Автор: Волкова Нина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кесемская СОШ"
Населённый пункт: с.Кесьма, Тверская область,Весьегонский МО
Наименование материала: Урок русского языка в 5 классе
Тема: Тема: Обобщение изученного по теме «Текст»
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Обобщение изученного по теме «Текст»
Цели: повторить и углубить теоретические сведения об основных признаках
текста, его типах; закрепить умение составлять текст; развивать навыки анализа
и редактирования текста; формировать интерес к познавательной и творческой
деятельности; развивать речь, мышление.
Задачи: учащиеся повторят основные признаки текста, способы изложения
текста (повествование, описание, рассуждение); продолжат умение строить
рассуждение; делать выводы.
Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс в 2 частях /Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов и др. Москва: Просвещение, 2023
Интерактивная доска, классная доска, проектор, карточки, рабочий лист.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности.
II.
Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)
1.
Слайд3. Прочитайте, подумайте и скажите, какие синтаксические
единицы перед вами.
Словосочетание
Предложение
Текст
Над снежной
долиной;
поднялись на
мост.
В небе первые
звезды повисли.
Ты пойдёшь с нами?
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И коней далёких
Одинокий бег.
(А.Фет)
Чем отличается словосочетание от предложения?
Чем отличается предложение от текста?
III.
Сообщение темы.
Мы сегодня поговорим о тексте. На последних уроках много говорилось об
основных признаках текста, а особенно о типах текстов. Работать будем по
вопросам и заданиям учебника с.86.
1.Обобщение и систематизация знаний.
Задание 1. Что вы знаете о тексте? Ответы учащихся + чтение вывода на с.57.
Задание 2. Расскажите о теме, главной мысли текста. Ответы учащихся + чтение
вывода на Слайде 4. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Главная мысль –
это самое главное, что хотел сказать автор.
Задание 4. С помощью каких языковых средств осуществляется связь
предложений в тексте? Ответы детей +
чтение вывода с. 68. Слайд 5, 6.
Прочитайте текст, определите, с помощью
каких языковых средств связаны слова в них
Война принесла нашей стране много горя,
бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сёл. Она уничтожила миллионы
людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но наш народ победил в этой
войне. Победил потому, что был до конца предан своей Родине. Победил
потому, что не мог не победить; это была справедливая война за счастье и мир на
земле.
(С. Баруздин)
2. Применение знаний.
Ребята, иногда вы в своих работах допускаете речевые ошибки, и учитель ставит
вам на полях букву Р, т.е. речевая ошибка.
Самостоятельная работа Задание: Исправить речевые ошибки.
Карточка
Лебеди
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Лебеди летели через
море. Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,
летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой
видели синеющую воду. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели
те, которые были моложе и слабее.
Слайд 7. А теперь прочитайте отрывок из рассказа Л.Н.Толстого и сравните со
своим.
Дополнительное задание: Найдите антонимы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Запись на крыле
Формы слов Синонимы
Повтор слов Антонимы
Однокоренные слова
Личные местоимения Союзы
Какие три типа речи используются в речевой практике? (повествование,
описание, рассуждение)
Задание 5. Охарактеризуйте повествование, описание, рассуждение как
функционально-смысловые типы речи. Ответы учащихся +
Слайд 8. Повествование (Что произошло?)
Какие слова, выражения укажут нам на то, что перед нами текст
повествование? (Много глаголов, которые указывают на развитие
действия; слова однажды, вдруг, потом, после этого, как-то вечером,
ближе к ночи и т.д.)
Описание (Какой?)
Слова каких частей речи преобладают в текстах-описаниях?
(прилагательные и существительные, перечисление признаков, свойств,
качеств предметов, явлений. Изображается внешность человека, его
характер, настроение, создается картина окружающей природы (пейзаж),
изображается помещение (интерьер), место, где происходит действие)
Рассуждение (Почему?)
Назовите отличительные признаки текста-рассуждения. (Тезис, аргументы,
вывод). Используются вопросительные предложения, слова потому что,
поэтому, если, во-первых, во-вторых, итак и т.д.
Проверка д/з. Вы написали небольшое рассуждение на тему «Какой школьный
предмет мне нравится и почему?» (Учащиеся зачитывают свои работы)
Самостоятельная работа на Рабочих листах
Задание: прочитайте тексты, определите их тип.
I вариант
1.
Князь повёл гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга
протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми
парусами и мелькали рыбачьи лодки. За рекою тянулись холмы и поля,
несколько деревень оживляли окрестность. __________________________
2.
Однажды мы с сынишкой собрались в лес по грибы. Только свернули с
просёлочной дороги, навстречу нам собака Клеопатра. Злющая – чистый
волк. Сынишка был впереди меня. Он хотел кинуться назад, но я крикнул
ему:
– Только не беги! Иди, как шёл.
Клеопатра остановилась и оскалила зубы. Миг был решительный.
____________________________
3.Самое трудное для меня – работа над словом. Чем я руководствуюсь,
предпочитая одно слово другому?
Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определять мысль.
Во-вторых, оно должно быть музыкально выразительным.
В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы.
__________________________________
II вариант.
1.
Что может быть на свете священнее имени матери!
Человек, ещё не сделавший ни шагу по земле и только начинающий
лопотать, неуверенно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою
удачу, смеётся.
Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю,
посылает слабеющей рукой пулю врагу: «За Родину-мать!»
Все самые дорогие святыни названы имением матери, потому что с
именем этим связано и само понятие жизни.
____________________________
2.
Солнечный яркий день. Небольшой уютный дворик, расположенный в
одном из тихих арбатских переулков. Сквозь ветви тенистого сада
виднеется фасад большого белого дома, боковой стороной выходившего во
двор. На зелёной лужайке играют белобрысые ребятишки. Весь дворик
окутан воздухом, светом и солнцем. _____________________________
3.
Пошла я в лес за грибами. И Буран, Федина собака, за мной увязалась.
Идём вдвоём. Буран то обгонит меня, то отстанет, то совсем из виду
пропадёт. Но я знаю: он где-то рядом и, если что, в обиду не даст.
Вот уж и лес. Но вдруг Буран навострил уши, шерсть вздыбилась. Что
такое? Выходим на дорогу, а по ней незнакомая собака бежит. Большая.
Серая. Вот, оказывается, почему волновался Буран. ___________________
Самостоятельная работа.
Задание 6. По начальным и конечным предложениям «разверните» текст,
напишите повествование, описание или рассуждение (по типу речи)
Начальное предложение. Папа купил мне новый компьютер.
Конечные предложения. А) Вот так и произошло это важное для меня событие.
Б) Вот такой замечательный компьютер папа мне купил. В) Вот по каким при-
чинам папа купил мне компьютер.
3.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.
Проверка работы. Оценивание.
IV.
Рефлексия Слайд 9
Подходит к концу наш урок. Мы повторили все сведения о тексте. Что
сегодня вам понравилось?
V.
Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Родители мне
купили новый телефон/ наушники» (тип выберите сами, но учтите все
признаки выбранного типа)
Карточка
Лебеди
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Лебеди летели через
море. Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,
летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой
видели синеющую воду. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели
те, которые были моложе и слабее.
___________________________________________________________________
Карточка
Лебеди
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Лебеди летели через
море. Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,
летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой
видели синеющую воду. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели
те, которые были моложе и слабее.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Карточка
Лебеди
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Лебеди летели через
море. Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,
летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой
видели синеющую воду. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели
те, которые были моложе и слабее.
Карточка
Лебеди
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Лебеди летели через
море. Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,
летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой
видели синеющую воду. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели
те, которые были моложе и слабее.
Карточка
Лебеди
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Лебеди летели через
море. Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,
летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой
видели синеющую воду. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели
те, которые были моложе и слабее.
_____________________________________________________________________
Рабочий лист _____________________________________________
Задание: прочитайте тексты, определите их тип.
I вариант
1.
Князь повёл гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга
протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми
парусами и мелькали рыбачьи лодки. За рекою тянулись холмы и поля,
несколько деревень оживляли окрестность. __________________________
2.
Однажды мы с сынишкой собрались в лес по грибы. Только свернули с
просёлочной дороги, навстречу нам собака Клеопатра. Злющая – чистый
волк. Сынишка был впереди меня. Он хотел кинуться назад, но я крикнул
ему:
– Только не беги! Иди, как шёл.
Клеопатра остановилась и оскалила зубы. Миг был решительный.
____________________________
3.Самое трудное для меня – работа над словом. Чем я руководствуюсь,
предпочитая одно слово другому?
Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определять мысль.
Во-вторых, оно должно быть музыкально выразительным.
В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы.
__________________________________
Задание 6. По начальным и конечным предложениям «разверните» текст
Папа купил мне новый компьютер.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Родители мне купили
новый телефон/ наушники» (тип выберите сами, но учтите все признаки
выбранного типа)
Рабочий лист ______________________________________________________
Задание: прочитайте тексты, определите их тип.
II вариант.
4.
Что может быть на свете священнее имени матери!
Человек, ещё не сделавший ни шагу по земле и только начинающий
лопотать, неуверенно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою
удачу, смеётся.
Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю,
посылает слабеющей рукой пулю врагу: «За Родину-мать!»
Все самые дорогие святыни названы имением матери, потому что с
именем этим связано и само понятие жизни.
____________________________
5.
Солнечный яркий день. Небольшой уютный дворик, расположенный в
одном из тихих арбатских переулков. Сквозь ветви тенистого сада
виднеется фасад большого белого дома, боковой стороной выходившего во
двор. На зелёной лужайке играют белобрысые ребятишки. Весь дворик
окутан воздухом, светом и солнцем. _____________________________
6.
Пошла я в лес за грибами. И Буран, Федина собака, за мной увязалась.
Идём вдвоём. Буран то обгонит меня, то отстанет, то совсем из виду
пропадёт. Но я знаю: он где-то рядом и, если что, в обиду не даст.
Вот уж и лес. Но вдруг Буран навострил уши, шерсть вздыбилась. Что
такое? Выходим на дорогу, а по ней незнакомая собака бежит. Большая.
Серая. Вот, оказывается, почему волновался Буран. ___________________
Задание 6. По начальным и конечным предложениям «разверните» текст
Папа купил мне новый компьютер.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Родители мне купили
новый телефон/ наушники» (тип выберите сами, но учтите все признаки
выбранного типа)