Напоминание

Тактическая подготовка связующего в волейболе среднего и старшего возраста.


Автор: Суков Сергей Дмитриевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ СОШ№5 Лесозаводского городского округа
Населённый пункт: город Лесозаводск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тактическая подготовка связующего в волейболе среднего и старшего возраста.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение

« Средняя образовательная школа №5

Лесозаводского городского округа»

Методическая разработка

Тема

:

Тактическая подготовка связующего в волейболе среднего и

старшего школьного возраста.

Разработал

:

Суков С.Д.

учитель физической культуры

МБОУ СОШ 5 ЛГО

Лесозаводск, 2025 г

У связующего игрока три основные задачи:

1) техническая – переводить принятый защитой мяч удобным пасом под на-

падающий удар во время розыгрыша конкретной комбинации или доигровки;

2) тактическая – проводить тактические задачи команды «в жизнь», менять

тактику команды в зависимости от противодействия соперника;

3) психологическая – поддерживать благоприятную обстановку в команде,

предупреждать и ликвидировать критические моменты в процессе игры.

Игровое лицо команды во многом определяется манерой игры связки.

Манера же игры связки – это, как правило, неповторимое сочетание

индивидуальных свойств игровой и человеческой личности связующего. И

чем более оригинально это сочетание, тем более непохожей на другие может

сложиться, в конечном итоге, команда.

1. Направление и темп атаки связующего

Если по каким-то причинам эффективность атаки вашей команды невысока и

мяч подолгу держится в игре, то связка должен пасовать таким образом,

чтобы защита соперника постоянно оказывалась в условиях дефицита

времени и позиционного дискомфорта, что вынуждало бы ее (защиту)

постоянно перестраиваться. Другими словами: связующий должен пасовать

так, чтобы «растащить» защитные порядки соперничающей команды. В

таких экстремальных условиях вероятность промаха защитников

существенно возрастает.

В доигровке важен не только неожиданный или скрытый пас (направление

атаки), но и скорость, с которой проводится доигровочная фаза (темп атаки).

Скорость доигровки можно в значительной степени увеличить, если

пользоваться короткими и низкими пасами («стрелками» и «квейками»).

Ускорение атаки произойдет и в том случае, если связующий будет выходить

на «доводку» и, встречая мяч в воздухе, пасовать в прыжке. Последнее

действие может вдвое сократить время на атаку по сравнению с таким же

пасом связующего, который отдает его, находясь в опорном (стоячем)

положении.

Скоростные атаки оказываются грозным оружием, даже если нападающие ва-

шей команды не слишком умелы, поскольку блок не поспевает за

стремительным развитием событий и его можно элементарно «загонять».

Блокирующие, в конце концов, либо опоздают с прыжком, либо не

синхронно выпрыгнут, либо зацепят сетку, либо ошибутся как-нибудь еще.

Паника в задней защитной линии соперника при проведении скоростных

маневров обязательно также будет возрастать,

что рано или поздно приведет защиту к позиционным или техническим

промахам.

2.Оценка состояния партнеров и варьирование

ритма игры

Однако торопиться следует не всегда. Чтобы скорость атак не пошла во вред

вашей собственной команде, связующий периодически должен смотреть в

глаза

«своим» нападающим с тем, чтобы оценить: на что они способны в данную

минуту. Это необходимо, чтобы не завязывать комбинации, к которым

нападающие не готовы физически или тем более – морально. Такое

случается, скажем, после продолжительных розыгрышей или в момент

расконцентрации внимания при сомнительных обстоятельствах – например,

из-за решения судьи, которое покажется вам неправильным, – или в период

непроизвольной релаксации.

Правильную ритмику тактических действий в доигровке можно также

достигнуть путем чередования длинных и высоких розыгрышей с короткими

и низкими. Ритм игры – это как биение сердца: нельзя допустить, чтобы оно

было неестественным.

Навязывайте сопернику такой ритм розыгрышей, какой удобен вам и вашей

команде. Вам это на руку, а сопернику будет дискомфортно.

Манера игры – это игровое лицо связки, его визитная карточка.

3. Действия связующего в критические моменты игры

Эти моменты, как правило, – концовка партии, равный счет, а также

ситуации, когда соперник «на ровном месте» вдруг начал набирать – одно за

другим – очки, «а мы никак не можем». Если в начале партии связка еще

можно позволить себе немного поэкспериментировать, то концовку и

критическую этап партии необходимо отыграть предельно собранно и

строго. Хороший связующий должен предугадывать критические моменты

игры и своевременно их ликвидировать.

В такие минуты рекомендуется:

* играть на сильнейшего или наиболее стабильного нападающего;

* собраться и не играть авантюрно – разыгрывать лишь наиболее хорошо от-

репетированные комбинации, выдавать максимально удобный пас лишь под

наиболее привычные или надежно получающиеся у нападающих удары;

* слить воедино энергию всей команды;

* подбадривать и активизировать (заводить) нападающих, не опускать рук, не

раскисать и не утрачивать веры в окончательную победу;

Другими словами – в критические моменты и, особенно, к концовке партии

необходимо незаметно, но существенно усиливать свою игру.

Точность передач выше в статичном положении. Поэтому выход к летящему

мячу необходимо завершать как можно раньше – это создаст условия не

только для точной передачи, но и для лучшей ориентировки в

складывающейся ситуации.



В раздел образования