Автор: Щербаченко Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГУДО ДШИ №1
Населённый пункт: Город Маркс Саратовской области
Наименование материала: Доклад
Тема: Тема для родительского собрания "Народное творчество.Символ земли саратовской - саратовская гармоника"а
Раздел: дополнительное образование
Родительское собрание на тему:
«Народное творчество. Символ земли саратовской –
саратовская гармошка».
План работы.
1.
История создания и преображения саратовской гармоники.
2.
Прослушивание видеозаписей пения Лидии Руслановой в
сопровождении саратовской гармошки и «Волжскую польку» в
исполнении ансамбля «Саратовские гармоники».
Музыка стала неотъемлемой частью жизни молодежи. Однако народная
музыка не так привлекает молодых людей, как современная эстрадная
музыка, как рэп, рок, джаз. Тем не менее, как бы мы ни увлекались
различными музыкальными направлениями, будет не лишне, и даже
необходимо приобщаться к истории родного края, к народной музыке, к ее
истокам.
Не
случайно
наш
Президент,
выступая
на
заседании
Государственного
совета,
призвал
уделять
поддержку
народному
творчеству:
«Для
нашей
многонациональной
страны
разнообразие
народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел не только бесценное
наследие. Это наше общенациональное преимущество. Ведь культура
народов России выполняет в обществе ключевую роль, способствует
сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов
согласия и толерантности» (В. В. Путин). Говоря о народных умельцах
саратовской
земли
нельзя
не
вспомнить
о
таком
«самом
русском»
инструменте, как саратовская гармоника. Это уникальный инструмент,
вобравший в себя более 150 лет истории. По одной из версий, в Россию
ручная гармонь (а были еще и настольные) пришла из Германии, где была
придумана и изготовлена молодым мастером музыкальных инструментов
Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1822 году. Она была
устроена так: правая клавиатура предназначена для исполнения мелодии,
кнопки слева – для аккомпанемента. Ручная гармонь полюбилась русскому
народу
за
свою
простоту
и
звонкость.
Впервые
подобная
гармонь
изготовилась
тульскими
мастерами
в
1830
году.
На
протяжении
последующих ста лет в различных областях России было создано множество
образцов гармоней, отличавшихся конструкцией и звукорядом: тульская,
елецкая, вятская, череповецкая, много других, ну и конечно же саратовская.
Всенародную популярность саратовская гармонь приобрела в советское
время, когда под ее аккомпанемент начала петь Лидия Русланова. В ее
исполнении на всю страну звучали популярные народные песни «Валенки»,
«Дубинушка», «Катюша». Задорная, жизнерадостная саратовская гармошка
известна на всю Россию. Она узнаваема с первого взгляд: украшена
колокольчиками (главное ее отличие – на одной кнопке две ноты и
колокольчик), обладает своеобразным, тембром, большой силой звучания.
Считается,
что
ее
неотъемлемый
атрибут
-
колокольчики
появились
благодаря традиционной частушке, которая обязательно сопровождалась
игрой на ложках с бубенцами. Человек, который придумал прикрепить к
гармошке
колокольчики,
несомненно
обладал
озорным,
веселым
характером. Саратовская гармоника появилась примерно в 1855 году, и
теперь
уже
сложно
установить,
кто
был
ее
автором.
Инструменты
изготавливались отдельными мастерами – умельцами, а впоследствии
гармонными артелями. И вот первая гармонная мастерская была открыта
знаменитым уже тогда Николаем Геннадьевичем Карелиным в 1870 году.
Работал он только на заказ, корпус обклеивал шпоном, набранным из разных
пород дерева, плоскости украшал инкрустацией с изображением банта,
голосовые планки делал из листовой меди, голоса – из стали. «Страдивари
Саратовской гармоники» называли его. Первыми заказчиками гармони были
любители – гармонисты города и окрестных сел, солдаты, приказчики,
хозяева гостиниц и трактиров. Маленькие, карманные гармоники Карелин
делал для цирковых артистов братьев Дуровых. Многие сочли бы за честь
стать учеником или хотя бы подмастерьем знаменитого мастера. Он же
отбирал только тех, кто имел музыкальные данные, считая это главным
требованием для гармонного мастера. Вслед за Карелиным
в городе
открывают свои мастерские и другие гармонные мастера: Егоров С.,
Емельянов А., Жарков Д. и другие. Все они были Мастерами с большой
буквы. И сейчас еще можно встретить в отличном состоянии гармоники,
сделанные в конце 19 века с личным штампом мастера. В 1920 – е годы
кустарей – гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь» и
выделили им помещение на улице Цыганская, дом 5. Со временем артель
расширилась и превратилась в целое предприятие, выпускавшее до 8000
гармоней в год! С 1954 года цех вошел в состав саратовской фабрики
музыкальных инструментов, а затем в состав энгельсского завода
по
производству духовых и ударных инструментов. Старшее поколение помнит,
что неповторимые и неподражаемые звуки Саратовской гармошки звучали
на улицах, в домах, на праздниках, на свадьбах. В советские годы
в
Саратовской области даже каждый клуб имел свой ансамбль саратовских
гармоник. Ни одна встреча официальных делегации не обходилась без их
веселого перезвона. В конце девяностых
в связи с изменениями в
общественной жизни страны стало меняться и отношение к культуре:
художественная самодеятельность сходит на нет, о гармонистах вспоминают
лишь в связи с городскими концертами. При всей популярности, которую
саратовская гармонь имела в 20 веке, в начале нового столетия искусство
изготовления
этого
инструмента
едва
не
было
утрачено.
Цех
по
изготовлению инструмента приходил в негодность, а в 2002 году в нем даже
отключили отопление. Оставшиеся сотрудники – девять пенсионеров –
обогревались электроприборами, создавая необходимую температуру для
хранящихся там инструментов. Последний гармонный мастер из когорты
всех прежних поколений – Петр Федорович Текучев помимо огромного
количества конвейерных гармошек создал 15 именных. Где они сейчас?
Рассказать об этом он затруднялся. Помнит только, что одна из них
находилась у оперной певицы Монсеррат Кабалье, три сделал для хора
Пятницкого, одну для старушки – веселушки из фильма – сказки «Финист
ясный сокол». Свои гармоники Петр Федорович изготовлял один, выполняя
все операции. Он говорил, что
рука ремесленника должна трудиться
постоянно, чтобы «чувствительность не остывала». Ведь для создания
гармошки нужен Божий дар! Перестройка, развал всего и вся, грабительская
приватизация, дух наживы
сделали свое черное дело.
В 2005 году
производство было закрыто, на здании цеха, где 50 лет трудились мастера,
была повешена мемориальная доска. Таким образом, для гармошки остался
один путь – в раритеты. Но на помощь вымирающей гармошке вновь
приходят энтузиасты и меценаты. Автором проекта по привлечению
внимания и спасению саратовской гармоники выступил бывший выпускник
Саратовской Государственной консерватории
гармонист и мастер по
ремонту гармоник, бывший заместитель главы мэра Саратова по социальной
сфере Виктор Баксляр. Суть проекта:1) готовить мастеров по производству
инструмента;
2)начать
выпуск
сувенирных
гармоник
и
трехголосных
инструментов для начального обучения; 3)открывать классы в домах
детского творчества и музыкальных школах; 4) открыть музей саратовской
гармошки в Саратове. Проект стартовал в 2010 году. Благодаря этому проекту
саратовская гармоника получила вторую жизнь. В 2013 году при СГТУ им. Ю.
А. Гагарина открылся Негосударственный музей саратовской гармоники.
Музей создан по инициативе энтузиаста Владимира Андреевича Комарова –
подполковника в отставке. Отец полковника был известным мастером по
изготовлению инструмента, и в основу музейной композиции легли личные
фонды семьи Комаровых. Большинство инструментов были сделаны в
единственном экземпляре, поэтому уникальны. Например,
гармоника
«пиккало», которая снималась в кинофильме «Семь невест ефрейтора
Сбруева», есть уникальная двухрядная гармоника с полутонами – красный
сапожок. Сейчас музей насчитывает несколько сотен экспонатов. Музей
посетили тысячи туристов из Германии, Франции, Словакии, Англии, Китая и
других стран. По словам директора музея Павла Никитина, все они, от мала
до велика, с удовольствием пляшут под Волжскую польку и поют «Огней так
много золотых на улицах Саратова».
За годы до создания проекта по «воскрешению» саратовской гармоники
жители города продемонстрировали неугасающую любовь к народному
инструменту, назвав популярную в прошлом гармонику главным символом
города. Об этом говорит результат открытого голосования в прямом эфире
местного телеканала, где более 400 тысяч саратовцев отдали свои голоса
саратовской
гармошке.
Саратовская
гармонь
нового
поколения
была
представлена на Олимпиаде в Сочи, как символ города и получила первое
место в фестивале – конкурсе «Туристический сувенир» в номинации
«Сувенир региона». Яркая, нарядная, озорная, она была изготовлена из
пунцового целлулоида с мехами из зеленого атласа. В 2009 году по проекту
скульптора Владимира Пальмина на проспекте Петра Столыпина установлен
памятник саратовской гармошке. Монумент представляет собой бронзовую
фигуру мужчины в русском народном костюме: расписной рубашке и берете
с цветком. В руках он держит гармонику. В определенные часы памятник
издает музыкальные композиции в исполнении саратовского коллектива.
Высота памятника 3 метра 40 сантиметров, вес 750 кг.
Благодаря энтузиастам с октября 2013 года вновь было запущено серийное
производство
саратовской
гармоники
на
деревообрабатывающем
предприятии ООО «Лисер». В настоящее время в домах детского творчества,
в клубах области
создаются коллективы для любителей обучаться на
возродившемся
инструменте.
В
Саратове
популярностью
пользуется
коллектив
«Саратовские
виртуозы»,
который
является
центром
патриотического воспитания. Известен в городе коллектив «Саратовские
переборы».
В
музыкальных
школах
области
открываются
классы
по
обучению игре на саратовской гармошке.
Саратовская гармоника выжила и, невзирая на преграды, вторично
приобретает прежнюю знаменитость и продолжает веселить
своим
задорным звучанием, сплачивая народы и поколения.
Список использованной литерауры:
1. «О государственной поддержке традиционной народной культуры в
России» ( отчет от 26 декабря 2006 года).
2. Мирек А.М. « И звучит гармоника», изд. «Советский композитор», 1979 г.
3. Руденко Б. «Гармоника, что делалась судьбой», «Наука и жизнь», журнал
№3, 2004 г.
4. Интернетресурсы.