Автор: Солодкова Мария Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Доклад
Тема: "Фольклорный ансамбль в детских школах искусств. Цели и задачи"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
(МБУ ДО ДШИ №1)
Доклад на тему:
«ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИССКУСТВ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ»
ПО.01.УП.01 «Фольклорный ансамбль»
для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства
«Музыкальный фольклор»
Подготовила: преподаватель класса
«Музыкальный фольклор»
Солодкова М. В.
Волгоград 2025
Русская традиционная песенная культура является одной из главных
вершин фольклорного искусства. На занятиях фольклорного ансамбля, у
обучающихся
народной
песенной
культуры,
требуется
наличие
определенных качеств: владения приемами традиционного певческого
искусства, комплекс вокально-технических навыков, умение через поэтику
песни воссоздать ее художественный образ и смысл, умение подчиниться
ансамблевому пению, но при этом сохранить свою индивидуальность. Все
эти принципы учащиеся получают в течение всего обучение на фольклорном
отделении.
Основной
принцип
работы
в
фольклорном
ансамбле,
является
стремление достоверно воссоздать подлинные образы народной песенной
культуры, а в нашем случае воссоздать подлинный образ того региона, в
котором проживают наши учащиеся.
Традиционное пение находится в
тесной взаимосвязи с другими видами народного творчества, такими как что
предоставляет учащимся получить комплекс знаний в области народной
художественной культуре.
Занятия в ансамбле представляют учащимся возможность понять
многообразный
чувственный
и
эмоциональный
мир
русской
песни.
Практически
усвоить
основные
закономерности
развития
народного
многоголосия,
умения
слушать
и
слышать.
Целью
дисциплины
фольклорный
ансамбль
является
подготовка
высоквалифицированных
руководителей
фольклорных
ансамблей
к
организационно-творческой, исполнительной и собирательной деятельности
в качестве педагога способного передать участникам своего коллектива
знания в области народной традиционной культуры.
Задачи педагога:
развивать певческий голос, вокальный слух и навыки ансамблевого
пения;
выработать чистоту интонирования в традиционных ладах народной
музыки;
овладеть
навыками
исполнения
метроритмических
и
текстовых
разночтений в многоголосной партитуре;
освоить методику слухового перенимания песни от исполнителей;
обучить основам работы с фольклорным первоисточником;
на
основе
изучения
лучших
образцов
народного
многоголосия
сформировать
художественный
вкус,
необходимый
для
отбора
репертуара в будущей профессиональной деятельности.
Предмет «Фольклорный ансамбль» направлен на получение учащимися
специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования
народной песни и принципах ее воспроизведения.
Разработанная программа по предмету «Фольклорный ансамбль»
ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание песенно-
музыкального, танцевального и обрядового фольклора России.
Программа по данному предмету является частью комплекса предметов
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
музыкального
искусства
«Музыкальный
фольклор»
и
находится
в
непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное
творчество», «Сольное народное пение», «Сольфеджио», «Музыкальная
литература».
Программа
разработана
с
учетом
обеспечения
преемственности
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального
и
высшего
профессионального
образования
в
области
музыкального
искусства.
Программа может послужить задачам возрождения фольклорного
творчества
как
одной
из
важных
составляющих
национальной
художественной культуры.
Основой формирования личности, ее эстетических потребностей
является
гармоничное
освоение,
начиная
с
самого
юного
возраста,
художественных ценностей традиционной национальной культуры своего
народа, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на
фундаментальные элементы традиционной культуры.
Цель и задачи учебного предмета «Фольклорный ансамбль»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на
основе
приобретенных
им
знаний,
умений
и
навыков
в
области
музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся
и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в
профессиональных
учебных
заведениях
среднего
профессионального
образования по профилю предмета.
Задачи:
развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению
специфическими чертами народной музыки;
получение учащимися необходимых знаний об аутентичных народных
традициях и песенной культуре;
создание
условий
для
передачи
знаний
и
представлений
о
разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном,
инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства
ритма, музыкальной памяти);
обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере
исполнения, а также навыкам импровизации;
освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного
пения;
развитие
художественных
способностей
учащихся
до
уровня,
необходимого
для
дальнейшего
обучения
в
профессиональных
образовательных учреждениях культуры и искусства.
Результатом освоения предмета «Фольклорный ансамбль» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также
особенностей оформления нотации народной песни;
- знание характерных особенностей народного пения, вокально-
хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого
исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального
коллектива;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно,
так и в составах фольклорных коллективов;
- умение самостоятельно разучивать вокальные партии;
- умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов
и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том
числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;
- навыки фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
- практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;
- навыки владения различными манерами пения;
- навыки аккомпанирования голосу в процессе работы, а также в
концертном исполнении вокальных произведений различных жанров;
- навыки публичных выступлений.