Напоминание

Особенности физического воспитания в среднем школьном возрасте


Автор: Малышев Ярослав Вячеславович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ 7
Населённый пункт: г.Выборг, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности физического воспитания в среднем школьном возрасте
Раздел: среднее образование





Назад




«

Особенности физического

воспитания

»

в среднем школьном возрасте

:

Автор Малышев Ярослав Вячеславович

учитель физической культуры

«

№ 7» .

,

МБОУ СОШ

г Выборг Ленинградская область

(

)

первая квалификационная категория

Физическая культура призвана сформировать у учащихся устойчивые

мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и

,

физической подготовленности целостном развитии физических и

,

психических качеств творческом использовании средств физической

.

культуры для организации здорового образа жизни В процессе освоения

учебного материала данной области обеспечивается формирование

,

ценностного представления о единстве биологического психического и

,

социального в человеке законах и закономерностях развития и

.

совершенствования его психофизической природы

-

Потребность в движении одна из общебиологических потребностей

,

организма играющая важную роль в его жизнедеятельности и

.

формировании человека на всех этапах его эволюционного развития

Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной

.

деятельностью

Только на уроках физической культуры ученик имеет возможность

.

двигаться во время всего урока Поэтому на уроках физической культуры

,

необходимо применять такие здоровьесберегающие технологии

которые будут направлены на физическое развитие и укрепление

,

,

здоровья а не на подготовку учащихся к сдаче норм которые

продемонстрируют оздоровительные возможности регулярных занятий и

,

подвижного образа жизни сформируют не только интерес к занятиям

,

физической культурой и спортом но и сформируют потребность в этих

.

занятиях

,

Урок физической культуры должен быть нацелен на решение

-

,

основной задачи сформировать культуру физического здоровья привить

,

интерес к занятиям физической культуры дать школьникам почувствовать

«

»,

,

ощущение телесной радости

мотивировать их заботу о физическом

.

нравственном и социальном здоровье

Целью

физического воспитания в школе является содействие

всестороннему развитию личности посредством формирования

.

физической культуры личности школьника Слагаемыми физической

:

,

,

культуры являются крепкое здоровье хорошее физическое развитие

,

оптимальный уровень двигательных способностей знания и навыки в

,

(

)

области физической культуры мотивы и освоенные способы умения

-

осуществлять физкультурно оздоровительную и спортивную

.

деятельность Достижение цели физического воспитания обеспечивается

,

: -

решением следующих основных задач направленных на

укрепление

,

; -

здоровья содействие гармоническому физическому развитию обучение

; -

жизненно важным двигательным умениям и навыкам

развитие

(

)

; -

двигательных кондиционных и координационных способностей

приобретение необходимых знаний в области физической культуры и

; -

спорта

воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься

,

,

физическими упражнениями сознательно применять их в целях отдыха

,

; -

тренировки повышения работоспособности и укрепления здоровья

,

содействие воспитанию нравственных и волевых качеств развитие

.

психических процессов и свойств личности

Задачи физического воспитания учащихся

:

:

Решение задач физического воспитания учащихся направлено на

-

содействие всестороннему развитию личности посредством

.

формирования физической культуры личности школьника

-

,

содействие гармоничному физическому развитию закрепление

,

навыков правильной осанки развитие устойчивости организма к

,

неблагоприятным условиям внешней среды воспитание ценностных

ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной

;

гигиены

-

;

обучение основам базовых видов двигательных действий

,

быстрота и точность реагирования на сигналы согласование

,

,

,

движений ритм равновесие точность воспроизведения и

)

дифференцирования основных параметров движений и кондиционных

(

-

,

,

,

)

скоростно силовых скоростных выносливости силы и гиб кости

;

способностей

-

,

формирование основ знаний о личной гигиене о влиянии занятий

,

физическими упражнениями на основные системы организма развитие

;

волевых и нравственных качеств

-

выработку представлений о физической культуре личности и приемах

;

самоконтроля

-

,

углубление представления об основных видах спорта

,

,

соревнованиях снарядах и инвентаре соблюдение правил техники

,

;

безопасности во время занятий оказание первой помощи при травмах

Особенности психики детей среднего школьного возраста

.

необходимо учитывать при организации их физической активности С

,

одной стороны следует поощрять их стремление к самоутверждению

,

через сферу занятий физическими упражнениями а с другой

необходимо формировать у детей этого возраста понимание

.

общественной важности высокого уровня их здоровья

,

Для формирования укрепления и сохранения здоровья человеку

.

необходим объем двигательной активности в соответствии с возрастом

: 11-12

- 12- 13

; 13-15

Для подростков рекомендовано

лет

часов в неделю

- 11-12

.

:

лет

часов в неделю В структуру двигательной активности входят

;

уроки физической культуры внеклассные занятия по физической

;

;

культуре спортивный час самостоятельные занятия с оздоровительной

;

:

направленностью малые формы физической культуры подвижные игры

,

.

на переменах физкультпаузы

Для успешного развития физических качеств у подростков учитель

(

)

.

должен знать их благоприятные сенситивные периоды развития

:

Сенситивные периоды для развития физических качеств у подростков

-

11-13

Гибкость

весь период кроме

лет

- 11-15

Сила

лет

-

-

- 11-12

,

- 14-15

Скоростно силовые

девочки

лет мальчики

лет

-

- 11-12

-13-15

Скоростные

Девочки

лет Мальчики

лет

-

-12-14

,

-13-15

,

Общая выносливость

Девочки

лет Мальчики

лет более

- 15-17

благоприятный

лет

-

ОКС весь период

,

«

»

,

Если следовать расписанию которое разработала для нас природа

то наибольшее внимание при физической подготовке подростка нужно

уделить тренировке скоростных качеств в начале и середине

.

подросткового периода и скоростно‐силовых

в конце этого периода

Именно поэтому основной акцент в физической подготовке ребенка

,

должен быть сделан на использовании тех физических упражнений

которые наиболее адекватны особенностям ритма развития двигательной

.

функции в подростковом возрасте

Особенности методики физического воспитания

Как и в предыдущие возрастные периоды важно соблюдать основные

:

;

методические линии всесторонность воздействия на организм ребенка

;

.

соразмерность физической нагрузки учет сенситивных периодов

-

.

Основная форма работы урок физической культуры

5-8

Для учащихся

классов в методике обучения физической культуре

ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и

,

занимательных упражнений оказывающих стимулирующее воздействие

на развитие познавательного интереса и уровня физической

.

подготовленности учащихся

,

,

Главные достоинства игры

естественность доступность

,

эмоциональность привлекательность для учащихся с различным уровнем

,

,

физической подготовки низкий уровень травмоопасности комплексное

,

воздействие на все стороны развития личности способствуют

.

положительной мотивации учащихся к урокам физической культуры

,

Различный спектр игр с которыми ученики познакомятся на уроках

,

,

физической культуры могут перенести во двор где сейчас дети разного

,

.

возраста скучают не зная чем заняться Это даст возможность учащимся

,

,

отвлечься от компьютера и телевизора провести в движении время

.

свободное от занятий

-

Основная цель уроков

углубленное обучение базовым видам

(

,

,

,

).

движений гимнастика легкая атлетика плавание спортигры

,

Увеличиваются индивидуальные и половые различия детей поэтому

.

:

нужна дифференциация заданий Соотношение практических методов

,

,

игровой соревновательный метод строго регламентированного

-

.

упражнения

примерно равное

Особенности психического развития подростков

.

В эти годы происходят значительные изменения в психике подростка

:

Главные психологические новообразования

-

,

осуществляется переход к абстрактному мышлению что способствует

(

,

,

мощному развитию всех психических процессов вниманию памяти

);

восприятию

-

;

появляется чувство взрослости

-

(

);

бурно развиваются чувства чувство любви

-

,

.

подростки переоценивают свои силы меру своей самостоятельности

.

Педагогу важно глубоко осмыслить и понимать эти изменения

Основная направленность физического воспитания подростков

формирование интереса к систематическим оздоровительным занятиям

..

физической культурой Физическая подготовка подростков должна

.

акцентироваться на развитии скоростных и скоростно‐силовых качеств

Важным элементом физического воспитания в этот период является

,

формирование спортивного характера подростка его умения

.

мобилизовать себя на преодоление трудностей

.

Особая роль отведена учителю физической культуры При занятиях

физической культурой и спортом педагогу следует учитывать основные

:

возрастные особенности психики школьников данного возраста средний

,

школьный возраст благоприятен для формирования нравственной сферы

,

;

в частности смелости при деавтоматизации двигательного навыка нужно

,

;

объяснять подросткам что это явление проходит главным методом

,

обучения становится объяснение раскрывающее закономерности

;

,

физических упражнений однообразная работа вызывает утомление

,

,

влекущее раздражение упрямство следует помнить об эмоциональных

;

,

,

разрядках необходимо изучать своих учеников управлять лидерами но

;

,

руководить не навязчиво не следует давать подростку прозвища вешать

,

;

ярлыки важно чаще внушать положительное все поощрения и наказания

,

,

более действенны если мнение высказано от лица коллектива а не

.

учителя

5-9

Методика проведения уроков физической культуры в

классах с

учетом возрастных особенностей

К задачам физического воспитания в среднем школьном возрасте

: 1)

,

относятся

содействие гармоничному физическому развитию

закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к

,

неблагоприятным условиям внешней среды воспитание ценностных

ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной

;

гигиены

2)

осуществление дальнейшего обучения основам базовых видов

(

,

,

,

двигательных действий легкая атлетика гимнастика спортивные игры

,

);

лыжная подготовка плавание

3)

(

продолжение развития координационных ориентирование в

,

,

пространстве перестроение двигательных действий быстрота и точность

,

,

,

,

реагирования на сигналы согласование движений ритм равновесие

точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров

)

(

-

,

,

движений и кондиционных скоростно силовых скоростных

,

)

;

выносливости силы и гибкости способностей

4)

,

формирование основы знаний о личной гигиене о влиянии занятий

;

физическими упражнениями на основные системы организма развитие

;

волевых и нравственных качеств выработка представлений о физической

;

культуре личности и приемах самоконтроля

5)

,

,

углубление представлений об основных видах спорта соревнованиях

,

снарядах и инвентаре о соблюдении правил техники безопасности во

;

время занятий и оказании первой помощи при травмах

6)

воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время

,

;

физическими упражнениями избранными видами спорта

7)

выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве

,

,

;

командира отделения капитана команды судьи

8)

формирование умений адекватной оценки собственных физических

;

возможностей

9)

,

,

,

воспитание инициативности самостоятельности взаимопомощи

,

;

дисциплинированности чувства ответственности

10)

содействие развитию психических процессов и обучению основам

.

психической саморегуляции

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного

возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных

(

,

,

,

,

действий гимнастика легкая атлетика лыжный спорт спортивные игры

).

плавание

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия

,

детей что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии

.

двигательных способностей В этой связи для группы школьников и

,

,

отдельных учащихся следует дифференцировать задачи содержание

,

.

темп овладения программным материалом оценку их достижений

Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для

,

.

учащихся имеющих или низкие или высокие результаты При выборе

,

,

средств и методов используемых на занятиях необходимо в большей

,

мере чем в младшем школьном возрасте учитывать половые особенности

.

(

,

учащихся Соотношение практических методов игрового строго

)

.

регламентированного упражнения примерно равное

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного

,

возраста является детальное изучение и освоение основных видов спорта

,

,

,

,

например освоение техники и тактики игровых видов таких как футбол

,

,

.

,

баскетбол волейбол гандбол Содержание учебного материала методы и

,

средства обучения и воспитания способы организации занятий должны

определяться исходя из задач уроков физического воспитания и

.

особенностей детей

Оздоровительные задачи должны быть направлены на формирование

,

необходимости содействия гармоничному физическому развитию

,

закреплению навыков правильной осанки способствовать повышению

,

общей адаптации организма к нагрузкам силового характера поскольку

.

увеличивается и мышечная масса При этом в подростковом возрасте

важно формировать правильное понимание значимости режима питания

,

,

,

и сна отдыха двигательной активности так как относительная

«

»

,

самостоятельность

в данном периоде неверно трактуется школьником

вследствие чего формируются ложные ценностные установки и

.

,

,

ориентации Не секрет что в данном возрасте есть риск того что дети

,

начнут употреблять алкогольные напитки пробовать различные табачные

,

,

изделия а иногда наркотические вещества связавшись с так называемой

.

продвинутой компанией Поэтому как никогда нужно воспитывать у детей

.

ценностные ориентации на здоровый образ жизни Важным является

,

,

проведение физкультурных праздников организация активного отдыха

«

,

,

-

участие совместно с родителями в конкурсах типа Папа мама я

»,

спортивная семья

туристических походах должны направить учащихся

.

,

на формирование здорового образа жизни Необходимо отметить что

,

процесс обучения двигательным действиям следует строить опираясь на

.

положительный перенос навыков Материал школьной программы

.

предусматривает преемственность при переходе из класса в класс

С целью совершенствования двигательных действий специалисты в

области физической культуры чаще всего используют расчленённый

.

метод В обучении необходимо оптимально сочетать учебный материал

,

школьной программы с дополнительным материалом то есть включать в

,

занятия простые упражнения из других видов спорта которые не входят в

,

.

программу в целях разностороннего развития детей Объяснения

,

,

заданий должны быть краткими образными с указанием воздействий на

.

-

,

,

-

,

организм Во первых это экономия времени во вторых подростки

,

понимают что выполнение физических упражнений с нужной дозировкой

-

,

существенно влияет на укрепление опорно двигательного аппарата

,

.

мышечной мускулатуры совершенствует дыхательную систему

,

,

Мотивировать занимающихся можно приобщая их к судейству

,

,

.

руководству командой демонстрации упражнений организации занятий

Ведь нередко учителя физической культуры берут себе в помощники

,

,

учеников которые проводят подготовительную часть занятия помогают в

,

,

организации соревнований туристических походов физкультурных

.

праздников В соответствии с дидактическими принципами

(

,

)

последовательность систематичность и индивидуализация учитель

физической культуры должен научить учащихся выполнять упражнения

,

.

правильно не нарушая технику Со временем необходимо постепенно

увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения

,

изучаемых двигательных действий не менее важная роль отводится

,

находчивости которая помогает при выполнении упражнений в

.

изменяющихся условиях

-

В связи с этим учитель должен умело переходить от стандартно

,

повторного к вариативному упражнению игровому и соревновательному

.

методам Но средний школьный возраст не ограничивается воспитанием

,

только координационных способностей поэтому не стоит забывать о

,

-

,

воспитании скоростных скоростно силовых качеств гибкости и

,

выносливости а также чередовать координационные и кондиционные

.

упражнения

12—15

Основными средствами физического воспитания детей

лет

,

являются физические упражнения с помощью которых у подростков

,

формируются жизненно важные умения и навыки повышаются

(

)

.

физические способности качества и адаптивные свойства организма К

:

ним относятся

:

Гимнастические и акробатические упражнения

1)

;

упражнения в построениях и перестроениях

2)

о

;

бщеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении

3)

:

общеразвивающие упражнения с предметами мальчики с набивными

,

(1—3

),

,

,

;

мячами гантелями

кг

девочки с обручами палками скакалками

4)

;

упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах

5)

(

.

);

опорные прыжки прыжки через козла и коня с разбега

6)

(

,

акробатические упражнения кувырки вперед и назад стойка на

,

,

лопатках стойка на голове длинный кувырок вперед с трех шагов

, «

»

.).

разбега

мост

и др

Гимнастические упражнения являются эффективным средством

(

,

,

развития координационных и кондиционных способностей силы рук

,

,

,

),

ног туловища силовой выносливости гибкости

содействуют

,

,

воспитанию смелости решительности уверенности

(

).

упражнения на снарядах

:

Легкоатлетические упражнения

1)

(10—60

);

бег с высокого и низкого старта

м

2)

(20—50

);

бег с ускорением

м

3)

(40—80

);

бег с максимальной скоростью

м

4)

:

20

;

15

;

бег в равномерном темпе мальки

до

мин девочки

до

мин

5)

;

кросс

6)

9—13

«

»;

прыжки в длину с разбега с

шагов способом согнув ноги

7)

6—8

«

»;

прыжки высоту с разбега с

шагов способом перешагивание

8)

(150

)

:

метание малого мяча

г в горизонтальную и вертикальную цель

8—18

,

— 8—14

;

мальчики

с расстояния

м девочки

м

9)

.

метание малого мяча на дальность с разбега и др

:

Лыжная подготовка

1)

передвижения на лыжах различными классическими ходами

(

,

,

попеременным двухшажным одновременным бесшажным

,

);

одновременным одношажным одновременным двухшажным

2)

;

подъёмы на лыжах в гору

3)

;

спуски с гор на лыжах

4)

;

торможения при спусках

5)

;

повороты на лыжах в движении

6)

(1,2,3

).

прохождение учебных дистанций

км

,

Спортивные игры в качестве базовых игр рекомендуются баскетбол

(

),

,

(

),

ручной мяч гандбол

волейбол футбол для мальчиков

а в качестве

,

,

.

дополнительных

флорбол настольный теннис бадминтон и др По

своему воздействию спортивная игра является комплексным и

.

универсальным средством физического воспитания Специально

,

,

подобранные игровые упражнения выполняемые индивидуально в

,

,

группах командах подвижные игры и задания с мячом создают

,

неограниченные возможности для развития координационных

,

-

,

,

скоростных скоростно силовых способностей выносливости оказывают

многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося

(

,

,

,

,

восприятие внимание память быстрота и рациональность мышления

.).

воображение и др

:

Плавание

1)

,

специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди

,

;

спине брасса

2)

25—50, 100—150

;

повторное проплывание отрезков

м

3)

.

игры и развлечения на воде

:

Элементы единоборств подводящие упражнения по овладению

-

(

).

основными приемами техники греко римской борьбы юноши Дети

среднего школьного возраста должны показывать результаты не ниже

,

среднего уровня показателей характеризующих развитие основных

.

физических качеств

Значительная часть подростков в этом возрасте занимается в

.

спортивных секциях Для всех остальных обязательны ежедневная

утренняя зарядка и еженедельные двух

трехразовые самостоятельные

.

70–90

.

тренировки Общая продолжительность занятий

мин Независимо от

формы занятий существенным элементом физической подготовки

,

подростков являются соревновательные нагрузки участие в различных

.

состязаниях Виды соревнований должны быть возможно более

,

разнообразными с тем чтобы предоставить ребенку как можно больше

.

(

шансов на успех При этом подбор видов двигательной деятельности не

!)

обязательно в виде каких‐то видов спорта

должен постоянно быть

,

,

направлен на неожиданность точность сложность в логическом и

,

,

.

.

техническом аспектах мгновенность принятия нового решения т е на

.

развитие ловкости

Полноценное развитие детей школьного возраста невозможно без

.

,

систематических занятий физическими упражнениями Так как выявлено

что дефицит двигательной активности серьёзно ухудшает здоровье

,

,

,

растущего организма человека ослабляет защитные реакции а главное

.

препятствует гармоничному физическому развитию подростка



В раздел образования