Автор: Саяпина Алина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 51 города Белово
Населённый пункт: Кемеровская обл., г. Белово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Беседа "Весна пришла"
Раздел: дошкольное образование
Беседа для детей старшей группы: «Весна пришла!»
Цель: Закрепить представления детей о весне и признаках наступления
весны.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую речь. Уточнить и систематизировать
знания о характерных признаках весны (дни становятся длиннее, сильнее
греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, возвращаются
птицы);
2. Научить детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их
содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует
художник, чувствовать красоту произведения искусства;
3. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы,
показать красоту весны. Прививать интерес к художественному слову;
4. Составить опорную таблицу, заучить стихотворение с опорой на
составленную таблицу.
Предварительная работа: Прочитать стихотворение В. Алферова
«Март», экскурсия по территории детского сада, оформление с детьми
альбома «Весенние приметы», рисование на тему «Весна», аппликация на
тему «Подснежник», рассматривание иллюстраций на тему «Весна»,
выставка книг о весне.
Демонстрационный материал:
Репродукция с картины А. Саврасова "Грачи прилетели"
Раздаточный материал:
Иллюстрации с временами года.
Методические приемы: игровая ситуация, сюрпризный момент,
беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним,
физкультминутка «Мишка», подведение итогов.
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем. Я сейчас загадаю загадки, а
вы покажите ответ, о котором говорится в загадке. (Воспитатель раздает
детям иллюстрации, на которых изображены пейзажи весны, лета, осени,
зимы – так, чтобы у каждого ребенка были представлены все времена года.)
Воспитатель:
- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла…(Весна)
- Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
- Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)
Воспитатель: Правильно ребята, конечно же, это весна. А как вы узнали,
что в загадках говорится о весне?
Ответы детей: Весной начинает таять снег, по земле бегут ручейки,
прилетают птицы, солнце теплее греет.
Сюрпризный момент: В комнату залетает птица (маску птицы может одеть
младший воспитатель) и приносит детям конверт.
Воспитатель: Дети, что же в этом конверте? Давайте сейчас мы посмотрим.
(Воспитатель читает письмо). Нам предлагают стать помощниками весны
Проводится лексическая игра «Помощники весны».
Задача игры
– подобрать как можно больше весенних слов. И в
конверте лежит лист форматом А3, на котором нарисовано солнышко).
Воспитатель: Нам в конверте отправили солнышко, но у него нет лучиков.
Мы будем подбирать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет
одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у
нашего солнышка! И тем теплее оно будет нас греть!
Воспитатель: Солнышко какое?
Дети: Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое,
желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее,
благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.
Воспитатель: Весна какая?
Дети: Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая,
солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная,
травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое у нас получилось теплое и яркое
солнышко. (Дети смотрят на солнышко и радуются)
Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим на картину. Что на ней
нарисовано?
Рассматривание картины художника Алексея Саврасова «Грачи
прилетели».
Дети: На картине нарисована весна, птицы прилетели, снег начинает таять.
Воспитатель: Молодцы. Эта картина художника Алексея Саврасова,
называется «Грачи прилетели». Она говорит нам о весне, которая еще только
начинается, о весеннем настроении.
Мы видим природу, которая еще не проснулась от зимнего сна, а только
пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал
зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это - весна.
Весну мы узнаем по определенным признакам, стоит посмотреть
внимательнее и мы видим огромную проталину с водой с правой стороны,
луч солнца, освещающий картину. А еще мы видим то, что нарисовать
невозможно, но можно изобразить - воздух. Картина наполнена воздухом -
весенним, свежим, теплым.
Ну и главная деталь, которая только подтверждает наши выводы о весне -
грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые
покинули осенью. Грачи - перелетные птицы, раз они прилетели, значит,
весна точно началась.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем
физкультминутку «Мишка».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад)
Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)
И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)
И на бревнышке уселся (садимся)
После окончания физкультминутки, дети садятся на стульчики перед
мольбертом (на нем закреплен лист ватмана).
Воспитатель: Отдохнули? А теперь послушаем стихотворение.
Отшумели все метели
И морозы не трещат
С крыш закапали капели
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Весна!
Воспитатель: А теперь нарисуем таблицу из 10 ячеек и расставим в
правильном порядке картинки по прочитанному стихотворению. По этой
таблице вы сможете сами прочитать стихотворение.
Воспитатель с детьми расставляет 10 картинок с изображениями по
стихотворению. Предложите детям попробовать рассказать стихотворение с
помощью таблицы. Заучивание стихотворения с детьми с опорой на
составленную таблицу.
Можно использовать картину А. Саврасова «Грачи прилетели».
Воспитатель: Ребята, весна – щедрое на радость время года. Весной
необходимо любоваться красотой природы, слушать пение птиц и
наслаждаться чудными майскими запахами. Спасибо за внимание!