Автор: Малышев Ярослав Вячеславович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ 7
Населённый пункт: г.Выборг, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности физического воспитания в среднем школьном возрасте
Раздел: среднее образование
«
Особенности физического
воспитания
»
в среднем школьном возрасте
:
Автор Малышев Ярослав Вячеславович
учитель физической культуры
«
№ 7» .
,
МБОУ СОШ
г Выборг Ленинградская область
(
)
первая квалификационная категория
Физическая культура призвана сформировать у учащихся устойчивые
мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и
,
физической подготовленности целостном развитии физических и
,
психических качеств творческом использовании средств физической
.
культуры для организации здорового образа жизни В процессе освоения
учебного материала данной области обеспечивается формирование
,
ценностного представления о единстве биологического психического и
,
социального в человеке законах и закономерностях развития и
.
совершенствования его психофизической природы
-
Потребность в движении одна из общебиологических потребностей
,
организма играющая важную роль в его жизнедеятельности и
.
формировании человека на всех этапах его эволюционного развития
Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной
.
деятельностью
Только на уроках физической культуры ученик имеет возможность
.
двигаться во время всего урока Поэтому на уроках физической культуры
,
необходимо применять такие здоровьесберегающие технологии
которые будут направлены на физическое развитие и укрепление
,
,
здоровья а не на подготовку учащихся к сдаче норм которые
продемонстрируют оздоровительные возможности регулярных занятий и
,
подвижного образа жизни сформируют не только интерес к занятиям
,
физической культурой и спортом но и сформируют потребность в этих
.
занятиях
,
Урок физической культуры должен быть нацелен на решение
-
,
основной задачи сформировать культуру физического здоровья привить
,
интерес к занятиям физической культуры дать школьникам почувствовать
«
»,
,
ощущение телесной радости
мотивировать их заботу о физическом
.
нравственном и социальном здоровье
Целью
физического воспитания в школе является содействие
всестороннему развитию личности посредством формирования
.
физической культуры личности школьника Слагаемыми физической
:
,
,
культуры являются крепкое здоровье хорошее физическое развитие
,
оптимальный уровень двигательных способностей знания и навыки в
,
(
)
области физической культуры мотивы и освоенные способы умения
-
осуществлять физкультурно оздоровительную и спортивную
.
деятельность Достижение цели физического воспитания обеспечивается
,
: -
решением следующих основных задач направленных на
укрепление
,
; -
здоровья содействие гармоническому физическому развитию обучение
; -
жизненно важным двигательным умениям и навыкам
развитие
(
)
; -
двигательных кондиционных и координационных способностей
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и
; -
спорта
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься
,
,
физическими упражнениями сознательно применять их в целях отдыха
,
; -
тренировки повышения работоспособности и укрепления здоровья
,
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств развитие
.
психических процессов и свойств личности
Задачи физического воспитания учащихся
:
:
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на
-
содействие всестороннему развитию личности посредством
.
формирования физической культуры личности школьника
-
,
содействие гармоничному физическому развитию закрепление
,
навыков правильной осанки развитие устойчивости организма к
,
неблагоприятным условиям внешней среды воспитание ценностных
ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной
;
гигиены
-
;
обучение основам базовых видов двигательных действий
,
быстрота и точность реагирования на сигналы согласование
,
,
,
движений ритм равновесие точность воспроизведения и
)
дифференцирования основных параметров движений и кондиционных
(
-
,
,
,
)
скоростно силовых скоростных выносливости силы и гиб кости
;
способностей
-
,
формирование основ знаний о личной гигиене о влиянии занятий
,
физическими упражнениями на основные системы организма развитие
;
волевых и нравственных качеств
-
выработку представлений о физической культуре личности и приемах
;
самоконтроля
-
,
углубление представления об основных видах спорта
,
,
соревнованиях снарядах и инвентаре соблюдение правил техники
,
;
безопасности во время занятий оказание первой помощи при травмах
Особенности психики детей среднего школьного возраста
.
необходимо учитывать при организации их физической активности С
,
одной стороны следует поощрять их стремление к самоутверждению
,
–
через сферу занятий физическими упражнениями а с другой
необходимо формировать у детей этого возраста понимание
.
общественной важности высокого уровня их здоровья
,
Для формирования укрепления и сохранения здоровья человеку
.
необходим объем двигательной активности в соответствии с возрастом
: 11-12
- 12- 13
; 13-15
Для подростков рекомендовано
лет
часов в неделю
- 11-12
.
:
лет
часов в неделю В структуру двигательной активности входят
;
уроки физической культуры внеклассные занятия по физической
;
;
культуре спортивный час самостоятельные занятия с оздоровительной
;
:
направленностью малые формы физической культуры подвижные игры
,
.
на переменах физкультпаузы
Для успешного развития физических качеств у подростков учитель
(
)
.
должен знать их благоприятные сенситивные периоды развития
:
Сенситивные периоды для развития физических качеств у подростков
-
11-13
Гибкость
весь период кроме
лет
- 11-15
Сила
лет
-
-
- 11-12
,
- 14-15
Скоростно силовые
девочки
лет мальчики
лет
-
- 11-12
-13-15
Скоростные
Девочки
лет Мальчики
лет
-
-12-14
,
-13-15
,
Общая выносливость
Девочки
лет Мальчики
лет более
- 15-17
благоприятный
лет
-
ОКС весь период
,
«
»
,
Если следовать расписанию которое разработала для нас природа
то наибольшее внимание при физической подготовке подростка нужно
уделить тренировке скоростных качеств в начале и середине
–
.
подросткового периода и скоростно‐силовых
в конце этого периода
Именно поэтому основной акцент в физической подготовке ребенка
,
должен быть сделан на использовании тех физических упражнений
которые наиболее адекватны особенностям ритма развития двигательной
.
функции в подростковом возрасте
Особенности методики физического воспитания
Как и в предыдущие возрастные периоды важно соблюдать основные
:
;
методические линии всесторонность воздействия на организм ребенка
;
.
соразмерность физической нагрузки учет сенситивных периодов
-
.
Основная форма работы урок физической культуры
5-8
Для учащихся
классов в методике обучения физической культуре
ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и
,
занимательных упражнений оказывающих стимулирующее воздействие
на развитие познавательного интереса и уровня физической
.
подготовленности учащихся
–
,
,
Главные достоинства игры
естественность доступность
,
эмоциональность привлекательность для учащихся с различным уровнем
,
,
физической подготовки низкий уровень травмоопасности комплексное
,
воздействие на все стороны развития личности способствуют
.
положительной мотивации учащихся к урокам физической культуры
,
Различный спектр игр с которыми ученики познакомятся на уроках
,
,
физической культуры могут перенести во двор где сейчас дети разного
,
.
возраста скучают не зная чем заняться Это даст возможность учащимся
,
,
отвлечься от компьютера и телевизора провести в движении время
.
свободное от занятий
-
Основная цель уроков
углубленное обучение базовым видам
(
,
,
,
).
движений гимнастика легкая атлетика плавание спортигры
,
Увеличиваются индивидуальные и половые различия детей поэтому
.
:
нужна дифференциация заданий Соотношение практических методов
,
,
игровой соревновательный метод строго регламентированного
-
.
упражнения
примерно равное
Особенности психического развития подростков
.
В эти годы происходят значительные изменения в психике подростка
:
Главные психологические новообразования
-
,
осуществляется переход к абстрактному мышлению что способствует
(
,
,
мощному развитию всех психических процессов вниманию памяти
);
восприятию
-
;
появляется чувство взрослости
-
(
);
бурно развиваются чувства чувство любви
-
,
.
подростки переоценивают свои силы меру своей самостоятельности
.
Педагогу важно глубоко осмыслить и понимать эти изменения
–
Основная направленность физического воспитания подростков
формирование интереса к систематическим оздоровительным занятиям
..
физической культурой Физическая подготовка подростков должна
.
акцентироваться на развитии скоростных и скоростно‐силовых качеств
Важным элементом физического воспитания в этот период является
,
формирование спортивного характера подростка его умения
.
мобилизовать себя на преодоление трудностей
.
Особая роль отведена учителю физической культуры При занятиях
физической культурой и спортом педагогу следует учитывать основные
:
возрастные особенности психики школьников данного возраста средний
,
школьный возраст благоприятен для формирования нравственной сферы
,
;
в частности смелости при деавтоматизации двигательного навыка нужно
,
;
объяснять подросткам что это явление проходит главным методом
,
обучения становится объяснение раскрывающее закономерности
;
,
физических упражнений однообразная работа вызывает утомление
,
,
влекущее раздражение упрямство следует помнить об эмоциональных
;
,
,
разрядках необходимо изучать своих учеников управлять лидерами но
;
,
руководить не навязчиво не следует давать подростку прозвища вешать
,
;
ярлыки важно чаще внушать положительное все поощрения и наказания
,
,
более действенны если мнение высказано от лица коллектива а не
.
учителя
5-9
Методика проведения уроков физической культуры в
классах с
учетом возрастных особенностей
К задачам физического воспитания в среднем школьном возрасте
: 1)
,
относятся
содействие гармоничному физическому развитию
закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к
,
неблагоприятным условиям внешней среды воспитание ценностных
ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной
;
гигиены
2)
осуществление дальнейшего обучения основам базовых видов
(
,
,
,
двигательных действий легкая атлетика гимнастика спортивные игры
,
);
лыжная подготовка плавание
3)
(
продолжение развития координационных ориентирование в
,
,
пространстве перестроение двигательных действий быстрота и точность
,
,
,
,
реагирования на сигналы согласование движений ритм равновесие
точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров
)
(
-
,
,
движений и кондиционных скоростно силовых скоростных
,
)
;
выносливости силы и гибкости способностей
4)
,
формирование основы знаний о личной гигиене о влиянии занятий
;
физическими упражнениями на основные системы организма развитие
;
волевых и нравственных качеств выработка представлений о физической
;
культуре личности и приемах самоконтроля
5)
,
,
углубление представлений об основных видах спорта соревнованиях
,
снарядах и инвентаре о соблюдении правил техники безопасности во
;
время занятий и оказании первой помощи при травмах
6)
воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время
,
;
физическими упражнениями избранными видами спорта
7)
выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве
,
,
;
командира отделения капитана команды судьи
8)
формирование умений адекватной оценки собственных физических
;
возможностей
9)
,
,
,
воспитание инициативности самостоятельности взаимопомощи
,
;
дисциплинированности чувства ответственности
10)
содействие развитию психических процессов и обучению основам
.
психической саморегуляции
Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного
возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных
(
,
,
,
,
действий гимнастика легкая атлетика лыжный спорт спортивные игры
).
плавание
В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия
,
детей что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии
.
двигательных способностей В этой связи для группы школьников и
,
,
отдельных учащихся следует дифференцировать задачи содержание
,
.
темп овладения программным материалом оценку их достижений
Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для
,
.
учащихся имеющих или низкие или высокие результаты При выборе
,
,
средств и методов используемых на занятиях необходимо в большей
,
мере чем в младшем школьном возрасте учитывать половые особенности
.
(
,
учащихся Соотношение практических методов игрового строго
)
.
регламентированного упражнения примерно равное
Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного
,
возраста является детальное изучение и освоение основных видов спорта
,
,
,
,
например освоение техники и тактики игровых видов таких как футбол
,
,
.
,
баскетбол волейбол гандбол Содержание учебного материала методы и
,
средства обучения и воспитания способы организации занятий должны
определяться исходя из задач уроков физического воспитания и
.
особенностей детей
Оздоровительные задачи должны быть направлены на формирование
,
необходимости содействия гармоничному физическому развитию
,
закреплению навыков правильной осанки способствовать повышению
,
общей адаптации организма к нагрузкам силового характера поскольку
.
увеличивается и мышечная масса При этом в подростковом возрасте
важно формировать правильное понимание значимости режима питания
,
,
,
и сна отдыха двигательной активности так как относительная
«
»
,
самостоятельность
в данном периоде неверно трактуется школьником
вследствие чего формируются ложные ценностные установки и
.
,
,
ориентации Не секрет что в данном возрасте есть риск того что дети
,
начнут употреблять алкогольные напитки пробовать различные табачные
,
,
изделия а иногда наркотические вещества связавшись с так называемой
.
продвинутой компанией Поэтому как никогда нужно воспитывать у детей
.
ценностные ориентации на здоровый образ жизни Важным является
,
,
проведение физкультурных праздников организация активного отдыха
«
,
,
-
участие совместно с родителями в конкурсах типа Папа мама я
»,
спортивная семья
туристических походах должны направить учащихся
.
,
на формирование здорового образа жизни Необходимо отметить что
,
процесс обучения двигательным действиям следует строить опираясь на
.
положительный перенос навыков Материал школьной программы
.
предусматривает преемственность при переходе из класса в класс
С целью совершенствования двигательных действий специалисты в
области физической культуры чаще всего используют расчленённый
.
метод В обучении необходимо оптимально сочетать учебный материал
,
школьной программы с дополнительным материалом то есть включать в
,
занятия простые упражнения из других видов спорта которые не входят в
,
.
программу в целях разностороннего развития детей Объяснения
,
,
заданий должны быть краткими образными с указанием воздействий на
.
-
,
,
-
,
организм Во первых это экономия времени во вторых подростки
,
понимают что выполнение физических упражнений с нужной дозировкой
-
,
существенно влияет на укрепление опорно двигательного аппарата
,
.
мышечной мускулатуры совершенствует дыхательную систему
,
,
Мотивировать занимающихся можно приобщая их к судейству
,
,
.
руководству командой демонстрации упражнений организации занятий
Ведь нередко учителя физической культуры берут себе в помощники
,
,
учеников которые проводят подготовительную часть занятия помогают в
,
,
организации соревнований туристических походов физкультурных
.
праздников В соответствии с дидактическими принципами
(
,
)
последовательность систематичность и индивидуализация учитель
физической культуры должен научить учащихся выполнять упражнения
,
.
правильно не нарушая технику Со временем необходимо постепенно
увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения
,
изучаемых двигательных действий не менее важная роль отводится
,
находчивости которая помогает при выполнении упражнений в
.
изменяющихся условиях
-
В связи с этим учитель должен умело переходить от стандартно
,
повторного к вариативному упражнению игровому и соревновательному
.
методам Но средний школьный возраст не ограничивается воспитанием
,
только координационных способностей поэтому не стоит забывать о
,
-
,
воспитании скоростных скоростно силовых качеств гибкости и
,
выносливости а также чередовать координационные и кондиционные
.
упражнения
12—15
Основными средствами физического воспитания детей
лет
,
являются физические упражнения с помощью которых у подростков
,
формируются жизненно важные умения и навыки повышаются
(
)
.
физические способности качества и адаптивные свойства организма К
:
ним относятся
:
Гимнастические и акробатические упражнения
1)
;
упражнения в построениях и перестроениях
2)
о
;
бщеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении
3)
:
общеразвивающие упражнения с предметами мальчики с набивными
,
(1—3
),
,
,
;
мячами гантелями
кг
девочки с обручами палками скакалками
4)
;
упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах
5)
(
.
);
опорные прыжки прыжки через козла и коня с разбега
6)
(
,
акробатические упражнения кувырки вперед и назад стойка на
,
,
лопатках стойка на голове длинный кувырок вперед с трех шагов
, «
»
.).
разбега
мост
и др
Гимнастические упражнения являются эффективным средством
(
,
,
развития координационных и кондиционных способностей силы рук
,
,
,
),
ног туловища силовой выносливости гибкости
содействуют
,
,
воспитанию смелости решительности уверенности
(
).
упражнения на снарядах
:
Легкоатлетические упражнения
1)
(10—60
);
бег с высокого и низкого старта
м
2)
(20—50
);
бег с ускорением
м
3)
(40—80
);
бег с максимальной скоростью
м
4)
:
—
20
;
—
15
;
бег в равномерном темпе мальки
до
мин девочки
до
мин
5)
;
кросс
6)
9—13
«
»;
прыжки в длину с разбега с
шагов способом согнув ноги
7)
6—8
«
»;
прыжки высоту с разбега с
шагов способом перешагивание
8)
(150
)
:
метание малого мяча
г в горизонтальную и вертикальную цель
—
8—18
,
— 8—14
;
мальчики
с расстояния
м девочки
м
9)
.
метание малого мяча на дальность с разбега и др
:
Лыжная подготовка
1)
передвижения на лыжах различными классическими ходами
(
,
,
попеременным двухшажным одновременным бесшажным
,
);
одновременным одношажным одновременным двухшажным
2)
;
подъёмы на лыжах в гору
3)
;
спуски с гор на лыжах
4)
;
торможения при спусках
5)
;
повороты на лыжах в движении
6)
(1,2,3
).
прохождение учебных дистанций
км
,
Спортивные игры в качестве базовых игр рекомендуются баскетбол
(
),
,
(
),
ручной мяч гандбол
волейбол футбол для мальчиков
а в качестве
–
,
,
.
дополнительных
флорбол настольный теннис бадминтон и др По
своему воздействию спортивная игра является комплексным и
.
универсальным средством физического воспитания Специально
,
,
подобранные игровые упражнения выполняемые индивидуально в
,
,
группах командах подвижные игры и задания с мячом создают
,
неограниченные возможности для развития координационных
,
-
,
,
скоростных скоростно силовых способностей выносливости оказывают
многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося
(
,
,
,
,
восприятие внимание память быстрота и рациональность мышления
.).
воображение и др
:
Плавание
1)
,
специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди
,
;
спине брасса
2)
25—50, 100—150
;
повторное проплывание отрезков
м
3)
.
игры и развлечения на воде
:
Элементы единоборств подводящие упражнения по овладению
-
(
).
основными приемами техники греко римской борьбы юноши Дети
среднего школьного возраста должны показывать результаты не ниже
,
среднего уровня показателей характеризующих развитие основных
.
физических качеств
Значительная часть подростков в этом возрасте занимается в
.
спортивных секциях Для всех остальных обязательны ежедневная
–
утренняя зарядка и еженедельные двух
трехразовые самостоятельные
.
70–90
.
тренировки Общая продолжительность занятий
мин Независимо от
формы занятий существенным элементом физической подготовки
,
подростков являются соревновательные нагрузки участие в различных
.
состязаниях Виды соревнований должны быть возможно более
,
разнообразными с тем чтобы предоставить ребенку как можно больше
.
(
шансов на успех При этом подбор видов двигательной деятельности не
!)
обязательно в виде каких‐то видов спорта
должен постоянно быть
,
,
направлен на неожиданность точность сложность в логическом и
,
,
.
.
техническом аспектах мгновенность принятия нового решения т е на
.
развитие ловкости
Полноценное развитие детей школьного возраста невозможно без
.
,
систематических занятий физическими упражнениями Так как выявлено
что дефицит двигательной активности серьёзно ухудшает здоровье
,
,
,
растущего организма человека ослабляет защитные реакции а главное
.
препятствует гармоничному физическому развитию подростка