Напоминание

"Работа иллюстратора(виолончелиста) в классе аккомпанемента"


Автор: Андрейченко Наталья Ивановна
Должность: преподаватель по классу виолончели
Учебное заведение: МБУ ДО "Музыкальная школа №2 города Донецка"
Населённый пункт: город Донецк, Донецкая область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Работа иллюстратора(виолончелиста) в классе аккомпанемента"
Раздел: дополнительное образование





Назад




3

Введение

В последние годы концепция развивающего обучения является

практически главенствующей в современной педагогической науке. В

процессе обучения происходит интенсивное и всестороннее развитие

способностей учащихся. Непосредственно воздействуя на эмоциональную и

нравственную сферу ребенка, музыка играет огромную роль в формировании

творчески мыслящей, духовно богатой личности.

Ансамблевое музицирование - аккомпанемент, является одной из его

форм, издавна известно не только как разновидность исполнительской

деятельности, но и как одна из самых доступных форм ознакомления

учащихся с миром музыки.

Детские

музыкальные

школы

и

детские

школы

искусств

как

предпрофессиональная ступень, являются основой для воспитания будущих

музыкантов-профессионалов. Одним из самых важных и эффективно

формирующих

этапов

воспитания

будущих

профессионалов

является

развитие концертмейстерских навыков юных пианистов на школьной

ступени музыкального обучения.

Совместное исполнение вызывает у учащихся неподдельный интерес,

что, как известно, является мощным стимулом в работе.

Кроме новых

практических навыков, эти формы работы приносят большое удовлетворение

учащемуся, расширяют рамки концертных выступлений, часто позволяя

избавиться от «страха» эстрады. Общение с новым педагогом на уроках

аккомпанемента

позволяет

обогатить

творческий

потенциал

ученика,

помогает получить ему множество полезных навыков, а также развивает

новые стороны его музыкального дарования.

Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие

детей в учебном процессе. Не каждый ребёнок, окончив школу, сможет

проявить себя как солист, а вот принять участие в художественной

4

самодеятельности,

помочь

своим

товарищам

разучить

песню,

саккомпанировать им должен суметь каждый.

Конечно, сформировать законченного концертмейстера ДМШ не может,

но должна преподать ученику основные принципы, навыки и знания в

области аккомпанемента.

5

1.Взаимодействие педагога и иллюстратора и принципы работы с

учащимися в классе аккомпанемента

Для учащихся по классу фортепиано, в обязательную программу

входит

изучение

предмета

аккомпанемент,

которое

осуществляется

совместно с концертмейстером-иллюстратором.

Искусство аккомпанемента в музыкальной школе обычно проходят в

старших

классах.

Иллюстратор

это

солист,

который

исполняет

(иллюстрирует) ту сольную партию, для которой играется аккомпанемент. В

таком «живом» варианте обучения ученик на практике учится чувствовать

солиста, познаёт всю специфику, все тонкости этой работы.

Главной

задачей первых

уроков

является

осознание

совместной

работы: «Я и солист – одно целое», научить ученика слушать и слышать

солиста. Ни одна нота не должна быть сыграна вне текста, содержания и

смысла пьесы. Тщательное изучение инструментальной партии должно стать

привычкой концертмейстера. Чем кропотливее и продуманнее будет эта

работа, тем точнее и быстрее будут решены музыкальные задачи.

Настоящий ансамбль невозможен без знания партии своего партнера!

На уроках специальности ученик читает ноты, изложенные на

двух нотоносцах: для правой и для левой руки. При этом обычно в правой

руке

находится

мелодия,

которая

играется

громче,

а

в

левой

аккомпанемент,

исполняемый

тише.

Таким

образом,

мы

привыкаем

«выделять» правую руку и «прятать» левую.

При игре аккомпанемента всё иначе. Во-первых, нотный текст изложен

не на двух, а на трёх нотоносцах. Верхний – для солиста, и именно там

теперь находится мелодия, то есть именно то основное, что должно в

звучании

выходить

на

первый

план.

Для

пианиста

же

остаётся

аккомпанемент, изложенный на двух нотоносцах. На втором месте по

значению после мелодии идёт линия басового голоса, которая определяет

гармонию, а этот голос находится для пианиста не в правой, а в левой руке.

6

Таким образом, получается, что главной уже становится левая рука, а

правую надо научиться играть гораздо тише.

Фундаментом исполнения

аккомпанемента всегда будет линия баса. Ее надо выучить, выстраивая

динамический

план

всего

произведения.

Большую

пользу

принесет

выразительное исполнение только баса с инструментальной партией. Для

этого преподаватель учит с ним не только его партию, но и партию солиста

(иногда эта работа ложится и на иллюстратора). Намного эффективней эта

работа тогда, когда педагог не просто подыгрывает партию солиста на

фортепиано во время исполнения учеником аккомпанемента, но и приучает

его напевать партию солиста. И, как более сложный вариант,

можно

предложить сыграть ученику правой рукой инструментальную партию,

левой – линию баса.

Со временем ученик приобретает навык слышать и предчувствовать

намерения партнера, аккомпанируя легко и свободно.

Вторая сложность заключается в том, что учащиеся, осваивающие

фортепиано, с самого начала приучаются играть ровно. Такой навык,

безусловно, очень важен, однако «живая» музыка очень редко исполняется

абсолютно ровно.

Мастерство исполнения во многом зависит от умения тонко отступать

от

ровности

в

сторону

бесконечных

незначительных

ускорений

и

замедлений, причём делать это надо в меру и с большим вкусом (такая

особенность музыкальной речи называется агогикой). Именно игра с

взрослым мастером-солистом приучает юного пианиста к такой манере

исполнения. Особенно показательна и полезна в этом смысле работа в паре с

вокалистом. Вся инструментальная музыка родилась из подражания пению,

выразительным

интонациям

человеческой

речи.

Отсюда

идёт

наша

фразировка, дыхание, агогика. Поэтому именно участие в исполнении

вокальной музыки является для пианиста особенно желательным и полезным

во всех смыслах.

7

Важным моментом является ощущение готовности к началу игры.

Бывает,

что

концертмейстер

начинает

вступление,

не

дав

солисту

настроиться. Чтобы этого не произошло, ученик должен увидеть солиста, и

после незаметного сигнала (кивок головы) начинать вступление.

Есть ещё один очень важный момент, нужно научить юного пианиста

быть чутким, уметь прислушиваться к солисту, ощущать и предвидеть

каждое его намеренье, буквально «дышать в унисон», идти за ним тенью.

Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти

смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников

музыкального ансамбля, причем, участником не первого, а второго плана.

Будьте уверены, что такой навык обязательно отразится и на обычной,

немузыкальной

жизни

ребёнка,

приучая

его

видеть

и

чувствовать

окружающих его людей, лучше понимать их интересы. А это уже элемент

воспитания интеллигентности.

Хотелось бы отметить, что при игре фортепианного соло, важно

сохранить общий эмоциональный настрой, не развалить форму. Вступление,

заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться

единому художественному замыслу. Надо точно знать, о чем говорит каждое

«соло» пианиста и как оно связано с партией солиста.

Фразировка является одним из средств музыкальной выразительности.

Концертмейстер должен точно знать, где у солиста начинается фраза, где ее

вершина и окончание. Исходя из этого, будет строиться динамический план

аккомпанемента.

Далее можно обратить внимание на то, что звукоизвлечение на

фортепиано должно быть максимально приближено к инструментальному.

Это

и

взятие

«дыхания»

рукой,

умение

певуче

провести

длинную

музыкальную линию, объединив ее одним движением, интонирование всех

изгибов мелодии, интервалов. Также важен момент взятия и снятия звука, он

появляется без толчка, без ощущения молоточка и заканчивается, мягко

растворившись, не оборвав музыкальную мысль.

8

Игра аккомпанементов учит разнообразить тембры на рояле, искать

новые краски, «расслаивать» фактуру, находя в ней элементы, которые

необходимо выделить из общего окружения, поскольку они хорошо

впишутся в партию солиста, перекликаясь с ним интонационно. Это

серьёзным образом расширит возможности ребёнка и при игре сольных

произведений.

Выстраивание

единого

музыкально-художественного

образа

исполняемого

произведения

с

помощью

всех

средств

музыкальной

выразительности, а так же

точное исполнение всех авторских указаний:

нотного текста, динамики, агогики, штрихов, артикуляции – залог к

созданию идеального ансамбля.

Для педагога в классе аккомпанемента, концертмейстер - иллюстратор

– правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для

ученика концертмейстер - иллюстратор — это помощник, наставник и

педагог. Конечно, право на такую роль может иметь не каждый из

концертмейстеров, оно завоевывается знаниями, постоянным трудом и

ответственностью в достижении нужного художественного результата в

процессе

учебно-воспитательной

работы

с

будущими

молодыми

специалистами.

9

2.Необходимые знания и умения концертмейстера – иллюстратора

Мастерство

иллюстратора

складывается

из

сочетания

исполнительского, педагогического, и психологического аспектов. Работа в

тандеме

с

преподавателем

и

учеником,

умение

создать

атмосферу

психологического комфорта и творчества в связке: преподаватель по

специальности – ученик – концертмейстер-иллюстратор - задача не простая.

Для этого нужно обладать определенными качествами, знаниями, умениями

и навыками. Специфика работы иллюстратора-виолончелиста в детской

музыкальной

школе

состоит

в

том,

что

ему

приходится

быть

«универсальным» музыкантом.

Рассмотрим, какие знания и навыки необходимы концертмейстеру:

1.Высокий уровень владения инструментом. Владение навыками игры

в ансамбле.

2.Развитое умение чтения с листа. Умение видеть сразу 3 строчки

одновременно, т.к. настоящий ансамбль не возможен без знания партии

своего партнера. На практике очень часто используется игра по клавиру.

3.Точное

исполнение

всех

авторских

указаний.

Это

касается

непосредственно

текста,

агогики,

динамики,

штрихов,

артикуляции.

Стремление к созданию идеального ансамбля – выстраивание единого

музыкально-художественного образа исполняемого произведения с помощью

всех средств музыкальной выразительности. Иллюстратор – виолончелист

должен увлечь партнера по ансамблю тембром своего инструмента, создать

благоприятный психологический климат на уроке аккомпанемента.

4.Уметь приспосабливать своё мастерство и видение музыки к

способностям и исполнительской манере учащегося, сохраняя при этом,

собственный индивидуальный облик и, как солисту «вести» за собой

пианиста, воспитывая в нём умение «быть вторым».

5.Умение транспонировать музыкальные произведения.

10

6.Знание основных фортепианных штрихов, способов звукоизвлечения,

нюансировки. Быть особенно чутким в ансамбле, чтобы уметь быстро

компенсировать,

где

это

необходимо,

темп,

настроение,

характер

музыкального произведения.

Иллюстратор в классе аккомпанемента играет большую роль. Он

всегда должен быть в форме — знать партии, проявлять творческое

отношение к исполняемому произведению, не «скучать», если у ученика не

все получается сразу. Иллюстратор обязан быть широко эрудированным

музыкантом, знающим большое количество стилей, умеющим моментально

сориентироваться в нотном тексте, читать с листа и транспонировать.

Качественный звук, навык чтения с листа и выразительное исполнение —

все это те задачи, которые требуют постоянной, кропотливой работы

концертмейстера - иллюстратора над собой.

11

3.Методические задачи концертмейстера-иллюстратора:

1.

Необходимо

познакомить

ученика

со

спецификой

виолончели,

с

её

строением, названием частей, спецификой строя. Струнные штрихи, как и

звукоизвлечение, отличаются от фортепианных. Помимо легато и стаккато,

это: деташе, мартле, сотийе, спиккато, рикошет, пиццикато, рассказать о

динамических возможностях, особенностях звукоизвлечения на инструменте,

показать специфические обозначения в нотном тексте и т.д.

2.

Концертмейстеру необходимо очень чутко прислушиваться к ним, уметь

подражать им на фортепиано для достижения качественной ансамблевой

игры.

3.

Помочь преподавателю-пианисту научить ученика слушать и слышать,

чувствовать своего солиста, но при этом быть равноправным участником,

музыкальным партнером ансамбля.

4.

Правильно показать стиль, эпоху, характер музыкального произведения,

направив ученика на нужные средства выразительности, на правильное

исполнение штрихов, динамики, голосоведения, темпа.

5.Уметь вести за собой начинающего аккомпаниатора, а когда нужно,

дать возможность раскрыться ученику в сольных проигрышах, а также во

вступлениях и завершающих кодах, которые должны быть частью целого и

подчиняться единому художественному замыслу. Не секрет, что, в отличие

от исполнителей на оркестровых инструментах, которые с детства обучаются

навыкам ансамблевой игры - от выступлений с концертмейстером, до игры в

различных ансамблях, оркестрах, - пианисты овладевают своим мастерством

в условиях индивидуальных занятий и привыкают к ним, как к единственно

возможной форме работы. Поэтому психологические установки пианиста-

солиста часто оказываются помехой на пути к достижению ансамблевого

единства.

6.Важная деталь в работе концертмейстера - иллюстратора – умение

найти контакт с учеником, вовремя подбодрить его взглядом или улыбкой.

12

Без

этого

процесс

создания

ансамбля,

совместного

творчества

и

музыкального развития будущего специалиста просто невозможен. Ученику

нужно проникнуться пониманием того, что и в учебном процессе партии

иллюстратора принадлежит огромная роль, которая требует обмена мыслями

и

идеями.

Цель

будет

достигнута,

если

оба

музыканта

станут

в

художественном смысле равноправными участниками единого ансамбля.

Хороший ансамбль концертмейстера и ученика является залогом успешного

выступления.

7.Педагогическая

задача

концертмейстера-иллюстратора

-

настроить

ученика, снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение перед

выступлением. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему

обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.

Совместная игра приносит ученику большую пользу в плане воспитания

сценического самообладания, так как он не один на сцене, а с музыкальным

партнером, он как бы «заражается» состоянием уверенности, которое несет

иллюстратор.

В

некоторых

ситуациях,

складывающихся

в

процессе

ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в

полном смысле выполняет функции педагога-психолога, который умеет

снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на

сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для

артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает

пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в

дальнейшем проявления сценического волнения, страха перед повторением

ошибок.

Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести

уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.

13

Заключение

Со временем ученик приобретает навык слышать и предчувствовать

намерения

партнера,

аккомпанируя

легко

и

свободно.

Практика аккомпанемента, несомненно, обогащает сознание учащихся.

Грамотно

выстроенная

работа

с

учениками

по

предмету

«Концертмейстерский класс» позволяет сделать этот предмет любимым, при

определенных условиях развития учащегося стать основой его концертных и

конкурсных

выступлений,

а

в

дальнейшем

и

выбором

профессии

концертмейстера. Эта работа несет положительный заряд всем участникам

учебного процесса – и преподавателю по предмету, и ученику, и

концертмейстеру-иллюстратору.

Для

последнего

это

творчество

способствует более разностороннему становлению личности музыканта

благодаря

сочетанию

в

ней

и

исполнительской,

и

педагогической

составляющей.

Взаимообмен

опытом

между

иллюстратором-виолончелистом

и

преподавателем-пианистом,

совместный

творческий

поиск

значительно

обогащает музыкантов, расширяет их кругозор.

Живой

звук

виолончели

это

особая

тембральная

окраска,

длительность и протяженность музыкальной фразы, богатая штриховая и

колористическая палитра, благодаря которой возникает желание помочь и

украсить исполнение, создать единый художественный образ. Когда ученик

аккомпанирует, сделать это вдвоем ему психологически легче. Исполнение

солиста корректирует и уравновешивает его. Совместная игра приносит

ученику большую пользу в плане воспитания эстрадного самообладания. Он

«заражается» состоянием уверенности и праздника, жизни в «образе»,

которое несет иллюстратор.

Цель моей концертмейстерской - иллюстраторской деятельности -

способствовать

успешному

усвоению

учащимися

образовательных

14

программ, эстетическому воспитанию детей и подростков, работая в тандеме

с преподавателями и учащимися, участвуя в концертах, конкурсах.

15

Использованная литература:

1. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент. Авторская программа для ДМШ и

ДШИ.- СПб: Композитор, 2009.

2.Прокофьев В.Е. Обзор принципов работы в классе аккомпанемента с

учащимися старших классов ДМШ.- Екатеринбург, 2001.

3.Благой // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост.

К.Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979.

4.Благой Д.Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного

музицирования

/Д.Д.

Благой

//

Камерный

ансамбль:

Педагогика

и

исполнительство. М.: Музыка, 1996. - Вып.2.

5.Благой Д.Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов

исполнителей / Д.Д. Благой // Методические записки по вопросам

музыкального образования. - М.: Музыка, 1979. Вып.2.

6.Смирнов М., О развитии первоначальных навыков аккомпанемента у юных

пианистов, изд. Музыка, 1981г.

7.Достал Я., Обучение первоначальным аккомпанементам, изд. М, 1981г.

8. Люблинский А., Теория и практика аккомпанемента, изд. М, 1972г.

9.Сборник «О работе концертмейстера», изд. М, 1974г.

10. Крюков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения, Муз,1961.

11. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента, М,1972.

12. Смирнова М. О работе концертмейстера. - М, 1974.



В раздел образования