Напоминание

Работа над орфограммой как средство повышения орфографической грамотности.


Автор: Галяутдинова Аниса Халиловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ "СОШ №62"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: Работа над орфограммой как средство повышения орфографической грамотности.
Раздел: среднее образование





Назад




Работа над орфограммой

как средство повышения орфографической грамотности.

Проблема повышения письменной грамотности учащихся остаётся одной из острых

проблем методики русского языка, так как ученики допускают в работах много

орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и других ошибок. Поэтому

формирование у учащихся навыков грамотного письма является важнейшей задачей

учителя.

Чтобы повысить орфографическую грамотность учащихся, я решила научить детей

работать над орфограммой.

Свою работу над этим лингвистическим понятием начала проводить с 5-ого класса и

работала в определённой системе. Сначала познакомила учеников с этим новым

термином.

Орфограмма (греч. «орфо» - правильный, «грамма» - буква) – такое написание в слове,

которое соответствует определённому орфографическому правилу.

Сказала, что орфограмма подчёркивается одной черточкой. Обратила внимание на то.

Что не во всех словах бывают орфограммы.

Например, в словах: ДОМ, ТРАВА, СОН, ЦВЕТЫ – только два слова имеют

орфограммы. В словах же дом, сон все звуки слышатся ясно, а следовательно, для

безошибочного их написания не нужно прибегать к правилам орфографии, так как

написание этих слов определяется произношением. В них нет никаких орфограмм. И

такое написание в словах мы впредь будем называть неорфограммой.

Затем произносим слова травА, цветЫ, определяем в них ударные слоги и ставим

ударение. Спрашиваю, ясно ли слышатся гласные звуки в первых слогах этих слов?

Ученики отвечают, что звуки слышатся неясно, т.к. они безударные; подчеркиваем

орфограммы – буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Эти написания и

являются орфограммами. Определяем морфемы, в которых имеется орфограмма,

выделяем корень слова.

травА – трАвы

цветЫ – цвЕт

Поясняю, что двумя черточками подчеркивают условия выбора правильных написаний в

словах.

Отвожу специальный урок на распознавание орфограмм и неорфограмм в словах.

Подбираю слова на изученные в начальных классах орфографические правила: колосОк,

землЯ, гИбкий, дар, тростнИк, чудо, жИрный, мел, вагОн, командИр, косьба и др.

Ученики подчеркивают орфограммы, называют слова, в которых нет орфограмм. Ив

словах, имеющих орфограммы, называют слоги, в которых нет орфограммы. Уточняю,

что в таком случае это место в слове, где нет орфограммы, не надо подчеркивать.

Ввожу понятие о традиционном написании ( Жирный, Чудо). Вкратце говорю о том, что

язык изменяется вместе с изменениями, происходящими в обществе. Так, в древне

русском языке все шипящие были мягкими звуками. Впоследствии [ж] и [ш] из них

отвердели, но по традиции мы продолжаем писать после букв Ж и Ш букву И. И

называем такое написание традиционным, или историческим.

Приводим примеры слов с традиционным написанием: машина, мыши, жизнь и др.

Затем прошу найти среди записанных слов такие, которые никак нельзя проверить.

Спрашиваю, что же адо сделать, чтобы слова ВАГОН, КОМАНДИР и им подобные

написать правильно. Дети говорят, что их надо запомнить. Добавляю. Что надо почаще

обращаться к орфографическому словарю. Показываю орфографический словарь.

Стараюсь привить навык работы со словарем. На каждом уроке одно-два слова с

непроверяемыми написаниями прошу найти в словаре. Рекомендую и дома в случае

затруднения в написании того или иного слова обращаться к словарю.

Работа со словарями развивает орфографическую зоркость учащихся, что является

одним из важнейших условий, обеспечивающих овладение навыками грамотного письма.

Дети постепенно приобретают навык в работе с различными словарями, справочниками,

внимательнее относятся к написанию каждого слова в предложении, тексте,

контролируют свое написание.

Когда дети получили теоретические знания об орфограмме и неорфограмме, переходим

к практической отработке этих знаний, выработке умений находить орфограммы и

неорфограммы при выполнении любых письменных работ.

Обращаю внимание на то, что одного только нахождения орфограммы в предложении, в

словосочетании, в слове мало, что надо еще и уметь правильно ее написать, опираясь на

соответствующее ей орфографическое правило. Постоянно подчеркиваю неразрывность

теории с практикой.

Следующим этапом в работе над орфограммами явилось знакомство с их типами.

Большое значение в обучении орфографии имеет наглядность. И для того чтобы вызвать

интерес к типам орфограмм, показываю детям таблицу.

«Опознавательные признаки орфограмм»

Типы орфограмм

Опознавательные признаки

Ι. Буква:

гласная

согласная

Ъ и Ь

большая

безударность; шипящие и Ц перед гласными;

конец слова; стечение согласных; Н перед окончанием и суффиксом;

мягкие согласные;

[й] после согласных и перед гласными;

шипящие на конце слова;

[ца] на конце глаголов

начало предложения или текста;

наличие собственных имен и наименований

ΙΙ. Дефис

сложные слова;

приставки в-, по-;

частицы кое-, -либо, -нибудь, -то, -ка

IIΙ. Пробел и контакт

не, ни, бы, же;

предлоги

ΙV. Чёрточка

конец строки

По данной таблице мы познакомились с четырьмя типами орфограмм. Каждый тип

поясняю, приводя примеры. Затем подчеркнула, что эта таблица поможет нам при

изучении всех орфограмм русского языка и будет еще нужна на протяжении всех лет

обучения в школе для самостоятельной работы над орфографическими ошибками.

Ребята по опознавательному признаку (безударности) определяли тип орфограмм на

месте пропущенных букв. Выяснили, что этот тип орфограмм, над которыми они

работают, называется буквой. Еще раз обратила внимание учеников на этот тип. Хором

назвали орфограммы-буквы: гласная, согласная, ъ и ь, большая.

Затем выполняли упражнения, направленные на поиск в словах разных типов

орфограмм по их опознавательным признакам.

Например, по слуху в словах назвать орфограммы-буквы и сказать, по каким приметам

опознали эти орфограммы: стоит, тишина, раздается, въехал, вьюн.

Работаем с каждым словом отдельно. Я произношу слово [стаит], дети говорят, что в

этом слове есть орфограмма-буква гласная; опознали ее (работают с таблицей) по

безударности; [тишына] – говорят, что в слове две орфограммы-буквы гласные, в первом

слоге опознавательный признак – безударность, во втором – шипящий перед гласным

звуком.; [раздайоца] – называют орфограммы-буквы по безударной примете и по

звукосочетанию [ца] (гласные буквы и буквы ъ и ь); [вйэхал] – по таблице находят

опознавательный признак [й] после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и; [вйун] –

объяснение то же самое, что и в предыдущем слове.

В дальнейшем при изучении каждой новой орфограммы проводим поиск орфограмм по

их опознавательным признакам. Работаем по таблице.

Следующим этапом работы с орфограммой является сопоставление орфограмм с

орфографическими правилами. Говорю ребятам, что они научились находить

орфограммы, определять их типы по опознавательным признакам. Но для правильного

написания их надо еще знать орфографические правила. Вот почему в работе с

орфограммой надо постоянно опираться на соответствующее ей орфографическое

правило, чтобы не отрывать теорию от практики. Надо изучать орфограмму в единстве с

орфографическим правилом, учить детей умению применять правила на практике.

Правила помогают нам сделать правильный выбор написания. Например:

разб(и/е)рАть - разберет (нет суффикса А)

Выбрать верное написание помогает правило (В корнях с чередованием Е-И пишется

буква И, если после корня стоит суффикс –А-).

Очень важно научить учащихся определять место в слове, в котором имеется

орфограмма, да и не только в слове, но и между словами. Для этого надо хорошо знать

материал всех разделов русского языка как учебного предмета.

Так, чтобы правильно написать проверяемую безударную гласную в корнях глаголов в

словосочетаниях щепАть лучину и шипАть траву, надо знать, что означает кажды глагол,

знать их лексическое значение.

Щепать (лучину) –откалывать тонкими словями (дерево).

Щепать – щЕпка.

Щипать (траву) – защемлять чем-нибудь (пальцами, зубами), отделять.

Щипать – щИплет

Работа над орфограммами в данных словах связан с лексикой.

Изучение орфограмм связано и с синтаксисом. Так, в словосочетании живем по-новому

слово «по-новому» является наречием; орфограмма, следовательно, находится между

морфемами (орф.-дефис). В словосочетании «по новому пути» орфограмма-пробел

находится между словами (частями речи).

Итак, с помощью выборочного синтаксического разбора мы установили, что в одном

словосочетании «по-новому» является наречием и орфограмма-дефис находится между

приставкой и корнем (между морфемами). В словосочетании же « по новому пути» слово

«новому» - прилагательное; орфограмма-пробел, следовательно, заняла место между

предлогом и прилагательным (между словами).

Следовательно, чтобы успешно работать над орфограммами, надо хорошо знать все

разделы языка как науки.

Определив часть речи, тип орфограммы, ее вид. Местонахождение, мы подведем

учащихся по этим ориентирам к нужному орфографическому правилу, которое поможет

сделать правильный выбор написания данной орфограммы.

Этап освоения условий, от которых зависит выбор правильного написания орфограммы,

является, по-моему, самым важным во всей работе над ней. На данном этапе учащиеся

должны научиться графически обозначать условие выбора правильного написания. При

этом в своем рассуждении они должны опираться на те знания об орфограмме, которые

получили на предыдущих уроках. И, конечно же, надо хорошо знать теоретический

материал всех разделов языка.

Как я подвожу учащихся к выбору правильного написания орфограммы.

На доске и в тетрадях пишем предложение Океан пен…тся. На месте трех точек надо

сделать правильный выбор написания. По таблице опознавательных признаков орфограмм

определяем тип орфограммы, произнося слово.

пЕн…тся (орфограмма-буква гласная; определили по безударности)

Определяем часть речи. Океан ( что делает?) пен…тся. Пен…тся – глагол в форме 3-го

л., ед.ч., наст. времени. Значит, орфограмма в окончании глагола.

Поиск орфографического правила так сузился, что дети безошибочно определяют его и

формулируют. Графически условие выбора написания выглядит так:

пЕн ится (пениться) - ΙΙ спр.

Следовательно, выбор написания мы сделали правильно.

Научившись работать над орфограммой, ученики используют это умение в анализе

орфографических ошибок.

Сначала я обучаю работе над ошибками. На уроке, отведенном для анализа контрольных

работ, мы учимся в определенной последовательности анализировать орфографические

ошибки. Записываем тему «Анализ ошибок в изложении»

Ι. Орфографический анализ ошибок.

1. Орфограмма-буква:

а) гласная:

удивлЕние – дИво

(Все подобные ошибки, сделанные учеником, анализируются дома).

зЕркальце, но: свинцОм

б) согласная:

раССказал

в) Ъ и Ь:

сверхЪестественное

г) большая буква:

Шаляпин (собств.)

2. Дефис:

Юго – западный (юго-запад)

3. Пробел и контакт:

(подошел) поближе (сравнит. степень наречия)

Наконец(нареч.) певец прогнал всех.

Но: на (предлог) конец (сущ.) скамьи

4. Орфограмма-черточка:

от –

правился

Каждый ученик дома анализирует ошибки, которые он допустил в своем изложении.

Анализ проводит по данному образцу, опираясь на таблицу «Опознавательные признаки

орфограмм»; орфографические правила находит в учебниках 5-7 кл., в пособиях по

русскому языку, в справочниках; в словарях находит написания, не проверяемые

правилами.

В 8 и 9-ом классах изучается синтаксис. Но работу над орфограммой мы не только не

прекращаем, а наоборот, еще углубленней изучаем ее. Работаем на дополнительных

уроках и дома. В специальных тетрадях ученики под руководством учителя (а

впоследствии и самостоятельно) составляют справочник орфограмм русского языка.

Чтобы заинтересовать такой работой, говорю, что этот справочник нужен будет и в

старших классах. В случае затруднения в написании того или иного слова можно

посмотреть в этих справочник. При подготовке к выпускным экзаменам он тоже

пригодится.

Повторяем орфограммы в определенной системе: группируем их по разделам:

1.

Орфограммы в корнях слов.

2.

Орфограммы в приставках.

3.

Орфограммы гласных и согласных в любой части слова.

4.

Орфограммы сложных слов.

5.

Орфограммы существительных.

6.

Орфограммы прилагательных.

7.

Орфограммы числительных.

8.

Орфограммы местоимений.

9.

Орфограммы глаголов.

10. Орфограммы причастий.

11. Орфограммы деепричастий.

12. Орфограммы наречий.

13. Орфограммы предлогов.

14. Орфограммы союзов.

15. Орфограммы частиц.

16. Орфограммы междометий.

Приведу пример работы над орфограммами существительных.

Пользуясь списком орфограмм на форзацах учебников, мы записываем каждый вид

орфограммы, под этой формулировкой пишем пример с обозначением условий выбора

написания. Говорю, что с помощью этой записи легко вспомнить правило. Справа от

примера пишем, как надо применять правило, как надо действовать в том и другом случае,

чтобы прийти к правильному решению орфографической задачи.

Всего в русском языке 75 орфограмм. Десять из них – орфограммы существительных.

Опишу свою работу над одной из них.

Буквы Е и И в окончаниях существительных:

1.

Танцевать от печк и

(1-е скл., Р.п.)

Подойти к пЕчке

(1-е скл., Д.п)

Сидеть на пЕчке

(1-е скл., П.п.)

2.

Деревья в Инее

(2-е скл., м.р., П.п.)

Мечтать о чУде

(2-е скл., ср.р., П.П.)

3.

Ради жИзни на земле

(3-е скл., Р.п.)

Вызвать к жИзни

(3-е скл., Д.п.)

Беседовать о жИзни

(3-е скл., п.п.)

4.

Из энциклопЕдии

(сущ. на –ия, Р.п.)

Проверяйте,

определяя склонение и падеж.

Пишите окончание Е, если

существительное 1-го склонения

в Д. и П. падежах;

2-го склонения в П. падеже

Пишите окончание И, если

сущ. 1-го скл. в Р.п.;

сущ. 3-го скл. в Р.п., Д.п. и в П.п;

сущ. на –ИЯ в Р.п в Р.п, Д.п. и П.п.

сущ. на –ИЙ

К энциклопЕдии

(сущ. на –ия, П.п)

Отдыхать в санатОрии

(на –ий, П.п)

В данном словосочетАнии

(сущ. на ие, П.п.)

на – ИЕ

в П.п.

Записав орфограмму в виде примеров с указанием условий правильного выбора

написания, мы выполняем различные упражнения, помогающие обобщить материал.

Провожу выборочный диктант. Читаю предложения, ученики выписывают

существительные с данной орфограммой (существительные в словосочетании или с

предлогом, чтобы четко определялся падеж); обозначают данную орфограмму по образцу,

только что записанному ими.

Считаю этот вид диктанта ценным потому, что это не просто механическая запись

диктуемого текста, а целенаправленная работа: ученики отбирают нужный материал,

обосновывают правильное написание падежных окончаний существительных, благодаря

чему орфограмма быстрее запоминается, лучше усваивается. По окончании диктанта

проводим фронтальную проверку.

Со многими орфограммами учащиеся 8-го и 9-го классов справляются самостоятельно.

Останавливаюсь только на орфографически трудных словах, например, причастиях,

сложных наречиях, производных предлогах и др.

Все перечисленные направления в работе над орфограммой помогут выработать

орфографические навыки, если они будут претворяться в дело.

Игнорирование хотя бы одного из этих направлений снизит эффективность работы над

орфограммой и, следовательно, - орфографическую грамотность.



В раздел образования