Автор: Грудинина Анна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал МБОУ "Нижнесаянтуйская Сош"
Населённый пункт: Республика Бурятия
Наименование материала: Образовательный проект "80-летие Победы в Великой Отечественной войне"
Тема: «Интерактивные перемены»
Раздел: среднее образование
Образовательный проект
"80-летие Победы в Великой
Отечественной войне"
Анна Васильевна
Грудинина
Учитель русского языка и литературы
Филиала МБОУ
«Нижнесаянтуйская СОШ»
«Интерактивные перемены»
1. «Писатели-фронтовики»
2. «Тайны книжного фронта»
3. «Литературные чтения»
4. «Пионеры-герои»
5. «Секретные послания»
6. «Читаем о войне»
7. «Имена писателей»
«Фронтовой товарищ книга»
«Фронтовой товарищ книга»
Начинаются интерактивные переменки вступительной частью,
далее идет организационный момент, объяснение правил на общей
линейке
в
начале
дня.
Всего
в
игровой
программе
6
станций
(проходят в любом порядке за несколько переменок всем классом с
учителем). На каждой станции требуется помощь волонтера. Время
прохождения – 3-5 минут на каждой. За верное прохождение станции
команда
получает
части
фразы
(«Литература
в
дни
войны
становится истинно народным голосом героической души народа»).
Ребята приносят собранный лист А4, на котором написана цитата.
Отрывки листа А4 выдаются после прохождения каждой переменки.
Заканчивается игра подведением итогов в конце дня.
«Писатели-фронтовики»
(Первая станция)
В Великую Отечественную на фронт уходили все советские
мужчины, способные держать оружие. Первые защитники
Родины отправились в военкоматы, не дожидаясь каких-либо
официальных призывов уже утром 22 июня 1941-го года.
Писатели-фронтовики, так их называли в те военные годы,
были свидетелями и участниками этих страшных дней
Задача учеников – определить по биографическому описанию
писателя, о котором идет речь.
Писательница была
несовершеннолетней, когда
началась Великая
Отечественная война. Но
она твердо решила идти на
фронт. Прибавив себе год,
16-летняя девчонка
записалась санитаркой при
Российском обществе
Красного Креста. В августе
1941 года после очередного
Юлия Владимировна Друнина
Константин Михайлович Симонов
В годы Великой Отечественной войны писатель
был корреспондентом газет «Известия», «Боевое
знамя», «Красноармейская правда», «Красная
звезда». Отправился на передовую летом 1941
года через несколько дней после начала войны.
Выезжал на Западный фронт, находился в
осажденной Одессе, участвовал в боевых
походах. В качестве военного корреспондента
писатель побывал на всех фронтах. В 1944 году
ему было присвоено воинское звание -
подполковник. В период 1944-1945 гг. выезжал в
командировки в освобожденные Румынию,
Болгарию, Югославию, Чехословакию, Польшу.
Писатель стал свидетелем последних сражений
за Берлин и подписания Акта о безоговорочной
капитуляции Германии 8 мая 1945 года.
Во время Великой Отечественной войны
писатель ушел на фронт добровольцем,
воевал простым солдатом, получил
тяжелое ранение. Вернувшись с фронта,
автор работал слесарем, подсобным
рабочим, учителем в Пермской области.
В его творчестве Великая Отечественная
война предстает как великая трагедия: в
повести «Пастух и пастушка»
рассказывается о безысходной любви
двух молодых людей, на краткий миг
сведенных и навеки разлученных
войной; абсолютно без патетики
показано лицо войны в повести «Так
хочется жить» и в романе «Прокляты и
убиты».
Виктор Петрович Астафьев
Писательница во время
войны пережила все 900
дней блокады Ленинграда,
вела на радио передачи,
позднее вошедшие в ее
книгу «Говорит
Ленинград». Своим словом
призывала земляков к
мужеству. Поэт,
олицетворяющий стойкость
Ленинграда
Ольга Фёдоровна Берггольц
Писатель добровольцем ушёл на фронт через
неделю
после
выпускного
вечера.
Его
воинская специальность -наводчик миномёта,
помощник
командира
батареи
«Катюш»,
артиллерист. Во время боёв за Севастополь в
мае 1944 года писатель был ранен осколком
снаряда в лицо. Несмотря на это, он сумел
довести
машину
с
боеприпасами
до
артиллерийской
батареи.
После
этого
писателю
пришлось
долго
лечиться
в
госпиталях. Жизнь ему спасли, но не зрение.
После войны писатель поступил в столичный
Литературный университет и окончил в 1951
году. В том же году вышел первый из его
сборников «Светлая дорога».
Эдуард Аркадьевич Асадов
«Тайны книжного
фронта»
Будут зачитываться вам утверждения о роли книг в годы
войны, некоторые из них – правда, другие – вымысел, плод
фантазии или искажение реальных фактов.
Задача – определить, где правда, а где ложь, опираясь на ваши
знания и логику.
1.
Утверждение 1: Книга «Сын полка» была написана в годы войны и стала
популярной среди солдат.
Ответ: Правда. Книга была написана Валентином Катаевым в 1944 году.
2.
Утверждение
2:
Все
книги,
написанные
во
время
войны,
были
строго
цензурированы и не содержали никакой критики советского режима.
Ответ:
Ложь.
Некоторые
авторы
выражали
свои
мысли
о
войне
и
жизни
в
условиях конфликта, несмотря на цензуру.
3. Утверждение 3: Роман «Два капитана» был написан до начала войны и не имел
отношения к событиям Великой Отечественной.
Ответ: Ложь. Роман был написан в 1940-1941 годах и отражает дух времени.
4.
Утверждение
4:
Книги
писателей-фронтовиков,
таких
как
Константин
Симонов, были очень популярны среди солдат на фронте.
Ответ:
Правда.
Произведения
Симонова
вдохновляли
бойцов
и
отражали
их
чувства.
5. Утверждение 5: После войны все книги о войне были запрещены к публикации.
Ответ: Ложь. Многие книги о войне были изданы после окончания конфликта и
стали классикой русской литературы.
6. Утверждение 6: Поэма «Блокадная книга» была написана во время блокады
Ленинграда и стала символом мужества жителей города.
Ответ: Правда. Эта поэма действительно отражает страдания людей во время
блокады.
7. Утверждение 7: В годы войны было много литературных конкурсов для молодых
авторов.
Ответ: Ложь. В условиях войны литературные конкурсы проводились крайне редко
из-за нехватки ресурсов.
8.
Утверждение
8:
Книги
о
войне
часто
использовались
как
пропагандистский
инструмент для повышения морального духа населения.
Ответ: Правда. Литература играла важную роль в поддержании духа народа.
9. Утверждение 9: Все произведения о войне были написаны мужчинами.
Ответ: Ложь. Женщины также писали о войне. Например, Мария Семёнова и другие
авторы оставили значительный след в литературе того времени.
10. Утверждение 10: Книга «Один день Ивана Денисовича» была написана во время
Великой Отечественной войны.
Ответ: Ложь. Она была опубликована позже, в 1962 году, но затрагивает темы,
связанные с жизнью людей в условиях репрессий.
«Литературные чтения»
Для
раненых
организовывали
чтения
вслух,
и
устраивали
литературные
вечера.
Наибольшим
спросом
пользовалась
развлекательная литература: приключения, детективы, сказки,
фельетоны
–
все,
что
могло
отвлечь
от
боли
и
поднять
настроение.
А
самыми
читаемыми
романами
были
«Война
и
мир»
Толстого,
«Овод»
Войнича,
«Как
закалялась
сталь»
Островского.
Задача
учеников
вставить
пропущенные
слова
в
текст
выступлений в Госпиталях, который назывался «Война, победа и
культура».
Ниже приведен один пример из трёх карточек.
1.
Речь
перед
лекцией
в
Подмосковном
Н-ом
Госпитале
за
Октябрьским Полем по Можайскому Шоссе:
«Товарищи!
Впервые
выступая
перед
Вами
в
качестве
прифронтового
Лектора,
я
полагаю
нужным
предпослать
несколько слов, диктуемых условиями нашей встречи: Вам ли
говорить о том, какие дни переживает наша Родина! Враг у
ворот Москвы, он под Можайском. Сто километров отделяют нас
от
фронта.
Этот
Госпиталь
и
эта
аудитория,
в
которой
мы
собрались дружною семьей в этот вечерний час, находятся на
линии, один конец которой упирается в сердце Родины, другой —
там, где решается ее судьба».
«Пионеры герои»
Пионерские символы - это слова, действия, предметы, которые
несут на себе определенную идею, что-то обозначают,
символизируют.
Нужно разгадать, какие же предметы являлись символом
пионерской организации.
Я раздам вам листочки с зашифрованными словами. Каждая
цифра – это порядковый номер букв в алфавите. Определив букву
вы легко разгадаете слова.
Г 4
А 1
Л 12
С 18
Т 19
У 21
К 11
З 9
Н 14
А 1
Ч 25
Е 5
К 11
З 9
Н 14
А 1
М 13
Я 33
Ф 22
Л 12
А 1
Г 4
Пионерский галстук
Значок пионеров
Пионерское знамя
Горн
Барабан
Салют
Клятва
Пионеры – герои
Советские пионеры совершали героические подвиги в годы
Великой Отечественной войны.
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были
награждены орденами и медалями.
,
Пионерские
отряды
в
которые
объединялся
каждый
класс
,
-
.
каждой советской школы часто носили имя пионера героя
,
,
-
Их именами называли улицы например
в
городе
Улан Удэ
.
.
есть улица Зои Космодемьянской О них снимали фильмы
-
?
Кто же были эти пионеры герои
Пятеро
из
них
были
удостоены
звания
Героя
Советского
:
,
,
Союза
Лёня
Голиков
Марат
Казей
Валя
Котик
и
Зина
.
.
-
Портнова
Другие
также
удостоены великих
наград
Ребят
.
героев
много
Мы сегодня
вспомним нескольких
из
них
и
посмотрим несколько
фотографий
и
попробуем назвать
их
.
имена
Зоя Космодемьянская
Марат Казей
Лёня Голиков
Зина Портнова
Валя Котик
«Читаем о войне»
Книги хранят память о жертвах войны, их опыт и мужество не
будут забыты. Книги являются данью уважения тем, кто
сражался и погиб, и напоминанием о необходимости мира.
Сейчас мы проверим, какие литературные произведения о
Великой отечественной войне вам знакомы. Задача
школьников восстановить название книг.
Названия книг
«А зори здесь тихие…», «Дожить до рассвета», «Василий
Теркин», «В списках не значился».
А зори здесь тихие…» Борис Васильев
«Дожить до рассвета» Василь Быков
«Василий Теркин» Александр Твардовский
«В списках не значился» Борис Васильев
Библиотекари не остались в стороне от всенародной борьбы с
немецко-фашистскими
захватчиками.
С
помощью
книг
осуществлялась передача сведений, собранных подпольщиками.
На страницах между строк и на полях простым карандашом
записывалась
информация,
которую
нужно
было
передать
за
линию фронта.
Задача учеников будет проста: расшифровать послание. Каждая
буква
заменена
на
следующую
после
нее
букву
алфавита.
Например, А заменена на Б.
Шуёойё — гпу мфшщёё фшёойё. Тмёепгбуэ иб ньтманй гёмйлпдп шёмпгёлб —
ётуэ обфлб тбнба ибойнбуёмэоба
Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека —
есть наука самая занимательная
«Секретные послания»
«Имена писателей»
А
знали
ли
вы,
что
имена
писателей
присваивали
воинским
подразделениям
и
боевой
технике?
Сейчас
у
вас
будет
возможность проверить свои предположения.
Задача школьников восстановить названия.
Горьковский
комитет
обороны
Танк
«Владимир
Маяковский»
Самолет «Дмитрий Фурманов»
Советский речной сторожевой
корабль «Пушкин»
О, книга, друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла свой путь победный
До самого конца.
Твоя большая Правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой.
Легко солдаты служат,
Когда в свободный час
С хорошей книгой дружат,
Хорошему учась...