Автор: Прошкина Виктория Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Венгеровская СОШ №2 Венгеровского района Новосибирской области
Населённый пункт: село Венгерово, Новосибирская область
Наименование материала: Cтатья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
и литературы.
•
ФГ
–
это
способность
и
готовность
учащихся
применять,
развивать,
преобразовывать наличные знания и умения для решения широкого круга задач,
возникающих в нестандартных условиях, разных социокультурных контекстах (в
том числе в общении, социальных отношениях, в новой для себя среде, в
условиях необходимости преобразования предметного материала, способов,
целей), в жизненных ситуациях и в заданиях, приближенных к жизненным
условиям.
Компоненты ФГ:
•
читательская грамотность
•
языковая грамотность
•
креативное мышление
•
глобальные компетенции
•
финансовая грамотность
•
математическая грамотность
•
естественнонаучная грамотность
Наше ММО в этом учебном году работало над читательской, языковой
грамотностью и креативным мышлением.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ
–
способность
человека
понимать
и
использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать
в социальной жизни.
Но проблема в том, что учащиеся за текстом не видят ситуацию, не умеют
работать
с
позициями,
представленными
в
тексте,
наиболее
страдает
распредмечивающий тип понимания, умение понимать текст, действоввать с ним
(умение встроиться в текст, преобразовать его, увидеть противоречие, связку
«смысл – форма (языковая особенность)»)
Для формирования ЧГ использовала приём «Составляем рассказ по
предложению». Так в 5 кл на уроке русского языка при изучении темы
«Письмо» на этапе закрепления учащимся предлагалось предложение «Мой
приезд на каникулы пока откладывается». Ставилась задача извлечь из него
всю заключенную в нем информацию. Эту информацию нужно изложить в
форме связного текста (письма). Давайте посмотрим, что получилось (видео).
ЯЗЫКОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ
– это умение
правильно
(без
ошибок,
связанных с нарушением всех норм русского литературного языка) писать и
выстраивать устный текст (Богомазов, 2012, 81).. Сюда входит:
•
- умение пользоваться фактами языка для реализации целей общения;
•
-
соблюдение
норм
современного
русского
литературного
языка
(орфоэпических,
морфологических,
словообразовательных,
лексических,
синтаксических и стилистических);
•
- соблюдение этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для
конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных
речевых единиц;
•
- умение с помощью языковых средств решать конфликты;
•
- владение способами работы с лингвистической информацией, оценивание
её полноты, достоверности;
•
- осознание ценностей современного мира, представленных в языке;
•
- желание повышать уровень языковой культуры.
Используемые приёмы:
•
Наборщик
•
Телеграмма – СМС
•
Диамант
•
Конкурс шпаргалок
•
Лови ошибку
•
Клоуз-тест
•
Одинокое плавание под орфографическим парусом
•
Цитатный заголовок
Приём «Наборщик» используется в начале урока (как русского языка, так и
литературы) на этапе мотивации. На доске даются 10 букв, из них
необходимо составить слова. Условия: буквы не повторяются, время – 1
минута. Давайте посмотрим видео.
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это
умение смотреть на вещи с уникальной
точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению
проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
Элементы творческих способностей по Исааку Яковлевичу Лернеру
- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от
известных;
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;
- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе
нового способа;
- видение новых (скрытых) функций известных объектов;
- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;
- видение всех взаимосвязей структуры объекта.
Считаю
необходимым
создавать
ситуации,
когда
знания
и
умения
переносятся в нестандартные ситуации.
Для этого использую приём «А что, если». Так на уроке русского языка в 5
кл при изучении темы «Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль.
Подмосковье» ребятам предлагалось написать сочинение на тему «А что,
если бы я был героем картины. Что я увидел бы…». На уроке литературы в
5кл при изучении темы «В.П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?»
предлагаю написать другой финал рассказа – «А что, если я не убил бы
коростеля…» Давайте посмотрим видео.
Ещё один очень интересный приём – игра «Сериал».
Суть игры: играть в течение года (10 минут в неделю). Каждый понедельник
ученик, написавший серию, отдаёт следующему ученику (по желанию).
Условия: писать так, чтобы можно было продолжить дальше.
Так в 5 классе мы начали писать сериал «Приключения 5б класса». Первую
серию написала я, далее каждую серию пишет 1 ученик (по желанию).