Авторы: Сысова Галина Павловна, Луханина Елена Николаевна
Должность: Учитель географии, учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Масловопристанская СОШ"
Населённый пункт: п.Маслова Пристань, Шебекинский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Планируемые результаты в соответствии с ФГОС на уроках географии- личностные.
Раздел: среднее образование
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС на уроках географии- личностные.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский,
всемирно известный русский философ)
Современное образование становится все более личностно-ориентированным.
Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является
не
просто
получение
знаний,
а познавательное
и личностное
развитие
учащихся
в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических
целей обучения и воспитания.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт коренным
образом изменил современные тенденции оценивания учебно- воспитательного процесса,
выделив требования к результатам обучения. Остановимся на рассмотрении личностных
результатов обучения географии.
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и границах
России, её географических особенностях; знание основных исторических событий
развития государственности и общества;
• образ социально-политического устройства — представление о государственной
организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание
государственных праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина,
ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,
традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация,
понимание конвенционального характера морали;
• основы
социально-критического
мышления,
ориентация
в
особенностях
социальных
отношений
и
взаимодействий,
установление
взаимосвязи
между
общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её
проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в
чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах
возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных
общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни,
прав и обязанностей ученика;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование
всесторонне
образованной,
инициативной
и
успешной
личности,
обладающей
системой
современных
мировоззренческих
взглядов,
ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных, этических принципов и норм поведения.
К важнейшим личностным результатам обучения географии относят:
-
ценностные
ориентации
школьников,
отражающие
их
индивидуально-
личностные позиции;
- гармонично развитые социальные чувства и качества;
- образовательные результаты.
Общеобразовательный
стандарт
нового
поколения
подчеркивает
развитие
гармонично развитой личности школьника, которое возможно в результате «субъект-
субъектных» отношений между учителем и обучающимися.
Личностные результаты обучения географии формируются в сбалансированном
единстве трех сфер: сфера сознания, сфера отношения, сфера деятельности.
Сфера сознания обеспечивает формирование ценностных ориентаций школьников,
сфера отношения — гармонично развитые социальные чувства и качества, сфера
деятельности — образовательные результаты. Формирование личностных результатов
обучения географии связано с личностной динамикой учащегося, его универсальными
знаниями и умениями.
География как обязательный школьный предмет имеет уникальные возможности
для формирования и последующего развития личностных результатов обучающихся.
Одним из эффективных инструментариев такого развития в рамках учебного предмета
«география» является активизация процесса обучения.
Активизация
процесса
обучения
—
это
совершенствование
методов
и
организационных
форм
учебной
деятельности,
обеспечивающих
активную
и
самостоятельную теоретическую и практическую деятельность обучающихся во всех
звеньях учебного процесса. Безусловно, в традиционном образовании стояла проблема
активизации обучающихся на уроках географии. Инициативная активизация возникает
прежде всего на тех уроках, где у школьников есть выбор:
-
целей
урока,
используя
особые
приемы
и
правила
целеполагания,
обеспечивающие идею согласования и коллективного обсуждения задач урока;
-содержания урока (работа в разных группах с разным содержанием, а затем
взаимообмен между группами полученной информацией);
-средств и способов выполнения заданий на уроке;
- участвовать или не участвовать в презентации промежуточных и финальных
результатов.
Выделяют три основных вида активизации на уроке:
- бессознательная, непроизвольная активизация;
- произвольная, внешняя активизация, стимулирование;
- произвольная, внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие
стимулы.
Учитывая, что основным объектом оценки личностных результатов служит
сформированность личностных универсальных учебных действий, прослеживается связь
между основными видами активизации и тремя блоками личностных универсальных
учебных действий:
1) личностное самоопределение, то есть сформированность внутренней позиции
школьника, формируется посредством непроизвольной активизации. Например:
-смена деятельности на уроке (учитель самостоятельно предлагает школьникам
выбрать вид деятельности: работа с контурной картой, учебником, номенклатурой,
дополнительной литературой);
- контраст ощущений (определение свойств горных пород по запаху, вкусу, цвету
поможет заинтересовать школьников на уроке и определиться с выбором будущей
профессии, например, геолога);
- элементы музыки (журчание ручья, пение птиц, извержение вулкана и другие)
обеспечат погружение обучающихся в свой внутренний мир
2) смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (то есть
«значения для себя») учения, формируется посредством произвольной, внутренней
активизации. Например:
-
творческие
задания
(совершите
воображаемое
путешествие
"Большое
путешествие по планете Земля", или, будучи руководителем туристического агентства,
составьте наиболее интересный маршрут по территории той или иной страны);
- индивидуальные задания, проекты («Репортаж из джунглей», «Создание
экологической карты области»);
- задания с недостаточной информацией (-Почему архипелаг Огненная Земля так
называется?)
- связь с личным опытом обучающихся (конкурс-смотр работ учащихся,
материалов экскурсий и практических работ на местности);
- самоанализ (рефлексия) (с каким настроением вы изучали этот материал по
сравнению с материалом других уроков (было интересно; не очень интересно; совсем
неинтересно)).
Развитие умений наблюдать.
Задание1:
Напишите заметки о вашем летнем путешествии, постарайтесь упомянуть как
можно больше подробностей.
Задание 2:
Перечислите как можно больше объектов, которые вы увидели в краеведческом
музее.
3) морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и
ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости,
формируется посредством произвольной, внешней активизации.
Например,:
- работа в группах, в парах;
- дидактические игры: соревнования, ролевые, деловые игры (игра "Самый,
самый...", игра "Третий лишний", обобщающий урок- игра "План и карта")
- дискуссии, дебаты, мозговые штурмы ("Что будет с Россией через 20
лет?», «Грозит ли миру экологическая катастрофа?»)
- приемы критического мышления (приемы «Кластер», «Синквейн», «Эссе»);
Урок по теме: Природа и человек
Задание: обсудите в группах, как можно помочь природе, как её можно защитить?
Краеведческие
уроки
позволяют
ученикам
идентифицировать
себя
с
принадлежностью к народу, стране, государству, а также проявлять интерес к культуре и
истории своего народа, родной страны и края.
Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к
ценностям культур других народов.
Внеклассные мероприятия
на военно-патриотическую тематику
формируют
основные нравственно-этические понятия.
Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного
отношения к процессу познания.
А удивление
рождает желание больше узнать. («Познание начинается с
удивления». Аристотель.)
Этап урока. Рефлексия.
-О каких проблемах, связанных с темой нашего урока, вы считаете нужным
телеграфировать немедленно?
-Кому вы адресуете свои телеграммы?
-Будьте кратки, помня, что это не письмо, а телеграмма. Изложите свои
предложения, идеи, вызовы лаконично, но ёмко и содержательно. Не забывайте о
сдержанности и тактичности своего послания.
Для того чтобы более успешно формировать личностные УУД необходимо видеть
в ребенке разные стороны его личности – не только недостатки, но и имеющиеся
положительные качества.
Несмотря на важность формирования личностных результатов обучающихся, в
образовательном стандарте второго поколения сказано, что достижение обучающимися
личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а в текущем образовательном
процессе возможна лишь ограниченная оценка сформированности отдельных личностных
результатов. В соответствии с требованиями Стандарта оценка этих результатов должна
проводиться
в
форме,
не
представляющей
угрозы
личности,
психологической
безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного
развития обучающихся.
Таким образом, подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что каждый школьник —
это отдельная, самостоятельная личность, которая формируется под воздействием
многочисленных факторов.
У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить,
передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир
географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его
каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться
добывать знания.
Список использованной литературы:
1. Стандарты второго поколения.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа. М.: Просвещение, 2011.-454 с.
2. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы: проект. – М.:
Просвещение, 2010. – 71 с.
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.
пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П. Панфилова . – 3-е изд.,
испр. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
4. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-
методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб.: КАРО, 2011. – 160 с.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.:
Просвещение, 2010. – 159 с