Автор: Малкова Анна Дмитриевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГПОУ ПК г. Новокузнецка
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Моя педагогическая философия"
Раздел: среднее профессиональное
Моя педагогическая философия
Дети....Наша боль, наша радость, наша надежда....
Я думаю, и они встают передо мной... Доверчивые и настороженные, лукавые и
грустные, испуганные и дерзкие. А в глазах вопрос: «Вы мне поможете?».
А чтобы помочь, надо знать.
С чего все началось? 2002 год – я студентка 1 курса КузГПА, факультета
русского языка и литературы. Я верила, что сделала верный шаг, выбрав
профессию учителя. Но хороший педагог – это не только кладезь знаний, но и
знаток человеческой души. Я хотела стать именно таким специалистом, поэтому
училась все пять лет «не щадя живота». « Работать, работать и работать!» -
твердила я себе по утрам, вставая нередко в 4-5 часов, чтобы никто не мешал. И
было нас только трое: Я, компьютер и книги. Девичье честолюбие,
помноженное на труд и хорошую школьную базу, было основой будущих
успехов. Я верила, что смогу заинтересовать своих учеников любимой мною
литературой. Я все смогу....
В 2007 году я впервые переступила порог класса. У меня не было опыта, и мне
не с чем было сравнивать каждую новую педагогическую ситуацию. Я училась
быть и уравновешенной и строгой, и уступчивой, и требовательной, и
невозмутимой и жизнерадостной. Поначалу многое не получалось, а потому я
допускала повышенный тон, нервозность, двойки, записи в дневниках, беседы с
родителями, И как следствие – обостренная реакция ребят. Но я старалась
быть самокритичной.
Работая в средней школе, а потом в колледже, я убедилась, что ни одна
методика не гарантирует от неудач. Почему у одних учеников получается, а у
других – нет. У одних крепли знания и вера в себя, у других – постепенно росли
сознание своего бессилия и неприязнь ко мне и преподаваемому мной предмету.
Как им помочь? Какой должна быть методика преподавания, чтобы каждый
ученик раскрыл свои природные возможности?
С той поры я прочла не одну книгу, познакомилась с идеями многих педагогов –
новаторов. Я решила выяснить, в чем отличие тех, у кого
«получалось», от тех, у кого «не получалось». Каковы интересы моих учеников,
чем они любят заниматься в свободное время? Проведенное мной
анкетирование позволило обнаружить это отличие. Оно заключалось в широте,
количестве и глубине « побочных» интересов. А что если успехи в овладении
русским языком и литературой зависят в большей степени от уровня общего
развития человека, нежели от каких – то особых способностей. Я поняла:
способность к одному виду деятельности слагается из способностей к другим.
Значит, задача развития одной способности должна быть одновременно и
задачей развития «побочных способностей». Надо развивать человека в целом.
Я решила провести эксперимент и взяла группу «слабых учеников», и, влияя на
формирование « побочных интересов», проследила, скажется ли это на качестве
их знаний по русскому языку. Первое время я почти отказалась от обычной
формы урока. Мы писали рассказы, делали зарисовки в тетради с помощью
слов: эпитетов, метафор и других языковых средств, играли в игру «Слабое
звено», перед тем как написать сочинение по картине ходили в однодневные
походы в лес. На уроке часто я просто рассказывала о достижениях
современной науки. Как самое драгоценное берегла я в них желание учиться.
Постепенно у учащихся окреп интерес к русскому языку, появилась вера в свои
силы. Мы много и разнообразно занимались на уроках литературы, преодолевая
все более сложные ступени. На уроках я часто проводила параллель с
современным миром, говорила, что любая книга учить нас любить, быть
справедливыми и нравственно богатыми. Каждый рос как личность. Это было
главное. И вот наконец олимпиада...... Какими словами передать то, что
испытала, когда мой ученик занял 2 место и был отмечен грамотой.
Сегодня я с полной ответственностью утверждаю: «Человек может все!»
Создайте ему условия для этого. Мы часто говорим: «Развитие ребенка,
развитие человека». Но что значит «развивать человека» Это значит развивать
все, что включает в себя понятие «человек». В основе методики воспитания
многих педагогов лежит принцип отбора: 1) Я даю – ученик берет – ученик
учится. 2) Я даю – ученик не берет – ученик не учится. Такой подход к
«образованию» удобен преподавателю – предметнику: главное – предмет,
который надо « дать».
Все внимание сосредоточивается на знании учебного материала, а не на
ученике. По-другому подходит к этой проблеме учитель – психолог. Он
стремиться к познанию своих учеников, на основе этого познания строя и
преподавание предмета. Он живет жизнью тех, кого учит.
Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику,
создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое
главное – педагог должен помочь школьнику осознать себя личностью,
пробудить потребность в познании себя, жизни, воспитать в нем чувство
человеческого достоинства. От веры учителя в возможности каждого своего
ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь
зависят успехи его учеников на пути познания.
Наша цель – сделать так, чтобы сам учебный процесс явился гарантией
гармоничного развития каждого учащегося. Смысл учительской жизни –
ученик! Он определяет нашу позицию, творческие принципы. Учитель – творец
урока и, значит, открыватель своего пути. Каждый урок – открытие. Оно – то и
ведет на урок и ученика, и учителя, вселяя обоюдную радость творчества,
сотрудничества, заинтересованного отношения к необычному уроку.
Горькая минута урока – пустые глаза ученика. Завоевать внимание детей – это
завоевать их самих. Но как? Нужно помнить, что когда – то и ты был точно
таким, как они. Вот и нужно входить в класс таким, каким был, только
повзрослевшим, умудренным. Посмотреть на все глазами далекого детства и
соотнести то, чего хочется ребятам сейчас, с тем, что им необходимо завтра.
Самое трудное – полюбит в детях возраст, в сущности, их самих.
Желанный итог урока – когда учитель не нужен. Творческий прием дает этот
«итог» - наивысшую учебную активность. Он – и стержень, и самый главный
инструмент урока.
Искусство воспитания – одно из самых древних и сложных. Но начинается оно
с простого: принять и полюбить ученика, какой он есть.
Наше главное звено – урок. Не состоялся он – не состоялся учитель. Нужно
вдохновенно работать над каждым уроком. Если прекращен поиск, творческое
становится шаблоном.
По-настоящему учитель открыт только ребятам. Их оценка его работы важнее
любых авторитетных мнений. В огромной массе своей школьники хотят
учиться, но на качественно иной, демократической основе. Они сами дают нам
в руки методику работы с ними.
Настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учениками.
Я иду к детям! Чтобы они были лучше, добрее, гуманнее, чтобы умели
выходить из любых жизненных тупиков, идя вперед, а не пятясь назад.