Напоминание

Игровая деятельность как условие и средство формирования представлений дошкольников о мире профессий


Автор: Худикова Наталья Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 12
Населённый пункт: город Таганрог ,Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность как условие и средство формирования представлений дошкольников о мире профессий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровая деятельность как условие и средство формирования

представлений дошкольников о мире профессий

Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт являются родоначальниками теории

игры. Можно сказать, что изучение значения игровой деятельности по озна-

комлению дошкольников с профессиями взрослых людей неразрывно

связано с обращением к теории игры. Многие педагоги (К.Д. Ушинский, Дж.

Селли, К. Бюллер, К. Гроос, В. Штерн) считали, что ребенка с игрой

связывает появление воображения или фантазии, а также развитие мышления

(А.И. Сикорский, Дж. Дьюи). Заметный вклад в развитие знаний о детской

игре внес Ж. Пиаже, и, прежде всего, в установлении связи между сенсорно-

двигательной деятельностью ребенка и его операциональными формами

мысли, выделении различия между «означающим» и «означаемым» в

символической игре; он продвинул разработку проблемы подражания в игре

Приоритет создания общей психологической теории игры принадлежит

А.Н. Леонтьеву, а специальной психологической теории - Д.Б. Эльконину,

который рассматривал «игру как воссоздание человеческой деятельности,

при котором выделяется ее социальная, собственно человеческая суть -

задачи и нормы отношений между людьми»

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Игра- это вид деятельности, который сложился исторически, и заключается в

том, что дети воспроизводят действия взрослых, а также отношения, которые

между взрослыми возникают. Игры вносят творчество в действия детей и яв-

ляются незаменимыми в воспитании дошкольников. Наиболее важным типом

игры являются сюжетно-ролевые игры.

Игра тесно связана с трудом. Труд взрослых дети отражают в игре.

С помощью сюжетно-ролевых игр можно познакомить детей с момен-

тами труда взрослых и донести до них особенности профессий.

Сюжетно-ролевая игра - это тип игры, который носит творческий и

самостоятельный характер. Дети сами создают игру.

Сюжетно-ролевые игры бывают кратковременные и длительные. В них

проявляется самостоятельность детей, которая позволяет им воспроизводить

явления окружающего их мира. Это воспроизведение зависит от жизненного

и игрового опыта детей, их воображения, условий игры, а также от

имеющихся у них знаний. Самостоятельный характер игры дает детям

ощутить внутреннюю свободу, а творчество заключается в принятии

ребенком на себя образа взрослого и выполнения роли, которую ребенок на

себя взял.

Структура сюжетно-ролевой игры:

Рисунок 1.4- Структура сюжетно-ролевой игры

Основные этапы развития сюжетно-ролевой игры:

1 этап. Подготовительный. Этап включает в себя одиночную игру, где

действия детей однообразны и часто повторяются. С взрослыми людьми дети

играют с удовольствием.

2 этап. Кратковременное взаимодействие в игре. На этом этапе дети

подчиняются

требованиям

окружающих.

Группируются

по

несколько

человек, но это группирование носит кратковременный характер. В игре у

детей появляется замысел, но сюжет игры носит бытовой характер,

3 этап. Длительное взаимодействие в игре. Этап характерен тем, что

роли

четко

обозначены

и

действия

распределены

до

игры.

Дети

объединяются в группы. У них возникает чувство ответственности, они

начинают оценивать как свои действия, так и чужие.

4 этап. Режиссерская игра (старший дошкольный возраст). Характери-

стика данного этапа заключается в том, что игра не только повторяется, но и

1.Замысел

2.Сюжет

3.Роль

4.Игровые

действия

5.Игровые

правила

постепенно развивается. Этап включает в себя группирование детей по 5-6

человек. Дети объединяются в группы на основе личных симпатий. Они

умеют распределить роли, выполнять правила игры, а также умеют

согласовать действия.

Предварительной подготовки детей требует любая игра, даже сюжетно-

ролевая. Ведь если дети, которые не успели познакомиться с профессией, на-

пример, повара, то они не смогут разыграть роль повара.

Подготовка детей к игре по профессиям идёт в течение всего процесса

обучения. С помощью этой подготовки ребенок знакомится с необходимой

информацией, пусть даже она минимальна, но все же связана с профессиями

взрослых. В связи с этим, ребенок может воспроизвести вид человеческой

жизнедеятельности в игре.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из

следующих составных компонентов:

Рисунок 1.5-Компоненты подготовки дошкольников к игре по профес-

сиям

Влияние родителей на детей способно выражаться во всех разновидно-

стях воспитательной деятельности. На каждом шагу родители могут

предоставить ребенку информацию о той или иной профессии.

Дети часто играют со сверстниками. Мальчики и девочки в равной

мере интересуются сюжетными играми. В связи с этим объединение в

1. Получение сведений о профессиях от родителей.

2. Получение сведений о профессиях от воспитателей детского сада.

3. Получение сведений о профессиях от сверстников и детей более

старшего возраста.

4. Получение сведений о профессиях из своих собственных

наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми.

5. Приобретение дополнительных навыков, не относящихся

непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть

использованы (рисование, лепка, изготовление игрушек).

группы усиливает творческие способности детей, способствует обмену

информацией друг с другом.

Смена ролей в игре повышает интерес детей к различным сторонам

профессии. В случае «застревания» детей в одной и той же роли, взрослые

помогают сменить роль детей в игре. Смена должна осуществляться

периодически, это помогает детям расширить объем усвоенной информации

в процессе игры и дальнейшего взаимовлияния детей.

В детском саду проводятся игры, запланированные ООП ДО. В этой

программе указывается возрастная динамика воспитания дошкольников, а

также характер сюжетно-ролевых игр.

Во II младшей группе используют развивающие игры, в которых

изображают труд взрослых в детском саду, работу водителей, поваров. В

игре дети повторяют действия людей разных специальностей.

В средней возрастной группе преобладают игры с более сложным

сюжетом, например, построение дома, труд врачей, игры, связанные с

перевозкой пассажиров и грузов, игры, связанные с продажей товаров,

лечением и др. В этом возрасте дети сами начинают придумывать сюжеты к

играм, изготавливать необходимые им в игре предметы.

В

старшей

группе

популярными

становятся

те

игры,

которые

показывают

работу

учреждений

(аптека,

магазин).

Игры,

которые

направлены на ознакомление с отдельными видами профессий, в этом

возрасте совершенствуются. У детей расширяются знания и представления о

профессиях. В играх дети стараются изобразить профессии родителей, играть

в соответствии с ролью и стараются выполнить сой замысел.

Для дошкольников седьмого года жизни в сюжетно-ролевых играх

педагоги продолжают формировать представления о работе членов семей

воспитанников, об их труде и быте. У детей расширяется и углубляется

представление о разных специальностях: на пароходе есть капитан, штурман,

матрос, т.д. Дети сами способны наметить тему игры, они комбинируют свои

впечатления, которые непосредственно получили из жизни, со своими

знаниями, которые приобрели из книг, картин, рассказов.

Таким образом, с возрастом происходит усложнение содержания и

характера игры, а задача воспитателя состоит в том, чтобы создать

необходимые условия и сделать игру увлекательной.

При ознакомлении детей с трудом взрослых педагоги используют на-

глядные пособия и сочетают их со словесными методами (беседа, рассказ);

Среди словесных методов обучения особое место занимает детская

художественная литература.

Игра, которая носит обучающий характер, является дидактической. Ди-

дактические игры предназначены для детей с целью усвоения и укрепления

знаний, умений и развития у них умственных способностей. Они являются

средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра и её содержание формирует у детей правильное от-

ношение к природе, к предметам окружающего мира. У детей углубляются

знания о людях разных профессий, знания о Родине, о людях разной

национальности. Дидактическая игра направлена на развитие связной речи у

детей, а также она способствует пополнению словарного запаса ребенка.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая за-

дача. Дидактические задачи бывают разнообразными. Они направлены на

знакомство детей с природой, с окружающим миром, а также на знакомство с

профессиями взрослых и бытом людей. Дидактическая задача определяет

цель

воспитательного

и

обучающего

воздействия.

Содержание

дидактических игр связано с окружающей действительностью, трудом

людей. Например, «Аптека», «Магазин», «Что кому нужно для работы».

Дидактические игры в дошкольной педагогике делятся на три

основных вида:

1. Игры с предметами. В этом виде дети используют реальные

предметы и игрушки. Играя с ними, дети сравнивают, устанавливают

сходства и различия предметов. Например, «Собери набор парикмахера»

(бигуди, игрушечные ножницы, фен, расчески, лак) – из множества

разнообразных предметов дети выбирают правильные.

2. Настольно-печатные игры. Они делятся на несколько видов. Первый

вид – это подбор картинок по парам. Например, на первой картинке

изображен врач, на второй его инструмент. Второй вид

– это подбор

картинок по общему признаку. Ребенок должен устанавливать связь между

предметами. Например, «Что нужно врачу?». Третий вид – это запоминание

состава и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую

картинку спрятали?». Четвертый вид – это составление разрезных картинок и

кубиков. Картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный

вид способствует эффективному развитию у детей логического мышления.

Пятый вид

– это описание, рассказ по картинке с показом действий,

движений. Например, игра «Отгадай, кто это?». Ребенок изображает звук и

движение задуманного.

3. Словесные игры. Такие игры строятся с помощью слов и действий

играющих.

В

словесных

играх

требуется

от

детей

использование

приобретенных ими ранее знаний. В таких играх дети учатся углублять

знания о предметах, опираясь на имеющиеся представления о них.

Таким

образом,

важнейшим

средством

развития,

обучения

и

воспитания дошкольников является игра. Она служит неотъемлемым

средством знакомства детей с профессиями взрослых.



В раздел образования