Автор: Тимофеева Лариса Михайловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: г. Троицк
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся школ города и района
Раздел: среднее профессиональное
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ ГОРОДА И РАЙОНА
Тимофеева Л.М., преподаватель
ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»
г. Троицк, Челябинская область
Аннотация: в статье уделяется внимание профессиональной ориентации
школьников, проводимой в техникуме. Рассматривается организация этой работы в
форме профессиональных проб, где школьники могут примерить на себя работу в
разных профессиях. Грамотно организованная работа позволяет им сделать
правильный выбор и достичь профессионального роста.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональные пробы,
профессиональное самоопределение, профессиональный отбор, карьера.
Сложно быть счастливым, если профессия становится не по душе. Когда
человеку не нравится его дело, он живет мыслями о конце рабочего дня, конце
рабочей недели и начале отпуска. Избежать такого сценария можно, если вовремя
провести грамотную профессиональную ориентацию.
Профессиональная ориентация
–
это комплексная, системная помощь в
выборе профессии и планировании профессионального развития. Системность
обеспечивается
следующими
традиционными
направлениями
работы:
профессиональная информация, профессиональная агитация, профессиональное
просвещение, профессиональная диагностика, включая длительное отслеживание
основных линий развития, а также относительно компактные по времени
профессиональный отбор, морально-эмоциональная поддержка, помощь в выборе и
планировании карьеры (это обычно делается индивидуально, в профессиональных
консультациях). Профессиональная ориентация
–
очень объемное понятие, оно
предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии, комплекс
мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профессиональная
консультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном
самоопределении.
Традиционно
разделяют
индивидуальную
и
групповую
профессиональные консультации, которые тем объединяет принцип «Дойти до
каждого!». При этом групповая профессиональная консультация допускает работу с
группой при условии, что обсуждаемые вопросы актуальны для каждого участника
взаимодействия.
Системность
профориентации
обеспечивается
реальным
взаимодействием различных социальных институтов, так или иначе причастных к
решению кадровых вопросов на уровне страны (школы, семьи, профессиональных
учебных заведений, организаций и предприятий, медицинских учреждений, СМИ,
органов власти и др.). И профессиональная ориентация, и профессиональная
консультация
–
это «ориентирование» школьника на правильный выбор будущей
профессии. [2. С. 25]
Актуальность профессиональной ориентации в том, что благодаря ей
школьники могут избежать неприятных ситуаций, когда выбранная ими профессия
не совпала с их интересами и способностями, а также построить маршрут развития
качеств, необходимых для успешной работы в желаемой сфере, и получить
полезную
информацию
о
требованиях
и
перспективах
в
различных
профессиональных областях.
Подростки, поступающие в вузы и колледжи, в свои 14–18 лет не всегда
готовы к большому и ответственному выбору. Некоторым пока не хватает знаний о
себе, другие растут в строгих семьях, где решения обычно принимают старшие,
третьи
лишены
мотивации
к
карьерному
развитию.
Поэтому
необходима
комплексная подготовка к процессу выбора пути обучения и будущей профессии.
Профессиональное самоопределение – самостоятельное и осознанное
согласование
профессионально-психологических
возможностей
человека
с
содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное
отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения
личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а
также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-
экономической ситуации.
В
современном
мире
профессиональное
самоопределение
человека
отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых
профессий и специальностей, требуют освоения в традиционной системе
профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы
профессиональной
деятельности
(как
первый
шаг
профессионального
самоопределения) совершается сегодня во все более раннем возрасте, в
противном случае, время может оказаться упущенным, и подросток окажется
социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь.
Профессиональное самоопределение связано с вхождением личности в то
или иное профессиональное сообщество. Усвоение личностью общественных
норм и правил – социальная составляющая профессионального самоопределения,
которая измеряется способностью человека эффективно действовать в своих и
общественных интересах. Отсюда и механизм профессионального выбора –
принятие решений с учетом социально-экономического контекста. [1. С. 17-24]
А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер под профессиональным самоопределением
понимают самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате
анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и
соответствия их с требованиями профессии. Власова Т.П., Зимовина О.А.,
Гейжан Н.Ф., Гриншпун С.С., Мешковская О.П., Чебышева В.В. считают, что
ведущим в профессиональном самоопределении является акцент на функции
побуждения и планирования поведения и деятельности человека, поэтому
авторы,
прежде
всего,
анализируют
жизненный
план
профессионального
становления, зафиксированную решением направленность на осуществление
выбора
определенной
профессии
или
специальности.
Профессиональное
самоопределение трактуется также как представления подростка о своем
профессиональном будущем в виде предполагаемых, возможных для данного
школьника вариантах (Гейжан Н.Ф.), как устойчивое стремление личности
овладевать профессией и получить соответствующее образование (Гриншпун
С.С., Мешковская О.П.), как сложный процесс, состоящий из нескольких этапов,
которые включают в себя понимание значения и путей профессионального
самоопределения,
стремление
к
ознакомлению
с
миром
профессий,
предпочтительных
областей
труда,
деятельности,
к
овладению
знаниями,
необходимыми для избираемой профессии (В.В. Чебышева).
Профессиональное
самоопределение
сегодня
–
многомерный
и
многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами
зрения:
во-первых,
как
серию
задач,
которые
общество
ставит
перед
формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно
разрешить в течение определённого периода времени (социологический подход,
который исходит из запросов общества);
во-вторых, как процесс принятия решений, посредствам которых индивид
формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной
стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения
труда – с другой (социально-психологический подход, предполагающий способы
согласования запросов общества и свойств личности);
в-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью
которого
является
профессиональная
деятельность
(дифференциально-
психологический подход, исходящий их свойств личности). [3. С. 75]
Профориентация обучающихся – приоритетная государственная задача.
Проблема
подготовки
школьников
к
жизненному
и
профессиональному
самоопределению в современных социально-экономических условиях становится
все более актуальной.
Проект «Билет в будущее» реализуется по поручению
Президента РФ В. В. Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех
каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование».
Он позволяет
школьникам сделать осознанный выбор будущей профессии и возможность
реализации собственных жизненных планов. Ведь от того, насколько правильно
выбрана будущая специальность, зависит вся последующая жизнь. Проект «Билет в
будущее»
помогает
будущим
выпускникам
школ
в
профессиональном
самоопределении, осмысливании своего будущего, а сориентировать их на
огромном рынке возможных профессий.
Наиболее эффективной формой профессионального самоопределения для
старших подростков являются профессиональные пробы. Профессиональные пробы,
то есть пробы профессий на практике,
–
это этап профориентации, значение
которого нельзя переоценить. Для того, чтобы ребята смогли примерить на себя
работу в разных профессиях, в проекте организованы профессиональные пробы в
техникумах.
В рамках реализации проекта наш техникум регулярно открывает свои двери для
учеников школ города и района. Каждый раз встреча – знакомство с определенными
профессиями и специальностями, согласно разработанного и утвержденного
графика
работы.
Под
руководством
опытного
наставника,
мастера
производственного обучения Нестеровой Л.П. подростки не только узнали много
нового о профессии повара и кондитера, но и попробовали сами приготовить, а
затем и продегустировать блюдо.
Мастера
производственного
обучения
Волгина
С.А.
и
Кудрина
А.В.
увлекательно и познавательно познакомили ребят с творческой специальностью
«Технологии индустрии красоты», рассказали, что кроме специальных знаний и
опыта мастер должен обладать хорошим художественным вкусом, аккуратностью,
тактичностью, умением общаться, уважительно относиться к пожеланиям и мнению
клиента, а самое главное, нужно любить свое дело.
Под руководством мастера производственного обучения Нурулина Д.Н.
ребята
познакомились
с
профессией
Сварщик
(ручной
и
частично
механизированной сварки (наплавки)).
Они узнали о специфике профессиональной
деятельности, об основных требованиях к помещениям по производству сварных
изделий и к качеству самих изделий. Кроме того, школьники познакомились с
разными
видами
сварки
и
получили
возможность
попробовать
профессию
«руками». Перед практическими занятиями с учащимися был проведён инструктаж
по технике безопасности, выдана спецодежда и средства индивидуальной защиты.
Ребята учились работать со сварочными аппаратами на специальных тренажёрах.
Мастер
производственного
обучения
рассказал
об
особенностях
профессии
сварщика, перспективах данной профессии, о том, что в нынешнем мире
бушующего
прогресса,
когда
все
беспрерывно
строится,
соединяется
и
наращивается, ни один объект и ни одно предприятие не могут развиваться без
искристого
огонька
сварщика.
Конечно
же,
сварщик
–
востребованная,
созидательная и современная профессия.
В мастерской Эксплуатация кабельных линий электропередачи преподаватель
профессионального
цикла
Емельянова
Е.В.
познакомила
школьников
с
профессиональным инструментом кабельщика для снятия оболочки и разделки, они
торцевали конец кабеля, запрессовывали наконечник, ножовкой отпиливали кусочек
кабеля себе в качестве сувенира, штангенциркулем производили замер толщины
сечения жил кабеля.
В мастерской Электромонтаж преподаватель профессионального цикла
Немчинова Э.Т. провела знакомство с электрическим оборудованием, щитком и
монтерским инструментом, пускорегулирующими устройствами, мультиметром для
измерения различных электрических величин, двигателями, школьники бокорезами
отрезали провода, зачищали их профессиональным инструментом для зачистки,
надевали и опрессовывали наконечники на отрезки провода.
Тем, кому интересно строить дома, попробовали его создать, используя набор
из дерева «Лесовичок». Строительный набор содержит все, что необходимо для
создания макета дома. Это будет интересно для начинающих архитекторов и
будущих строителей, так как предоставляется возможность воплощения своих
замыслов в реальность. В процессе сборки школьники ознакомились с назначением
деталей и особенностями их соединения.
Большую роль в успехе прошедших профессиональных проб сыграли
профессионализм,
внимательность
и
терпение
наставников-мастеров
производственного обучения, благодаря им у школьников сложилось понимание,
что слышать о профессии, представлять себе ее и делать то, что делает специалист,
работник этой профессии – это не одно и то же.
Главная цель проекта «Билет в будущее» была реализована: школьники
смогли осознать свои сильные стороны и склонности и получили ресурсы, которые
позволят им облегчить свой профессиональный выбор в будущем. Мы верим, что
профессиональные пробы позволят ребятам сделать правильный и осознанный
выбор траектории дальнейшего обучения, который приблизит к достижению
желаемых профессиональных высот!
Благодаря профессиональной ориентации школьники принимают осознанные
решения о своем будущем профессиональном пути на основе своих особенностей, а
также потребностей общества и рынка труда.
Список литературы
1.
Дубровин Д.Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и
раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-
педагогическая проблема // Журнал прикладной психологии. 2014. № 4. С. 17-24.
2.
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и
практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Наука, 2020. 246 с
.
3.
Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся:
учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.С. Пряжников, Л.С.
Румянцева. М.: Издательский центр «Академия», 2020. 208 с.
4.
Хоменко А.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников.
М.: Наука, 2022. 268 с.