Напоминание

«Основные цели и задачи творческих способностей у детей раннего возраста»


Автор: Филиппова Дарья Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №6
Населённый пункт: город Ворсма,Нижегородская область
Наименование материала: Консультация для педагогов.
Тема: «Основные цели и задачи творческих способностей у детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский

сад №6 г. Ворсма

Консультация для педагогов

«Основные цели и задачи

творческих способностей у детей раннего возраста»

Каждый

нормальный

ребенок

рождается

с

врожденными

творческими

способностями,

но

творческими

людьми

вырастают

только

те дети, условия воспитания, которых позволяют

развить эти способности вовремя

О. Белобрыкина

Сегодня во всём мире внимание психологов,

физиологов и педагогов привлечено к проблеме

раннего детства. От того, в каких условиях оно

будет протекать, зависит будущее ребёнка.

Происходящие в обществе преобразования порождают новые требования для развития

детей в дошкольных образовательных организациях. Одним из них является развитие

творческих способностей у детей, которое реализуется путем решения задач: создания

благоприятных

условий

для

развития

детей

в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого

потенциала каждого ребенка как субъект отношений с самим собой, другими детьми,

взрослыми и миром.

Развитие творческих способностей у детей является сложным и длительным процессом,

поэтому с самого раннего возраста ребенку необходимо развивать чувство красоты. Дети

получают первые художественные впечатления, присоединяются к искусству, осваивают

различные виды художественной деятельности.

Ребёнок

раннего

возраста

охотно

вовлекается

в

продуктивную

познавательно-

творческую деятельность. В ней ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого

взрослым и через различные формы и способы включается в освоение художественного опыта;

с другой стороны, он пробует себя в качестве художника — творца. Это требует от него

творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять

опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности

сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Активно

участвуя в

процессе

преображения

мира

на

доступном

содержании

и

общаясь со

взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт

за собой развитие различных сфер личности ребёнка: интеллектуальной, нравственной, волевой

и эмоциональной.

Творчество является одной из важнейших форм умственной деятельности детей, которую

можно рассматривать как универсальное средство личностного развития, обеспечивающее

устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, необходимое количество сил для

преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к реальности. Это

творческая деятельность, которая заставляет человека смотреть в будущее, создавать и

модифицировать его. Творчество (творчество) – то активная, целенаправленная деятельность

человека, в результате которой появляется что-то новое, оригинальное.

Творчество является наиболее важной характеристикой человека – и оно должно формироваться у

ребенка с раннего возраста. Особое место в развитии дошкольного развития.

В детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных

деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста.

Е.

А.

Флёрина

дала

следующее

определение

детского

творчества:

«Детское

изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей

действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе

воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через

слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а

перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».

Мы должны у наших детей воспитывать пытливость, смекалку, инициативу, воображение,

фантазию – то есть те качества, которые находят яркое выражение

в творчестве детей.

Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского

творчества заключаются во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, конструирования и

игры-драматизации. В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность

всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее

и отличное. У них развивается внимание, усидчивость, тренируются рука и глаз.

Для успешного развития творческой личности необходимо создать в детском саду такую

обстановку, которая будет опережать развитие ребенка. Это развитие должно носить

гармоничный и системный характер. То есть необходимо как можно раньше окружить ребенка

такой средой, которая будет стимулировать его творческую, познавательную, речевую,

социально-коммуникативную деятельность.

При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста важен метод совместных

действий взрослого и ребенка - «сотворчество». В народной педагогике рекомендуется,

занимаясь с ребенком, находить различные формы совместных занятий.

Занятия рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Рисование

побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить

возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности

ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

Рисуя, ребёнок отражает не только то, что

видит

вокруг,

но

и

проявляет

собственную

фантазию.

Маленькие

дети

в

силу

своих

возрастных

особенностей

не

способны

сосредоточиться на одном виде деятельности

длительное время. Уровень развития ручной

моторики

маленьких

детей

делает

затруднительной

работу

с

художественными

материалами и инструментами.

Если ребёнок упрямиться и не хочет выполнять задание, необходимо постараться

заинтересовать ребёнка, и выяснить причину его нежелания выполнять работу. Данная

ситуация типична и объясняется тем, что ребенок или не достаточно хорошо владеет

исполнительскими умениями: рука не слушается, карандаш так и норовит выпасть, повернуть в

другую сторону, или ребенок не очень хорошо представляет себе предмет из-за плохо развитого

восприятия.

Постепенно, благодаря целенаправленной работе у ребенка сформируется умелость руки,

он овладеет формообразующими движениями, способами

действия и умением действовать с

изобразительными инструментами, что является основой формирования устойчивого замысла.

И восприятие его также будет обогащаться: в предметах ребенок будет замечать форму,

конструкцию, признаки, детали, по - новому характеризующие образ.

Задача педагога заключается в том, чтобы выяснить причину неумения ребенка,

определить компонент, не имеющий наполнения (восприятие или исполнительство). Если

страдает компонент восприятия, то необходимо организовывать дополнительные наблюдения с

такими детьми, обращать внимание на конструкцию предмета, его детали, части. Дать

возможность пощупать, данный предмет, понюхать, при необходимости попробовать на вкус и

т. д. Неумение пользоваться кистью, карандашом, несформированность формообразующих или

обобщенных способов деятельности заставляют педагога научить этому ребенка.

Маленьким детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя

традиционные способы рисования: кисточкой, карандашами, фломастерами.

Самыми эффективными способами рисования – являются нетрадиционные способы

изобразительной деятельности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их

необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На

листочке дерева, на снегу, на песке, на газете… Доступность использования нетрадиционных

техник

определяется

возрастными

особенностями дошкольников. Так, например, начинать

работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой,

обрывками бумаги, бумажными тампонами и салфетками, ватными палочками и т. п.

С малышами можно нарисовать, как идет дождик (капельки-пальчики, курочка клюет

зернышки, дорисовать ветку мимозы, раскрасить зайчика. Ребенок может придумать целую

историю, что он нарисовал, и это уже развивает у него творчество и воображение.

Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его

способность

видеть,

чувствовать

и

осознавать

выразительность

образов,

замечать

неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем

творчестве.

Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение

дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы

он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни; творцом своей

собственной личности.

Условия формирования детского творчества:

1.

Одним из главных условий развития творчества является наличие интереса к

изобразительной деятельности, который возникает на основе ведущего вида деятельности –

игры. Начиная занятия со сказки, веселого стихотворения или потешки, можно эмоционально

затронуть малыша, превратить занятие в увлекательную игру. Созданию игрового настроения

способствуют

также

ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие

мышления. Поддерживая интерес к деятельности, можно предложить разные способы

достижения желаемого. Например, если не удается нарисовать машинку, предложите сделать

машину из конструктора. Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно

слишком простое, следует понять причину и усложнить или облегчить его. Для того, чтобы

ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать внимание и умение

сосредотачиваться., стараться привлекать ребенка к логическому завершению задания.

2.

Не менее важным условием исследователи считают наличие действенного мотива

деятельности. Мотив может быть направлен на достижение результата деятельности (Рисование

– «осень» - ты знаешь, какая бывает осень. А мама не знает, какая осень красивая. Давай ей

покажем). Так же мотив может быть основан на потребности ребенка кого-либо порадовать,

помочь кому-либо.

3.

Необходимо обеспечить и правильное восприятие предметов. С этой целью

проводятся наблюдения, экскурсии, обследования т. е. обогащается сенсорный опыт ребенка –

потрогать, погладить, обвести форму, рассмотреть иллюстрации, фотографии. В процессе

восприятия предметов уточняются представления о форме, цвете, конструкции, определяются

его художественные достоинства.

4.

Необходимо

формировать

исполнительские

навыки

детей,

знакомить

с

изобразительными материалами, закреплять способы действия с ними,

показывать их

выразительные возможности, развивать формообразующие движения, т. к. это важное условие,

способствующее развитию изобразительного творчества.

5.

Н. П. Сакулина указывает на важность игрового отношения к

предметам. Все

занятие необходимо проводить в игровой форме, усвоение изображения происходит через игру.

Многие авторы предлагают использовать игровые сюрпризные моменты – в гости приходят

игрушки, для которых создается изображение. Одним словом, необходимо создавать условия

для непроизвольного обучения детей творчеству. Использование произведений искусства в

работе с дошкольниками так же способствует развитию творчества детей.

6.

Воспитатель должен предусмотреть вариативность предмета изучения, способов

показа (круг можно закрасить разными приемами, вариативность использования образцов

(несколько Снегурочек в качестве образца, похожих но не одинаковых, что обеспечивает

отсутствие стандарта в изображении.

7.

Важно при подаче материала соблюдать принцип последовательности от простого

к

сложному.

Ведь

основная

цель

воспитателя

-

вовлечь

ребенка в творческий процесс,

дать почувствовать, что у него все получается. Здесь нет жестких рамок, которым обязательно

нужно соответствовать, здесь ценятся попытки найти свое, оригинальное решение. Интересные

работы могут получаться у многих детей. Так дети раскрепощаются, становятся настоящими

творческими людьми.

8.

Важна заинтересованность воспитателя в том, что творят дети. Для этого он должен

владеть системой знаний о творчестве как о процессе, быть эмоциональным, знать методы,

приемы, условия, обеспечивающие творчество.

9.

Наличие материальной базы не менее важно, т. к. для реализации замысла, ребенку

необходимы разнообразные инструменты, материалы, которые позволяют это сделать. Так же

большое значение имеет наличие изобразительного уголка в группе, где ведется работа по

знакомству детей с произведениями искусства. В уголке могут быть сосредоточены книги,

иллюстрации, альбомы, изобразительные материалы и пр. Воспитатель должен косвенно

руководить самостоятельной деятельностью детей в созданной изостудии.

10.

Необходимо донести до родителей понимание сути творчества, предложить не

ограничивать, а способствовать тому, чтобы ребенок занимался художественной деятельностью

дома.

11.

Особое внимание следует обратить на то, что детские работы должны

«жить» в детском саду. Дети должны видеть, что их работы кому-то нужны – украшают

интерьер группы, зала, используются как атрибуты в сюжетно-ролевой игре, (дети лепят из

теста баранки, раскрашивают, а затем используют в качестве угощения для кукол) и т. д.

Перечисленные выше условия – лишь часть, способствующая формированию творческих

способностей дошкольников.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и

всегда. Мы должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет

способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками,

пластилином, конструктором и пр., хвалить

за успехи и терпение в

достижении определённых результатов.

Взрослые должны в пределах разумного давать

волю детской фантазии и не сдерживать его

креативной активности.

Таким образом, чем разнообразнее будут

условия, в которых протекает

художественная деятельность,

содержание, формы, методы и приемы работы

с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут

развиваться детские художественные способности

.



В раздел образования