Автор: Андрюшина Елена Эдуардовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ «Лесобазовсий детский сад»
Населённый пункт: Удмуртская республика, Ярский район, Дизьмино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Правильное произношение - залог правильного чтения и письма
Раздел: дошкольное образование
ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ-ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Воспитатели детского сада и учителя начальных классов нередко сталкиваются с детьми,
имеющими дефекты произношения различной степени сложности. Причинами
сформировавшихся недостатков становятся как функциональные, так и органические
факторы. Педагог-логопед, прежде чем приступать к коррекционной методике, должен
выявить глубинные проблемы и подобрать соответствующую методику.
Занятия с логопедом должны быть направлены на то, чтобы ребенок учился
контролировать свою речь, мог устно и письменно выражать свои мысли. Проводятся
занятия в тесной связи с родителями малыша, ведь в домашней обстановке ребенок
гораздо лучше усваивает материал.
специфика проработки правильной речи и письма
На начальных занятиях логопед учит ребенка определять различные звуки на слух. Когда
ребенок различает звуки, педагог показывает правильную артикуляцию звука в словах и
предложениях, ребенок должен повторять все задания. Коррекция проводится до того
момента, пока малыш полностью усвоит материал и будет корректно произносить все
звуки.
Изучая сложные звуки, логопед обращает внимание на расположение языка при
произношении звуков, учит следить за движениями и артикуляцией. Если ребенок не
произносит шипящие и свистящие, коррекцию следует начинать со свистящих звуков.
При обучении каждому звуку логопед показывает артикуляцию, правильное положение
языка, учит основам правильного дыхания. Упражнения рекомендуется показывать перед
зеркалом, тогда ребенок видит свои ошибки, а педагог корректирует.
Дыхательная гимнастика считается неотъемлемым элементом постановки правильной
речи и исправления дефектов, ведь ребенок учится правильному произношению на вдохе
или выдохе в зависимости от конкретного звука. Когда ребенок учится правильному
произношению звуков и слов, это способствует также формированию правильного чтения
и грамотности при письме. Ведь логопед помогает ребенку четко визуализировать каждый
звук, выстраивает систематические связи между буквами и звуками, в результате ребенок
понимает взаимосвязь написанных букв и звуков.
Различая звуки в словах и фразах, ребенок учится различать каждый отдельный звук при
самостоятельном произношении. В дальнейшем при обучении чтению и письму это
поможет быстро научиться грамотно и без ошибок писать услышанное. Такие
логопедические практики должны использоваться с дошкольного возраста, родителям
рекомендуется позаботиться о правильной речи детей и своевременно начать
коррекционные занятия с логопедом.