Автор: Домрачева Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка Кировской области
Наименование материала: "Формирование представлений о профессиях у обучающихся начальных классов с ОВЗ"
Тема: "Формирование представлений о профессиях у обучающихся начальных классов с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
"Формирование представлений о профессиях у обучающихся
начальных классов с ОВЗ"
1 слайд.
Дорогие коллеги, сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом и
наблюдениями в процессе формирования представлений о профессиях
у
детей
начальных
классов
с
особыми
образовательными
потребностями (ОВЗ). В нашей школе мы стремимся создать такую
образовательную среду, где каждый ребенок сможет развиваться и
адоптироваться в обществе, в том числе и в профессиональной сфере.
Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности,
требует индивидуального подхода и понимания их уникальных
особенностей. В своей работе мы сталкиваемся с широким спектром
ОВЗ: от задержек психического развития до физических ограничений.
Это заставляет нас постоянно адаптировать образовательный процесс,
чтобы сделать его максимально эффективным и доступным для
каждого
ребенка.
Понимание профессий начинает формироваться у детей с самого
раннего возраста, и этот процесс играет важную роль в их социальной
адаптации и способность личности к полноценному решению задач,
возникающих перед ней на каждом этапе ее развития, все это и есть
проявлениесамоидентичности,
тождественности
человека
самому
себе.т.е.(самоидентификации.)
Важность этого аспекта обучения особенно велика для детей с овз,
поскольку они зачастую имеют ограниченный опыт взаимодействия с
разнообразными социальными ролями и профессиями.
Работа по
ранней профориентации может быть осуществлена через совместную
деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность
детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и
игровую деятельность. Данный подход способствует активизации
интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и
успешной социализации каждого ребёнка.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно
развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в
процессе социализации личности, который охватывает
школьный
период.
Большое
влияние
на
детей
оказывает
эмоциональное
отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых -
это не только средство формирования системных знаний, но и
значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру
взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети
получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях,
активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с
детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность
устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к
трудовой
деятельности
взрослых.
Доброжелательность,
заинтересованное
отношение
к
детским
вопросам,
поощрение
выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость,
застенчивость, нерешительность.
2 слайд.
Цель: формирование у учащихся первоначальных представлений
о мире профессий через «погружение» в реальные практические
ситуации.
Задачи:
1.
Обогащать и конкретизировать представления детей о
различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям
труда.
2.
Закреплять
умения
детей
выражать
в
игровой
и
продуктивной деятельности свои впечатления.
3.
Стимулировать
развитие
познавательных,
коммуникативных, творческих способностей детей.
4.
Взаимодействовать
с
семьями
воспитанников
через
организацию бесед, встреч.
5.
Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его
результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и
незаменимость
каждой
профессии
через
взаимодействие
с
социальными партнерами.
3 слайд.
В своей работе я стараюсь использовать разнообразные подходы и
методы, чтобы помочь
ученикам лучше понять мир профессий:
1.Игровые методы:
Игры, имитирующие различные профессии,
позволяют детям на практике ощутить себя в роли врача, учителя,
повара, сантехника, парикмахера и т.д.
4 слайд.
Например:Ролевая игра «Парикмахерская»
Задачи: развивать интерес и уважение к профессии парикмахера,
воспитывать
культуру
поведения
в
общественных
местах.
Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и
усвоению
ролевых
взаимоотношений.
Формировать
правильные
взаимоотношения детей в коллективе.
Предварительная
работа:
посещение
детьми
парикмахерской
с
родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской.
Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах.
Рассматривание
альбома
с
образцами
причесок.
Дидактическая
игра «Причешем
куклу
красиво».
Прогулка
к
ближайшей
парикмахерской.
Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы,
машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос,
одеколон, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты,
пеньюар, полотенца, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для
пола.
Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, уборщица,
клиенты, маникюрша
5 слайд.
2.Интеграция в учебные предметы: Я включаю элементы знакомства
с профессиями в различные учебные дисциплины, например, через
чтение
текстов
или
выполнениеработ.Интегрированиепрофориентационных элементов в
учебные предметы повышает интерес учеников к обучению , делая его
более практичным.
«Профессии в мире животных» на уроках «Мир природы и человека Дети
знакомятся
с
различными
видами
животных
и
ассоциируют
их
с
профессиями людей( например, пчёлы как строители, собаки спасатели)это
помогает создать понимание о том, что каждая профессия имеет роль и
значение.
6-7 слайд.
3.Наглядные пособия и визуализация: Важно использовать разнообразные
наглядные материалы, такие как картинки, плакаты и видеоролики.
Создавать
«Видиосерия»
«
В
гостях
у
профессии»:подбор
илисоздание серии коротких видиороликов, где профессионалы
разных сфер показывают свои рабочие места и рассказывают о своей
работе. Это позволяет детям визиализировать различные профессии и
узнать о них больше.
8-9 слайд.
4.Практическое
знакомство:
Мы
организуем
встречи
с
профессионалами разных сфер и экскурсии на предприятия, чтобы
дети могли увидеть реальную рабочую среду.Например, экскурсия в
пожарную часть: организация посещения местной пожарной части, где
дети могут увидеть пожарную технику, узнать о работе пожарных и
даже попробовать надеть пожарный костюм. Это даёт им возможность
ощутить реальность профессии.
10слайд.
5.Преодоление
барьеров
и
стереотипов
Очень важно работать над разрушением стереотипов, связанных с
профессиональными возможностями людей с ОВЗ. Я стараюсь
показывать нашим ученикам, что ограничения, с которыми они
сталкиваются, не должны быть препятствием на пути к выбору
профессии.
Наша
задача
—
поддерживать
и
вдохновлять
их,
демонстрируя примеры успешных людей с различными ОВЗ, которые
достигли
значительных
результатов
в
своих
профессиональных
сферах.
Пример мои выпускники
11 слайд
6.Роль
семьи
и
общества
Семья
играет
неотъемлемую
роль
в
процессе
формирования
представлений о профессиях у детей. Я активно вовлекаю родителей в
образовательный процесс, организуя встречи, где обсуждаем важность
поддержки и понимания амбиций их детей. Кроме того, работа с
общественностью и освещение успехов наших учеников в медиа
способствует формированию более инклюзивного восприятия людей с
ОВЗ в обществе.
Эти
примеры
демонстрируют,
как
тщательно
продуманные
и
интегрированные в образовательный процесс мероприятия могут
значительно
улучшить
понимание
и
отношение
к
различным
профессиям
у
детей
с
ОВЗ
Практические
рекомендации
.
На основе опыта, я бы хотела предложить следующие рекомендации:
1.Индивидуальный
подход:
Всегда
учитывайте
индивидуальные
особенности и потребности каждого ребенка при планировании
учебного
процесса.
2.Активное использование наглядных и интерактивных материалов:
Это помогает детям лучше воспринимать и запоминать информацию.
3.Сотрудничество с родителями и обществом: Это ключевой элемент в
формировании положительного отношения к учебе и будущей
профессии
у
детей
с
ОВЗ.
4.Постоянное обучение и развитие: Как
учителя, мы должны
постоянно совершенствовать свои знания и навыки в области
специального
и
инклюзивного
образования.
В
заключение
хотелось
бы
подчеркнуть,
что
формирование
представлений о профессиях у детей с ОВЗ – это не просто
образовательная задача, но и важный элемент социализации и
интеграции этих детей в общество. Каждый шаг, сделанный нами в
этом
направлении,
помогает
создать
более
гармоничное
и
инклюзивное будущее для всех нас.
12 слайд
Спасибо за внимание.