Напоминание

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.


Автор: Александрова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Населённый пункт: г. Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках

русского языка.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя

задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И. Г. Песталоцци

Как добиться грамотного письма у детей? Во - первых, важно заинтересовать

детей, и не столько занимательным материалом, сколько тем фактом, что они

занимаются серьёзным делом на уроке. Именно серьёзное отношение к предмету

пробуждает интерес к его постижению. Формированию функциональной грамотности

способствуют несколько факторов.

Зрительный

фактор

срабатывает при запоминании непроверяемых

написаний. Ученые - психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно

написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный

графический образ слова. И это отложится в памяти так крепко, что затем надо будет

раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

Слуховой

фактор.

Пишущий человек, как известно, всегда отправляется

от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что

говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен

развивать фонематический слух.

Рукодвигательный

фактор.

Любого орфографического навыка можно достичь

только

при

помощи

упражнений,

т.

е.

при

ритмичном

движении

пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше

писать.

Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного

слова,

«запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

Приёмы,

которые

я

хоту

представить

вашему

вниманию,

способствуют

формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют повысить

мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной

деятельности.Эти приёмы знакомы учителям, недаром говорят, что «всё новое - это давно

забытое старое». Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы,

повышающие познавательный интерес; приёмы, которые учат работать с информацией и

приёмы формирования грамотного письма.

алоцци

Приёмы по формированию функциональной грамотности младших школьников можно

условно разделить на 3 группы:

1.

приёмы, повышающие познавательный интерес;

2.

приёмы, которые учат работать с информацией;

3. приёмы формирования грамотного

1. Приёмы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и

активизирующие мыслительную деятельность ребенка.

1). Приёмы «Удивляй!» и «Яркое пятно».

2). Приём "Отсроченная отгадка".

3). Приём «Проблемная ситуация».

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый приём для проверки последнего слова не работает, как же проверить

парную согласную в середине слова?

3). Приём «Проблемная ситуация».

Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу..,

лу…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся

по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».

1. Приёмы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и

активизирующие мыслительную деятельность ребенка.

1). Приёмы «Удивляй!» и «Яркое пятно».

2). Приём "Отсроченная отгадка".

3). Приём «Проблемная ситуация».

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый приём для проверки последнего слова не работает, как же проверить

парную согласную в середине слова?

3). Приём «Проблемная ситуация».

Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу..,

лу…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся

по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».

4). «Метод кейсов».

5). Приём «Дай себе помочь».

2. Приёмы, которые научат ребёнка работать с информацией: анализировать,

кодировать, декодировать и т.п.

1). Алгоритм (схема последовательности действий).

2). «Опорный конспект».

3). Приём «Толстые и тонкие вопросы» или приём «Дотошный ученик».

4). Приёмы «Своя опора», «Ключевые слова».

3. Приёмы формирования грамотного письма.

1). Проговаривание.

2). Игра «Огоньки».

3). Приём «Ошибкоопасное место».

4). Рефлексивный приём «Цветные поля».

3. Приёмы формирования грамотного письма.

1). Проговаривание. 6). Стихотворные правила.

2). Игра «Огоньки».

3). Приём «Ошибкоопасное место».

4). Рефлексивный приём «Цветные поля».

5). Приём «Лови ошибку».

В этом тексте 22 ошибки!

Унас жывёт кот семён. он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево

белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей

улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

Словарная работа.

1. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по

вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о).

2. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).

3. Выписать слова, в которых два слога (три слога).

4. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности».

5. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово,

которое встретилось.

6. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи

растут на огороде? И т.д.

7. Отгадать загадку.

8. Игра «Найди лишнее слово».

Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.



В раздел образования