Автор: Генерозова Вера Васильевна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО " Детская школа искусств г. Багратионовска"
Населённый пункт: г. Багратионовск Калининградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Музыка и живопись"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Багратионовска»
Муниципальное образование «Багратионовский городской округ»
Калининградская обл.
« Музыка и живопись»
(Музыкально – педагогический аспект)
Методический доклад
преподавателя Генерозовой Веры Васильевны
2025г.
Содержание
1.Взаимодействие музыкального и изобразительного искусства……3
2.Категория изобразительности в музыке……………………………..5
3. Категория музыкальности в живописи …………………………...... 7
4. Музыкально – педагогический аспект……………………………….9
5. Заключение.............................................................................................15
6. Литература..............................................................................................15
2
1. Взаимодействие музыкального и изобразительно искусства
В
настоящее
время
никто
не
станет
отрицать
необходимость
комплексного подхода к эстетическому воспитанию учащихся. Не случайно
открыты эстетические и художественные отделения в ДШИ, введён предмет
«История искусства». Важно не только увеличить число общеэстетических
предметов
и
часов,
но
необходимо,
чтобы
вместо
их
автономного
существования возникло их взаимодействие, формирующее целостное
ощущение духовной культуры.
Аспектное знание предметов является недостаточным, так как в наше
время человек должен вернуть себе и своему взгляду на мир целостность,
чтобы восстановить во многом утраченную гармонию его внутреннего мира,
а через неё поддерживать гуманитарное развитие общества.
Взаимодействие музыки и живописи существует издавна как в
природе, так и в искусстве. Ещё Аристотель писал о том, что цвета живописи
по красоте и гармонии
могут соотноситься между собой подобно
музыкальным созвучиям. В Древней Индии существовал род живописи на
музыкальные темы – ваника, в которой 7 звуков гаммы сопоставлялись с
семью цветами, а мелодия - с определённой графической формой.
Существует семантическое родство между колоритом в живописи и
тембром в музыке. Колорит является одним из важнейших средств
выразительности в живописи, в музыке же колорит – тембр – один из
главных факторов изобразительности. В живописи
колорит – наиболее
музыкальный элемент, в музыке – наиболее живописный. Таким образом, в
каждом из этих искусств колорит как бы ведёт в сторону другого, вторгается
в его область. В своём колорите музыка и живопись как бы тянутся на -
встречу друг другу и, когда они соединяются, колорит оказывается звеном
их синтеза, точкой их соприкосновения.
Сопоставления музыки и живописи не ограничиваются лишь областью
колорита, тембра. Ж. Ж Руссо уподоблял мелодию в музыке рисунку в
живописи. Б.Асафьев видел «душу музыки» в мелодии, «душу живописи» - в
3
рисунке. Известный художник М.Сарьян писал: «Если ты проводишь черту,
то она должна звучать как струна скрипки: печально или радостно, а если
она не звучит – это мёртвая линия».
Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но
неотъемлемым
компонентом
архитектуры
и
живописи.
Семантически
родственны ритмы стройных восходящих линий в архитектуре и живописи,
стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в
литературе.
Таким образом, зрение, слух, цвет и звук с первых моментов своего
культурного
бытия
выступают
совместно
и
опираются
на
единство
человеческой деятельности, целостность его ориентации в мире.
История художественной культуры демонстрирует многочисленные
образцы взаимодействия разных видов искусства, которые подтверждают
необходимость совокупного подхода к данному вопросу. Действительно,
обращение к разнообразным ассоциациям при изучении музыкального
произведения (живопись, скульптура, графика) помогает лучше понять
содержание музыки, обогащает эмоциональные переживания исполнителя.
Взаимодействие, взаимовлияние музыки и изобразительного искусства в
разные исторические эпохи бывает различным, и оно не всегда ярко
выражено, тем не менее можно привести целый ряд примеров, где эта связь
существует явно:
Между готической архитектурой и музыкой «старых
полифонистов» - Орландо Лассо, ДжованниПалестрины.
Между стилем рококо и творчеством французских клавесинистов
18 века: Ж.Рамо, Ф.Куперена, Ж.Люлли.
Между творчеством французских импрессионистов в живописи и
музыкой К.Дебюсси.
Между произведениями А. Даргомыжского и творчеством
П.Федотова и В.Перова.
4
Между историческими операми М.Мусоргского и историческими
полотнами В. Сурикова.
Картины природы у П.Чайковского и И. Левитана.
Сказочные образы у Н.Римского- Корсакова и В.Васнецова.
Эпические произведения А.Бородина и В.Васнецова.
Символические образы А.Скрябина и М.Врубеля.
Музыкальная живопись М.Чюрлёниса
5. Категория изобразительности в музыке.
Прямое воздействие изобразительного искусства на музыку выражается в
двух формах:
1.Создание муз произведений, вдохновлённых живописью, графикой,
архитектурой.
2.Усиление в музыке категории изобразительности, живописности,
картинности.
Большая роль изобразительного начала ярко проявилась в музыке
романтиков - «Лесные сцены» Шумана, «Годы странствий» Листа.
Романтиками была выдвинута идея программности, как сознательной
связи музыкального произведения с литературой и живописью (программные
симфонии Берлиоза, одночастные программные симфонические поэмы Листа
«Гамлет», «Прометей», «Прелюды», симфоническая поэма «Битва гуннов»,
отсылающая к фреске художника В. Каульбаха «Битва гуннов». Фреска
показывает столкновение религий: язычества и христианства. Полчища
гуннов с таким ожесточением сражались с войском христиан, что души
погибших
долго
продолжали
витать
в
небесах.
Листа
привлёк
гуманистический
смысл
фрески:
торжество
христианской
любви
и
милосердия над языческой дикостью.
Обращение к программности способствовало
усилению категории
сюжетности и картинности в музыке. Эстетика романтизма открыла широкие
5
пути для прямого влияния одного вида искусства на другой. В ней широкое
распространение получили представления о глубоком единстве всех видов
искусства, о неустойчивости, относительности границ между ними, как
проявление
свободы
гения,
освобождение
от
всевозможных
догм
и
ограничений. Эти представления создали благодатную почву для сближения
и взаимопроникновения двух видов искусства: музыки и живописи.
В музыке романтиков можно найти примеры конкретного воплощения
образов живописи и скульптуры – фортепианная пьеса Листа «Обручение»
написана по картине Рафаэля «Обручение Марии», произведение Листа
«Мыслитель» по скульптуре Микеланджело «Мыслитель».
Подобные явления имеют место и в русской музыке. Баллада
Мусоргского «Забытый» написана под впечатлением одноимённой картины
Верещагина и посвящена этому художнику. Картина Верещагина и баллада
Мусоргского обличают жестокость и бесчеловечность колониальных войн.
Очень яркое претворение образов живописи дано в «Картинках с
выставки" Мусоргского. Все 10 пьес сюиты опираются на образы живописи,
это интерпретация рисунков Гартмана, а не иллюстрация к ним.
На рубеже 19-20 веков произошло большое расширение
звукоизобразительных
средств
у
французских
композиторов-
импрессионистов (Дебюсси, Равель), у русских композиторов (Римский-
Корсаков, Скрябин). Образы огня, игры, полёта, пламени у Скрябина связаны
с развитием музыкально - выразительных средств и усилением категории
изобразительности в музыке.
Изысканный музыкально - живописный язык импрессионистов также
явился
большим художественным завоеванием. Особенно выделяется
звукопись Дебюсси. В его сочинениях велика роль звукоизобразительных
ассоциаций. Об этом говорят названия его сочинений: «Море», «Игра волн»,
«Диалог ветра и моря», «Девушка с волосами цвета льна». Его сочинения
наполнены
воздухом
и
светом,
подобно
картинам
художников-
импрессионистов Клода Моне, Эдуарда Мане, Огюста Ренуара. Всвязи с
6
усилением
изобразительного
начала
в
музыке
Дебюсси
изменяется,
обогащается
его
музыкальный
язык:
появляются
новые
ладовые,
гармонические,
фактурные,
оркестровые
приёмы,
усиливается
роль
гармонии, ослабляется значение мелодии. Большое значение приобретают
колористические эффекты, изменяется гармонический язык: усиливается
роль субдоминанты, ослабляется роль доминанты. Возникает тенденция к
деформации
классической
мажоро-минорной
системы.
Широко
используются старинные диатонические лады, пентатоника. Всё это передаёт
тончайшие нюансы ощущений, рождаемых явлениями природы, её зорями и
закатами, мерцающими переливами света, контрастами света и тени, что
является сущностью эстетики художников –импрессионистов.
В 20 веке влияние изобразительности на музыку приобретает иной
характер. Если у романтиков и импрессионистов звукоизобразительность
дополняла и конкретизировала музыкальный образ, то в 20 веке она подчас
стала превращаться в основу музыкального образа в ущерб содержанию,
порой приобретая значение эффектного трюка: в балете «Парад» композитор
«Французской
шестёрки»
Эрик
Сати
ввёл
завывание
подлинных
автомобильных
гудков,
стрёкот
пишущих
машинок,
гудки
паровоза,
индустриальные шумы.
2. Категория музыкальности в живописи
Влияние музыки на живопись стало особенно заметным также в эпоху
романтизма и выразилось также двояко:
1.Создание произведений живописи, вдохновлённых музыкой.
2. Появление и возрастание категории музыкальности в живописи.
Некоторые произведения живописи наполнены музыкой и посвящены
музыкантам: «Сельский концерт» Д.Джорджоне, «Апполон, Гиацинт и
Кипарис»
А.Иванова,
«Гитарист
Меццетен»
А.Ватто,
«Гитарист»
В.Тропинина, «Музыкантши» неизвестного нидерландского художника 16
века.
7
Изображая
музыкантов,
занятия
музицированием,
живопись
запечатлевает историю музыкального искусства в его внешней стороне. Это
позволяет судить по произведениям искусства о музыкальных инструментах,
о связи музыки с бытом и общественной жизнью той или иной эпохи.
Существуют попытки воплотить конкретные музыкальные образы в
живописи: «Лесной царь» Швиндта написана по балладе Шуберта, рисунок
Бердслея «Ноктюрн» навеян ноктюрном Шопена.
Особое
место
в
развитии
музыкального
начала
в
живописи
принадлежит литовскому художнику Микалоюсу Константиносу Чюрлёнису.
Он был одновременно художником и композитором. При этом он стремился
не к тому, чтобы воплотить в живописи
конкретные музыкальные
произведения, а придать самой живописи музыкальный характер.
Образный мир картин Чюрлёниса – это радужный мир мечты, идеала.
Его произведения – это воплощение представлений о светлой гармонии
бытия, о сказочно- прекрасной жизни. Чюрлёнис писал: «Нет рубежей между
искусствами. Музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою
архитектуру. Живопись тоже может иметь такую же архитектуру и в красках
выражать звуки».
Музыкальные тенденции в живописи ярко проявились и в
творчестве
Михаила Врубеля. Он работал декоратором в Московской
частной опере, мир музыки был ему очень близок, и художник многообразно
отразил его в своём искусстве. Все события жизни в его творчестве
отражаются сквозь призму других искусств, в том числе и музыки. Музыка
становится подтекстом многих врубелевских изображений. Музыкальность
его живописи проявилась и в том, что в его картинах ослабляются сюжетно
- событийные моменты, важно не столько само событие, сколько состояние,
эмоция.
Его
картины
«Сирень»,
«Жемчужина»
-
это
лирические
произведения, в которых ничего не происходит, но огромную роль играет
эмоциональное состояние, подобно романсам С. Рахманинова «Сирень»,
«Здесь хорошо». Таким образом, взаимодействие двух видов искусства
8
привело к взаимному обогащению как музыки, так и живописи, к
расширению их выразительных возможностей, к обогащению, изменению
как музыкального языка, так и живописного.
4. Музыкально – педагогический аспект
Необходимость синтетического подхода к воспитанию учащихся
ощущают многие педагоги. На курсах повышения квалификации эта тема
звучит очень часто. Основываясь на педагогическом опыте, можно сделать
вывод: обращение к разнообразным ассоциациям (живопись, графика,
скульптура) помогает лучше понять содержание музыкального произведения,
обогащает музыкальные переживания исполнителя. На уроках музыкальной
литературы для объединения музыки и живописи я использую следующие
параллели:
М.Мусоргский, сюита «Картинки с выставки» -
рисунки
Гартмана.
Изучая эту тему, мы говорим об истории создания сюиты, о
стремлении композитора к «картинности» своего сочинения, справедливо
полагавшем, что, благодаря этому, его музыка станет более доходчивой и
волнующей,
об
изобразительных
и
структурных
особенностях
пьес
«Избушка
на
курьих
ножках»,
«Гном»,
«Старый
замок»,
«Балет
невылупившихся птенцов».
Изучая творчество М.П. Мусоргского, даю обзорную характеристику
опере «Хованщина» и слушаем увертюру из этой оперы «Рассвет на Москва
- реке». Рассказываю о том, что увертюра исполняется на фоне занавеса с
изображением Московского Кремля, который постепенно высвечивается
прожекторами. Но и без зрительного подкрепления в нашем воображении
музыка рисует все стадии восхода солнца, так как в мелодию рассвета
постепенно входят всё новые звуковые краски, которые делают картину всё
более наглядной и зримой – короткие фразы трубы, гобоя, перезвон
9
колоколов приводят к широкому, раздольному звучанию мелодии русской
народной песни. Мусоргский создаёт не только звуковую картину, но рисует
картину возвышенной красоты и богатырской силы.
Изучая историческую оперу Мусоргского «Борис Годунов», провожу
аналогию с историческими живописными полотнами Василия Сурикова
«Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Берёзове».
Направляю внимание учащихся на то, что творчество Василия Сурикова, как
и творчество Мусоргского, связано с переломными моментами русской
истории. В своих масштабных произведениях они показали характерные
черты русского народа, его самобытность и жизненную сущность.
Знакомясь с картиной Сурикова «Утро стрелецкой казни», обращаемся к
урокам истории в школе, говорим о том, что реформы
царя Петра 1
коснулись
преобразования
армии
по
западному
образцу,
чем
были
недовольны стрельцы. Один за другим поднимались бунты стрельцов. На
картине В.Сурикова «Утро стрелецкой казни» показано, что стрельцы – это
Русь уходящая, а царь Пётр 1 – новая Русь. Центральное место уделено
стрельцам и их близким, а царь как бы в стороне, не на видном месте. Народ
-главный герой картины, как и в опере М.Мусоргского. Народ и власть –
смысловой стержень оперы Мусоргского и картины Сурикова.
Чайковский, сборник пьес «Времена года» - картины Исаака
Левитана.
Изучая «Времена года» Чайковского, обращаюсь к картинам
Исаака Левитана, ведь именно Левитан является непревзойдённым мастером
настроения в живописи. Учитель Левитана Алексей Саврасов писал: «В
пейзаже должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим
сердечным чувствам. Это
трудно выразить словом, это так похоже на
музыку». Так и в музыке Чайковского, русская природа находит самое
сердечное выражение. Слушая весенние пьесы из сборника «Времена года»,
использую картины Левитана «Весна. Большая вода», «Озеро. Русь».
10
Почти все пейзажи Левитана музыкальны. Поют краски, линии, сама
природа, изображённая на холсте.
Музыкальные пейзажи писали многие русские художники: Валентин
Серов, Константин Коровин, Михаил Нестеров. Особенно прославился
Василий Поленов. Он был старше Левитана и Коровина, в Московском
училище Живописи, ваяния и зодчества вёл пейзажный класс. С детства
любил музыку, играл на рояле, учился композиции, даже сочинил оперу
«Призраки Эллады». По его словам, музыка будила в нём « заснувшие
комбинации красок». Его картины «Золотая осень», «Зима. Имоченцы»,
«Ранний снег» совершенны и гармоничны, подобно музыке, их можно
использовать при изучении произведений Чайковского.
Изучая балет П.Чайковского «Щелкунчик», рассматриваем
декорации и костюмы художника Симона Вирсаладзе, которые искусствовед
Ванслов назвал «симфонической живописью», настолько изобразительное
решение спектакля динамично и подчинено музыке.
Творчество А.П.Бородина
Анализируя творчество Бородина, его оперу «Князь Игорь» и
«Богатырскую» симфонию, я обращаюсь к картинам Васнецова «Богатыри»,
«После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Витязь на распутье»,
« Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Баян».
Подобно Бородину в музыке, Васнецов является представителем былинно –
исторического направления в русской живописи. Его картина «После
побоища Игоря Святославовича с половцами» - это воплощение доблести и
величия русского воинства, стоявшего богатырской заставой на рубежах
земли русской. Один из критиков увидел в картине саму Древнюю Русь,
самобытный русский дух. Невольно возникают аналогии с эпическим
звучанием литературного « Слова о полку Игореве», с музыкой Александра
Порфирьевича Бородина. Узорчатость и орнаментация древних доспехов и
одежды воинов, которые Васнецов изучал в Историческом музее, помогают
передать аромат былинного сказа.
11
Сюжет картины «Витязь на распутье» возник у Васнецова под впечатлением
музыкальной былины «Илья Муромец и разбойники». Надпись на камне
соответствует былинным текстам, которые помог отыскать ему критик
Владимир Стасов. «Как пряму ехати – живу не бывати». Всё это является
актуальным дополнением к музыке Бородина.
Творчество Н.А. Римского - Корсакова
При изучении оперы Римского – Корсакова «Снегурочка», я
использую эскизы
костюмов и декораций Васнецова, созданные им
специально для этой постановки в частной опере Мамонтова - «Заречная
слободка Берендеевка», «Палаты царя Берендея», «Снегурочка и Дед
Мороз», «Снегурочка», «Мизгирь». Эти эскизы созвучны как сказке
Островского, так и живописной музыке Римского – Корсакова.
Николай
Андреевич
Римский
–
Корсаков
был
настоящим
чародеем
музыкальной живописи. Особенно живописна его опера «Сказка о царе
Салтане». Слушая симфонические картины «Море и звёзды» или «Три чуда»
из этой оперы, можно провести аналогию с
живописными полотнами
Михаила Врубеля «Царевна – Лебедь», «Царевна – Волхова»(Н.И.Забелла).
Картины живой, изменчивой природы, столь горячо любимой композитором,
богато представлены в его оперной партитуре. Это светлая музыка
плещущегося моря ( вступления к обеим картинам 3 действия), живописная
звукопись рассвета во 2 действии, поэтичная зарисовка ночного пейзажа,
открывающая
1
картину
4
действия.
Отдельно
обсуждаем
звукоизобразительную
музыку
«Полёта
шмеля»,
её
музыкально
–
выразительные средства. Особое внимание уделяю оркестровке сочинения.
Почти в каждом сочинении Римского – Корсакова, будь то опера или
симфония, мы найдём картины, нарисованные звуками – музыкальную
живопись.
12
Творчество М.К.Чюрлёниса
Говоря о музыке 20 века, обращаюсь в обобщённом виде к творчеству
М. Чюрлениса. Он писал свою музыку, словно сочинял сонаты или фуги.
Даже в названиях своих картин подчёркивал их родство с музыкой и её
формами: «Музыка леса», «Соната моря», «Соната весны», «Фуга», «Соната
солнца». Он использовал принцип сочинения сонаты или фуги и находил им
соответствия в композиции, колорите, ритмах своих картин. Части «Сонаты
моря» озаглавлены музыкальными терминами: allegro, andante, finale.
Для подобных названий есть основания: в каждой картине преобладает
определённое настроение, на первый план выступает лирическое чувство.
Оно
создаётся
как
самим
изображением,
так
колористическими
и
ритмическими средствами - ритмы волн, корабликов, брызг воды, холмы на
берегу. Поэт Эдуардас Межелайтис сказал о Чюрлёнисе: «Чюрлёнис –
философ, изложивший свои оригинальные взгляды с помощью звуков,
линий, красок, поэтических образов. Трудно определить, где тут кончается
музыка и начинается живопись, где кончается живопись и начинается
поэзия».
13
5.Заключение
Для того, чтобы качественно объединить музыку и живопись в рамках
Детской школы искусств, необходимы языковые каналы связи. А это
методический
вопрос практического характера, который нужно изучать
глубоко и подробно. Данная тема актуальна не только для теоретиков, но и
для педагогов - исполнителей.
Стихия воды, огня, воздуха, земли, погодные явления, времена года,
пейзажи, животные, история, война с её звуками битвы, батальные сцены,
праздники - обо всём этом могут рассказать музыкальные произведения.
Для отражения явлений окружающей жизни композиторы создали
звукоизобразительные знаки, основные из которых сводятся к следующим:
Звукоподражание: птичье пение, плеск воды, журчание ручья,
шелест деревьев, вой ветра, восход солнца, закат, дождь и град, гром, другие
явления природы.
Образы движения: шага, бега, скачка, вращения, полёта, качания.
Каждый из них должен по - своему отражаться в музыке и способствовать
раскрытию художественного образа.
Общий вывод заключается в следующем: зрительные аналогии нужны
и полезны, однако нельзя забывать, что зрительные впечатления более легко
воспринимаются и могут поглотить в восприятии ученика звучащую музыку.
Нужно избегать прямого иллюстрирования. Визуальный материал призван
дополнять, углублять, обогащать восприятие, а ни в коем случае не
подменять собственное музыкальное содержание.
14
Литература
1. Энциклопедия «Шедевры русской живописи». Белый город, 2006г.
2. Мировая художественная культура. ЗАО «Инфостудия Экон», 2003г.
3.И.Майорова, Г. Скоков «История русской живописи». Белый город, 2004г.
4. Л. Тарасов «Музыка в семье муз». Москва, 2000г.
5. О. Левашёва, А. Кандинский, Ю. Келдыш «История русской музыки».
Москва, 1990г.
6.Д.К. Кирнарская «Музыкальные способности».Психология специальных
способностей. М., Таланты 21век, 2004г.
7. Государственная Третьяковская галерея, «Изобразительное искусство»,
1988г.
8.А. Тэнасе «Культура и религия», Москва, 1987г.
9. Шедевры мировой живописи в вашем доме. Лондонская национальная
галерея. Москва, «Олма – пресс» 2004г.
10. Музеи мира. Париж. Лувр 2, Калининград. Мастерская «Коллекция»,
2011г.
15