Автор: Полозова Зилара Кадимовна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 6" города Челябинска
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Подготовительный этап работы с начинающими баянистами"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 6»
города Челябинска
ДОКЛАД
На тему: «Подготовительный этап работы с начинающими баянистами»
Полозова Зилара Кадимовна,
Преподаватель высшей категории
по классу баяна и аккордеона
г. Челябинск
2024 г.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам
целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно
богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде
силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
(Дмитрий Шостакович)
Основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте,
заложенные на первых уроках, во многом определяют успехи дальнейшего
музыкального развития и образования учащихся. Это самый трудный и
ответственный этап в работе. Поэтому начальному этапу обучения следует
уделить пристальное внимание.
В последнее время категория учащихся школ искусств – это
дошкольный
возраст
и
учащиеся
начального
образования.
Поэтому
преподаватели
пересматривают
начальный
этап
в
работе
с
этими
возрастными категориями будущих учеников. В классе баяна традиционно
зачисляются учащиеся возраст которых составляет 9 лет, но практика
показывает, что самый благоприятный возрастной период с 6 до 9 лет.
Главная
особенность
в
работе
с
такими
детьми
игровая
и
эмоциональная
форма,
которая
заинтересует
юного
учащегося
и
не
«оттолкнет» от предстоящей упорной и долгой работы. Баян, инструмент
достаточно сложный в начальный период обучения. Ученику приходится
овладеть
двумя
различными
клавиатурами
в
отсутствии
зрительного
контакта с ними. Поэтому большое значение приобретает до нотный период
обучения, который поможет учащемуся в развитии памяти, внимания,
теоретическими
знаниями
и
первым
игровым
навыкам
и
главное,
увлечённость музыкой, интерес к знаниям и желанию трудиться.
Целью данной работы является создание условий для обучения
навыкам игре на баяне и творческого развития детей с помощью
стихотворений. Для реализации поставленной цели планомерно решаются
следующие задачи:
2
обучение игре на баяне с использование специальных методик и
упражнений, подходящих для учащихся младшего возраста;
развитие познавательных и творческих способностей;
развитие эмоциональной сферы;
развитие
умения
самостоятельно
приобретать,
усваивать,
применять
полученные
знания,
умения
самостоятельно
и
качественно выполнять домашние задания.
Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен уметь
создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать
в них игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом педагог
обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, воспитывать
музыкой.
И поскольку главнейшей из первоначальных задач является "зажечь",
"заразить" ребенка желанием овладеть языком музыки, не отрывая его от
естественной для его возраста «игровой фазы», необходимо строить урок в
форме увлекательной игры.
За годы работы с юными музыкантами выявились определенные
методические упражнения, помогающие вовлечь ученика в мир музыки. И
одно из них – это стихотворения, доступно подобранные формулировки для
теоретических занятий, упражнений для развития пальцев в подготовке
игрового аппарата. Которые отлично подойдут для различных сфер,
входящих в изучения музыкального инструмента, а именно:
1.
Первая урок. Знакомство с музыкой
2.
Замечательное стихотворение Елены Юрьевны Матвиенко «О музыке»
Послушай, музыка вокруг –
Ты без нее не проживешь и дня!
Мелодий разных слышен звук,
Они в тебе, вокруг тебя.
Музыкант – это добрый волшебник:
Из семи только нот, не спеша,
Он сумеет создать сто мелодий,
Он умеет творить чудеса.
3
Он без слов о весне нам расскажет,
Как звенит за окошком капель.
Светлой музыкой нам он покажет,
Как звучит птичьим пеньем апрель.
Ты узнаешь секреты мелодий.
И научишься скоро играть.
Если будешь упорно трудиться,
Музыкантом большим можешь стать.
И сегодня, на нашем уроке,
Скажешь ты: «Я труда не боюсь,
Я, конечно, пока не волшебник,
Ведь я музыке только учусь!»
Елена Юрьевна создала сборник, где собраны музыкально- игровые идеи для
детей в стихах. Это очень доступные стишки для пальчиковых игр, массажей
и тд
3.
Стихотворение для упражнений без инструмента:
Вот так дружная семейка – разлучить её
посмей-ка!
Пять друзей, пять ловких братцев
Будут здесь соревноваться.
ПЕРВЫЙ палец вот такой – хоть
короткий, но большой.
А ВТОРОЙ – внимательный, палец
указательный.
Самый сильный палец средний. На руке
он палец ТРЕТИЙ.
Вот ЧЕТВЁРТЫЙ палец – странный,
потому что безымянный.
А мизинец, палец ПЯТЫЙ, любит братцев
догонять.
Научу я всю семейку замечательно играть!
4.
Знакомство с инструментом. Составные части баяна.
Кнопок много – черных, белых,
Как красив их стройный ряд!
Прикоснись к ним пальцем смело,
Сразу громко зазвучат.
Как две черных ты нажмешь,
То над ними ДО найдешь,
РЕ тихонечко нажми,
4
И за ней найдешь ты МИ.
Повнимательней смотри:
Видишь белых клавиш три?
Три подружки- ФА, СОЛЬ, ЛЯ
- Напевают «Тра – ля – ля!»
Наконец дошли до СИ
- Получился ЗВУКОРЯД.
А теперь произнеси
Эти ноты все подряд: ДО, РЕ, МИ,
ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
5.
Нотная грамота. Изучение нотного стана и расположения нот первой
октавы.
Нарисуем на страничке
Пять линеек – нотный стан.
Нотки, звонкие сестрички,
Мы построим домик вам.
На добавочной линейке,
На коротенькой скамейке
Восседает нота ДО,
Не мешает ей никто.
А под первою линейкой
Рядом РЕ всегда сидит,
Ест конфеты и печенья,
Растолстела и ворчит.
Видишь первую линейку,
МИ стоит, как на ступеньке,
Нотки в гости приглашает,
Всех соседей угощает.
Между первой и второй
ФА застряла с головой,
Очень тесно ей бедняжке
И вздыхает нотка тяжко.
На второй линейке СОЛЬ
На обед жует фасоль,
Посыпает густо солью,
Оттого зовется СОЛЬ.
Между третьей и второй
Нотка ЛЯ у нас живет
Голос звонкий, озорной,
Целый день она поет.
Вот на третьей на линейке
Громко плачет нота СИ.
А о чем она рыдает,
Лучше у нее спроси.
По ступенькам, по линейкам
Прогулялись мы на славу,
И про ноты все узнали,
5
И про первую октаву.
6.
Нотная грамота. Изучение длительности нот.
Чтобы правильно играть,
Надо вслух уметь считать,
Знать все длительности нот,
Вид, названия и счёт.
Нотки все стоят в ряду
И живут они в ладу.
Видишь ноту белую?
Это нота ЦЕЛАЯ.
Её разделим пополам,
Две ПОЛОВИНКИ станет там.
Чтоб отличить от целой их,
Найдём мы палочки для них.
А каждой ноте – половинке
Равны две нотки – ЧЕТВЕРТИНКИ,
И отличаются лишь тем –
Головки чёрные совсем.
Потом поделим четвертные –
Каждую на две ВОСЬМЫЕ.
Получим чёрненькие точки,
На палочках у них флажочки.
Ноты – верные друзья,
Их всегда узнаю я:
Долгие, короткие,
Смелые и кроткие.
Постараюсь не лениться
Нотной грамоте учиться.
Хороший, грамотный и заинтересовывающий текст стихотворения для
детей является лучшей предпосылкой для дальнейшего плодотворного
музицирования. При выборе текста следует применять во внимание как
содержательную, так и звуко-ритмическую сторону. Разнообразие речевой
ритмики служит эффектным средством развития полиритмического слуха.
Речевые полиритмические наложения, в том числе и речевой канон,
доступны
в
исполнении
даже
младшим
школьником,
способствуют
формированию дифференцированного внимания, как необходимого условия
коллективных форм музицирования. Добавленные в работу с учащимся
6
речевые
упражнения
случат
также
эффектным
средством
развития
интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный
смысл музыки.
Музыкальная педагогика - искусство, требующее от педагогов,
посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного
интереса к своему делу. Современный преподаватель должен стремиться к
тому, чтобы воспитать разносторонне развитую творческую личность,
которая может с успехом реализовать себя в любом виде деятельности. Для
развития
навыков
игры
на
баяне,
музыкального
слуха,
памяти
и
музыкального вкуса целесообразно сочетать в педагогической практике
традиционные и инновационные методы работы. На начальных этапах
обучения, важно постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству,
с чем отлично справляются стихотворные упражнения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста. /- Учебно-методическое
пособие.- Владос пресс 2010
2.
Лушников В. Школа игры на аккордеоне. /- Учебно- методическое
пособие.- М.: Советский композитор, 1986.
3.
Кудрявцев
А.
Самоучитель
игры
на
аккордеоне.
/-
Учебно-
методическое пособие.- М.: Советский композитор, 1959.
4.
Натансон В.А. Вопросы музыкальной педагогики. / В.А.Натансон,
5.
Л.В.Рощин. – Методическое пособие. – М.: Музыка, 1984. -133с.
7