Автор: Давыдкина Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №62 им. А.Я. Опарина г. Кирова
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка урока математики в 1 классе
Тема: "Контрольно-оценочные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения на уроке математики"
Раздел: начальное образование
Тема урока: Слагаемые, сумма.
Цель: познакомить с новыми математическими терминами «слагаемые», «сумма».
Задачи урока:
- формировать умения читать равенства, используя математические термины;
- закреплять знание состава изученных чисел, продолжить формирование навыка
счета, совершенствовать навыки письма цифр;
- развивать у обучающихся математическую речь на основе использования новых
математических терминов;
-
воспитывать интерес к учебной деятельности и предмету математике.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Планируемые результаты:
1. Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления;
- формировать умение сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат.
2. Познавательные УУД:
- строить речевое высказывание в устной речи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
- выстраивать логическую цепь рассуждения;
- уметь использовать знаково-символические средства для изучения новых понятий.
3. Коммуникативные УУД:
- соблюдать нормы речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить);
- работать в паре и оценивать товарища;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
4. Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание
смысла учебной деятельности.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор;
учебник Моро М. И., Волкова С. И., «Математика», 1 класс, часть 1;
рабочая тетрадь к учебнику Моро М. И., Волкова С. И., «Математика», 1 класс,
часть 1;
карточки для индивидуальной и парной работы;
раздаточный материал;
объёмные геометрические фигуры.
Ход урока
Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо,
Вижу класс наш хоть куда -
Мы начнём урок тогда.
- Стульчик дружит с партой. Спинка прямая. Ручки полочкой.
- Откроем синие тетради. Начнём урок с минутки чистописания.
- Какой сегодня день недели? (Понедельник)
- А завтра? (Вторник)
- Какой он по счёту на неделе? (второй)
- Сегодня на минутке чистописания запишем цифру 2. Вспоминаем написание.
(ПИШУ НА ДОСКЕ ЦИФРУ 2 ПОД СЧЕТ «И РАЗ, И ДВА»)
- Возьмите красный карандаш, обведите самую красивую цифру 2. Возьмите зелёный
карандаш, поменяйтесь тетрадями, обведите самую красивую цифру у соседа.
- А урок у нас необычный, а в чём его необычность вы узнаете чуть позже.
Отрывок из мультфильма (1)
- Как называется произведение, по которому создан мультфильм? (Крокодил Гена и
его друзья)
- Назовите главных героев. (Крокодил Гена, Чебурашка) (ВЕШАЮ НА ДОСКУ
ГЕРОЕВ)
- Кто знает автора произведения? ( Эдуард Успенский)
- Чем занимаются герои мультфильма? (Строят дом дружбы)
- Сегодня вы будете строить свой домик дружбы, а что из этого получится, мы
посмотрим в конце урока. Посмотрите на контур домика (ПЕРЕВЕРНУТЬ ДОМИК
НА ДОСКЕ) и на столах у вас – кирпичики. Это ваша оценка за работу на уроке.
Хотелось бы, чтоб ваши домики были как можно выше. Первый кирпичик я вам дарю
за то, что вы мои ученики и готовы внимательно слушать учителя. Приклейте
кирпичик (ПРКЛЕИВАЮ КИРПИЧИК К СВОЕМУ ДОМИКУ)
- Начинаем работу. У некоторых из вас на столах карточки (ПОКАЗАТЬ), переверните
их, выйдите к доске, встаньте так, чтобы числа стояли в порядке возрастания.
- Посчитаем все вместе
- Назовите число, которое стоит между числами 5 и 7
- Назовите число, которое стоит перед числом 4
- Назовите число, соседи которого 8 и 10
- Назовите число, которое стоит за числом 3
- Приклейте кирпичик к своему домику те, кто принимал участие в выполнении этого
задания.
- Возьмите карточки для устного счета. Посмотрите и скажите, что общего в
примерах? (знак + или
в этих примерах выполняется действие сложение
)
( ПЕРЕВОРАЧИВАЮ НА ДОСКЕ знак «+»)
- Решаем примеры. Записываем ответ. Проверяем. Поднимите ручку, у кого также, как
у меня
- Запишите внизу в клеточках ответы в порядке убывания. В строке под клеточками
допишите буквы. Прочитайте слово (сумма) . У кого получилось такое слово?
- Приклейте кирпичик к своему домику те, у кого все примеры были решены
правильно, и получилось слово «сумма»
- Это первое важное слово, которое надо запомнить на уроке. (ПЕРЕВОРАЧИВАЮ
СЛОВО «СУММА» ПОД СЛОВОМ «СЛАГАЕМЫЕ»)
- Нам предстоит узнать, что оно обозначает.
- Назовите имена главных героев урока.
- И у каждого из вас есть имена.
- Как вы думаете, а у чисел при сложении есть имена? (Если ответили да: А давайте
предположим, как их могут звать?)
(ЕСЛИ НАЗВАЛИ СЛОВО «СЛАГАЕМЫЕ» СКАЗАТЬ: СЕГОДНЯ НАМ НАДО
В ЭТОМ УБЕДИТЬСЯ И ПРОВЕРИТЬ, ПРАВ ТЫ … ИЛИ НЕ ПРАВ)
- Чебурашка с крокодилом Геной расклеивали объявления о помощи в строительстве
дома дружбы
- Крокодил Гена расклеил 3 объявления (ВЕШАЮ 3 ОБЪЯВЛЕНИЯ НА ДОСКУ).
Положите перед собой столько же красных фигур, а Чебурашка - 2 объявления
ВЕШАЮ 2 ОБЪЯВЛЕНИЯ НА ДОСКУ). Положите столько же синих фигур.
- Сколько положили красных фигур? (3)
- Сколько положили синих фигур? (2)
- Сколько всего объявлений они расклеили? (5)
- Как это записать? (3+2=5)
- Какое действие выполняли при решении этого примера? («сложение»).
- То есть числа мы «складывали», или по-другому «слагали».
- Подумайте как можно назвать числа 3 и 2?
(Если сказали, давайте проверим в учебнике. Откройте учебник на с. 86
Если предполагают, то обратимся к учебнику.)
- Вася был прав числа при сложении называются слагаемыми (ПЕРЕВОРАЧИВАЮ
СЛОВО «СЛАГАЕМЫЕ» ПОД ЗНАКОМ «+»)
- Посмотрим на наш пример. Назовите первое слагаемое. Назовите второе слагаемое
- Сколько всего объявлений расклеили Гена с Чебурашкой? (5)
- Как можно назвать число 5? (Ответ, то, что получилось) (Если не говорят, то
показать на доске слово «СУММА»)
- Самые важные слова урока - на доске. Прочитаем. Сегодня мы будем говорить о
примерах на сложение. (ПОКАЗЫВАЮ НА ЗНАК «+») Показываю на слово
«СЛАГАЕМЫЕ» - читают, показываю на слово «СУММА» - читают.
- Что такое слагаемые, кто запомнил? (Числа при сложении)
- Что такое сумма? (Результат сложения)
- Прочитайте запись, используя слова «слагаемое» и «сумма» (Первое слагаемое – 3,
второе слагаемое – 2, сумма – 5)
- с. 86. Выполним №1
- Назовите первое, второе слагаемые и сумму в каждом выражении. До знака равно
4+2, 3+1, 5+1 это тоже сумма
- Приклейте кирпичик к своему домику те, кто принимал участие в выполнении этого
задания.
Работа с карточкой квадрат (ПЕРЕВОРАЧИВАЮ КВАДРАТ НА ДОСКЕ)
- Работаем в парах. Составьте числовое выражение и запишите его в тетрадь.
- Проверяем. Соня, запиши на доске. (Записывает: 6+3=9)
- Прочитайте запись, используя новые слова
- Приклейте кирпичик к своему домику те, у кого получилось такое же выражение.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Садимся. Стульчик дружит с партой. Спинка прямая
- Прочитайте задачу на с. 87 под номером №3.
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Что обозначено зелеными квадратами?
- Что обозначено желтыми квадратами?
- Как узнать, сколько книг стало у Васи? (6+2=8)
- Запишем в тетрадь. Кто сможет записать на доске?
- Прочитайте то, что записали математическим языком (показать на тему)
- Приклейте кирпичик к своему домику те, кто принимал участие в выполнении этого
задания.
- Откройте рабочие тетради на с. 32. Смотрим на 1 задание.
- Вычислите, так чтоб получились равенства. Подчеркните красным карандашом
равенства, в которых пропущены слагаемые.
- Встаньте, у кого так же, как у меня. Приклейте кирпичик к своему домику.
ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ: №2 (4 примера)
- Первый пример. Клеточку отступили от предыдущего задания. Записываем. Соня на
доске
Прочитай пример на математическом языке
- Повторим все вместе – 2 это первое … (ВСЕ: СЛАГАЕМОЕ) 2 – это второе … (ВСЕ:
СЛАГАЕМОЕ) 4 – это (ВСЕ: СУММА) ВСЕ ВМЕСТЕ ПОСЛЕ КАЖДОГО
ПРИМЕРА
- Давайте посмотрим, а что происходит на строительной площадке у героев
мультфильма.
Отрывок из мультфильма (2)
- Каждый из вас сегодня строил свой Домик Дружбы. Что же у нас получилось?
Посчитайте кирпичики.
- Встаньте те, у кого больше 5. (Если мало то у кого 4).
- Поднимите ручку, у кого нет сегодня ни одного кирпичика.
- Встаньте, покажите свои домики нашим гостям. Садитесь.
- Вы сегодня молодцы! Я хвалю вас за работу на уроке!
- Что нового узнали на уроке?
Два «слагаемые» в ряд
Друг за дружкою стоят.
Вслед за ними знак «равно» -
Он известен нам давно.
Что в итоге получаем,
Словом «суммой» называем
.
- Спасибо за урок!