Напоминание

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС на уроках географии- личностные.


Авторы: Сысова Галина Павловна, Луханина Елена Николаевна
Должность: Учитель географии, учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Масловопристанская СОШ"
Населённый пункт: п.Маслова Пристань, Шебекинский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Планируемые результаты в соответствии с ФГОС на уроках географии- личностные.
Раздел: среднее образование





Назад




Планируемые результаты в соответствии с ФГОС на уроках географии- личностные.

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

(Александр Пятигорский,

всемирно известный русский философ)

Современное образование становится все более личностно-ориентированным.

Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является

не

просто

получение

знаний,

а познавательное

и личностное

развитие

учащихся

в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических

целей обучения и воспитания.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт коренным

образом изменил современные тенденции оценивания учебно- воспитательного процесса,

выделив требования к результатам обучения. Остановимся на рассмотрении личностных

результатов обучения географии.

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах

России, её географических особенностях; знание основных исторических событий

развития государственности и общества;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной

организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание

государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина,

ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,

традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация,

понимание конвенционального характера морали;

• основы

социально-критического

мышления,

ориентация

в

особенностях

социальных

отношений

и

взаимодействий,

установление

взаимосвязи

между

общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её

проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ

здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в

чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая

толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к

окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,

своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах

возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных

общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни,

прав и обязанностей ученика;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального

окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,

политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции

познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и

деятельности;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,

выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является

формирование

всесторонне

образованной,

инициативной

и

успешной

личности,

обладающей

системой

современных

мировоззренческих

взглядов,

ценностных

ориентаций, идейно-нравственных, культурных, этических принципов и норм поведения.

К важнейшим личностным результатам обучения географии относят:

-

ценностные

ориентации

школьников,

отражающие

их

индивидуально-

личностные позиции;

- гармонично развитые социальные чувства и качества;

- образовательные результаты.

Общеобразовательный

стандарт

нового

поколения

подчеркивает

развитие

гармонично развитой личности школьника, которое возможно в результате «субъект-

субъектных» отношений между учителем и обучающимися.

Личностные результаты обучения географии формируются в сбалансированном

единстве трех сфер: сфера сознания, сфера отношения, сфера деятельности.

Сфера сознания обеспечивает формирование ценностных ориентаций школьников,

сфера отношения — гармонично развитые социальные чувства и качества, сфера

деятельности — образовательные результаты. Формирование личностных результатов

обучения географии связано с личностной динамикой учащегося, его универсальными

знаниями и умениями.

География как обязательный школьный предмет имеет уникальные возможности

для формирования и последующего развития личностных результатов обучающихся.

Одним из эффективных инструментариев такого развития в рамках учебного предмета

«география» является активизация процесса обучения.

Активизация

процесса

обучения

это

совершенствование

методов

и

организационных

форм

учебной

деятельности,

обеспечивающих

активную

и

самостоятельную теоретическую и практическую деятельность обучающихся во всех

звеньях учебного процесса. Безусловно, в традиционном образовании стояла проблема

активизации обучающихся на уроках географии. Инициативная активизация возникает

прежде всего на тех уроках, где у школьников есть выбор:

-

целей

урока,

используя

особые

приемы

и

правила

целеполагания,

обеспечивающие идею согласования и коллективного обсуждения задач урока;

-содержания урока (работа в разных группах с разным содержанием, а затем

взаимообмен между группами полученной информацией);

-средств и способов выполнения заданий на уроке;

- участвовать или не участвовать в презентации промежуточных и финальных

результатов.

Выделяют три основных вида активизации на уроке:

- бессознательная, непроизвольная активизация;

- произвольная, внешняя активизация, стимулирование;

- произвольная, внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие

стимулы.

Учитывая, что основным объектом оценки личностных результатов служит

сформированность личностных универсальных учебных действий, прослеживается связь

между основными видами активизации и тремя блоками личностных универсальных

учебных действий:

1) личностное самоопределение, то есть сформированность внутренней позиции

школьника, формируется посредством непроизвольной активизации. Например:

-смена деятельности на уроке (учитель самостоятельно предлагает школьникам

выбрать вид деятельности: работа с контурной картой, учебником, номенклатурой,

дополнительной литературой);

- контраст ощущений (определение свойств горных пород по запаху, вкусу, цвету

поможет заинтересовать школьников на уроке и определиться с выбором будущей

профессии, например, геолога);

- элементы музыки (журчание ручья, пение птиц, извержение вулкана и другие)

обеспечат погружение обучающихся в свой внутренний мир

2) смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (то есть

«значения для себя») учения, формируется посредством произвольной, внутренней

активизации. Например:

-

творческие

задания

(совершите

воображаемое

путешествие

"Большое

путешествие по планете Земля", или, будучи руководителем туристического агентства,

составьте наиболее интересный маршрут по территории той или иной страны);

- индивидуальные задания, проекты («Репортаж из джунглей», «Создание

экологической карты области»);

- задания с недостаточной информацией (-Почему архипелаг Огненная Земля так

называется?)

- связь с личным опытом обучающихся (конкурс-смотр работ учащихся,

материалов экскурсий и практических работ на местности);

- самоанализ (рефлексия) (с каким настроением вы изучали этот материал по

сравнению с материалом других уроков (было интересно; не очень интересно; совсем

неинтересно)).

Развитие умений наблюдать.

Задание1:

Напишите заметки о вашем летнем путешествии, постарайтесь упомянуть как

можно больше подробностей.

Задание 2:

Перечислите как можно больше объектов, которые вы увидели в краеведческом

музее.

3) морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и

ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости,

формируется посредством произвольной, внешней активизации.

Например,:

- работа в группах, в парах;

- дидактические игры: соревнования, ролевые, деловые игры (игра "Самый,

самый...", игра "Третий лишний", обобщающий урок- игра "План и карта")

- дискуссии, дебаты, мозговые штурмы ("Что будет с Россией через 20

лет?», «Грозит ли миру экологическая катастрофа?»)

- приемы критического мышления (приемы «Кластер», «Синквейн», «Эссе»);

Урок по теме: Природа и человек

Задание: обсудите в группах, как можно помочь природе, как её можно защитить?

Краеведческие

уроки

позволяют

ученикам

идентифицировать

себя

с

принадлежностью к народу, стране, государству, а также проявлять интерес к культуре и

истории своего народа, родной страны и края.

Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к

ценностям культур других народов.

Внеклассные мероприятия

на военно-патриотическую тематику

формируют

основные нравственно-этические понятия.

Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного

отношения к процессу познания.

А удивление

рождает желание больше узнать. («Познание начинается с

удивления». Аристотель.)

Этап урока. Рефлексия.

-О каких проблемах, связанных с темой нашего урока, вы считаете нужным

телеграфировать немедленно?

-Кому вы адресуете свои телеграммы?

-Будьте кратки, помня, что это не письмо, а телеграмма. Изложите свои

предложения, идеи, вызовы лаконично, но ёмко и содержательно. Не забывайте о

сдержанности и тактичности своего послания.

Для того чтобы более успешно формировать личностные УУД необходимо видеть

в ребенке разные стороны его личности – не только недостатки, но и имеющиеся

положительные качества.

Несмотря на важность формирования личностных результатов обучающихся, в

образовательном стандарте второго поколения сказано, что достижение обучающимися

личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а в текущем образовательном

процессе возможна лишь ограниченная оценка сформированности отдельных личностных

результатов. В соответствии с требованиями Стандарта оценка этих результатов должна

проводиться

в

форме,

не

представляющей

угрозы

личности,

психологической

безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного

развития обучающихся.

Таким образом, подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что каждый школьник —

это отдельная, самостоятельная личность, которая формируется под воздействием

многочисленных факторов.

У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить,

передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир

географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его

каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться

добывать знания.

Список использованной литературы:

1. Стандарты второго поколения.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная

школа. М.: Просвещение, 2011.-454 с.

2. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы: проект. – М.:

Просвещение, 2010. – 71 с.

3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.

пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П. Панфилова . – 3-е изд.,

испр. – М.: Академия, 2012. – 192 с.

4. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-

методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб.: КАРО, 2011. – 160 с.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к

мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.:

Просвещение, 2010. – 159 с



В раздел образования