Напоминание

Организация и проведение экскурсии на предприятие


Автор: Тухланова Юлия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Красноярский политехнический техникум"
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация и проведение экскурсии на предприятие
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка мероприятия по содействию занятости

студентов техникума

Организация и проведение экскурсии на предприятие

Методика проведения экскурсий

Аннотация

Методическая разработка предназначена в помощь преподавателям среднего

профессионального образования (далее СПО) в организации и проведении комплексных

уроков-экскурсий на предприятия.

При написании разработки использован опыт организации и проведения экскурсий со

студентами I-IV курсов.

В разработке раскрывается значение экскурсий в профессионально-ориентированном

воспитании обучающихся, организации их самостоятельной работы. Методическая

разработка содержит этапы подготовки к экскурсии, проведение, подведение итогов.

По итогам экскурсий обучающие выполняют фотоотчеты и компьютерные презентации.

План

1. Введение.

2. Функции экскурсий

3. Методика проведения экскурсий

4. Экскурсия на предприятие АО «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь»

1.Теоретические основы комплексной экскурсии

Комплексная экскурсия (КЭ). Она характеризуется многоэтапностью и

многосторонностью. Ее цель - выделить группу студентов, серьезно связывающих свое

будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно

экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию студентов в

члены коллектива предприятия. Студенты должны быть осведомлены не только о

производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях

профессионального роста, о ступенях профессионализации.

Мотивация экскурсии

Обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее

необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии. Преподаватель

обязательно должен дать студентам задание (по его усмотрению одно на всех или разные, в

зависимости от характера и объема экскурсионного материала). Например, это может

быть ряд вопросов, на которые студенты должны получить ответы в ходе экскурсии.

2.Функции экскурсий

Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом

отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:

с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их

студенты непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с

практикой;

экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность

знакомить

студентов

с

производством,

с

применением

научных

знаний

в

промышленности ;

экскурсии

играют

важную

роль

в

профессиональной

ориентации

студентов

на

производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников

промышленности.

3.Методика проведения экскурсий

При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться

обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой

задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в

себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) студентов к изучаемым объектам и усвоение

(закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и

подведение её итогов. Успех экскурсии определяется ее подготовкой: преподаватель должен

предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить задания

для студентов в ходе экскурсии, определение маршрута и порядка движения, проведение

инструктажа по технике безопасности. Необходимо договориться о сопровождающем

ответственном лице от предприятия, выяснить сколько студентов одновременно могут

осматривать объект, и определить, следует ли разбивать студентов на группы. Необходимо

решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии.

Подготовительные мероприятия ответственных сторон за экскурсию

В организации непосредственно экскурсии должны быть задействованы две стороны:

предприятие и техникум.

Предприятие, в лице ответственного за проведение экскурсии:

составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребностей техникума,

цели экскурсии;

составляет маршруты, согласовывает их с отделом ТБ;

готовит комплект материалов, представляющий сведения о производственно-

хозяйственной деятельности предприятия.

Техникум, в лице педагогов-предметников,

разрабатывает и заранее согласовывает с предприятием план проведения экскурсии;

уточняет цель экскурсии;

представляет список студентов (если его требует предприятие); разрабатывает форму

отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны

выполнить студенты в течение или после экскурсии;

вносит предложения по совершенствованию экскурсионной работы.

Для того чтобы производственная экскурсия была эффективной:

Экскурсовод должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в

доступной форме изложить требуемый материал.

Экскурсовод должен знать:

цели и задачи экскурсии;

общий уровень подготовки и направленности студентов;

методику показа объектов по маршруту;

историю и перспективы развития предприятия;

взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства;

общие моменты технологии возделывания культур.

Экскурсовод должен отразить:

значение той или иной операции в технологическом процессе;

важность заинтересованного, творческого отношения к труду;

влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу.

В качестве объектов экскурсии выделяются узловые моменты процесса производства.

Мастерство экскурсовода заключается в том, чтобы, показывая их группе, вызвать

живой интерес.

В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение к предприятию.

Памятка для экскурсовода предприятия:

Экскурсовод ведет группу, находясь впереди. В случае грубого нарушения ТБ

экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу за пределы

предприятия. Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать

ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий. Длительность экскурсии не

может превышать 2 часа, т.к. большая продолжительность утомляет обучающихся,

снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей.

При демонстрации техники, оборудования, продукции экскурсоводу следует

придерживаться линии "старое - новое - будущее". Это делает экскурсию более

насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно

знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо

показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача,

каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь

следует подчеркнуть еще одну важную линию "проблема - решение - внедрение".

Предупредить экскурсовода о том, что его рассказ должен быть немногословным, речь

ясной.

Возможные ошибки при проведении экскурсии.

1.

Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация

старого после нового).

2.

Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать

пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное

пояснение и после демонстрации повторить его.

3.

Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только

условиям работ).

4.

Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их

значения.

Задачи, решаемые в ходе комплексной экскурсии на предприятие

Форма занятий в виде экскурсий на предприятия решает несколько задач:

 знакомство с кругом профессий на предприятиях;

 использование метода проектов как средства творческого представления результата в виде

информационных моделей;

 реализация личностно-ориентированного подхода к выбору тем проектов, форм и

технологий их реализации с учетом интересов и уровня знаний студентов;

 установление связей техникума с предприятиями социального партнерства.

Технология подготовки и проведения экскурсий на предприятия состоит из нескольких

этапов.

1. Подготовительный этап состоит в анализе учебной программы и планировании посещений

на предприятия.

2. Организационный этап состоит в подписании договоров с руководителями предприятий на

посещение структурных подразделений и отделов.

3. Методический этап состоит в создании программы посещения и разработке заданий и

вопросов по экскурсии.

4.Этап проведения экскурсии. Это этап сбора информации по заранее выданным вопросам и

заданиям.

5. Защита и представление проектов. По результатам защиты проектов отмечаются лучшие

работы.

Структура методических материалов

Методическая разработка по экскурсии имеет следующую структуру:

1. Цель экскурсии.

2. Задачи экскурсии.

3. Учебная тема.

4. Вопросы и задания для обязательного выполнения.

5. Темы творческих проектов.

4. Экскурсия на предприятие АО «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь».

Этапы проведения экскурсии включали в себя следующее:

1.

Подготовительная работа к экскурсии:

Цели:

Познакомить

студентов

с

социально-экономическими

условиями

промышленного

производства,

с

вопросами

технологии,

способами

организации и планирования, с перспективами развития, с развитием данной

отрасли в масштабе области, региона и страны в целом.

Знакомство

с

наиболее

распространёнными

профессиями

на

данном

предприятии.

Развитие интересов и склонностей студентов к различным видам деятельности

и социально-профессиональной адаптации через знакомство с предприятием.

Воспитание интереса к промышленным объектам нашего района, любви к

родному краю через знакомство с населением и их основными занятиями.

Задачи экскурсии

Перед экскурсией учащимся предложено решить задачи:

знакомство с кругом профессий на предприятии;

использование метода проектов как средства творческого представления результата;

установление связей техникума с предприятием.

2. Подготовка к экскурсии: (вступительная беседа со студентами в классе)

Общая информация

Полное наименование

организации

Компания акционерное общество «Научно-производственное

предприятие «Радиосвязь»

Регион

Красноярский, город Красноярск

Адрес

город Красноярск, ул. Декабристов, д. 19.

Директор компании

Галеев Ринат Гайсеевич

Виды деятельности

Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию

навигационной аппаратуры Глонасс/GPS и навигационных систем, комплексов и средств связи, в

том числе спутниковой и тропосферной специального и гражданского назначения

Производство, реализация, монтаж на объектах заказчика, сервисное обслуживание, ремонт,

авторский надзор навигационной аппаратуры Глонасс/GPS и навигационных систем, комплексов и

средств связи, в том числе спутниковой и тропосферной специального и гражданского назначения

Разработка, производство и ремонт средств телекоммуникаций специального и гражданского

назначения

Разработка и производство товаров народного потребления и продукции производственно-

технического назначения

Совместно с ведущими вузами России, Институтом физики Красноярского отделения Российской

академии наук подготовка кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей

промышленности России

3. Продолжительность экскурсии: 1, 5 часа (дорога туда и обратно)

Дорога к месту экскурсии;

Одежда по сезону;

Правила поведения во время экскурсии:

а) не разговаривать;

б) внимательно слушать экскурсовода;

в) по необходимости задавать вопросы;

г) быть терпимыми друг к другу.

Взять с собой блокнот, ручку, деньги на проезд.

Правила ТБ при проведении экскурсии: (в специальном журнале под роспись)

1.

При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за

экскурсоводом.

2.

Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним.

3.

Входите в цех только через двери для прохода людей.

4.

Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей.

5.

Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен.

6.

Не смотрите на пламя сварки.

7.

Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку.

8.

Самостоятельно не нажимайте на кнопки.

9.

Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования.

Проведение экскурсии: группа получила задание.

Ответить на вопросы:

Когда образовалось предприятие и как оно называется?

Какую продукцию закупает?

Каковы перспективы развития предприятия?

Люди, каких профессий работают на предприятии?

В какие районы отправляет свою продукцию?

Условия, режим и ритм труда, средняя оплата труда, стимулирование

работников:

В

чем

привлекательность

предприятия,

каковы

перспективы

профессионального роста

Какие требования предъявляет современное производство к научно-

технической подготовке работников

4. Итог экскурсии:

Обобщающая беседа с кратким обзором всего того, что видели на экскурсии

(понравилась ли экскурсия, что особенно запомнилось, хотели бы работать на

предприятии, почему)

Оформить собранный материал на экскурсии в виде альбома с фотографиями или

презентации. Выложить пост в контакте.



В раздел образования