Автор: Суков Сергей Дмитриевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ СОШ№5 Лесозаводского городского округа
Населённый пункт: город Лесозаводск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тактическая подготовка связующего в волейболе среднего и старшего возраста.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение
« Средняя образовательная школа №5
Лесозаводского городского округа»
Методическая разработка
Тема
:
Тактическая подготовка связующего в волейболе среднего и
старшего школьного возраста.
Разработал
:
Суков С.Д.
учитель физической культуры
МБОУ СОШ 5 ЛГО
Лесозаводск, 2025 г
У связующего игрока три основные задачи:
1) техническая – переводить принятый защитой мяч удобным пасом под на-
падающий удар во время розыгрыша конкретной комбинации или доигровки;
2) тактическая – проводить тактические задачи команды «в жизнь», менять
тактику команды в зависимости от противодействия соперника;
3) психологическая – поддерживать благоприятную обстановку в команде,
предупреждать и ликвидировать критические моменты в процессе игры.
Игровое лицо команды во многом определяется манерой игры связки.
Манера же игры связки – это, как правило, неповторимое сочетание
индивидуальных свойств игровой и человеческой личности связующего. И
чем более оригинально это сочетание, тем более непохожей на другие может
сложиться, в конечном итоге, команда.
1. Направление и темп атаки связующего
Если по каким-то причинам эффективность атаки вашей команды невысока и
мяч подолгу держится в игре, то связка должен пасовать таким образом,
чтобы защита соперника постоянно оказывалась в условиях дефицита
времени и позиционного дискомфорта, что вынуждало бы ее (защиту)
постоянно перестраиваться. Другими словами: связующий должен пасовать
так, чтобы «растащить» защитные порядки соперничающей команды. В
таких экстремальных условиях вероятность промаха защитников
существенно возрастает.
В доигровке важен не только неожиданный или скрытый пас (направление
атаки), но и скорость, с которой проводится доигровочная фаза (темп атаки).
Скорость доигровки можно в значительной степени увеличить, если
пользоваться короткими и низкими пасами («стрелками» и «квейками»).
Ускорение атаки произойдет и в том случае, если связующий будет выходить
на «доводку» и, встречая мяч в воздухе, пасовать в прыжке. Последнее
действие может вдвое сократить время на атаку по сравнению с таким же
пасом связующего, который отдает его, находясь в опорном (стоячем)
положении.
Скоростные атаки оказываются грозным оружием, даже если нападающие ва-
шей команды не слишком умелы, поскольку блок не поспевает за
стремительным развитием событий и его можно элементарно «загонять».
Блокирующие, в конце концов, либо опоздают с прыжком, либо не
синхронно выпрыгнут, либо зацепят сетку, либо ошибутся как-нибудь еще.
Паника в задней защитной линии соперника при проведении скоростных
маневров обязательно также будет возрастать,
что рано или поздно приведет защиту к позиционным или техническим
промахам.
2.Оценка состояния партнеров и варьирование
ритма игры
Однако торопиться следует не всегда. Чтобы скорость атак не пошла во вред
вашей собственной команде, связующий периодически должен смотреть в
глаза
«своим» нападающим с тем, чтобы оценить: на что они способны в данную
минуту. Это необходимо, чтобы не завязывать комбинации, к которым
нападающие не готовы физически или тем более – морально. Такое
случается, скажем, после продолжительных розыгрышей или в момент
расконцентрации внимания при сомнительных обстоятельствах – например,
из-за решения судьи, которое покажется вам неправильным, – или в период
непроизвольной релаксации.
Правильную ритмику тактических действий в доигровке можно также
достигнуть путем чередования длинных и высоких розыгрышей с короткими
и низкими. Ритм игры – это как биение сердца: нельзя допустить, чтобы оно
было неестественным.
Навязывайте сопернику такой ритм розыгрышей, какой удобен вам и вашей
команде. Вам это на руку, а сопернику будет дискомфортно.
Манера игры – это игровое лицо связки, его визитная карточка.
3. Действия связующего в критические моменты игры
Эти моменты, как правило, – концовка партии, равный счет, а также
ситуации, когда соперник «на ровном месте» вдруг начал набирать – одно за
другим – очки, «а мы никак не можем». Если в начале партии связка еще
можно позволить себе немного поэкспериментировать, то концовку и
критическую этап партии необходимо отыграть предельно собранно и
строго. Хороший связующий должен предугадывать критические моменты
игры и своевременно их ликвидировать.
В такие минуты рекомендуется:
* играть на сильнейшего или наиболее стабильного нападающего;
* собраться и не играть авантюрно – разыгрывать лишь наиболее хорошо от-
репетированные комбинации, выдавать максимально удобный пас лишь под
наиболее привычные или надежно получающиеся у нападающих удары;
* слить воедино энергию всей команды;
* подбадривать и активизировать (заводить) нападающих, не опускать рук, не
раскисать и не утрачивать веры в окончательную победу;
Другими словами – в критические моменты и, особенно, к концовке партии
необходимо незаметно, но существенно усиливать свою игру.
Точность передач выше в статичном положении. Поэтому выход к летящему
мячу необходимо завершать как можно раньше – это создаст условия не
только для точной передачи, но и для лучшей ориентировки в
складывающейся ситуации.