Автор: Сабитова Алла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ " Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся"
Населённый пункт: г. Троицка
Наименование материала: Методическая разработка праздничного мероприятия
Тема: "Широкая масленица"
Раздел: полное образование
Государственное казенное специальное
образовательное учреждение
«
Общеобразовательная
школа-интернат для слепых и слабовидящих
обучающихся» г.Троицка
Сценарий праздника:
«Широкая Масленица»
Выполнила:
воспитатель,
Сабитова Алла Владимировна.
Цель:
Повысить
уровень
знаний
детей
об
истории,
традициях,
обычаях
русского праздника масленица.
1
Создать эмоционально-благоприятные праздничные впечатления.
Побуждать активность внимания. Привлекать к участию в играх незрячих
детей.
Формировать сплоченность, чувство коллективизма.
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, любовь
к родному краю.
Дата проведения: 18 февраля 2015 года
Тип мероприятия: праздник
Место проведения: 1 часть – актовый зал; 2 часть – уличные гуляния;
Возрастная категория: 1-12 классы
Методическое
обеспечение:
музыкальные
инструменты,
фонограммы
народных песен, запись птичьих голосов, национальные костюмы, атрибуты для
игр в зале (одежда, воздушные шары, снежки из синтепона), рукавицы-птицы,
блины, скамейка, декорации (платки, цветы, солнце).
Ожидаемый
результат:
Расширить
представления
детей
о
русском
народном празднике масленица, ее значении, символах, традициях;
Создать праздничное настроение и вызвать положительные эмоции;
Ход праздника:
Дети
(5-6
класс)
выходят
на
сцену
в
русских
костюмах,
с
народными
музыкальными
инструментами,
хор
исполняет
песню
«Масленица»,
приплясывая.
1 ведущий: Здравствуйте гости дорогие, и взрослые, и молодые. Сегодня мы
будем праздновать Масленицу!
2 ведущий: Об этом празднике знают практически все. Но если задать
конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные.
Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней
один из этапов подготовки к Великому посту. Ну, а кому-то вспомнится известный
мультик «Ишь, ты, Масленица».
3
ведущий: Все
приведенные
варианты
ответа
будут
верными,
ведь
Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и
символов.
И
все-таки,
что
такое
Масленица?
Откуда
она
появилась?
Как
ее
отмечали раньше?
1 ведущий: Согласно легенде, она родилась на севере, ее отцом был Мороз.
Однажды
в
самое
печальное
и
суровое
время
года
человек
заметил
ее,
прячущуюся
за
огромными
сугробами,
и
призвал
помочь
людям,
согреть
и
2
развеселить
их.
Масленица
пришла,
но
не
той
хрупкой
девушкой,
которая
пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с румяными щеками, коварными
глазами, с хохотом. В народе ее называли тридцати братьев сестрою, сорока
бабушек внучкою, трех матерей дочкою.
2 ведущий: В город нынче пришла
В гости Масленица!
Русская, старинная,
Румяная да блинная!
Со «Снежными городками»,
Горячими пирогами,
С бубликами да баранками,
Тройками да санками!
1
ведущий:
Масленица
–
один
из
любимейших
народных
праздников:
веселый, разгульный! Отмечали его в старину всем миром – и стар, и млад.
Масленицу
называли
«честной»,
«широкой»,
«веселой»,
«разорительной».
Величали
ее
«госпожой
Масленицей»,
боярыней
Масленицей.
Ее
ждали
и
зазывали.
1 ребенок: Душа ль ты моя Масленица!
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь,
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Да душой потешиться!
2 ребенок: А мы Масленицу встречали,
Сыром гору поливали,
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!
3 ребенок: Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня
На семидесяти семи санях
В город пировать!
4 ребенок: А мы Масленицу ожидали,
Дорогую государыню встречали,
Блинами гору устилали,
Сверху маслицем поливали.
5 ребенок: Масленица кривошейка
3
Встретим тебя хорошенько:
Сыром, маслом, блином
И румяным пирогом!
(На сцене девочки и мальчики, стоят по разные стороны)
Девочки: А как девушки вышли прогуляться,
Да с горы решили покататься.
Мальчики: И нам домой идти не годиться,
Мы надумали с горы прокатиться!
Девочки: Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Чем я девочка плоха.
Юбочка бордовая,
Сама чернобровая.
Девочки: Голубь сизый серебристый
Обливается водой.
Мне давным-давно хотелось
Познакомиться с тобой.
Мальчики: Рос, рос, не дорос,
Маленьким родился.
Извините, девочки,
Я поторопился.
Девочки: Ой, на горушку снеги сыплют,
И нас мамоньки домой кличут.
Мальчики: Ой, ты, Масленица-кривошейка
Покатай-ка нас хорошенько!
У-у-у-х (бегут за девочками, те с хохотом убегают).
1 ведущий: В дни Масленицы устраивались катания на санях с ледяных гор,
уличные гуляния с песнями, плясками, да ряжеными. Тут и тройки с бубенцами и
скоморохи.
2
ведущий:
Вы
знали,
что
скоморохи
известны
с
11
века.
Они
были
постоянными
участниками
народных
празднеств,
игрищ,
гуляний,
различных
обрядов. Непосредственно общались со зрителями, с уличной толпой, вовлекали
в игру.
3 ведущий: Ножками потопаем, ручками похлопаем.
Сыграем, спляшем, руками помашем!
Подходи честной народ в скомороший хоровод!
Звучит музыка, исполняется
танец «Скоморохов» -
5 а класс
Ребенок: Масленица дорогая,
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали на семь недель,
Оказалось на семь дней.
4
1 ведущий: Масленица празднуется 7 дней. Каждый день Масленой недели
имеет
свое
название
и
определяет,
что
делать
в
этот
день.
Понедельник
–
«встреча». Люди пели песни, зазывали Масленицу. По дворам ходили ряженые.
Всех гостей блинами привечали.
2 ведущий: Ну вот и прошел понедельник,
Пройдоха- бездельник!
Гляди, уж и вторник –
Навыворот ворот!
Шубы наизнанку,
Дотемна спозаранку
Принарядимся, разгуляемся!
Будем в ряженых ходить,
Чтоб Маслене угодить!
1 ведущий: «Вторник - заигрыш». В этот день были уличные гуляния, парни
присматривали невест, а девицы – женихов. Весь народ играл в разные игры. В
этот день наряжали «Масленицу».
2 ведущий: А давайте-ка, ребята, и мы свою Масленицу нарядим!
На
сцену
приглашаются
ребята
(с
красными
фишками
3-4
классы
–
10
человек)
-- Игра «Наряди масленицу»
2 команды по 5 человек, 1 из них – Масленица, остальные по очереди
наряжают ее. Кто быстрее нарядит – победит.
-- Игра «Плетень» (1-2 классы) – 12 человек
2 команды по 6 человек – напротив друг друга. Руки крест-накрест, сделали
заборчик. Под веселую плясовую разбрелись, все танцуют, как только музыка
закончилась, каждый бежит в свою команду и делает «плетень». Кто быстрее –
выигрывает.
1 ведущий: Как на Масленицу, в среду,
Родственников ждут к обеду.
Те полакомиться рады –
Им блины милей награды!
2 ведущий: Среда – «Лакомка». В этот день приглашали в гости родных и
угощали блинами. На улицах с утра и до вечера ходили коробейники зазывая:
«Кому блины горячи, кому масляны».
5
3 ведущий:
Коробейниками называли мелкого торговца-разносчика - из-за
его короба
(котомки
из коры),
в
котором
он
разносил
свой
мелкий
товар
по
деревням.
Группа девочек исполняет
песню «Испокон веков»
1 ведущий: Как вы уже, возможно, догадались, сейчас будут самые вкусные
и лакомые конкурсы, а участие в них примут самые везучие. Сейчас хорошенько
поищите под сидением вашего стула. У кого есть бумажный блинчик, просим на
сцену. (Пригласить незрячих детей)
-- «Угадай с чем блин» - для незрячих (5 чел.)
-- «Самый быстрый блиноед» - кто быстрее съест блин (5 чел.)
2 ведущий: Ой, а гости – то наши совсем замерзли, носы синие, руки
холодные.
1 ведущий: А это мы сейчас исправим! Предлагаем вам погреться, встать со
своих мест и повторять за нами!
Флешмоб
1 ведущий: Вот и четверг настал. Называют его «Разгуляй», «Широкий
четверг». Он красен разными забавами. Тут и скоморохи, и упряжки с лентами,
все
гремит,
шумит,
да
веселится.
Люди
устраивали
игры,
кулачные
бои,
спортивные состязания.
-- Игра «Сильные духом»
(3 мальчика) – кто больше
и быстрее надует
шарик;
2
ведущий:
Парням
все
бы
силой
меряться,
а
вот
девушки
плясать
мастерицы.
Танец «Три девицы» -
6 б класс
1
ведущий:
А
сейчас
скажите,
пожалуйста,
без
чего
не
обойтись
на
Масленицу? (выслушиваем ответы детей). Правильно, без сковороды!
2 ведущий: Приглашаем ребят с синими фишками на сцену.
-- Игра «сковорода» - (4, 5, 6, 7 кл. – 10 человек)
1
ведущий:
Пятница
–
называлась
«Тещины
вечерки».
В
этот
день
приглашали
тещу
на
блины.
Суббота
–
«заловкины»
посиделки.
На
которые
собиралась вся родня у сестры мужа. День делился на две части, с утра делали
снежные крепости, «штурмовали» их, играли в снежки. Взятие снежного городка
олицетворяло победу весны над зимой.
2 ведущий: Предлагаем и вам окунуться в атмосферу игры со снежками.
6
(дети бросают в зал снежки, под музыку зрители играют)
1 ведущий: Нужно все успеть и сплясать и песню спеть.
Исполняется песня «Все танцоры хороши »
- 5 а класс
2 ведущий: Воскресенье – «проводы»: провожали зиму, сжигали чучело
Масленицы и встречали весну.
1 ведущий: Еще этот день называли «прощеное воскресенье». Все просили
прощения друг у друга за причиненные обиды.
2 ведущий: В дни Масленицы люди прощались с зимой и прославляли весну.
1 ребенок: Надоели холода,
Снег, колючая пурга.
Выйди, Солнышко, скорей
Да лучами нас согрей!
2 ребенок: Красно солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
3 ребенок: Солнышко повернись!
Красное разожгись!
С весною красною вернись!
4 ребенок: Солнышко, солнышко
Красное ведрышко,
Выгляни из-за горы
Да до вешней поры!
5 ребенок: Жаворонки прилетите
Красную весну принесите!
(Дети выстраиваются клином, поднимают руки вверх, машут рукавицами-
птицами, звучит запись птичьих голосов).
1 ребенок: Основным блюдом Масленой недели является блин. С языческих
времен,
когда
Масленица
была
праздником
в
честь
бога
солнца
Ярилы,
сохранился обычай печь блины.
2 ребенок: Блины имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие,
они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
3 ребенок: Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, здоровых
детей.
Исполняется заключительная песня о блинах
(хор детей).
1 ведущий:
Самое главное начинаем –
Масленицу провожаем!
Внимание! Внимание!
Все идем на уличные гуляния!
7