Автор: Степанова Татьяна Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 344
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Технология проведения урока решения задач по физике в группах сменного состава"
Раздел: среднее образование
Технология проведения урока
решения задач по физике
в группах сменного состава
(Всё новое – хорошо забытое старое)
Эта технология наиболее эффективна в классах, где учатся дети с разным
уровнем подготовки, мотивации и общим уровнем развития. Как раз такие
смешанные по степени успеваемости классы наиболее распространены в обычных
неспециализированных школах. При этом необходимо, чтобы базовые знания
усвоили все учащиеся.
О самой технологии:
1.
Выбираются три типа заданий, выполнение каждого вида заданий требует
своего алгоритма действий (если алгоритм короткий — можно выбрать
четыре задания).
2.
Класс разбивается на 6 (8) групп, чтобы каждый алгоритм одновременно
отрабатывали по две группы.
3.
Группы формируются по такому принципу:
a)
выбирается наиболее сильный учащийся, который будет консультантом
для остальных членов группы, его учитель готовит заранее, обсуждая
способ решения (алгоритм действий), форму записи решения в тетради.
b)
далее в группу записывается по одному самому слабому учащемуся.
c)
остальные два-три человека — учащиеся со средним уровнем
подготовки.
Таким образом, в каждой группе, если их шесть, находится по 4-5 учащихся.
4.
Заходя в класс, школьники видят таблички со списком группы и
рассаживаются в соответствии со списками за столы, расставленные в
классе для работы в группах.
5.
Под руководством консультанта каждая группа отрабатывает свой
алгоритм на примере одного-двух-трех однотипных задач.
6.
На столе каждой группы лежит дополнительный список для выставления
оценок. Оценка ставится по принципу конечного результата: какую
оценку получил бы учащийся, если бы его вызвали к доске объяснить
решение этого типа задания. В конце этого этапа учитель собирает списки
с оценками в группах.
7.
По истечении времени, отведенного на этот этап работы ( около 10 минут)
учащиеся пересаживаются в другие группы, которые формируются
учителем тоже заранее. Поскольку, учащихся в группе пять, а алгоритмов
три, то каким-то алгоритмом владеют по два человека в группе (например,
посильнее учащийся для страховки и послабее). А каким-то только один
(если учитель хочет поставить этого ученика в ситуацию «без вариантов»,
так как объяснять другой группе может только он). После смены состава
групп каждый пришедший в новую группу ученик становится
консультантом по своему алгоритму для нового состава групп. Этот этап
длится 10-15 минут.
8.
Как технически обеспечивается смена групп?
В списке группы, находящемся на каждом столе напротив фамилии
ученика стоит кружок с одним из шести цветов. На партах стоят
«маячки», соответствующего цвета. У меня — стилизованные ладошки,
которые являются символом развития.
9.
Подведение итогов. На руках учителя находятся списки с оценками по
разным типам алгоритмов. По каждому алгоритму вызывается по одному
учащемуся (кроме консультантов), который должен решить задание
своего типа. И если он решил предложенное задание, на оценку, которая
была выставлена в группе, то всем участникам группы в журнал
выставляются, то есть, засчитываются их оценки, поставленные ранее
группой. Ответил на балл ниже — всей группе снижаются оценки на
балл.
10.
Если урок сдвоенный, можно сразу провести проверочную работу. Либо
можно провести проверочную работу после закрепления материала в
домашней работе.
Уроки, проведенные по такой технологии, дают результаты на 20-30% выше,
по сравнению с традиционными уроками решения задач, повышают уровень
коммуникативной культуры учащихся, делают изучение физики более
интересным для детей подросткового возраста.
Из отзывов учащихся
(после первого опыта проведения таких уроков):
— «Это был урок, когда я понял всё и осознал, что я по физике мог бы учиться
лучше».
— «Я поняла, как трудно бывает объяснить, чтобы поняли все…»
— «Оказалось, что не все «хорошисты» могут хорошо объяснять другим, а
некоторые троечники объясняют лучше».