Автор: Горохова Ирина Александровна
Должность: ГБОУ школа-интернат N18
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат N18
Населённый пункт: санкт-петербург
Наименование материала: статья
Тема: Принципы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
Раздел: среднее образование
Принципы инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательной школе
Аннотация. В статье поднимается вопрос о теоретико-прикладных аспектах развития
инклюзивного образования на современной этапе. Раскрывается необходимость реконструкции
системы общего образования на основании дефектологических принципов построения
коррекционно-педагогического процесса. Автор приходит к выводу, что специальное
образование ребенка, интегрированного в общеобразовательную среду, должно быть основано
на дефектологических принципах, увязанных с общедидактическими принципами построения
педагогического процесса.
Ключевые слова: инклюзивное образование, специальное образование, дети с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дефектологические принципы, коррекционно-
педагогический процесс, коррекция, компенсация.
Изменение социокультурного контекста специального образования в нашей стране
определило приоритетные направления ее модернизации и обусловило переход к практике
реализации инклюзивной формы образования. На сегодняшний день жизнеспособность и
действенность интеграции детей с отклонениями в развитии в социально-культурную и
общеобразовательную среду зависит от создания так называемой системы инклюзивного
образования, опирающейся на достижения предшествующих социально-педагогических систем
и их опыт.
Известно что, при обучении и воспитании детей, имеющих нарушения здоровья,
решающую роль играют коррекционные процессы, затрагивающие все компоненты
образовательного процесса – обучение, воспитание, развитие.
Комплексный (клинико-генетический, нейрофизиологический, психологический,
педагогический) подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с
нарушениями умственного и физического развития в обучения и воспитания. Цензовость
образования, обеспечения уровня подготовки детей с ОВЗ для успешной интеграции и
социально-трудовой адаптации в обществе.
Напомним, что коррекция (от лат. исправленный) в коррекционной педагогике
определяется как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление
недостатков психического и физического развития людей с особыми образовательными
потребностями
Компенсация (от лат. возмещение) – это замещение, возмещение деятельности
утраченного или нарушенного органа (органов) в организме человека за счет использования
сохранных сенсорных систем, технических приспособлений и, вследствие этого,
нейродинамической перестройки работы анализаторов.
Коррекционное воздействие помогает преодолеть недостатки психического развития,
связанные с тем или иным заболеванием ребёнка. Например, у ребенка с сенсорной
депривацией это недостатки ощущений, восприятий, представлений, мышления, речи,
памяти и др., а также недостатки физического развития детей (в ориентировке в
пространстве, осанке, координации движений и др.).
Коррекция первична, а компенсация вторична. Это тесно увязанные процессы,
которые обуславливают друг друга и не могут (в широком смысле) рассматриваться один без
другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом
(компенсацией).
Педагогическая недоработка или полное отсутствие коррекционной работы на уроке не
даст компенсации дефекта, а эффект любого педагогического воздействия на развитие
ребёнка с ОВЗ становится минимальным.
Цели и содержание коррекционной работы должны реализовываться с помощью
средств коррекции, методов и организационных форм, они заложены в основе всей системы
действий по реализации принципа коррекционной направленности обучения, воспитания и
развития детей. Большая доля такой работы носит индивидуальный характер.
Раазвитие инклюзивного образования должно опираться на достижения сложившейся
в России традиционной системы специального образования. В настоящее время построение
инклюзивной образовательной практики как социального и образовательного процесса, прежде
всего, выдвигает приоритеты равенства, сопричастности, сотрудничества в образовании.
Известно, что общеобразовательная школа предъявляет ко всем детям одинаковые
требования, стандартность которых определяется тем, что сидящие в одном классе школьники
обучаются по одной программе, должны усвоить точно определенный объем знаний в
определенном темпе и выполнять одни и те же задания. Несоответствие этим требованиям
может осложнить жизнь школьника. У учащихся с ОВЗ, формально помещенных в
общеобразовательный класс (пусть даже с меньшей наполняемостью), существует явное
несоответствие между возможностями ребенка и требованиями конкретной программы,
труднее усваивается информация, снижается учебная мотивация, возникает стойкое
отвращение к учебе. На практике стихийно интегрированные дети зачастую вынужденно
переводятся на надомное обучение, что часто еще более усугубляет не только трудности
учебного характера, но и социально депривирует ребенка.
Таким образом, специальное образование ребенка, интегрированного в
общеобразовательную среду, должно быть основано на дефектологических принципах,
увязанных с общедидактическими принципами построения педагогического процесса. Без их
взаимосвязи невозможно качественно решать задачи специального обучения детей с ОВЗ. Их
комплексное применение будет способствовать формированию нового педагогического
мышления, рассматривать их комплексно и системно, с учетом дефекта детей и реальных
возможностей их обучения, воспитания и развития. Без этой связи и взаимообусловленности
невозможна полноценная и действительная реализация права на образование.
Следовательно, только при условии включения принципов специального образования в
практику общеобразовательных школ инклюзивное образование на сегодня станет
оптимальной формой организации процесса в общеобразовательной школе, вынужденной
обеспечивать образование всех детей, независимо от особенностей их развития. Не должно
быть решительной смены принципов и методов обучения детей с ОВЗ. Только
дифференцированная, необходимая и полезная для развития ребенка доля и форма
интеграции, позволит учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка,
обеспечит, таким образом, реальное воплощение инклюзивного образования, а
общеобразовательная школа сможет быть продуктивной в обучении и воспитании всех
учеников школы во всех аспектах школьной жизни.