Напоминание

"Фольклорный ансамбль в детских школах искусств. Цели и задачи"


Автор: Солодкова Мария Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Доклад
Тема: "Фольклорный ансамбль в детских школах искусств. Цели и задачи"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»

(МБУ ДО ДШИ №1)

Доклад на тему:

«ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИССКУСТВ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ»

ПО.01.УП.01 «Фольклорный ансамбль»

для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программе в области музыкального искусства

«Музыкальный фольклор»

Подготовила: преподаватель класса

«Музыкальный фольклор»

Солодкова М. В.

Волгоград 2025

Русская традиционная песенная культура является одной из главных

вершин фольклорного искусства. На занятиях фольклорного ансамбля, у

обучающихся

народной

песенной

культуры,

требуется

наличие

определенных качеств: владения приемами традиционного певческого

искусства, комплекс вокально-технических навыков, умение через поэтику

песни воссоздать ее художественный образ и смысл, умение подчиниться

ансамблевому пению, но при этом сохранить свою индивидуальность. Все

эти принципы учащиеся получают в течение всего обучение на фольклорном

отделении.

Основной

принцип

работы

в

фольклорном

ансамбле,

является

стремление достоверно воссоздать подлинные образы народной песенной

культуры, а в нашем случае воссоздать подлинный образ того региона, в

котором проживают наши учащиеся.

Традиционное пение находится в

тесной взаимосвязи с другими видами народного творчества, такими как что

предоставляет учащимся получить комплекс знаний в области народной

художественной культуре.

Занятия в ансамбле представляют учащимся возможность понять

многообразный

чувственный

и

эмоциональный

мир

русской

песни.

Практически

усвоить

основные

закономерности

развития

народного

многоголосия,

умения

слушать

и

слышать.

Целью

дисциплины

фольклорный

ансамбль

является

подготовка

высоквалифицированных

руководителей

фольклорных

ансамблей

к

организационно-творческой, исполнительной и собирательной деятельности

в качестве педагога способного передать участникам своего коллектива

знания в области народной традиционной культуры.

Задачи педагога:

развивать певческий голос, вокальный слух и навыки ансамблевого

пения;

выработать чистоту интонирования в традиционных ладах народной

музыки;

овладеть

навыками

исполнения

метроритмических

и

текстовых

разночтений в многоголосной партитуре;

освоить методику слухового перенимания песни от исполнителей;

обучить основам работы с фольклорным первоисточником;

на

основе

изучения

лучших

образцов

народного

многоголосия

сформировать

художественный

вкус,

необходимый

для

отбора

репертуара в будущей профессиональной деятельности.

Предмет «Фольклорный ансамбль» направлен на получение учащимися

специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования

народной песни и принципах ее воспроизведения.

Разработанная программа по предмету «Фольклорный ансамбль»

ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание песенно-

музыкального, танцевального и обрядового фольклора России.

Программа по данному предмету является частью комплекса предметов

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы

в

области

музыкального

искусства

«Музыкальный

фольклор»

и

находится

в

непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное

творчество», «Сольное народное пение», «Сольфеджио», «Музыкальная

литература».

Программа

разработана

с

учетом

обеспечения

преемственности

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в

области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных

профессиональных образовательных программ среднего профессионального

и

высшего

профессионального

образования

в

области

музыкального

искусства.

Программа может послужить задачам возрождения фольклорного

творчества

как

одной

из

важных

составляющих

национальной

художественной культуры.

Основой формирования личности, ее эстетических потребностей

является

гармоничное

освоение,

начиная

с

самого

юного

возраста,

художественных ценностей традиционной национальной культуры своего

народа, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на

фундаментальные элементы традиционной культуры.

Цель и задачи учебного предмета «Фольклорный ансамбль»

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на

основе

приобретенных

им

знаний,

умений

и

навыков

в

области

музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся

и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в

профессиональных

учебных

заведениях

среднего

профессионального

образования по профилю предмета.

Задачи:

развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению

специфическими чертами народной музыки;

получение учащимися необходимых знаний об аутентичных народных

традициях и песенной культуре;

создание

условий

для

передачи

знаний

и

представлений

о

разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном,

инструментальном, литературном, танцевальном и др.);

развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства

ритма, музыкальной памяти);

обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере

исполнения, а также навыкам импровизации;

освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного

пения;

развитие

художественных

способностей

учащихся

до

уровня,

необходимого

для

дальнейшего

обучения

в

профессиональных

образовательных учреждениях культуры и искусства.

Результатом освоения предмета «Фольклорный ансамбль» является

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также

особенностей оформления нотации народной песни;

- знание характерных особенностей народного пения, вокально-

хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого

исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального

коллектива;

- знание музыкальной терминологии;

- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно,

так и в составах фольклорных коллективов;

- умение самостоятельно разучивать вокальные партии;

- умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов

и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том

числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;

- навыки фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;

- практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;

- навыки владения различными манерами пения;

- навыки аккомпанирования голосу в процессе работы, а также в

концертном исполнении вокальных произведений различных жанров;

- навыки публичных выступлений.



В раздел образования