Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 94 «Забава» города Калуги
(МБДОУ № 94 г. Калуги)
Статья
«Семейный клуб как эффективная форма
взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО»
Подготовила: заведующий Антонова Л.Г.
г. Калуга
2025 г.
2
В данной статье рассмотрим вопросы взаимодействия дошкольного
учреждения
с
семьями
воспитанников:
актуальность,
проблемы
и
эффективные направления работы
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников
является
важным
аспектом
в
процессе
воспитания
и
развития
детей.
Актуальность
этого
взаимодействия
обусловлена
тем,
что
именно
семья
является
первым
и
основным
источником
социализации
ребенка.
Взаимодействие с родителями позволяет создать единое образовательное
пространство, где интересы и потребности детей учитываются как в детском
саду, так и дома.
Какие можно выделить проблемные места?
Несмотря
на
важность
взаимодействия,
существуют
определенные
проблемные места:
1.
Недостаток
информации:
родители
часто
не
получают
достаточной
информации
о
методах
работы
дошкольного
учреждения,
о
реализации
образовательной программы.
2. Разные подходы к воспитанию: различия в подходах к воспитанию могут
вызывать конфликты между родителями и педагогами.
3
3.
Нехватка
времени:
современные
родители
часто
заняты
работой,
что
затрудняет их участие в жизни детского сада.
А так ли уж необходимо современным родителям взаимодействие с
дошкольным учреждением?
Взаимодействие
родителей
с
дошкольным
учреждением
имеет
множество преимуществ и играет важную роль в развитии ребенка. Вот
несколько ключевых причин, почему это взаимодействие необходимо:
1. Создание единого образовательного пространства.
Когда родители активно участвуют в жизни детского сада, они помогают
создать единое образовательное пространство, где подходы к воспитанию и
обучению согласованы. Это
способствует более
гармоничному развитию
ребенка.
2. Улучшение коммуникации.
Регулярное взаимодействие с педагогами позволяет родителям получать
актуальную информацию о достижениях и проблемах ребенка. Это помогает
своевременно
реагировать
на
возникающие
трудности
и
поддерживать
ребенка в его развитии.
3. Поддержка эмоционального благополучия.
Знание о том, что родители и педагоги работают вместе на благо
ребенка,
создает
у
него
чувство
безопасности
и
уверенности.
Это
положительно сказывается на его эмоциональном состоянии и самооценке.
4. Обмен опытом.
Взаимодействие с другими родителями и педагогами дает возможность
обмениваться опытом, находить новые подходы к воспитанию и обучению, а
также делиться полезными советами.
4
5. Участие в жизни детского сада.
Активное участие родителей в мероприятиях детского сада (праздниках,
мастер-классах, семинарах) не только обогащает жизнь учреждения, но и
укрепляет связь между семьей и образовательным процессом.
6. Понимание образовательных методов.
Знакомство
с
методами
работы дошкольного учреждения помогает
родителям лучше понять, как происходит обучение и развитие детей в детском
саду. Это знание позволяет им применять аналогичные подходы дома.
7. Поддержка развития социальных навыков.
Взаимодействие с другими семьями через мероприятия детского сада
способствует развитию
социальных навыков у
детей:
умению общаться,
работать в команде и решать конфликты.
8. Стимулирование интереса к обучению.
Когда родители активно участвуют в образовательном процессе, это
стимулирует интерес детей к обучению и новым знаниям. Дети видят, что их
успехи важны для родителей, что мотивирует их к дальнейшему развитию.
9. Решение проблем совместно.
Если возникают трудности или вопросы по воспитанию или обучению
ребенка,
совместная
работа
родителей
и
педагогов
позволяет
находить
решения более эффективно.
10. Формирование позитивного имиджа детского сада.
Активное
участие
родителей
в
жизни
учреждения
способствует
созданию положительного имиджа детского сада как места, где ценятся
сотрудничество и поддержка семейных ценностей.
5
Таким образом, на наш взгляд, взаимодействие родителей с дошкольным
учреждением является важным аспектом не только для успешного развития
детей, но и для создания крепкой связи между семьей и образовательной
средой.
В нашем дошкольном учреждении широко используются традиционные
формы работы с родителями (консультации, круглые столы, родительские
собрания,
мастер-классы
и
др.).
Родители
наших
воспитанников
к
ним
привыкли, не всегда охотно идут на такие встречи. Перед нами встал вопрос -
найти эффективные направления работы, чтобы было интересно как нашему
педагогическому коллективу, так и родителям.
Для
решения
этих
проблем
мы
решили
развивать
следующие
направления:
1. Информирование родителей: регулярные встречи, рассылки новостей и
создание
информационных
стендов,
активное
взаимодействие
через
мессенджеры.
2.
Совместные
мероприятия:
организация
праздников,
мастер-классов
и
практических семинаров для родителей (мы решили отказаться от сухих
консультаций и перейти к практике).
3.
Обратная
связь:
создание
платформ
для
обсуждения
вопросов
и
предложений от родителей.
На педагогическом совещание рабочей группе было поручено найти
интересную форму работы с родителями и разработать план на учебный год.
Мы четко представляли, что организация работы рабочей группы по
взаимодействию
с
семьями
воспитанников
позволит
более
эффективно
организовать процесс. В группу вошли активные педагоги (с большим стажем
и молодые специалисты), психолог. Для организации эффективной работы
6
нашей рабочей группы мы включили в нее представителей Совета родителей
нашего учреждения.
Основные задачи, которые предстояло решать рабочей группе:
Наша рабочая группа предложила создать в дошкольном учреждении
семейный клуб, как площадку общения и активного взаимодействия. Эта идея
понравилась
нашему
педагогическому
коллективу
и
родителям
наших
воспитанников.
Рабочая группа разработала дорожную карту по созданию семейного
клуба "Родитель+":
1. Определение целей клуба (сентябрь):
-
Установить
основные
цели:
обмен
опытом,
поддержка
родителей,
совместное развитие.
2. Формирование рабочей группы (сентябрь):
- Составление списка участников из числа педагогов и родителей.
3. Планирование мероприятий на учебный год (октябрь):
- Определение форматов встреч (мастер-классы, творческие мастерские,
лаборатория знаний и др.).
Анализ потребностей родителей
Разработка мероприятий для
вовлечения семей в жизнь детского
сада
Оценка эффективности проведенных
мероприятий
7
4. Запуск клуба (ноябрь):
- Проведение первой встречи клуба.
5. Регулярные встречи (с декабря по май)
- Проведение ежеквартальных встреч с обсуждением актуальных тем.
Работа в семейном клубе как площадки для общения
Семейный клуб "Родитель+" работает в нашем дошкольном учреждении
уже
третий
год.
Руководит
работой
клуба
опытный
педагог
нашего
учреждения, а помогает ему творческая команда педагогов. Наша команда
разрабатывает план мероприятий на учебный год с учетом мнения наших
родителей. Перед встречами мы предлагаем родителям заполнить опросник и
выбрать интересующие их темы встреч. Клуб стал эффективной площадкой
для общения родителей друг с другом и с педагогами. Здесь они могут
делиться
опытом,
обсуждать
проблемы
воспитания
и
находить
решения
вместе.
8
План работы семейного клуба на учебный год
Ежеквартальный план:
- 1 квартал.
- Темы встреч: "Как создать комфортную среду для ребенка", "Психология
раннего детства".
-
Мероприятие:
мастер-класс
по
созданию
игрушек
из
подручных
материалов.
- 2 квартал.
- Темы встреч: "Здоровое питание", "Развитие творческих способностей".
- Мероприятие: кулинарное шоу для родителей и детей.
- 3 квартал.
- Темы встреч: "Эмоциональное развитие", "Подготовка к школе".
- Мероприятие: тренинг по подготовке детей к школе.
- 4 квартал.
- Темы встреч: "Семейные традиции", "Как справляться со стрессом".
- Мероприятие: праздник семьи с конкурсами и играми.
9
В конце года рабочая группа проводит мониторинг эффективности
работы нашего семейного клуба — это важный процесс, который позволяет
оценить, насколько успешно клуб выполняет свои задачи и как он влияет на
развитие детей и взаимодействие с родителями. Вот несколько шагов, которые
помогают нам организовать этот мониторинг:
1. Определение целей и задач деятельности клуба.
-
необходимо
четко
сформулировать
цели
работы
семейного
клуба
(например, развитие навыков общения, поддержка родителей в воспитании,
организация совместных мероприятий).
- Определить конкретные задачи, которые должны быть выполнены для
достижения этих целей.
2. Разработка критериев оценки.
- мы установили критерии для оценки эффективности работы клуба. Это:
- Уровень участия родителей в мероприятиях.
- Оценка удовлетворенности родителей работой клуба.
- Изменения в поведении и развитии детей.
- Количество проведенных мероприятий и их разнообразие.
3. Сбор данных.
- Анкеты и опросы: мы разработали анкеты для родителей и педагогов,
чтобы
получить
обратную
связь
о
работе
клуба.
Вопросы
касаются
удовлетворенности
мероприятиями,
их
полезности
и
предложений
по
улучшению.
- Наблюдение: мы проводим наблюдения за мероприятиями клуба, фиксируя
активность участников, взаимодействие между родителями и детьми.
10
-
Интервью:
мы
практикуем
проведение
интервью
с
родителями
и
педагогами для более глубокого понимания их мнений о работе клуба.
4. Анализ собранных данных.
-
Обработав полученные данные,
мы
выявляем
основные тенденции и
проблемы.
- Сравниваем результаты с установленными критериями оценки.
5. Обсуждение результатов.
- Организуем встречу с педагогами и представителями Совета родителей для
обсуждения результатов мониторинга.
-
Выявляем
сильные
стороны
работы
клуба
и
области,
требующие
улучшения.
6. Разработка рекомендаций.
-
На
основе
анализа
данных
педагогический
совет
разрабатывает
рекомендации по улучшению работы семейного клуба. Это могут быть новые
форматы мероприятий, изменения в подходах к взаимодействию с родителями
или дополнительные ресурсы.
7. Планирование дальнейших действий.
-
Рабочая
группа
составляет
план
действий
на
основе
полученных
рекомендаций.
Здесь
важно
установить
сроки
реализации
изменений
и
ответственных за их выполнение.
8. Повторный мониторинг.
- мы планируем регулярные циклы мониторинга (раз в полгода) для оценки
изменений после внедрения рекомендаций.
9. Отчетность.
11
-
рабочая
группа
готовит
отчет
о
результатах
мониторинга
для
педагогического
совета
дошкольного
учреждения
и
родителей.
В
отчет
включают выводы, рекомендации и планы на будущее.
10. Обратная связь с участниками.
-
Это
важный
этап.
Он
обеспечивает
возможность
обратной
связи
от
родителей по итогам мониторинга и внедрения изменений. Это помогает
создать атмосферу сотрудничества и вовлеченности.
Эти шаги помогают нам провести эффективный мониторинг работы
семейного клуба в дошкольном учреждении, что позволяет улучшить его
деятельность и повысить удовлетворенность родителей и детей.
Что же дает семейный клуб родителям?
Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения с семьями
воспитанников является ключевым элементом успешного развития детей, а
создание семейного клуба "Родитель+" помогает нам наладить этот процесс на
новом уровне.
Это отличная возможность встретиться с
другими родителями и обсудить вопросы
воспитания
Мастер-классы очень полезны! Можно
узнать много нового о том, как развивать
творческие способности своего ребенка
Родители не только общаются, но и
вместе проводят время с детьми