Напоминание

Тема: Обобщение изученного по теме «Текст»


Автор: Волкова Нина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кесемская СОШ"
Населённый пункт: с.Кесьма, Тверская область,Весьегонский МО
Наименование материала: Урок русского языка в 5 классе
Тема: Тема: Обобщение изученного по теме «Текст»
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 5 классе

Тема: Обобщение изученного по теме «Текст»

Цели: повторить и углубить теоретические сведения об основных признаках

текста, его типах; закрепить умение составлять текст; развивать навыки анализа

и редактирования текста; формировать интерес к познавательной и творческой

деятельности; развивать речь, мышление.

Задачи: учащиеся повторят основные признаки текста, способы изложения

текста (повествование, описание, рассуждение); продолжат умение строить

рассуждение; делать выводы.

Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс в 2 частях /Т.А.Ладыженская,

М.Т.Баранов и др. Москва: Просвещение, 2023

Интерактивная доска, классная доска, проектор, карточки, рабочий лист.

Ход урока

I.

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности.

II.

Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)

1.

Слайд3. Прочитайте, подумайте и скажите, какие синтаксические

единицы перед вами.

Словосочетание

Предложение

Текст

Над снежной

долиной;

поднялись на

мост.

В небе первые

звезды повисли.

Ты пойдёшь с нами?

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И коней далёких

Одинокий бег.

(А.Фет)

Чем отличается словосочетание от предложения?

Чем отличается предложение от текста?

III.

Сообщение темы.

Мы сегодня поговорим о тексте. На последних уроках много говорилось об

основных признаках текста, а особенно о типах текстов. Работать будем по

вопросам и заданиям учебника с.86.

1.Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1. Что вы знаете о тексте? Ответы учащихся + чтение вывода на с.57.

Задание 2. Расскажите о теме, главной мысли текста. Ответы учащихся + чтение

вывода на Слайде 4. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Главная мысль –

это самое главное, что хотел сказать автор.

Задание 4. С помощью каких языковых средств осуществляется связь

предложений в тексте? Ответы детей +

чтение вывода с. 68. Слайд 5, 6.

Прочитайте текст, определите, с помощью

каких языковых средств связаны слова в них

Война принесла нашей стране много горя,

бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сёл. Она уничтожила миллионы

людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но наш народ победил в этой

войне. Победил потому, что был до конца предан своей Родине. Победил

потому, что не мог не победить; это была справедливая война за счастье и мир на

земле.

(С. Баруздин)

2. Применение знаний.

Ребята, иногда вы в своих работах допускаете речевые ошибки, и учитель ставит

вам на полях букву Р, т.е. речевая ошибка.

Самостоятельная работа Задание: Исправить речевые ошибки.

Карточка

Лебеди

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Лебеди летели через

море. Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,

летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой

видели синеющую воду. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели

те, которые были моложе и слабее.

Слайд 7. А теперь прочитайте отрывок из рассказа Л.Н.Толстого и сравните со

своим.

Дополнительное задание: Найдите антонимы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Запись на крыле

Формы слов Синонимы

Повтор слов Антонимы

Однокоренные слова

Личные местоимения Союзы

Какие три типа речи используются в речевой практике? (повествование,

описание, рассуждение)

Задание 5. Охарактеризуйте повествование, описание, рассуждение как

функционально-смысловые типы речи. Ответы учащихся +

Слайд 8. Повествование (Что произошло?)

Какие слова, выражения укажут нам на то, что перед нами текст

повествование? (Много глаголов, которые указывают на развитие

действия; слова однажды, вдруг, потом, после этого, как-то вечером,

ближе к ночи и т.д.)

Описание (Какой?)

Слова каких частей речи преобладают в текстах-описаниях?

(прилагательные и существительные, перечисление признаков, свойств,

качеств предметов, явлений. Изображается внешность человека, его

характер, настроение, создается картина окружающей природы (пейзаж),

изображается помещение (интерьер), место, где происходит действие)

Рассуждение (Почему?)

Назовите отличительные признаки текста-рассуждения. (Тезис, аргументы,

вывод). Используются вопросительные предложения, слова потому что,

поэтому, если, во-первых, во-вторых, итак и т.д.

Проверка д/з. Вы написали небольшое рассуждение на тему «Какой школьный

предмет мне нравится и почему?» (Учащиеся зачитывают свои работы)

Самостоятельная работа на Рабочих листах

Задание: прочитайте тексты, определите их тип.

I вариант

1.

Князь повёл гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга

протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми

парусами и мелькали рыбачьи лодки. За рекою тянулись холмы и поля,

несколько деревень оживляли окрестность. __________________________

2.

Однажды мы с сынишкой собрались в лес по грибы. Только свернули с

просёлочной дороги, навстречу нам собака Клеопатра. Злющая – чистый

волк. Сынишка был впереди меня. Он хотел кинуться назад, но я крикнул

ему:

– Только не беги! Иди, как шёл.

Клеопатра остановилась и оскалила зубы. Миг был решительный.

____________________________

3.Самое трудное для меня – работа над словом. Чем я руководствуюсь,

предпочитая одно слово другому?

Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определять мысль.

Во-вторых, оно должно быть музыкально выразительным.

В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы.

__________________________________

II вариант.

1.

Что может быть на свете священнее имени матери!

Человек, ещё не сделавший ни шагу по земле и только начинающий

лопотать, неуверенно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою

удачу, смеётся.

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю,

посылает слабеющей рукой пулю врагу: «За Родину-мать!»

Все самые дорогие святыни названы имением матери, потому что с

именем этим связано и само понятие жизни.

____________________________

2.

Солнечный яркий день. Небольшой уютный дворик, расположенный в

одном из тихих арбатских переулков. Сквозь ветви тенистого сада

виднеется фасад большого белого дома, боковой стороной выходившего во

двор. На зелёной лужайке играют белобрысые ребятишки. Весь дворик

окутан воздухом, светом и солнцем. _____________________________

3.

Пошла я в лес за грибами. И Буран, Федина собака, за мной увязалась.

Идём вдвоём. Буран то обгонит меня, то отстанет, то совсем из виду

пропадёт. Но я знаю: он где-то рядом и, если что, в обиду не даст.

Вот уж и лес. Но вдруг Буран навострил уши, шерсть вздыбилась. Что

такое? Выходим на дорогу, а по ней незнакомая собака бежит. Большая.

Серая. Вот, оказывается, почему волновался Буран. ___________________

Самостоятельная работа.

Задание 6. По начальным и конечным предложениям «разверните» текст,

напишите повествование, описание или рассуждение (по типу речи)

Начальное предложение. Папа купил мне новый компьютер.

Конечные предложения. А) Вот так и произошло это важное для меня событие.

Б) Вот такой замечательный компьютер папа мне купил. В) Вот по каким при-

чинам папа купил мне компьютер.

3.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

Проверка работы. Оценивание.

IV.

Рефлексия Слайд 9

Подходит к концу наш урок. Мы повторили все сведения о тексте. Что

сегодня вам понравилось?

V.

Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Родители мне

купили новый телефон/ наушники» (тип выберите сами, но учтите все

признаки выбранного типа)

Карточка

Лебеди

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Лебеди летели через

море. Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,

летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой

видели синеющую воду. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели

те, которые были моложе и слабее.

___________________________________________________________________

Карточка

Лебеди

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Лебеди летели через

море. Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,

летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой

видели синеющую воду. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели

те, которые были моложе и слабее.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Карточка

Лебеди

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Лебеди летели через

море. Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,

летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой

видели синеющую воду. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели

те, которые были моложе и слабее.

Карточка

Лебеди

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Лебеди летели через

море. Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,

летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой

видели синеющую воду. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели

те, которые были моложе и слабее.

Карточка

Лебеди

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Лебеди летели через

море. Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,

летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой

видели синеющую воду. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели

те, которые были моложе и слабее.

_____________________________________________________________________

Рабочий лист _____________________________________________

Задание: прочитайте тексты, определите их тип.

I вариант

1.

Князь повёл гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга

протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми

парусами и мелькали рыбачьи лодки. За рекою тянулись холмы и поля,

несколько деревень оживляли окрестность. __________________________

2.

Однажды мы с сынишкой собрались в лес по грибы. Только свернули с

просёлочной дороги, навстречу нам собака Клеопатра. Злющая – чистый

волк. Сынишка был впереди меня. Он хотел кинуться назад, но я крикнул

ему:

– Только не беги! Иди, как шёл.

Клеопатра остановилась и оскалила зубы. Миг был решительный.

____________________________

3.Самое трудное для меня – работа над словом. Чем я руководствуюсь,

предпочитая одно слово другому?

Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определять мысль.

Во-вторых, оно должно быть музыкально выразительным.

В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы.

__________________________________

Задание 6. По начальным и конечным предложениям «разверните» текст

Папа купил мне новый компьютер.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Родители мне купили

новый телефон/ наушники» (тип выберите сами, но учтите все признаки

выбранного типа)

Рабочий лист ______________________________________________________

Задание: прочитайте тексты, определите их тип.

II вариант.

4.

Что может быть на свете священнее имени матери!

Человек, ещё не сделавший ни шагу по земле и только начинающий

лопотать, неуверенно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою

удачу, смеётся.

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю,

посылает слабеющей рукой пулю врагу: «За Родину-мать!»

Все самые дорогие святыни названы имением матери, потому что с

именем этим связано и само понятие жизни.

____________________________

5.

Солнечный яркий день. Небольшой уютный дворик, расположенный в

одном из тихих арбатских переулков. Сквозь ветви тенистого сада

виднеется фасад большого белого дома, боковой стороной выходившего во

двор. На зелёной лужайке играют белобрысые ребятишки. Весь дворик

окутан воздухом, светом и солнцем. _____________________________

6.

Пошла я в лес за грибами. И Буран, Федина собака, за мной увязалась.

Идём вдвоём. Буран то обгонит меня, то отстанет, то совсем из виду

пропадёт. Но я знаю: он где-то рядом и, если что, в обиду не даст.

Вот уж и лес. Но вдруг Буран навострил уши, шерсть вздыбилась. Что

такое? Выходим на дорогу, а по ней незнакомая собака бежит. Большая.

Серая. Вот, оказывается, почему волновался Буран. ___________________

Задание 6. По начальным и конечным предложениям «разверните» текст

Папа купил мне новый компьютер.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Родители мне купили

новый телефон/ наушники» (тип выберите сами, но учтите все признаки

выбранного типа)



В раздел образования