Напоминание

"Подготовительный этап работы с начинающими баянистами"


Автор: Полозова Зилара Кадимовна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 6" города Челябинска
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Подготовительный этап работы с начинающими баянистами"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 6»

города Челябинска

ДОКЛАД

На тему: «Подготовительный этап работы с начинающими баянистами»

Полозова Зилара Кадимовна,

Преподаватель высшей категории

по классу баяна и аккордеона

г. Челябинск

2024 г.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам

целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно

богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде

силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

(Дмитрий Шостакович)

Основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте,

заложенные на первых уроках, во многом определяют успехи дальнейшего

музыкального развития и образования учащихся. Это самый трудный и

ответственный этап в работе. Поэтому начальному этапу обучения следует

уделить пристальное внимание.

В последнее время категория учащихся школ искусств – это

дошкольный

возраст

и

учащиеся

начального

образования.

Поэтому

преподаватели

пересматривают

начальный

этап

в

работе

с

этими

возрастными категориями будущих учеников. В классе баяна традиционно

зачисляются учащиеся возраст которых составляет 9 лет, но практика

показывает, что самый благоприятный возрастной период с 6 до 9 лет.

Главная

особенность

в

работе

с

такими

детьми

игровая

и

эмоциональная

форма,

которая

заинтересует

юного

учащегося

и

не

«оттолкнет» от предстоящей упорной и долгой работы. Баян, инструмент

достаточно сложный в начальный период обучения. Ученику приходится

овладеть

двумя

различными

клавиатурами

в

отсутствии

зрительного

контакта с ними. Поэтому большое значение приобретает до нотный период

обучения, который поможет учащемуся в развитии памяти, внимания,

теоретическими

знаниями

и

первым

игровым

навыкам

и

главное,

увлечённость музыкой, интерес к знаниям и желанию трудиться.

Целью данной работы является создание условий для обучения

навыкам игре на баяне и творческого развития детей с помощью

стихотворений. Для реализации поставленной цели планомерно решаются

следующие задачи:

2

обучение игре на баяне с использование специальных методик и

упражнений, подходящих для учащихся младшего возраста;

развитие познавательных и творческих способностей;

развитие эмоциональной сферы;

развитие

умения

самостоятельно

приобретать,

усваивать,

применять

полученные

знания,

умения

самостоятельно

и

качественно выполнять домашние задания.

Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен уметь

создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать

в них игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом педагог

обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, воспитывать

музыкой.

И поскольку главнейшей из первоначальных задач является "зажечь",

"заразить" ребенка желанием овладеть языком музыки, не отрывая его от

естественной для его возраста «игровой фазы», необходимо строить урок в

форме увлекательной игры.

За годы работы с юными музыкантами выявились определенные

методические упражнения, помогающие вовлечь ученика в мир музыки. И

одно из них – это стихотворения, доступно подобранные формулировки для

теоретических занятий, упражнений для развития пальцев в подготовке

игрового аппарата. Которые отлично подойдут для различных сфер,

входящих в изучения музыкального инструмента, а именно:

1.

Первая урок. Знакомство с музыкой

2.

Замечательное стихотворение Елены Юрьевны Матвиенко «О музыке»

Послушай, музыка вокруг –

Ты без нее не проживешь и дня!

Мелодий разных слышен звук,

Они в тебе, вокруг тебя.

Музыкант – это добрый волшебник:

Из семи только нот, не спеша,

Он сумеет создать сто мелодий,

Он умеет творить чудеса.

3

Он без слов о весне нам расскажет,

Как звенит за окошком капель.

Светлой музыкой нам он покажет,

Как звучит птичьим пеньем апрель.

Ты узнаешь секреты мелодий.

И научишься скоро играть.

Если будешь упорно трудиться,

Музыкантом большим можешь стать.

И сегодня, на нашем уроке,

Скажешь ты: «Я труда не боюсь,

Я, конечно, пока не волшебник,

Ведь я музыке только учусь!»

Елена Юрьевна создала сборник, где собраны музыкально- игровые идеи для

детей в стихах. Это очень доступные стишки для пальчиковых игр, массажей

и тд

3.

Стихотворение для упражнений без инструмента:

Вот так дружная семейка – разлучить её

посмей-ка!

Пять друзей, пять ловких братцев

Будут здесь соревноваться.

ПЕРВЫЙ палец вот такой – хоть

короткий, но большой.

А ВТОРОЙ – внимательный, палец

указательный.

Самый сильный палец средний. На руке

он палец ТРЕТИЙ.

Вот ЧЕТВЁРТЫЙ палец – странный,

потому что безымянный.

А мизинец, палец ПЯТЫЙ, любит братцев

догонять.

Научу я всю семейку замечательно играть!

4.

Знакомство с инструментом. Составные части баяна.

Кнопок много – черных, белых,

Как красив их стройный ряд!

Прикоснись к ним пальцем смело,

Сразу громко зазвучат.

Как две черных ты нажмешь,

То над ними ДО найдешь,

РЕ тихонечко нажми,

4

И за ней найдешь ты МИ.

Повнимательней смотри:

Видишь белых клавиш три?

Три подружки- ФА, СОЛЬ, ЛЯ

- Напевают «Тра – ля – ля!»

Наконец дошли до СИ

- Получился ЗВУКОРЯД.

А теперь произнеси

Эти ноты все подряд: ДО, РЕ, МИ,

ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

5.

Нотная грамота. Изучение нотного стана и расположения нот первой

октавы.

Нарисуем на страничке

Пять линеек – нотный стан.

Нотки, звонкие сестрички,

Мы построим домик вам.

На добавочной линейке,

На коротенькой скамейке

Восседает нота ДО,

Не мешает ей никто.

А под первою линейкой

Рядом РЕ всегда сидит,

Ест конфеты и печенья,

Растолстела и ворчит.

Видишь первую линейку,

МИ стоит, как на ступеньке,

Нотки в гости приглашает,

Всех соседей угощает.

Между первой и второй

ФА застряла с головой,

Очень тесно ей бедняжке

И вздыхает нотка тяжко.

На второй линейке СОЛЬ

На обед жует фасоль,

Посыпает густо солью,

Оттого зовется СОЛЬ.

Между третьей и второй

Нотка ЛЯ у нас живет

Голос звонкий, озорной,

Целый день она поет.

Вот на третьей на линейке

Громко плачет нота СИ.

А о чем она рыдает,

Лучше у нее спроси.

По ступенькам, по линейкам

Прогулялись мы на славу,

И про ноты все узнали,

5

И про первую октаву.

6.

Нотная грамота. Изучение длительности нот.

Чтобы правильно играть,

Надо вслух уметь считать,

Знать все длительности нот,

Вид, названия и счёт.

Нотки все стоят в ряду

И живут они в ладу.

Видишь ноту белую?

Это нота ЦЕЛАЯ.

Её разделим пополам,

Две ПОЛОВИНКИ станет там.

Чтоб отличить от целой их,

Найдём мы палочки для них.

А каждой ноте – половинке

Равны две нотки – ЧЕТВЕРТИНКИ,

И отличаются лишь тем –

Головки чёрные совсем.

Потом поделим четвертные –

Каждую на две ВОСЬМЫЕ.

Получим чёрненькие точки,

На палочках у них флажочки.

Ноты – верные друзья,

Их всегда узнаю я:

Долгие, короткие,

Смелые и кроткие.

Постараюсь не лениться

Нотной грамоте учиться.

Хороший, грамотный и заинтересовывающий текст стихотворения для

детей является лучшей предпосылкой для дальнейшего плодотворного

музицирования. При выборе текста следует применять во внимание как

содержательную, так и звуко-ритмическую сторону. Разнообразие речевой

ритмики служит эффектным средством развития полиритмического слуха.

Речевые полиритмические наложения, в том числе и речевой канон,

доступны

в

исполнении

даже

младшим

школьником,

способствуют

формированию дифференцированного внимания, как необходимого условия

коллективных форм музицирования. Добавленные в работу с учащимся

6

речевые

упражнения

случат

также

эффектным

средством

развития

интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный

смысл музыки.

Музыкальная педагогика - искусство, требующее от педагогов,

посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного

интереса к своему делу. Современный преподаватель должен стремиться к

тому, чтобы воспитать разносторонне развитую творческую личность,

которая может с успехом реализовать себя в любом виде деятельности. Для

развития

навыков

игры

на

баяне,

музыкального

слуха,

памяти

и

музыкального вкуса целесообразно сочетать в педагогической практике

традиционные и инновационные методы работы. На начальных этапах

обучения, важно постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству,

с чем отлично справляются стихотворные упражнения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста. /- Учебно-методическое

пособие.- Владос пресс 2010

2.

Лушников В. Школа игры на аккордеоне. /- Учебно- методическое

пособие.- М.: Советский композитор, 1986.

3.

Кудрявцев

А.

Самоучитель

игры

на

аккордеоне.

/-

Учебно-

методическое пособие.- М.: Советский композитор, 1959.

4.

Натансон В.А. Вопросы музыкальной педагогики. / В.А.Натансон,

5.

Л.В.Рощин. – Методическое пособие. – М.: Музыка, 1984. -133с.

7



В раздел образования