Автор: Филатов Евгений Александрович
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №3"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Масштаб
Раздел: среднее образование
Ход урока:
разделить учеников на группы (до начала урока)
(слайд 1-3) Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Евгений Александрович.
(Удивленно на слайд) А кто это у нас на слайде? (А.С. Пушкин). У нас же урок
математики? (Да) А он как нибудь связан с математикой? (нет) Может я что то перепутал
с презентацией, посмотрим дальше? - 1мин
(слайд 4) Наконец то нашел слайд, который точно относится к математике. Давайте
посмотрим фрагмент фильма.
1) Что происходит с детьми в этом отрывке? (они уменьшаются и увеличиваются)
2) В чем можно измерить рост детей из отрывка фильма? (мм, см, дм, м...) - 1,5 мин
(слайд 5) Давайте тогда повторим как связаны между собой единицы длины:
1см = 10мм
1дм = 10см = 100мм
1м = 10дм = 100см = 1000мм
1км = 1000м = 10 000дм = 100 000см = 1 000 000мм
6км = 6000м
58м = 5800см
1500см = 15м
3км = 300 000см - 1,5мин
Записываем в тетради дату, классная работа, оставляем одну строчку для темы. Давайте
изобразим рост человека в тетради с помощью отрезка (слайд 6):
2см
60мм
12м???? (Не можем изобразить 12м)
Почему? (не помещается на листе)
Как нам сделать так, чтобы он поместился? (изменить размер, масштаб)
А где Вы встречались в жизни, когда большой предмет или объект уменьшали в
размерах? (география, история...)
С помощью чего меняют размер, например карты в географии? (масштаб) - 3мин
Значит тема нашего сегодняшнего урока: Масштаб!!!
У Вас на столах есть листы чистые запишите на них слово масштаб и поднимите так,
чтобы я увидел.
Молодцы, все грамотные, а где можно было бы допустить ошибку (маштаб), небольшая
справка о слове масштаб.
(слайд 7) Немецкое – Masstab (размерная палка).
Слово «масштаб» – немецкое по происхождению. В словарный состав русского языка
вошло в первой половине XVIII в.
Устаревшей формой произнесения слова было «мачтаб». При Петре 1 - «маштаб» - 1мин
(слайд 8) В тетради записываем тему урока, где оставили место.
- Что сегодня мы будем делать, какие цели урока?
1) Узнать, что такое масштаб
2) Научиться находить и применять масштаб при решении задач. (слайд 9) - 1мин
Давайте теперь попробуем дать определение масштабу (Э
то отношение длины
отрезка на
карте или плане к его действительной длине на местности. Например, 1 : 10000 означает,
что 1см на карте это 10000см на местности). (слайд 10).
Давайте проверим ваши варианты с научным определением!!!!
- Какое ключевое слово в нашем определение? (отношение)
- Что такое отношение? (частное двух чисел)
- А мы можем рассмотреть отношение низкого человека к высокому? (да)
- Какие еще варианты здесь можно рассмотреть? (отношение ребенка к взрослому
человеку, тонкого к толстому, маленького к большому...)
(слайд 11) На каких уроках можно использовать данные чертежи на слайде?
(технология, черчение)
- Также есть определение в экономике эффект масштаба (чем больше объем
производства, тем дешевле продукция), подробнее Вы познакомитесь с этим в других
классах. - 2мин
Вернемся к математике
(слайд 12) Давайте порешаем задачи об улицах города Норильска. Задача, связана с
центральной улицей Норильска, Ленинский проспект (На Ленинском проспекте
расположены здания наиболее значимых учреждений города: гостиница «Полярная
звезда», управление комбината, здание Администрации Норильска, Музей истории
освоения и развития НПР, театр драмы имени Маяковского, Дом культуры комбината.).
(работаем в группах, представители групп показывают результат, делаем микро вывод)
Какая протяженность улицы Ленинский проспект в городе Норильске, если на карте ее
длина 5 см, а масштаб карты – 1 : 45 000?
(слайд 13)
5 * 45 000 = 225 000(см) = 2250 (м) = 2км 250м
- 2мин
Теперь выполняем задание индивидуально: Богдана Хмельницкого (Стадион
«Заполярник», родильный дом).
Какая протяженность улицы Богдана Хмельницкого в
городе Норильске, если на карте ее длина 9см, а масштаб карты – 1 : 4 000?
(слайд 14)
9 * 4 000 = 36 000см = 360м
Ответ: 360м - 1мин
Набережная Урванцева (Телецентр, Спорткомплекс «Арктика»)
(слайд 15)
Задача.
Длина улицы набережная Урванцева на местности равна 1км 350м, а
длина соответствующего ему отрезка на карте равна 27см.Найдите масштаб карты.
(работаем в группах, представители групп показывают результат, делаем микро вывод) -
27см : 1км 350м = 27см : 135 000см = 1 : 5 000
Масштаб -
1 : 5 000
- 2мин
Теперь выполняем задание индивидуально: Анисимова (я там живу)
(слайд 16)
Длина улицы Анисимова на местности равна 81м, а длина соответствующего
ему отрезка на карте равна 3см. Найдите масштаб карты.
81м = 8100см
3 : 8100 = 1 : 2700
Ответ - 1 : 2700 - 1мин
17 минут прошло (слайд 17) Творческое задание (у каждой группы карта Норильска на
столе)
Чтобы понять смысл задания, посмотрите на ваши карты, сбоку у нее есть определенный
цвет (у каждой группы свой)
Вам нужно группой собрать части данного цвета по классу и в итоге сложить из них
лист, на котором будет условие данного задания (физкультминутка проходит, пока
собирают части)
1) Определить масштаб вашей карты (длина дома по адресу Кирова 32 на местности
равна 40м)
2) Найти расстояние маршрута на местности от точки сбора до Арены (площадь
Металлургов 10)
Группы презентуют свою работу
1) 1:2000
2) зеленые - 660м, красные - 620м, синие - 640м
- 5-7мин
Давайте подведем итоги:
(слайд 18)
2) Научиться находить и применять масштаб при решении задач.
1) Узнать, что такое масштаб
- еще раз давайте повторим что такое масштаб (Это отношение длины отрезка на карте
или плане к его действительной длине на местности)
- в каких сферах мы с Вами определили встречается масштаб (география, история,
экономика...)
- что было сложнее всего?
- в итоге разобрались? - 1мин
- А какие улицы сегодня мы не назвали? (Лауреатов, Московская...)
(слайд 19)
- Давайте вернемся к портретам, которые мы видели в начале урока, может
все таки они были связаны с нашим урокам? (да, в честь их названы улицы)
- Почему в честь них назвали улицы? (внесли значительный вклад)
- Какой? (Пушкин - литература, Ломоносов - физика и химия, Урванцев - нашел богатое
месторождение каменного угля, где его экспедицией было построено первое здание, а в
дальнейшем и город Норильске)
- А как можно назвать такие личности, использую тему нашего урока? (Масштабные
личности)
- А Вы себя считаете масштабными личностями (нет)
- Относительно кого Вы себя сравнивали? (масштабных людей)
- А если сравнить себя с первоклассником, то относительно него Вы уже являетесь
масштабной личностью.
- В итоге мы с Вами вышли на еще одно направление где используется слово масштаб
(это философия или этика - раздел философии) - 2мин
(слайд 20)
Мы говорили об отношениях и все в нашей жизни относительно, человек
относительно вселенной песчинка, но если посмотреть на человека изнутри, то каждый
человек это отдельный мир Пушкина (поэзия), мир Ломоносова (науки), мир Урванцева
(это наш город, которым мы гордимся). В наших силах сделать наши личности более
масштабными, чтобы нами гордилась страна. Спасибо за урок! - 1мин