Автор: Грязнева Снежана Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия" г. Мичуринска
Населённый пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Возможность образовательной области "Технология" в развитии творческих способностей учащихся
Раздел: среднее образование
Возможность образовательной области «Технология» в развитии
творческих способностей учащихся
С.А. Грязнева
Россия, Тамбовская область, г. Мичуринск,
МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска,
учитель технологии
Проявление творчества характерно для ребенка с самого раннего
возраста,
ибо
творчество
–
норма
детского
развития.
Реализация
творческих способностей ученика делает более богатой и содержательной
его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой
личности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего
полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и
осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие
возможности, более успешно адаптируется к изменившимся условиям и
требованиям
жизни,
легче
создает
свой
индивидуальный
стиль
деятельности, более способен к совершенствованию, самовоспитанию.
Актуальность
проблемы
развития
творческих
способностей
обусловлена
тем,
что
в
настоящее
время
в
условиях
модернизации
образования все более утверждается личностно-ориентированный подход,
в
основе
которого
лежит
развитие
индивидуальных
способностей
учащихся.
Практика показывает, что для учителя задача развития творческих
способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой.
С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия,
которые позволяют ему творчески подойти к решению различных проблем,
с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно
поэтому,
правильно
выбранные
методы
и
формы
обучения
помогают
учителю
определить
ту
возможную
меру
включенности
учащихся
в
творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках
учебной программы.
Основной
задачей
уроков
трудового
обучения
является
развитие
худ оже с т в е н н о - т во рч е с к и х
с п о с о б н о с т е й
у ч а щ и хс я
п у т е м
целенаправленного и организованного обучения.
Образовательная
область
«Технология»
является
источником
воспитания
всесторонне-развитой
личности.
Выбор
раздела
зависит
от
возрастных
особенностей
учащихся,
наличие
оборудования
и
приспособлений, требуемой литературы и наглядных пособий, а также
желания учителя «творить» самому и вовлекать в творческую деятельность
учащихся.
Так,
например,
при
изучении
раздела
«Художественная
обработка материалов» с резьбой по дереву или художественной ковкой
осуществляется
организация
прикладной
художественно-творческой
деятельности учащихся. Учащиеся в процессе работы пытаются найти
наиболее
рациональное
решение,
что
стимулирует
их
мыслительную,
творческую способность, изобретательность. При создании рисунка, его
выборе, развиваются творческие способности, такие как оригинальность,
продуктивность.
При
выборе
элементов
композиции
и
их
сборке
развиваются
гибкость
в
выборе
способов
обработки,
способность
усовершенствовать объект, добавляя детали.
Особое
место
в
развитии
творческих
способностей
принадлежит
исследовательскому
методу,
которому
присущи
элементы
творчества,
новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к.
процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов,
зарисовок,
выбора
вариантов
композиции,
разработки
конструкции
моделей, ее моделирования.
Применение
личностно-ориентированных
технологий
на
уроках
позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Так, очень важно на первых уроках трудового обучения привить
интерес, «вывести» ребят из чувства неуверенности, страха, воспитать веру
ученика в свои силы. На первых же занятиях необходимо использовать
методы стимулирования. Важно поощрять любые, даже незначительные
успехи, ведь именно это формирует у учащихся умение всегда добиваться
положительных
результатов.
Каждому
ребенку
становится
интересно
трудиться, когда он начинает чувствовать силу, успех, умение преодолевать
трудности.
Д о м и н и р у ю щ и е
м е т од ы
о бу ч е н и я
–
о б ъ я с н и т е л ь н о -
демонстрационный, продуктивный, игровые.
Главная задача учителя трудового обучения – добиться того, чтобы
учащиеся работали с полной отдачей и научились применять знания на
практике.
Очень
важным
считается
научить
учащихся
самостоятельно
добывать знания и пополнять их. При выполнении творческих заданий
учащиеся
используют
уже
полученные
знания
и
умения
в
различных
ситуациях,
учатся
самостоятельно,
находить
оригинальные
способы
обработки, развивая при этом профессиональное мышление.
Можно предоставить ученикам возможность самим объяснить новые
темы, задать вопросы, высказывать свои идеи, дополнять и анализировать
ответы
друг
друга,
при
этом
вводный
и
заключительный
инструктаж
проходит в форме дискуссии.
Так же рекомендуется применять работу учащихся в малых группах,
где сильные учащиеся помогают слабым; работу с учебной литературой
(опорными
конспектами),
настраивающую
учащихся
на
вдумчивую
и
сосредоточенную
работу,
развивающую
логическое,
пространственное
мышление.
Обеспечение
творческой
мастерской
дидактическим
материалом
позволяет
углубить
профессиональные
знания
учащихся.
Папка
с
образцами, инструкционными картами, карточками – заданиями на каждую
тему
упрощает
подготовку
к
урокам.
Помимо
этого
идет
постоянное
пополнение папок новым материалом, которые помогают изготавливать
сами учащиеся.
Большое
внимание
необходимо
уделить
художественному
оформлению рабочего кабинета предметами декоративно-прикладного и
народного творчества, разными поделками и рисунками, что позволяет
развивать интерес, создать обстановку радости, красоты, творчества. А
любовь к творчеству начинается с красоты.
Условиями,
обеспечивающим
эффективное
развитие
творческой
активности школьников, являются:
-
возможность
овладения
школьниками
опытом
самостоятельной
разнообразной
для
них
деятельности
через
использование
тренинго-
игрового метода в учебном процессе;
- создание обогащенной информационной и досугово-развивающей
среды;
-
выстраивание
образовательного
процесса,
как
процесса
взаимодействия
индивидуа льного,
уника льного
уч ителя
и
индивидуального уникального ученика;
- совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение
приобретает
мировоззрение
и
компетентность
педагога
в
воспитании
творческой личности с учетом ее индивидуальности.
Творчески
работающий
педагог
находится
в
постоянном
поиске
путей и средств решения задач трудового воспитания, а так же вопросов
развития индивидуальных художественных особенностей. Поэтому задача
учителя трудового обучения – заложить основы творческого потенциала
ребенка и его художественного развития.