Напоминание

"Технология проведения урока решения задач по физике в группах сменного состава"


Автор: Степанова Татьяна Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 344
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Технология проведения урока решения задач по физике в группах сменного состава"
Раздел: среднее образование





Назад




Технология проведения урока

решения задач по физике

в группах сменного состава

(Всё новое – хорошо забытое старое)

Эта технология наиболее эффективна в классах, где учатся дети с разным

уровнем подготовки, мотивации и общим уровнем развития. Как раз такие

смешанные по степени успеваемости классы наиболее распространены в обычных

неспециализированных школах. При этом необходимо, чтобы базовые знания

усвоили все учащиеся.

О самой технологии:

1.

Выбираются три типа заданий, выполнение каждого вида заданий требует

своего алгоритма действий (если алгоритм короткий — можно выбрать

четыре задания).

2.

Класс разбивается на 6 (8) групп, чтобы каждый алгоритм одновременно

отрабатывали по две группы.

3.

Группы формируются по такому принципу:

a)

выбирается наиболее сильный учащийся, который будет консультантом

для остальных членов группы, его учитель готовит заранее, обсуждая

способ решения (алгоритм действий), форму записи решения в тетради.

b)

далее в группу записывается по одному самому слабому учащемуся.

c)

остальные два-три человека — учащиеся со средним уровнем

подготовки.

Таким образом, в каждой группе, если их шесть, находится по 4-5 учащихся.

4.

Заходя в класс, школьники видят таблички со списком группы и

рассаживаются в соответствии со списками за столы, расставленные в

классе для работы в группах.

5.

Под руководством консультанта каждая группа отрабатывает свой

алгоритм на примере одного-двух-трех однотипных задач.

6.

На столе каждой группы лежит дополнительный список для выставления

оценок. Оценка ставится по принципу конечного результата: какую

оценку получил бы учащийся, если бы его вызвали к доске объяснить

решение этого типа задания. В конце этого этапа учитель собирает списки

с оценками в группах.

7.

По истечении времени, отведенного на этот этап работы ( около 10 минут)

учащиеся пересаживаются в другие группы, которые формируются

учителем тоже заранее. Поскольку, учащихся в группе пять, а алгоритмов

три, то каким-то алгоритмом владеют по два человека в группе (например,

посильнее учащийся для страховки и послабее). А каким-то только один

(если учитель хочет поставить этого ученика в ситуацию «без вариантов»,

так как объяснять другой группе может только он). После смены состава

групп каждый пришедший в новую группу ученик становится

консультантом по своему алгоритму для нового состава групп. Этот этап

длится 10-15 минут.

8.

Как технически обеспечивается смена групп?

В списке группы, находящемся на каждом столе напротив фамилии

ученика стоит кружок с одним из шести цветов. На партах стоят

«маячки», соответствующего цвета. У меня — стилизованные ладошки,

которые являются символом развития.

9.

Подведение итогов. На руках учителя находятся списки с оценками по

разным типам алгоритмов. По каждому алгоритму вызывается по одному

учащемуся (кроме консультантов), который должен решить задание

своего типа. И если он решил предложенное задание, на оценку, которая

была выставлена в группе, то всем участникам группы в журнал

выставляются, то есть, засчитываются их оценки, поставленные ранее

группой. Ответил на балл ниже — всей группе снижаются оценки на

балл.

10.

Если урок сдвоенный, можно сразу провести проверочную работу. Либо

можно провести проверочную работу после закрепления материала в

домашней работе.

Уроки, проведенные по такой технологии, дают результаты на 20-30% выше,

по сравнению с традиционными уроками решения задач, повышают уровень

коммуникативной культуры учащихся, делают изучение физики более

интересным для детей подросткового возраста.

Из отзывов учащихся

(после первого опыта проведения таких уроков):

— «Это был урок, когда я понял всё и осознал, что я по физике мог бы учиться

лучше».

— «Я поняла, как трудно бывает объяснить, чтобы поняли все…»

— «Оказалось, что не все «хорошисты» могут хорошо объяснять другим, а

некоторые троечники объясняют лучше».



В раздел образования