Напоминание

Принципы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе


Автор: Горохова Ирина Александровна
Должность: ГБОУ школа-интернат N18
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат N18
Населённый пункт: санкт-петербург
Наименование материала: статья
Тема: Принципы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
Раздел: среднее образование





Назад




Принципы инклюзивного образования детей с ограниченными

возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Аннотация. В статье поднимается вопрос о теоретико-прикладных аспектах развития

инклюзивного образования на современной этапе. Раскрывается необходимость реконструкции

системы общего образования на основании дефектологических принципов построения

коррекционно-педагогического процесса. Автор приходит к выводу, что специальное

образование ребенка, интегрированного в общеобразовательную среду, должно быть основано

на дефектологических принципах, увязанных с общедидактическими принципами построения

педагогического процесса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, специальное образование, дети с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дефектологические принципы, коррекционно-

педагогический процесс, коррекция, компенсация.

Изменение социокультурного контекста специального образования в нашей стране

определило приоритетные направления ее модернизации и обусловило переход к практике

реализации инклюзивной формы образования. На сегодняшний день жизнеспособность и

действенность интеграции детей с отклонениями в развитии в социально-культурную и

общеобразовательную среду зависит от создания так называемой системы инклюзивного

образования, опирающейся на достижения предшествующих социально-педагогических систем

и их опыт.

Известно что, при обучении и воспитании детей, имеющих нарушения здоровья,

решающую роль играют коррекционные процессы, затрагивающие все компоненты

образовательного процесса – обучение, воспитание, развитие.

Комплексный (клинико-генетический, нейрофизиологический, психологический,

педагогический) подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с

нарушениями умственного и физического развития в обучения и воспитания. Цензовость

образования, обеспечения уровня подготовки детей с ОВЗ для успешной интеграции и

социально-трудовой адаптации в обществе.

Напомним, что коррекция (от лат. исправленный) в коррекционной педагогике

определяется как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление

недостатков психического и физического развития людей с особыми образовательными

потребностями

Компенсация (от лат. возмещение) – это замещение, возмещение деятельности

утраченного или нарушенного органа (органов) в организме человека за счет использования

сохранных сенсорных систем, технических приспособлений и, вследствие этого,

нейродинамической перестройки работы анализаторов.

Коррекционное воздействие помогает преодолеть недостатки психического развития,

связанные с тем или иным заболеванием ребёнка. Например, у ребенка с сенсорной

депривацией это недостатки ощущений, восприятий, представлений, мышления, речи,

памяти и др., а также недостатки физического развития детей (в ориентировке в

пространстве, осанке, координации движений и др.).

Коррекция первична, а компенсация вторична. Это тесно увязанные процессы,

которые обуславливают друг друга и не могут (в широком смысле) рассматриваться один без

другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом

(компенсацией).

Педагогическая недоработка или полное отсутствие коррекционной работы на уроке не

даст компенсации дефекта, а эффект любого педагогического воздействия на развитие

ребёнка с ОВЗ становится минимальным.

Цели и содержание коррекционной работы должны реализовываться с помощью

средств коррекции, методов и организационных форм, они заложены в основе всей системы

действий по реализации принципа коррекционной направленности обучения, воспитания и

развития детей. Большая доля такой работы носит индивидуальный характер.

Раазвитие инклюзивного образования должно опираться на достижения сложившейся

в России традиционной системы специального образования. В настоящее время построение

инклюзивной образовательной практики как социального и образовательного процесса, прежде

всего, выдвигает приоритеты равенства, сопричастности, сотрудничества в образовании.

Известно, что общеобразовательная школа предъявляет ко всем детям одинаковые

требования, стандартность которых определяется тем, что сидящие в одном классе школьники

обучаются по одной программе, должны усвоить точно определенный объем знаний в

определенном темпе и выполнять одни и те же задания. Несоответствие этим требованиям

может осложнить жизнь школьника. У учащихся с ОВЗ, формально помещенных в

общеобразовательный класс (пусть даже с меньшей наполняемостью), существует явное

несоответствие между возможностями ребенка и требованиями конкретной программы,

труднее усваивается информация, снижается учебная мотивация, возникает стойкое

отвращение к учебе. На практике стихийно интегрированные дети зачастую вынужденно

переводятся на надомное обучение, что часто еще более усугубляет не только трудности

учебного характера, но и социально депривирует ребенка.

Таким образом, специальное образование ребенка, интегрированного в

общеобразовательную среду, должно быть основано на дефектологических принципах,

увязанных с общедидактическими принципами построения педагогического процесса. Без их

взаимосвязи невозможно качественно решать задачи специального обучения детей с ОВЗ. Их

комплексное применение будет способствовать формированию нового педагогического

мышления, рассматривать их комплексно и системно, с учетом дефекта детей и реальных

возможностей их обучения, воспитания и развития. Без этой связи и взаимообусловленности

невозможна полноценная и действительная реализация права на образование.

Следовательно, только при условии включения принципов специального образования в

практику общеобразовательных школ инклюзивное образование на сегодня станет

оптимальной формой организации процесса в общеобразовательной школе, вынужденной

обеспечивать образование всех детей, независимо от особенностей их развития. Не должно

быть решительной смены принципов и методов обучения детей с ОВЗ. Только

дифференцированная, необходимая и полезная для развития ребенка доля и форма

интеграции, позволит учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка,

обеспечит, таким образом, реальное воплощение инклюзивного образования, а

общеобразовательная школа сможет быть продуктивной в обучении и воспитании всех

учеников школы во всех аспектах школьной жизни.



В раздел образования