Напоминание

Пути решения проблем в коммуникации среди подростков


Автор: Саруханян Инна Самвеловна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1537
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Коммуникация среди подростков: Особенности, проблемы и пути их решения
Тема: Пути решения проблем в коммуникации среди подростков
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Коммуникация среди подростков: Особенности, проблемы и пути их

решения

Введение

Коммуникация среди подростков — это сложный и многогранный процесс, который

оказывает значительное влияние на их личностное развитие, социальную адаптацию и

академические успехи. Подростковый возраст характеризуется рядом психологических и

физиологических изменений, которые определяют специфику общения между

сверстниками. В этой статье мы рассмотрим особенности коммуникации среди

подростков, выявим ключевые проблемы, возникающие в ходе взаимодействия, и

предложим пути их решения.

Особенности коммуникации среди подростков

Подростки активно ищут свою идентичность, стремясь утвердиться в обществе. Это

отражается на их манере общения, которое становится важным инструментом

самопрезентации и самовыражения. Рассмотрим несколько характерных черт

подростковой коммуникации:

1.

Эмоциональность. Подростковая коммуникация часто сопровождается сильными

эмоциями, будь то радость, гнев, разочарование или смущение. Эмоциональный

фон определяет тон разговора и степень вовлеченности участников.

2.

Конформизм. Стремление соответствовать нормам группы сверстников ведет к

появлению конформизма, когда подросток готов изменить свое мнение или

поведение ради принятия группой.

3.

Экспериментальность. Подростки экспериментируют с различными стилями

общения, пытаясь найти наиболее подходящий для себя образ. Это может

проявляться в смене акцента, жаргона или даже манеры поведения.

4.

Дистанцированность от взрослых. Подростки склонны дистанцироваться от

родителей и педагогов, предпочитая общение со сверстниками. Они считают, что

взрослые не понимают их проблем и переживаний.

Проблемы в коммуникации среди подростков

Несмотря на очевидную важность общения для подростков, этот процесс нередко

сопровождается трудностями и проблемами. Вот некоторые из них:

1.

Проблемы взаимопонимания. Подростки могут испытывать трудности в

понимании друг друга из-за различий в восприятии мира, ценностях и интересах.

Это особенно актуально в смешанных группах, где присутствуют представители

разных социальных слоев и культур.

2.

Буллинг. Буллинг (или травля) — одна из серьезных проблем, возникающих в

подростковой среде. Он проявляется в виде физического насилия, словесных

оскорблений или социальной изоляции жертвы.

3.

Кибербуллинг. С развитием интернета и социальных сетей проблема буллинга

перешла в виртуальное пространство. Кибербуллинг представляет собой форму

психологической агрессии, осуществляемую посредством электронных

коммуникаций.

4.

Закрытость и замкнутость. Некоторые подростки предпочитают избегать активного

общения, замыкаются в себе, что затрудняет их социализацию и развитие

коммуникативных навыков.

Пути решения проблем в коммуникации среди подростков

Для преодоления трудностей в общении среди подростков важно применять комплексный

подход, включающий работу педагогов, родителей и самих подростков. Ниже приведены

возможные пути решения проблем:

1.

Психологическое просвещение. Проведение занятий и тренингов, направленных на

повышение осведомленности подростков о важности конструктивного общения,

конфликтах и способах их разрешения.

2.

Создание поддерживающей среды. Педагоги и родители должны стремиться

создать атмосферу доверия и уважения, где каждый подросток чувствует себя

комфортно и уверенно.

3.

Разработка программ антибуллинга. Эффективные программы борьбы с буллингом

должны включать меры профилактики, вмешательства и поддержки жертв

агрессии.

4.

Развитие навыков саморефлексии. Важно научить подростков осознавать свои

эмоции и реакции, что позволит им лучше контролировать свои действия и

взаимоотношения с окружающими.

5.

Применение медиации. Медиативные техники позволяют разрешать конфликты

мирным путем, вовлекая всех участников конфликта в процесс поиска

компромисса.

6.

Родительское участие. Родители должны проявлять интерес к жизни своих детей-

подростков, поддерживать их в сложных ситуациях и помогать находить выход из

конфликтов.

7.

Работа с группами риска. Особое внимание следует уделять подросткам,

находящимся в группе риска, таким как дети из неблагополучных семей, мигранты

или сироты.

8.

Интернет-безопасность. Проведение образовательных мероприятий по вопросам

кибербезопасности и этичного поведения в интернете поможет снизить риск

кибербуллинга.

9.

Профессиональная помощь. В случае серьезных проблем в общении подросткам

может потребоваться консультация психолога или психотерапевта.

Заключение

Коммуникация среди подростков — это динамичный и многослойный процесс,

отражающий внутренние изменения и внешние влияния. Чтобы помочь подросткам

успешно справляться с трудностями в общении, педагогам и родителям необходимо

проявлять терпение, внимание и готовность к сотрудничеству. Комплексный подход,

учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, способен значительно

улучшить качество их взаимоотношений и способствовать гармоничному развитию

личности.



В раздел образования