Напоминание

"Система деятельностного обучения на уроках физики"


Автор: Степанова Татьяна Владимировна
Должность: учитель физикит
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 344
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Система деятельностного обучения на уроках физики"
Раздел: среднее образование





Назад




Система деятельностного обучения на уроках физики

Корни традиционной классно-урочной системы уходят в «Великую дидактику»

Я.-А.Коменского. Скоро исполнится почти 400 лет со времени создания

«Великой дидактики», а учителя всех стран (и, прежде всего, наши российские

учителя!) ищут и изобретают новые педагогические приёмы («рецепты»),

обобщают, классифицируют и систематизируют их (создавая целостные

методические системы). А для чего? Чтобы повысить эффективность обучения и

воспитания школьников. Повышается? Или, по-другому: повышается ли так, как

нам бы этого хотелось? Ответьте себе на этот вопрос сами и честно.

Мой ответ на этот вопрос звучит так: для меня стало совершенно невыносимо

работать в рамках традиционного урока.

На рубеже XXI в. в Россию пришла вторая информационная революция.

Cегодня возможности средств массовой информации возросли на много

порядков. Стоит ли удивляться, что именно дети и подростки, чьё детство

проходит «под телевизор» или «под компьютер», раньше всех других

приобщаются к этим новым средствам массовой информации. Именно эти

средства теперь привычно и в наибольшей степени удовлетворяют

познавательную потребность человека.

Средства массовой информации осваиваются детьми значительно раньше, чем

чтение в былые времена. Ведь, чтобы воспользоваться книгой, надо было

сначала научиться читать. А чтобы научиться пользоваться телевизором

(мобильником, компьютером, калькулятором и т.п.), достаточно нажимать на

кнопки! Этому, в общем-то, и учиться не надо – методом проб и ошибок дети

быстро осваивают технику, ведь страха перед ней они не испытывают. Обратите

внимание, у большинства нынешних детей потрясающие манипулятивные

умения! Они принципиально отличаютя от поколения школьников, которых мы

учили 20 – 25 лет назад.

Так что же нам нужно? Дети сутки напролёт могут находиться в виртуальном

мире средств массовой информации, черпая из него самые разнообразные

сведения! Не то ли делали мы, читая «взахлёб» книги?! ТО – да не ТО! А в чём

же принципиальные различия?

Обратимся к традиционному уроку – тому, что составляет основу традиционной

классно-урочной системы и является «единицей учебного процесса». Какая роль

уготована в нём ученику и как он (современный ребёнок) подготовлен к этой

роли? Мне хотелось бы подчеркнуть главное – львиную долю времени на уроке

учитСЯ сам учитель, оттачивая формулировки, системы вопросов и образов,

уточняя связи, проводя параллели, отыскивая аналогии. А теперь ещё педагоги с

азартом осваивают современные компьютерные технологии.

Ученику, как правило, отводится роль пассивного наблюдателя за этим

захватывающим процессом. Но к этому ученик не готов! Весь его

предшествующий опыт познания проходил в условиях активности (делаю «под

телевизор» то, что хочу и как хочу), в условиях относительно комфортных (если

что не так, есть «волшебная кнопка» – только нажми на неё, и информационная

«среда обитания» изменится к полному удовлетворению.

Значит, в предшествующий школьному период жизни современный школьник,

погружённый в виртуальное информационное «поле», получает огромное

количество отдельных сведений, т.е. информации (информация - сведения

любого рода). Поэтому нынешние дети о многом «наслышаны», и несведущие в

педагогике люди полагают, что нынешние дети «очень многое знают».

Но информация и знание – далеко не одно и то же. Поэтому очень кратко

обсудим вопрос о «присвоении» информации человеком. Согласно

исследованиям У.Глассера «Мы усваиваем…

- 10 % от того, что мы читаем;

- 20 % от того, что мы слышим;

- 30 % от того, что мы видим;

- 50 % от того, что мы видим и слышим;

- 70 % от того, что мы обсуждаем с другими;

- 80 % от того, что мы пережили сами;

- 95 % от того, чему мы научили других.»

Последние три позиции связаны с процедурой извлечения информации из

долговременной памяти, её организацией и структурированием, осмыслением и

установлением связей. А это «за ученика» никто не может сделать, даже самый

лучший учитель!

Следовательно, постоянная активность ученика на уроке – необходимое условие

современного учебного процесса. Именно мы, учителя, на уроке должны

обеспечить ученику возможность действовать, говорить, обсуждать, задавать

вопросы, отвечать на них и т.п. Вот в таком процессе можно надеяться на

достижение планируемых результатов. Информация будет осмыслена и понята

учеником и сможет стать основой определённых практических действий.

Современные ФГОСы, которые, будут обязательными в старшей школе лишь к

2020 году, ставят во главу угла именно системно-деятельный подход. Хочу

представить вам свои попытки в зтом направлении на примере создания урока

по теме: «Движение тела по окружности». При этом я буду обращать внимания

на ключевые позиции, а не представлять методическую разработку урока.

Для начала хочу отметить, что процесс обучения обязательно должен пройти

следующие этапы: мотивация, целеполагание, планирование, действия,

рефлексия, оценка эксперта, коррекция. Но в современном классическом уроке

практически отсутствуют первые три этапа процесса обучения. Учитель, в

лучшем случае, сообщит цели и задачи урока, расскажет о том, как он

спланировал привести учащихся к реализации поставленных им целей, покажет

значение изучаемого материала, но это совершенно не значит, что всё

перечисленное стало мотивами и целями самого ученика, а, следовательно, его

интересом к изучаемой теме. Именно поэтому при изучении очередного

учебного модуля я отвожу гораздо больше времени, чем в традиционном уроке

на формирование мотивации.

С этой целью я привлекаю учащихся к использованию уже имеющихся у них

знаний, впечатлений о криволинейном движении. Когда кто-то начинает

рассказывать о примерах личного участия в процессах криволинейного

движения, что не связано с предъявлением конкретных учебных знаний, это

становится заразительным, учащиеся с азартом включаются в обсуждение и с

ещё большим интересом разглядывают примеры, заготовленные в презентации

учителем. Плавно переходим к этапу целеполагания, обсуждаем, зачем нам

нужны эти знания сегодня, в каких темах дальше будут применяться, значение

темы при подготовке к ЕГЭ.

Следующий этап урока – отработка общеучебного навыка сравнения. Учащимся

предлагается сравнить криволинейное движение и движение по окружности,

результаты сравнения записать на рабочем листе в специальную таблицу:

№ п/п Признак Содержание признака для криволинейного движения

Содержание признака для движения по окружности Примечание

При проведении сравнения поощряются любые идеи, учащиеся имеют право на

ошибку. При отработке этого навыка лучше использовать групповую форму

работы, т.к. в результате необходимо предъявить на общее обсуждение самые

значимые признаки и сделать вывод о том, что движение по окружности проще

описывать, чем криволинейное движение, т.к. последнее можно представить как

движение по дугам окружностей.

Следующиий этап – планирование. Решаем, что начинаем именно с движения по

окружности, изучаем, величины, описывающие это движение и их взаимосвязь.

Обычно ученики перечисляют некоторые из них, например, частоту и период.

Если это произошло, то начинаем этап «действие», т.е. изучение материала

урока именно с этих понятий. Здесь учащиеся на основе предложенных

учителем примеров должны будут самостоятельно сформулировать

определения, перевести определения на язык формул и установить единицы

измерения. Конечно, всё это получается сделать только при условии, что у

учащихся есть уже такой опыт, они знают правила построения определений для

каждой категории понятий, а также, если эта работа проводится в системе.

Одной из задач, которая решается на данном уроке является выяснение

направления вектора ускорения, при этом особенно важно сформировать у

учащихся навык построения разности векторов, а они, зачастую, не отработали

на уроках математики навыка складывать векторы. Это связано с тем, что

учащиеся или не делают вообще домашних заданий или списывают или, в

лучшем случае, делают их наскоро, без должной вдумчивости. А ведь в

традиционном уроке именно на домашнюю работу ложится задача отработки и

закрепления новых знаний, полученных на уроке. Именно поэтому я ставлю

перед собой задачу отработать основные навыки прямо на уроке.

При отработке навыка необходимо наиболее рационально использовать доску

(их должно быть в кабинетах физики и математики много!).

Рациональное использование доски предполагает:

- выполнение одного и того же задания (шага) одновременно несколькими

учениками (4-6 человек);

- на выполнение шага – не более 1 минуты, так как любой человек может

говорить предметно по теме, в которой он не является специалистом не более 3-

х минут;

- «вылавливание» всех возможных ошибок, особенно при достаточно мелких

шагах в инструкции;

- ошибки «вылавливаются» самими учениками;

- использование групповых форм (соревновательный эффект);

- повышается концентрация внимания;

- удерживание внимания, т.к. скоро пойду я;

- необходимость припоминать, подготавливаться к выполнению следующего

шага;

- разнообразие поз, реплик, мимики, почерка разных учеников не создаёт

занудного однообразия при повторении действий;

Пример пошаговой инструкции при построении вектора ускорения,

возникающего при движении тела по окружности:

1) Построить векторы скорости в точке А (υ

) и точке В (υ), (

R )

2) К концу вектора υ параллельным переносом перенести и приложить начало

вектора −υ

3) От начала первого вектора υ к концу второго −υ

провести вектор разности

(∆υ) ;

4) Показать цветным мелом направление вектора ускорения: а↑↑∆ υ.

Первая шестёрка учащихся выполняет пункт 1); вторая – пункт 2); третья –

пункты 3) и 4); делаем вывод о том, что вектор ускорения направлен внутрь

окружности.

На следующей группе окружностей точки А и В находятся ближе, т.е. на

расстоянии, при котором длина дуги АВ сливается с хордой АВ. Операцию

вычитания повторяет вторая половина класса. После этого делаем вывод о том,

что ускорение при движении по окружности стремится к центру окружности, а

если расстояние АВ будет стремиться к нулю, то ускорение будет направлено в

центр окружности. Таким образом, весь класс принял участие в отработке

навыка по вычитанию векторов, а в процессе этой деятельности был получен

результат, важный с точки зрения темы урока.

Опытный учитель заметит, что больше на уроке ничего и не успеть изучить,

внимательный читатель спросит: а как же оставшиеся этапы процесса обучения:

рефлексия, оценка эксперта, коррекция? Всё дело в том, что учебный материал

теперь разбивается не на уроки, а на смысловые модули, которые включают

несколько уроков данной темы, Именно в процессе изучения всего модуля

ученик проходит все 7 этапов процесса обучения.

Таким образом, главной задачей курса физики основной школы является задача

развития учащихся средствами физики как учебного предмета, а наиболее

эффективно эта идея реализуется при условии использования системно-

деятельностного подхода к обучению.



В раздел образования