Автор: Усманова Светлана Александровна
Должность: педагог -психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: Айхал,Мирнинского района, республика Саха ( Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование адекватных моделей поведения старшеклассниц.
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
Формирование адекватных моделей поведения
старшеклассниц.
Усманова Светлана Александровна,
педагог-психолог
Об актуальности проблемы.
Работа по профилактике девиантного поведения в образовательной среде
школы – одно из актуальных направлений деятельности психолога. Это требует
не только глубоких знаний основ психологии, но и личной заинтересованности,
серьезной
практической
подготовки,
знание
особенностей
и
специфики
социума.
В
настоящее
время
существует
несколько
психологических
феноменов, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение.
Во-первых,
это
очевидная
и
усиливающаяся
мужественность
в
поведении
девочек, во вторых, возрастание числа крайних, неадекватных форм поведения
девочек – агрессивных и депрессивных, в третьих – проблемы одиночества и
нестабильности супружеских отношений. Вместе с тем, от своевременности и
полноты
формирования
психологического
пола,
черт
мужественности
и
женственности во многом зависят уверенность в себе, цельность переживания,
определенность
установок
и,
в
конечном
счете,
эффективность
общения
с
людьми, отношений в семье, в коллективе». Искаженные идеалы, навязанные
обществом стереотипы, заставили женщину отстаивать и добиваться для себя
чисто
мужских
ценностей,
вызывая
этим
отклонение
в
развитии
психологического
пола,
становлении
половой
идентичности.
Женщины
стремились не только по физическим параметрам догнать мужчин (грузчики,
дорожные рабочие и т.п.), но и перенять мужской тип поведения, освоить
мужское отношение к миру. Анализ опроса, проведенного среди учащихся 9-11
классов, показал, что и девушки и юноши называют желательными у женщин
такие
черты,
как
мужественность,
целеустремленность,
независимость,
уверенность в себе, активность. Эти традиционно мужские черты, будучи сами
по себе весьма достойными, явно доминируют над традиционно женскими.
Неадекватный тип поведения широко затронул все стороны нашей жизни. Но
особенно ярко это проявляется в семье, где дети и осваивают свои половые
роли. Наблюдая за активной, властной матерью - главой семьи и пассивным
отцом ребенок не в состоянии сформировать тип поведения, свойственный
полу. В школе этот процесс усугубляется, так как девочки, опережающие в
своем развитии мальчиков в среднем на 2,5 года, не могут видеть в последних
своих защитников и демонстрируют по отношению к ним дискриминационный
характер
отношений,
что
в
свою
очередь
порождает
защитный,
самоутверждающий
тип
поведения
мальчиков,
ведущий
к
усилению
межличностных конфликтов. Усвоенный девочкой мужской, «силовой» стиль
разрешения конфликтов мешает ей в дальнейшем в становлении супружеских
отношений,что
подтверждается
статистикой
разводов.
Половые
различия
проявляются в поведении людей, в темпераменте, особенностях мышления,
выборе профессии, развитии культуры, дифференциации социальных ролей,
формирования
самосознания
личности.
Ребенок,
не
сформировавший
адекватные
полоролевые
стереотипы
поведения,
неизбежно
столкнется
с
трудностями общения со сверстниками как своего, так и противоположного
пола. Неверно усвоенные половые роли могут являться причиной депрессивных
состояний, неврозов, социальных психотравм, ведут к девиантному поведению,
чувству неполноценности и одиночества, все более охватывающему молодых
людей, нестабильности семейных отношений.
Испокон веков женщина считалась хранительницей домашнего очага. Для
исполнения
столь
сложной
роли
ей
необходимы
терпение,
мудрость,
осторожность, хитрость и большая гибкость. Это именно те качества, которые
тысячелетиями считались женственными и которые как никогда необходимы в
современную эпоху, когда семьи часто распадаются.
Увеличивающееся
число
обращений
к
психологу
по
поводу
дискриминационного отношения девочек – подростков к мальчикам указывают
на
существование
проблемы
в
старших
классах
школы.
Девочки
обижают
мальчиков
не
только
вербально
(обзывания,
насмешки),
но
и,
проявляя
физическую агрессию (бьют). Таким образом, проявляют не свойственный полу
стиль «силового» поведения. Отзывы о мальчиках звучат в бранных словах,
злословиях, матерных выражениях. Диагностические методики показали, что у
мальчиков
в
этот
период
формируется
общая
заниженная
самооценка
по
сравнению
с
девочками.
Негативное
отношение
к
мужскому
полу
часто
сохраняется у взрослых женщин, что явно мешает создать полноценную семью.
На ситуацию, безусловно, влияет воспитание не только в школе, но в первую
очередь – в семье, где формируется психика, образцы поведения, нравственные
и
социальные
установки.
Половая
идентификация
включает
целый
ряд
общественных ролей. В полной семье ребенок ежедневно вместе со взрослыми
видит модель поведения (хорошего или плохого), переживает эти отношения.
Одновременно
у
него
создается
модель
собственного
поведения,
которая
соответствует или нет наблюдаемому отношению к другому полу. Поскольку
количество неполных семей составляет в школе примерно 35% от общего
числа,
можно
предположить
наличие
отклонений
и
рисков
девиантного
поведения.
Содержание профилактических занятий по программе «Образ».
Занятия
состоят
из
двух
частей.
Первая
включает
в
себя
подвижные
упражнения, позволяющие проявить и освободить свои эмоции. Вторая часть
состоит
из
теоретического
блока
и
упражнений,
позволяющих
закрепить
полученные
знания.
Предложенные
упражнения
развивают
понимание
эмоционального состояния другого человека и самого себя.
Цели занятий:
- формирование у старшеклассниц позитивной Я-концепции и устойчивой
самооценки
- снижение уровня тревожности
- формирование адекватных форм поведения в разных ситуациях
- развитие коммуникативных умений
- привить уважение к представителям своего и противоположного пола
Задачи занятий.
1. Определить различия между мужским и женским типом поведения.
2. Показать преимущества женственности в поведении девушек.
Условия проведения – 10 занятий протяженностью 1 – 1,5 часа. Состав
группы – ученицы 10-11 классов, не более 10 человек.
Тематический план занятий
Этап
Задачи
Содержание
Занятие 1
Установление
э м о ц и о н а л ь н о
–
психологического
контакта
Установление правил
Развитие
понимания
ж е н с т в е н н о с т и
-
мужественности
Упражнение
«Знакомство»
«Зеркало»
Теоретический блок
Обсуждение
Упражнение «Каких качеств больше»
Занятие 2
Определение
причин
и
н е уд а ч
в
п р о ц е с с е
общения
Формирование
женственного
с т и л я
поведения
Приветствие
Упражнение
« Манекенщицы»
Теоретический блок
Упражнение «Стиль общения»
Занятие 3
Развитие доверительных
отношений
Закрепление
женственных
черт
в
поведении
Упражнение « Вырази себя»
Теоретический блок
Упражнение
« Кто есть кто?»
Занятие 4
Развитие
интуитивного
п о н и м а н и я
с в о е г о
настроения
Преодоление
психологических
барьеров
Обмен впечатлениями
Упражнение «Воздушный шарик»
Теоретический блок
Обсуждение
Занятие 5
Развитие
невербальных
приемов общения
Р а з в и т и е
у м е н и й
преодолевать
барьеры
общения
Тест
Упражнение « Росток»
Упражнение «Болтушка»
Теоретический блок
Обсуждение
Занятие 6
Развитие
психологического
контакта
Тест
Упражнение«Узнай себя»
Теоретический блок
Обсуждение
Занятие 7
Развитие рефлексии
Развитие
невербальных
методов общения
Тест
Методика
«Отзеркаливание личности»
Упражнение
« Делимся чувствами»
Занятие 8
Формирование
умения
сохранять свою позицию
Упражнение
«Мое внутренне животное»
Упражнение
«Развиваем интуицию»
Теоретический блок
Обсуждение
Занятие 9
Преодоление
стереотипов поведения
Упражнение « Волна»
Теоретический блок
Обсуждение
Занятие 10
Р а з в и т и е
у м е н и я
контролировать
ситуацию
Упражнение
«Стратегия»
Обсуждение
Рефлексия
Результативность.
Перед проведением занятий осуществляется диагностика среди юношей и
девушек 10 – 11 классов. Исследуется: отношение к семье, отношение к своему
и
противоположному
полу
(«Методика
незаконченных
предложений»),
сформированность категорий женственность – мужественность (Опросник «
Важные качества мужчины и женщины»), самооценка (Методика ранжирования
качеств
личности).Методики
позволяют
выяснить,
какие
качества
личности
учащиеся
ценят
выше
всего
и
наличие
каких
качеств
и
в
какой
степени
отмечают у себя, а также зависит ли это от принадлежности к определенному
полу.
Цель диагностики: определить уровень сформированности полоролевых
категорий
1. Результаты диагностики самооценки, проведенной в 2016-17 учебном
году среди учащихся 11 классов (участвовали 56 человек) показали:
Уровень
самооценки
Завышена
Занижена
Адекватная
%
у ч - с я
о т
общего
количества
39%
44%
17%
2.Опрос о желательных качествах для мужского и женского пола.
Респонденты Женские качества
Мужские качества
Общечеловеческие
качества
Девушки
Нежность
Хитрость
Доброта
Терпеливость
Женственность
Обаяние
Покладистость
Верность
Сила
Мужественность
Надежность
Храбрость
Решительность
Доброта
Нежность
Верность
Ум
Красота
Общительность
Ответственность
Хозяйственность
Сила
Юноши
Обаяние
Нежность
Женственность
Доброта
Сила
Мужественность
Смелость
Храбрость
Решительность
Ум
Красота
Чувство юмора
образованность
3.Причины конфликтных ситуаций.
Негативное
отношение
к
отцу
Негативн
ое
отношени
е
к
матери
Негативное
отношение
к семье
Негативное
отношение
к
противопол
ожному
полу
Негативное
к своему
полу
Девушки
33%
24%
11%
33%
37%
Юноши
26%
29%
38%
22%
15%
В
ходе
реализации
программных
мероприятий
отмечен
целый
ряд
положительных изменений, которые можно рассматривать как основание для
формирования адекватного поведения. Занятия посещали 10 девушек, 6 из них с
признаками
девиантного
поведения.
Необходимо
отметить,
что
выполнение
упражнений
на
общение
и
формирование
женских
качеств
вызвали
затруднения. Особенно трудным оказывались упражнения на умение выражать
себя,
что
свидетельствует
о
неумении
рефлексировать
свое
состояние,
об
определенных переживаниях. Теоретический блок вызывал живой интерес ,
желание поговорить на предложенную тему подробнее. В процессе занятий
девушки учились эффективно общаться, рефлексировать, доверять друг другу. К
середине
цикла
занятий
трудности
возникали
реже
и
незначительнее,
упражнения выполнялись легко и с удовольствием. В ходе занятий девушки
узнали
новое
об
особенностях
психосексуального
развития
обеих
полов,
получили информацию о способах конструктивного общения, тренировались в
использовании
этих
способов.
Отмечается
положительная
динамика
в
отношении
к
отцу,
матери,
семье
в
целом.
Особенно
заметно
изменились
отношения к своему и противоположному полу. Девушки стали отмечать у себя
женские
качества
в
большей
степени.
Таким
образом,
можно
говорить
о
положительной динамике в формировании категории женственности. Конечно,
нельзя говорить о решении всех проблем в этой сфере, но абсолютное значение
негативов уменьшилось, а значит можно наблюдать общую положительную
динамику
преодоления
девиантного
поведения.
Еще
один
положительный
момент – заинтересованность девушек этой темой. А значит, есть вероятность
того, что знания будут использованы в повседневной жизни, что поможет им
избежать конфликтов и в других сферах. Полученные результаты говорят об
эффективности предлагаемых занятий и желательности их применения. Кроме
того,
организована
инициативная
группа
учащихся,
которая
взяла
на
себя
проведение презентации программы в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей и психогигиена пола у
детей. Л., «Медицина», 1980.
2. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение,
1989.
3. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия
с подростками. Тренинг для педагогов. – М.: Генезис, 2004.
4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, С-Пб., 2000.
6. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц, М., 1974.
7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь, М., «Просвещение», 1985.