Автор: Кириллина Любовь Степановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 26 (с углубленным изучением отдельных предметов)
Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Внеклассное занятие
Тема: "Задача пришла с картины"
Раздел: среднее образование
Учитель математики
Кириллина Любовь Степановна
Тема урока: «Задача пришла с картины».
Цели:
- Образовательная: Ознакомить с приемами устного возведения в квадрат.
- Воспитательная: Привить любовь к картинам русских художников,
музыке Чайковского; воспитать коллективизм, патриотизм и интерес к
математике.
- Развивающая; Развивать логическое мышление учащихся, память, речь.
План урока:
1.
Введение. Устный счет.
2.
Экскурсия в картинную галерею. Картина Н.П. Богданова-Бельского
«Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского».
3.
Задача пришла с картины.
4.
С.А. Рачинский- учитель- меценат.
5.
Приемы вычисления квадрата числа.
6.
С.А. Рачинский- разносторонне развитая личность.
7.
Муз. произведение П.И. Чайковского «Первый квартет».
8.
Заключение.
Введение.
Наш век- век скоростей. Мы производим, двигаемся все быстрее и
быстрее. Даже вычислять мы можем очень быстро с помощью
калькуляторов, новейших вычислительных оборудований. Но во все
времена ценилось умение быстро решать в уме. О людях с таким даром
ходили легенды, писали газеты:
- В конце 19 века на Западе были известны имена выдающихся виртуозов-
вычислителей: Иноди, Диаманди, Рюкле.
- В 1964 году было состязание человеком и ЭВМ на скорость вычислений.
Победил человек. Им оказался скромный таможенный служащий из
бельгийского города Варвье Жорж Мазюи.
- Инженер- строитель из города Мелекесса Юзеф Приходько возводит в
квадрат любое трехзначное число. Один лишь раз посмотрев 40-значное
число он может возпроизвести немедленно и не только слева направо, но
и справа налево ( показать на доске).
- Немецкого ученого Карла Гаусса называли королем математиков. Его
математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в
трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего
отца с каменщиками. Однажды в школе (Гауссу в то время было 10 лет)
учитель предложил класс сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал
задание, у Гаусса уже был готов ответ. На его грифельной доске было
написано:
101*50=5050
А мы сейчас проведем небольшую экскурсию в картинную галерею и
познакомимся с картиной, посвященной устному счету. Она так и
называется « Устный счет» и познакомит с ней учитель русской культу-ры
Инна Леонидовна.
Сегодня занятие у нас необычное. Запишите тему- «Задача пришла с
картины». Я предлагаю решить пример, написанный на доске картины.
(10²+11²+12²+13²+14²)/365
Вам нужно решить его устно. Кто решит поднимает руку и говорит ответ
тихо мне на ушко.
Правильно решивший рассказывает ход своего решения.
Хитрость: 10²+11²+12²=365
13²+14²=365
(365+365)/365=2
Придумал эту задачу учитель с картины Сергей Александрович
Рачинский. В 1875 году он своими силами построил школу в своем
родовом поместье Татево. Открыл интернат для крестьянских ребятишек.
Жил Рачинский в здании школы и проводил с ребятами и будни и
праздники, делил с ними все радости и горести. Но Сергей Александрович
на этом не остановился. Он на свои средства построил еще 15 школ,
содержал учителей этих школ, обеспечивал их учебными пособиями. С.А.
Рачинский одним из первых в России выступил за обучение грамоте
крестьянских девочек. В 1885 году стал попечителем женских училищ в
двух селах.
С.А. Рачинский, профессор биологических наук, однажды проводив
урок математики понял, что это его призвание. Он уделял большое
внимание устному счету и часто говорил своим ученикам: « С поля за
карандашом и бумагой не побежишь. Задачи надо решать в уме». Слава о
школе Рачинского разнеслась далеко за пределы села Татево. Крестьяне
говорили, что нигде так не учат и нигде не умеют так хорошо и быстро
считать, как в школе Сергея Александровича. В этих восторженных словах
крестьян была большая доля правды. На самом деле ученики Рачинского
прекрасно знали арифметику. Они легко и быстро решали различные
задачи. Особенно нравился им устный счет. Уроки арифметики были
похожи на игру- соревнование между учениками на правильное и быстрое
решение задач и примеров. Сергей Александрович готовил и руководил
этим соревнованием. Он всегда учил детей решать задачи быстро,
оригинально, красиво. Учил видеть неожиданные. Особые свойства чисел
и соотношений между ними так, как стал видеть эти свойства он сам-
профессор ботаники, который в молодости никогда не задумывался
всерьез о значении математики. В 1891 году была издана его книга «1001
задача для умственного счета».
В своей статье С.А.Рачинский описывает такую сцену- когда он спросил
на уроке, сколько будет 84*84, один мальчик мгновенно ответил: 7056.
Когда учитель, пораженный быстротой с которой мальчик нашел
правильный ответ, спросил у него, как он это сделал, мальчик ответил:
84*84=(7*12)(7*12)=(7*7)(12*12)=49*144=50*144-144=7200-144=7056
Все эти расчеты мальчик сделал в уме.
Попробуем и мы решить подобную задачу. Здесь тоже есть хитрость:
Мальчик использует умножение на 50 с помощью произведения 7*7=49
56*56=(7*8)(7*8)=(7*7)(8*8)=49*64=50*64-64=3200-64=3136
42*42=(7*6)(7*6)=(7*7)(6*6)=49*36=50*36-36=1764
Как видите – это не очень-то просто!
А теперь рассмотрим другой способ. Он больше подходит для чисел
больше 25.
(м-25)*100+(50-М)
Например: 37²=(37-25)*100+(50-37)²=1200+169=1369
48²=(48-25)*100+(50-48)²=2300+4=2304
С.А.Рачинский- разносторонне развитая личность. Он с детства увлекался
живописью, музыкой и цветоводством. В 34 года он стал доктором
естественных наук, ботаник. Тема его диссертации- « О некоторых
химических превращениях растительных тканей».
Прекрасный педагог, активнейший участник университетской жизни,
один из зачинателей русского дарвинизма, Рачинский всегда пользовался
огромным авторитетом. В начале 60-х годов в доме Рачинских в Москве
Был создан литературный салон. Здесь встречались ученые, художники,
литераторы. Композиторы. Частым посетителем его был Л.Н. Толстой. Лев
Николаевич глубоко уважал Рачинского и относился к его деятельности
народного учителя с большой симпатией.
Частым посетителем салона Рачинского был также Петр Ильич
Чайковский. У них завязалась большая дружба, которая продолжалась
много лет. Сергей Александрович увлекался музыкой, писал романсы и
прекрасно знал песенный фольклор родного края; это влекло к нему Петра
Ильича. В музыкальном наследии Чайковского имя Рачинского оказалось
связанной не с оперой. « Это патент на бессмертие!»- с восторгом
воскликнул Рачинский, узнав о посвящении ему Первого квартета.
Послушаем Первый квартет Чайковского.
А закончить занятие я хочу словами не математика по образованию, а
математика по призванию Сергея Александровича Рачинского:
« Способность к умственному счету полезна и в отношении
практическом, и как средство для здоровой умственной гимнастики»