Напоминание

"Формирование представлений о профессиях у обучающихся начальных классов с ОВЗ"


Автор: Домрачева Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка Кировской области
Наименование материала: "Формирование представлений о профессиях у обучающихся начальных классов с ОВЗ"
Тема: "Формирование представлений о профессиях у обучающихся начальных классов с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




"Формирование представлений о профессиях у обучающихся

начальных классов с ОВЗ"

1 слайд.

Дорогие коллеги, сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом и

наблюдениями в процессе формирования представлений о профессиях

у

детей

начальных

классов

с

особыми

образовательными

потребностями (ОВЗ). В нашей школе мы стремимся создать такую

образовательную среду, где каждый ребенок сможет развиваться и

адоптироваться в обществе, в том числе и в профессиональной сфере.

Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности,

требует индивидуального подхода и понимания их уникальных

особенностей. В своей работе мы сталкиваемся с широким спектром

ОВЗ: от задержек психического развития до физических ограничений.

Это заставляет нас постоянно адаптировать образовательный процесс,

чтобы сделать его максимально эффективным и доступным для

каждого

ребенка.

Понимание профессий начинает формироваться у детей с самого

раннего возраста, и этот процесс играет важную роль в их социальной

адаптации и способность личности к полноценному решению задач,

возникающих перед ней на каждом этапе ее развития, все это и есть

проявлениесамоидентичности,

тождественности

человека

самому

себе.т.е.(самоидентификации.)

Важность этого аспекта обучения особенно велика для детей с овз,

поскольку они зачастую имеют ограниченный опыт взаимодействия с

разнообразными социальными ролями и профессиями.

Работа по

ранней профориентации может быть осуществлена через совместную

деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность

детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и

игровую деятельность. Данный подход способствует активизации

интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и

успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно

развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в

процессе социализации личности, который охватывает

школьный

период.

Большое

влияние

на

детей

оказывает

эмоциональное

отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых -

это не только средство формирования системных знаний, но и

значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру

взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети

получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях,

активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с

детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность

устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к

трудовой

деятельности

взрослых.

Доброжелательность,

заинтересованное

отношение

к

детским

вопросам,

поощрение

выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость,

застенчивость, нерешительность.

2 слайд.

Цель: формирование у учащихся первоначальных представлений

о мире профессий через «погружение» в реальные практические

ситуации.

Задачи:

1.

Обогащать и конкретизировать представления детей о

различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям

труда.

2.

Закреплять

умения

детей

выражать

в

игровой

и

продуктивной деятельности свои впечатления.

3.

Стимулировать

развитие

познавательных,

коммуникативных, творческих способностей детей.

4.

Взаимодействовать

с

семьями

воспитанников

через

организацию бесед, встреч.

5.

Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его

результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и

незаменимость

каждой

профессии

через

взаимодействие

с

социальными партнерами.

3 слайд.

В своей работе я стараюсь использовать разнообразные подходы и

методы, чтобы помочь

ученикам лучше понять мир профессий:

1.Игровые методы:

Игры, имитирующие различные профессии,

позволяют детям на практике ощутить себя в роли врача, учителя,

повара, сантехника, парикмахера и т.д.

4 слайд.

Например:Ролевая игра «Парикмахерская»

Задачи: развивать интерес и уважение к профессии парикмахера,

воспитывать

культуру

поведения

в

общественных

местах.

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и

усвоению

ролевых

взаимоотношений.

Формировать

правильные

взаимоотношения детей в коллективе.

Предварительная

работа:

посещение

детьми

парикмахерской

с

родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской.

Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах.

Рассматривание

альбома

с

образцами

причесок.

Дидактическая

игра «Причешем

куклу

красиво».

Прогулка

к

ближайшей

парикмахерской.

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы,

машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос,

одеколон, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты,

пеньюар, полотенца, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для

пола.

Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, уборщица,

клиенты, маникюрша

5 слайд.

2.Интеграция в учебные предметы: Я включаю элементы знакомства

с профессиями в различные учебные дисциплины, например, через

чтение

текстов

или

выполнениеработ.Интегрированиепрофориентационных элементов в

учебные предметы повышает интерес учеников к обучению , делая его

более практичным.

«Профессии в мире животных» на уроках «Мир природы и человека Дети

знакомятся

с

различными

видами

животных

и

ассоциируют

их

с

профессиями людей( например, пчёлы как строители, собаки спасатели)это

помогает создать понимание о том, что каждая профессия имеет роль и

значение.

6-7 слайд.

3.Наглядные пособия и визуализация: Важно использовать разнообразные

наглядные материалы, такие как картинки, плакаты и видеоролики.

Создавать

«Видиосерия»

«

В

гостях

у

профессии»:подбор

илисоздание серии коротких видиороликов, где профессионалы

разных сфер показывают свои рабочие места и рассказывают о своей

работе. Это позволяет детям визиализировать различные профессии и

узнать о них больше.

8-9 слайд.

4.Практическое

знакомство:

Мы

организуем

встречи

с

профессионалами разных сфер и экскурсии на предприятия, чтобы

дети могли увидеть реальную рабочую среду.Например, экскурсия в

пожарную часть: организация посещения местной пожарной части, где

дети могут увидеть пожарную технику, узнать о работе пожарных и

даже попробовать надеть пожарный костюм. Это даёт им возможность

ощутить реальность профессии.

10слайд.

5.Преодоление

барьеров

и

стереотипов

Очень важно работать над разрушением стереотипов, связанных с

профессиональными возможностями людей с ОВЗ. Я стараюсь

показывать нашим ученикам, что ограничения, с которыми они

сталкиваются, не должны быть препятствием на пути к выбору

профессии.

Наша

задача

поддерживать

и

вдохновлять

их,

демонстрируя примеры успешных людей с различными ОВЗ, которые

достигли

значительных

результатов

в

своих

профессиональных

сферах.

Пример мои выпускники

11 слайд

6.Роль

семьи

и

общества

Семья

играет

неотъемлемую

роль

в

процессе

формирования

представлений о профессиях у детей. Я активно вовлекаю родителей в

образовательный процесс, организуя встречи, где обсуждаем важность

поддержки и понимания амбиций их детей. Кроме того, работа с

общественностью и освещение успехов наших учеников в медиа

способствует формированию более инклюзивного восприятия людей с

ОВЗ в обществе.

Эти

примеры

демонстрируют,

как

тщательно

продуманные

и

интегрированные в образовательный процесс мероприятия могут

значительно

улучшить

понимание

и

отношение

к

различным

профессиям

у

детей

с

ОВЗ

Практические

рекомендации

.

На основе опыта, я бы хотела предложить следующие рекомендации:

1.Индивидуальный

подход:

Всегда

учитывайте

индивидуальные

особенности и потребности каждого ребенка при планировании

учебного

процесса.

2.Активное использование наглядных и интерактивных материалов:

Это помогает детям лучше воспринимать и запоминать информацию.

3.Сотрудничество с родителями и обществом: Это ключевой элемент в

формировании положительного отношения к учебе и будущей

профессии

у

детей

с

ОВЗ.

4.Постоянное обучение и развитие: Как

учителя, мы должны

постоянно совершенствовать свои знания и навыки в области

специального

и

инклюзивного

образования.

В

заключение

хотелось

бы

подчеркнуть,

что

формирование

представлений о профессиях у детей с ОВЗ – это не просто

образовательная задача, но и важный элемент социализации и

интеграции этих детей в общество. Каждый шаг, сделанный нами в

этом

направлении,

помогает

создать

более

гармоничное

и

инклюзивное будущее для всех нас.

12 слайд

Спасибо за внимание.



В раздел образования