеспечивающим

эффективное

развитие

творческой

активности школьников, являются:

-

возможность

овладения

школьниками

опытом

самостоятельной

разнообразной

для

них

деятельности

через

использование

тренинго-

игрового метода в учебном процессе;

- создание обогащенной информационной и досугово-развивающей

среды;

-

выстраивание

образовательного

процесса,

как

процесса

взаимодействия

индивидуа льного,

уника льного

уч ителя

и

индивидуального уникального ученика;

- совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение

приобретает

мировоззрение

и

компетентность

педагога

в

воспитании

творческой личности с учетом ее индивидуальности.

Творчески

работающий

педагог

находится

в

постоянном

поиске

путей и средств решения задач трудового воспитания, а так же вопросов

развития индивидуальных художественных особенностей. Поэтому задача

учителя трудового обучения – заложить основы творческого потенциала

ребенка и его художественного развития.



В раздел образования