Напоминание

"Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО"


Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 94 «Забава» города Калуги

(МБДОУ № 94 г. Калуги)

Статья

«Семейный клуб как эффективная форма

взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО»

Подготовила: заведующий Антонова Л.Г.

г. Калуга

2025 г.

2

В данной статье рассмотрим вопросы взаимодействия дошкольного

учреждения

с

семьями

воспитанников:

актуальность,

проблемы

и

эффективные направления работы

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников

является

важным

аспектом

в

процессе

воспитания

и

развития

детей.

Актуальность

этого

взаимодействия

обусловлена

тем,

что

именно

семья

является

первым

и

основным

источником

социализации

ребенка.

Взаимодействие с родителями позволяет создать единое образовательное

пространство, где интересы и потребности детей учитываются как в детском

саду, так и дома.

Какие можно выделить проблемные места?

Несмотря

на

важность

взаимодействия,

существуют

определенные

проблемные места:

1.

Недостаток

информации:

родители

часто

не

получают

достаточной

информации

о

методах

работы

дошкольного

учреждения,

о

реализации

образовательной программы.

2. Разные подходы к воспитанию: различия в подходах к воспитанию могут

вызывать конфликты между родителями и педагогами.

3

3.

Нехватка

времени:

современные

родители

часто

заняты

работой,

что

затрудняет их участие в жизни детского сада.

А так ли уж необходимо современным родителям взаимодействие с

дошкольным учреждением?

Взаимодействие

родителей

с

дошкольным

учреждением

имеет

множество преимуществ и играет важную роль в развитии ребенка. Вот

несколько ключевых причин, почему это взаимодействие необходимо:

1. Создание единого образовательного пространства.

Когда родители активно участвуют в жизни детского сада, они помогают

создать единое образовательное пространство, где подходы к воспитанию и

обучению согласованы. Это

способствует более

гармоничному развитию

ребенка.

2. Улучшение коммуникации.

Регулярное взаимодействие с педагогами позволяет родителям получать

актуальную информацию о достижениях и проблемах ребенка. Это помогает

своевременно

реагировать

на

возникающие

трудности

и

поддерживать

ребенка в его развитии.

3. Поддержка эмоционального благополучия.

Знание о том, что родители и педагоги работают вместе на благо

ребенка,

создает

у

него

чувство

безопасности

и

уверенности.

Это

положительно сказывается на его эмоциональном состоянии и самооценке.

4. Обмен опытом.

Взаимодействие с другими родителями и педагогами дает возможность

обмениваться опытом, находить новые подходы к воспитанию и обучению, а

также делиться полезными советами.

4

5. Участие в жизни детского сада.

Активное участие родителей в мероприятиях детского сада (праздниках,

мастер-классах, семинарах) не только обогащает жизнь учреждения, но и

укрепляет связь между семьей и образовательным процессом.

6. Понимание образовательных методов.

Знакомство

с

методами

работы дошкольного учреждения помогает

родителям лучше понять, как происходит обучение и развитие детей в детском

саду. Это знание позволяет им применять аналогичные подходы дома.

7. Поддержка развития социальных навыков.

Взаимодействие с другими семьями через мероприятия детского сада

способствует развитию

социальных навыков у

детей:

умению общаться,

работать в команде и решать конфликты.

8. Стимулирование интереса к обучению.

Когда родители активно участвуют в образовательном процессе, это

стимулирует интерес детей к обучению и новым знаниям. Дети видят, что их

успехи важны для родителей, что мотивирует их к дальнейшему развитию.

9. Решение проблем совместно.

Если возникают трудности или вопросы по воспитанию или обучению

ребенка,

совместная

работа

родителей

и

педагогов

позволяет

находить

решения более эффективно.

10. Формирование позитивного имиджа детского сада.

Активное

участие

родителей

в

жизни

учреждения

способствует

созданию положительного имиджа детского сада как места, где ценятся

сотрудничество и поддержка семейных ценностей.

5

Таким образом, на наш взгляд, взаимодействие родителей с дошкольным

учреждением является важным аспектом не только для успешного развития

детей, но и для создания крепкой связи между семьей и образовательной

средой.

В нашем дошкольном учреждении широко используются традиционные

формы работы с родителями (консультации, круглые столы, родительские

собрания,

мастер-классы

и

др.).

Родители

наших

воспитанников

к

ним

привыкли, не всегда охотно идут на такие встречи. Перед нами встал вопрос -

найти эффективные направления работы, чтобы было интересно как нашему

педагогическому коллективу, так и родителям.

Для

решения

этих

проблем

мы

решили

развивать

следующие

направления:

1. Информирование родителей: регулярные встречи, рассылки новостей и

создание

информационных

стендов,

активное

взаимодействие

через

мессенджеры.

2.

Совместные

мероприятия:

организация

праздников,

мастер-классов

и

практических семинаров для родителей (мы решили отказаться от сухих

консультаций и перейти к практике).

3.

Обратная

связь:

создание

платформ

для

обсуждения

вопросов

и

предложений от родителей.

На педагогическом совещание рабочей группе было поручено найти

интересную форму работы с родителями и разработать план на учебный год.

Мы четко представляли, что организация работы рабочей группы по

взаимодействию

с

семьями

воспитанников

позволит

более

эффективно

организовать процесс. В группу вошли активные педагоги (с большим стажем

и молодые специалисты), психолог. Для организации эффективной работы

6

нашей рабочей группы мы включили в нее представителей Совета родителей

нашего учреждения.

Основные задачи, которые предстояло решать рабочей группе:

Наша рабочая группа предложила создать в дошкольном учреждении

семейный клуб, как площадку общения и активного взаимодействия. Эта идея

понравилась

нашему

педагогическому

коллективу

и

родителям

наших

воспитанников.

Рабочая группа разработала дорожную карту по созданию семейного

клуба "Родитель+":

1. Определение целей клуба (сентябрь):

-

Установить

основные

цели:

обмен

опытом,

поддержка

родителей,

совместное развитие.

2. Формирование рабочей группы (сентябрь):

- Составление списка участников из числа педагогов и родителей.

3. Планирование мероприятий на учебный год (октябрь):

- Определение форматов встреч (мастер-классы, творческие мастерские,

лаборатория знаний и др.).

Анализ потребностей родителей

Разработка мероприятий для

вовлечения семей в жизнь детского

сада

Оценка эффективности проведенных

мероприятий

7

4. Запуск клуба (ноябрь):

- Проведение первой встречи клуба.

5. Регулярные встречи (с декабря по май)

- Проведение ежеквартальных встреч с обсуждением актуальных тем.

Работа в семейном клубе как площадки для общения

Семейный клуб "Родитель+" работает в нашем дошкольном учреждении

уже

третий

год.

Руководит

работой

клуба

опытный

педагог

нашего

учреждения, а помогает ему творческая команда педагогов. Наша команда

разрабатывает план мероприятий на учебный год с учетом мнения наших

родителей. Перед встречами мы предлагаем родителям заполнить опросник и

выбрать интересующие их темы встреч. Клуб стал эффективной площадкой

для общения родителей друг с другом и с педагогами. Здесь они могут

делиться

опытом,

обсуждать

проблемы

воспитания

и

находить

решения

вместе.

8

План работы семейного клуба на учебный год

Ежеквартальный план:

- 1 квартал.

- Темы встреч: "Как создать комфортную среду для ребенка", "Психология

раннего детства".

-

Мероприятие:

мастер-класс

по

созданию

игрушек

из

подручных

материалов.

- 2 квартал.

- Темы встреч: "Здоровое питание", "Развитие творческих способностей".

- Мероприятие: кулинарное шоу для родителей и детей.

- 3 квартал.

- Темы встреч: "Эмоциональное развитие", "Подготовка к школе".

- Мероприятие: тренинг по подготовке детей к школе.

- 4 квартал.

- Темы встреч: "Семейные традиции", "Как справляться со стрессом".

- Мероприятие: праздник семьи с конкурсами и играми.

9

В конце года рабочая группа проводит мониторинг эффективности

работы нашего семейного клуба — это важный процесс, который позволяет

оценить, насколько успешно клуб выполняет свои задачи и как он влияет на

развитие детей и взаимодействие с родителями. Вот несколько шагов, которые

помогают нам организовать этот мониторинг:

1. Определение целей и задач деятельности клуба.

-

необходимо

четко

сформулировать

цели

работы

семейного

клуба

(например, развитие навыков общения, поддержка родителей в воспитании,

организация совместных мероприятий).

- Определить конкретные задачи, которые должны быть выполнены для

достижения этих целей.

2. Разработка критериев оценки.

- мы установили критерии для оценки эффективности работы клуба. Это:

- Уровень участия родителей в мероприятиях.

- Оценка удовлетворенности родителей работой клуба.

- Изменения в поведении и развитии детей.

- Количество проведенных мероприятий и их разнообразие.

3. Сбор данных.

- Анкеты и опросы: мы разработали анкеты для родителей и педагогов,

чтобы

получить

обратную

связь

о

работе

клуба.

Вопросы

касаются

удовлетворенности

мероприятиями,

их

полезности

и

предложений

по

улучшению.

- Наблюдение: мы проводим наблюдения за мероприятиями клуба, фиксируя

активность участников, взаимодействие между родителями и детьми.

10

-

Интервью:

мы

практикуем

проведение

интервью

с

родителями

и

педагогами для более глубокого понимания их мнений о работе клуба.

4. Анализ собранных данных.

-

Обработав полученные данные,

мы

выявляем

основные тенденции и

проблемы.

- Сравниваем результаты с установленными критериями оценки.

5. Обсуждение результатов.

- Организуем встречу с педагогами и представителями Совета родителей для

обсуждения результатов мониторинга.

-

Выявляем

сильные

стороны

работы

клуба

и

области,

требующие

улучшения.

6. Разработка рекомендаций.

-

На

основе

анализа

данных

педагогический

совет

разрабатывает

рекомендации по улучшению работы семейного клуба. Это могут быть новые

форматы мероприятий, изменения в подходах к взаимодействию с родителями

или дополнительные ресурсы.

7. Планирование дальнейших действий.

-

Рабочая

группа

составляет

план

действий

на

основе

полученных

рекомендаций.

Здесь

важно

установить

сроки

реализации

изменений

и

ответственных за их выполнение.

8. Повторный мониторинг.

- мы планируем регулярные циклы мониторинга (раз в полгода) для оценки

изменений после внедрения рекомендаций.

9. Отчетность.

11

-

рабочая

группа

готовит

отчет

о

результатах

мониторинга

для

педагогического

совета

дошкольного

учреждения

и

родителей.

В

отчет

включают выводы, рекомендации и планы на будущее.

10. Обратная связь с участниками.

-

Это

важный

этап.

Он

обеспечивает

возможность

обратной

связи

от

родителей по итогам мониторинга и внедрения изменений. Это помогает

создать атмосферу сотрудничества и вовлеченности.

Эти шаги помогают нам провести эффективный мониторинг работы

семейного клуба в дошкольном учреждении, что позволяет улучшить его

деятельность и повысить удовлетворенность родителей и детей.

Что же дает семейный клуб родителям?

Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения с семьями

воспитанников является ключевым элементом успешного развития детей, а

создание семейного клуба "Родитель+" помогает нам наладить этот процесс на

новом уровне.

Это отличная возможность встретиться с

другими родителями и обсудить вопросы

воспитания

Мастер-классы очень полезны! Можно

узнать много нового о том, как развивать

творческие способности своего ребенка

Родители не только общаются, но и

вместе проводят время с детьми



В раздел образования