Напоминание

"Моя педагогическая философия"


Автор: Малкова Анна Дмитриевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГПОУ ПК г. Новокузнецка
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Моя педагогическая философия"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Моя педагогическая философия

Дети....Наша боль, наша радость, наша надежда....

Я думаю, и они встают передо мной... Доверчивые и настороженные, лукавые и

грустные, испуганные и дерзкие. А в глазах вопрос: «Вы мне поможете?».

А чтобы помочь, надо знать.

С чего все началось? 2002 год – я студентка 1 курса КузГПА, факультета

русского языка и литературы. Я верила, что сделала верный шаг, выбрав

профессию учителя. Но хороший педагог – это не только кладезь знаний, но и

знаток человеческой души. Я хотела стать именно таким специалистом, поэтому

училась все пять лет «не щадя живота». « Работать, работать и работать!» -

твердила я себе по утрам, вставая нередко в 4-5 часов, чтобы никто не мешал. И

было нас только трое: Я, компьютер и книги. Девичье честолюбие,

помноженное на труд и хорошую школьную базу, было основой будущих

успехов. Я верила, что смогу заинтересовать своих учеников любимой мною

литературой. Я все смогу....

В 2007 году я впервые переступила порог класса. У меня не было опыта, и мне

не с чем было сравнивать каждую новую педагогическую ситуацию. Я училась

быть и уравновешенной и строгой, и уступчивой, и требовательной, и

невозмутимой и жизнерадостной. Поначалу многое не получалось, а потому я

допускала повышенный тон, нервозность, двойки, записи в дневниках, беседы с

родителями, И как следствие – обостренная реакция ребят. Но я старалась

быть самокритичной.

Работая в средней школе, а потом в колледже, я убедилась, что ни одна

методика не гарантирует от неудач. Почему у одних учеников получается, а у

других – нет. У одних крепли знания и вера в себя, у других – постепенно росли

сознание своего бессилия и неприязнь ко мне и преподаваемому мной предмету.

Как им помочь? Какой должна быть методика преподавания, чтобы каждый

ученик раскрыл свои природные возможности?

С той поры я прочла не одну книгу, познакомилась с идеями многих педагогов –

новаторов. Я решила выяснить, в чем отличие тех, у кого

«получалось», от тех, у кого «не получалось». Каковы интересы моих учеников,

чем они любят заниматься в свободное время? Проведенное мной

анкетирование позволило обнаружить это отличие. Оно заключалось в широте,

количестве и глубине « побочных» интересов. А что если успехи в овладении

русским языком и литературой зависят в большей степени от уровня общего

развития человека, нежели от каких – то особых способностей. Я поняла:

способность к одному виду деятельности слагается из способностей к другим.

Значит, задача развития одной способности должна быть одновременно и

задачей развития «побочных способностей». Надо развивать человека в целом.

Я решила провести эксперимент и взяла группу «слабых учеников», и, влияя на

формирование « побочных интересов», проследила, скажется ли это на качестве

их знаний по русскому языку. Первое время я почти отказалась от обычной

формы урока. Мы писали рассказы, делали зарисовки в тетради с помощью

слов: эпитетов, метафор и других языковых средств, играли в игру «Слабое

звено», перед тем как написать сочинение по картине ходили в однодневные

походы в лес. На уроке часто я просто рассказывала о достижениях

современной науки. Как самое драгоценное берегла я в них желание учиться.

Постепенно у учащихся окреп интерес к русскому языку, появилась вера в свои

силы. Мы много и разнообразно занимались на уроках литературы, преодолевая

все более сложные ступени. На уроках я часто проводила параллель с

современным миром, говорила, что любая книга учить нас любить, быть

справедливыми и нравственно богатыми. Каждый рос как личность. Это было

главное. И вот наконец олимпиада...... Какими словами передать то, что

испытала, когда мой ученик занял 2 место и был отмечен грамотой.

Сегодня я с полной ответственностью утверждаю: «Человек может все!»

Создайте ему условия для этого. Мы часто говорим: «Развитие ребенка,

развитие человека». Но что значит «развивать человека» Это значит развивать

все, что включает в себя понятие «человек». В основе методики воспитания

многих педагогов лежит принцип отбора: 1) Я даю – ученик берет – ученик

учится. 2) Я даю – ученик не берет – ученик не учится. Такой подход к

«образованию» удобен преподавателю – предметнику: главное – предмет,

который надо « дать».

Все внимание сосредоточивается на знании учебного материала, а не на

ученике. По-другому подходит к этой проблеме учитель – психолог. Он

стремиться к познанию своих учеников, на основе этого познания строя и

преподавание предмета. Он живет жизнью тех, кого учит.

Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику,

создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое

главное – педагог должен помочь школьнику осознать себя личностью,

пробудить потребность в познании себя, жизни, воспитать в нем чувство

человеческого достоинства. От веры учителя в возможности каждого своего

ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь

зависят успехи его учеников на пути познания.

Наша цель – сделать так, чтобы сам учебный процесс явился гарантией

гармоничного развития каждого учащегося. Смысл учительской жизни –

ученик! Он определяет нашу позицию, творческие принципы. Учитель – творец

урока и, значит, открыватель своего пути. Каждый урок – открытие. Оно – то и

ведет на урок и ученика, и учителя, вселяя обоюдную радость творчества,

сотрудничества, заинтересованного отношения к необычному уроку.

Горькая минута урока – пустые глаза ученика. Завоевать внимание детей – это

завоевать их самих. Но как? Нужно помнить, что когда – то и ты был точно

таким, как они. Вот и нужно входить в класс таким, каким был, только

повзрослевшим, умудренным. Посмотреть на все глазами далекого детства и

соотнести то, чего хочется ребятам сейчас, с тем, что им необходимо завтра.

Самое трудное – полюбит в детях возраст, в сущности, их самих.

Желанный итог урока – когда учитель не нужен. Творческий прием дает этот

«итог» - наивысшую учебную активность. Он – и стержень, и самый главный

инструмент урока.

Искусство воспитания – одно из самых древних и сложных. Но начинается оно

с простого: принять и полюбить ученика, какой он есть.

Наше главное звено – урок. Не состоялся он – не состоялся учитель. Нужно

вдохновенно работать над каждым уроком. Если прекращен поиск, творческое

становится шаблоном.

По-настоящему учитель открыт только ребятам. Их оценка его работы важнее

любых авторитетных мнений. В огромной массе своей школьники хотят

учиться, но на качественно иной, демократической основе. Они сами дают нам

в руки методику работы с ними.

Настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учениками.

Я иду к детям! Чтобы они были лучше, добрее, гуманнее, чтобы умели

выходить из любых жизненных тупиков, идя вперед, а не пятясь назад.



В раздел образования