Автор: Басырова Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Губернаторский лицей №101 им. Ю.И. Латышева"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Патриотическое воспитание в начальной школе посредством урочной и внеурочной деятельности
Тема: Патриотическое вопитание
Раздел: начальное образование
Патриотичекое воспитание в начальной школе посредством урочной и
внеурочной деятельности.
Учитель начальных классов МБОУ «Губернаторский лицей 101 им.
Ю.И.Латышева» г.Ульяновск
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин
сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой
фундамент – это патриотизм».
Президент РФ Владимир Путин провозгласил 2025 год - Годом защитника
Отечества, акцентируя внимание на важности сохранения исторической
памяти, почтения к подвигам предков и признания заслуг современных героев,
стоящих на страже суверенитета и безопасности страны. Этот год войдёт в
историю страны как период особой значимости, насыщенный глубоким
смыслом и символикой. Он станет логичным продолжением Года семьи,
подчеркивая неразрывную связь между семейными ценностями, материнством
и теми качествами, которые служат основой будущего.
На воспитание патриотизма у обучающихся, влияет все, с чем он контактирует:
семья, друзья, образовательное учреждение с её учебными дисциплинами,
средства массовой информации, окружающий мир, характер трудовой
деятельности.
Верно организованная работа по патриотическому воспитанию младших
школьников основывается на понимание возрастных возможностей и
психологических особенностях данного возраста. [1]
У современного учителя и ученика ежедневно есть возможность воспитывать
патриотизм как на уроках,так и на внеклассных занятиях.
Целью патриотического воспитания является формирование гражданско-
правовой позиции, любви и уважения к Родине и людям, стремления трудиться
и защищать Родину, оберегать природу.
Министерство образования Российской Федерации внедрила большой проект
«Разговоры о важном».
Как сказано в Методических Рекомендациях, главной цель «Разговоров о
важном» является развитие ценностного отношения школьников к своей
родине России, населяющим её людям, её уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Темы занятий приурочены к конкретным датам и
строятся вокруг патриотической тематики в целом.
На уроках литературного чтения ребята уже с 1 класса знакомятся с понятиями
«Родина», «Малая Родина», «Отечество». Учатся любить её, восхищаться ей,
беречь её посредством творчества писателей и поэтов воспевающих свою
Отчизну. В рамках внеурочной деятельности дети могут посещать
тематические занятия в школьной и городских библиотеках. Писать сочинения
и обсуждать на уроках-диспутах, декламировать стихи о Родине и о подвигах
совершённых на благо своей страны, а также сочинять свои собственные стихи
на патриотическую тематику.
Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству и
технологии, приоритетной задачей которых являлось бы патриотическое
воспитание, воспитание любви к Родине, так как почти все занятия имеют такие
задачи. Так, например: темы направлены на знакомство учащихся с
художественными материалами, на которых учащиеся знакомятся с
произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать,
проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством русских
мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы занятий косвенно или
напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с
изучением традиций, обычаев, культуры разных народов (в том числе и
русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и
культуре.
В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и
сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения к истории
Отчизны, в рамках предмета данных предметов, в школе проводятся конкурсы
и выставки детских рисунков, поделок, посвящённых «Дню матери», «Дню
народного единства», «Дню защитника Отечества», Дню Победы, Дню Семьи,
Дню Космонавтики и др.
Также учащиеся посещают выставки, музеи, где с ними проводятся беседы о
культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию.
В целях повышения познавательной активности, патриотического воспитания
учащиеся занимаются поисковой деятельностью в рамках урока окружающий
мир -создают проекты на тему «Моя малая родина», «Патриоты России»,
«Герои моей семьи» и т.д.
На внеклассных занятиях посещают Краеведческие музеи и выставки
патриотической направленности, углубляя знания о богатствах и истории
своего края.
Патриотическая
работа
даёт
положительные
образовательные
и
воспитательные результаты:
знания по истории и культуре родного края, истории школы;
ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного
края, реализация интересов и творческих способностей учащихся;
опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих
группах,
представление
результатов
своих
исследований
в
формах
экскурсий, бесед, презентаций;
формирование духовного мира личности учащихся;
опыт социальных отношений.
Список литературы:
1.Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст] /А.С.
Макаренко/ Соч. - М.: Изд- во РФ. - Т.2011. - С. 109- 225.)