Напоминание

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы


Автор: Прошкина Виктория Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Венгеровская СОШ №2 Венгеровского района Новосибирской области
Населённый пункт: село Венгерово, Новосибирская область
Наименование материала: Cтатья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

и литературы.

ФГ

это

способность

и

готовность

учащихся

применять,

развивать,

преобразовывать наличные знания и умения для решения широкого круга задач,

возникающих в нестандартных условиях, разных социокультурных контекстах (в

том числе в общении, социальных отношениях, в новой для себя среде, в

условиях необходимости преобразования предметного материала, способов,

целей), в жизненных ситуациях и в заданиях, приближенных к жизненным

условиям.

Компоненты ФГ:

читательская грамотность

языковая грамотность

креативное мышление

глобальные компетенции

финансовая грамотность

математическая грамотность

естественнонаучная грамотность

Наше ММО в этом учебном году работало над читательской, языковой

грамотностью и креативным мышлением.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ

ГРАМОТНОСТЬ

способность

человека

понимать

и

использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы

достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать

в социальной жизни.

Но проблема в том, что учащиеся за текстом не видят ситуацию, не умеют

работать

с

позициями,

представленными

в

тексте,

наиболее

страдает

распредмечивающий тип понимания, умение понимать текст, действоввать с ним

(умение встроиться в текст, преобразовать его, увидеть противоречие, связку

«смысл – форма (языковая особенность)»)

Для формирования ЧГ использовала приём «Составляем рассказ по

предложению». Так в 5 кл на уроке русского языка при изучении темы

«Письмо» на этапе закрепления учащимся предлагалось предложение «Мой

приезд на каникулы пока откладывается». Ставилась задача извлечь из него

всю заключенную в нем информацию. Эту информацию нужно изложить в

форме связного текста (письма). Давайте посмотрим, что получилось (видео).

ЯЗЫКОВАЯ

ГРАМОТНОСТЬ

– это умение

правильно

(без

ошибок,

связанных с нарушением всех норм русского литературного языка) писать и

выстраивать устный текст (Богомазов, 2012, 81).. Сюда входит:

- умение пользоваться фактами языка для реализации целей общения;

-

соблюдение

норм

современного

русского

литературного

языка

(орфоэпических,

морфологических,

словообразовательных,

лексических,

синтаксических и стилистических);

- соблюдение этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для

конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных

речевых единиц;

- умение с помощью языковых средств решать конфликты;

- владение способами работы с лингвистической информацией, оценивание

её полноты, достоверности;

- осознание ценностей современного мира, представленных в языке;

- желание повышать уровень языковой культуры.

Используемые приёмы:

Наборщик

Телеграмма – СМС

Диамант

Конкурс шпаргалок

Лови ошибку

Клоуз-тест

Одинокое плавание под орфографическим парусом

Цитатный заголовок

Приём «Наборщик» используется в начале урока (как русского языка, так и

литературы) на этапе мотивации. На доске даются 10 букв, из них

необходимо составить слова. Условия: буквы не повторяются, время – 1

минута. Давайте посмотрим видео.

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это

умение смотреть на вещи с уникальной

точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению

проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.

Элементы творческих способностей по Исааку Яковлевичу Лернеру

- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от

известных;

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе

нового способа;

- видение новых (скрытых) функций известных объектов;

- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;

- видение всех взаимосвязей структуры объекта.

Считаю

необходимым

создавать

ситуации,

когда

знания

и

умения

переносятся в нестандартные ситуации.

Для этого использую приём «А что, если». Так на уроке русского языка в 5

кл при изучении темы «Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль.

Подмосковье» ребятам предлагалось написать сочинение на тему «А что,

если бы я был героем картины. Что я увидел бы…». На уроке литературы в

5кл при изучении темы «В.П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

предлагаю написать другой финал рассказа – «А что, если я не убил бы

коростеля…» Давайте посмотрим видео.

Ещё один очень интересный приём – игра «Сериал».

Суть игры: играть в течение года (10 минут в неделю). Каждый понедельник

ученик, написавший серию, отдаёт следующему ученику (по желанию).

Условия: писать так, чтобы можно было продолжить дальше.

Так в 5 классе мы начали писать сериал «Приключения 5б класса». Первую

серию написала я, далее каждую серию пишет 1 ученик (по желанию).



В раздел образования