Автор: Моржина Анна Николаевна
Должность: преподаватель ИЗО
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ г. Зеленоградска"
Населённый пункт: г. Зеленоградск, Калининградская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира.
Раздел: дополнительное образование
1
М И Н И С Т Е Р С Т В О П О К УЛ ЬТ У Р Е И Т У Р И З М У
К А Л И Н И Н Г РА Д С К О Й О БЛ АС Т И
Государственное бюджетное учреждение Калининградской области
образовательная организация дополнительного профессионального образования
«Образовательно-методический Центр»
(ГБУ КО ОМЦ)
ФАКТУРЫ. ЗНАКОМСТВО С МАТЕРИАЛЬНОСТЬЮ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Методическая разработка открытого урока
Рассмотрена на заседании ______________
_____________________________________
Протокол № ___ от _______________ 2024
Председатель ___________ И. О. Фамилия
Разработчик:
Анна Николаевна Моржина
преподаватель
изобразительных дисциплин
1 квалификационной
категории
Калининград
2024
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПАСПОРТ УРОКА .................................................................................................... 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................ 4
ПЛАН УРОКА ............................................................................................................ 5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА .............................................................. 6
САМОАНАЛИЗ УРОКА………………………………………………………….10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................ 11
3
ПАСПОРТ УРОКА
«Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира.»
преподаватель Моржина Анна Николаевна
Вид ДОП
Дополнительная предпрофессиональная программа
Название ДОП
Живопись
Учебный предмет
Основы изобразительной грамоты
Срок обучения
8 лет
Год обучения
1 год
Возраст учащихся
7-8 лет
Место темы в структуре
учебной программы
раздел учебной программы: Графика
этап освоения темы: Начальный
Тип урока
урок закрепления знаний и способов деятельности / см. типы
Вид урока
презентация / беседа / самостоятельная работа / комбинированный...
Продолжительность
30 минут
Характеристика
группы / учащегося
(кратко)
общий уровень подготовки по программе: 4 уч. ‒ высокий; 1уч. ‒
средний; 0 уч. ‒ низкий;
общий уровень развития: познавательных и творческих способностей,
общеучебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-
волевой, коммуникативной сфер
Цель урока
Овладение учащимися новыми средствами графического языка
Задачи урока
обучающие:
1) обучить теоретическим и практическим основам изобразительной
грамоты;
2) обучить навыкам передачи графическими средствами фактур и
свойств поверхностей;
развивающие:
1) развитие наблюдательности;
2) развитие навыков владения рукой;
воспитательные:
1) воспитывать эстетический и художественный вкус;
2) воспитывать творческое отношение к миру
Методы обучения
методы организации учебной деятельности: учебное занятие в
классе; методы стимулирования и мотивации учебной
деятельности: двухкомпонентная оценка работы: за аккуратность
исполнения и за композиционное решение; методы контроля и
самоконтроля учебной деятельности: метод оценивания своего
исполнения и исполнения других учащихся
Формы работы
групповая
Средства обучения
словесные: беседа;
наглядные: показ педагога и наглядные пособия;
практические: выполнение зарисовок
Дата проведения
21.02.2024
Место проведения
МАУ ДО «ДШИ г. Зеленоградска»
4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Основы изобразительной грамоты» занимает особое место в системе обучения
детей художественному творчеству и является базовой составляющей для последующего
изучения
предметов
в
области
изобразительного искусства.
Важным
является
также
развитие
целостного
эстетического восприятия
природы и
окружающей жизни и их
отображения
в
работе
художника,
формирование
навыков
создания
емкого
художественного образа в собственном изобразительном творчестве.
Урок по изучению фактуры, как средства изобразительного языка ориентирован на
развитие наблюдения за окружающим миром, развитие анализа, образного мышления и
воображения ребенка, на тренировку внимания и зрительной памяти.
Важной
задачей
урока
является
обучение
теоретическим
и
практическим
основам
изобразительной
грамоты,
обучение
владению
основными
приемами
передачи
графическими средствами фактур и свойств поверхностей, обучению с их помощью
передавать форму и объем предметов, развивая навыки владения рукой, аккуратности,
точности,
трудолюбия.
Помогая
овладевать
учащимися
графической
культурой
и
графическим
языком,
формируя
и
развивая
пространственное
воображение
и
художественно-пластическое мышление, мы формируем у ученика художественный вкус,
чувство
уважения
к
собственному
и
чужому
труду,
развиваем
его
творческую
индивидуальность, направленную на созидание прекрасного.
5
ПЛАН УРОКА
Разд.
Этап
Название этапа
Содержание этапа *
(виды и формы работы)**
Время
I
Подготовительный
Преподаватель настраивает учеников на работу
6
1
Организационный
Проверка рабочих мест
1
2
Проверочный
Постановка
вопросов
и
вводная
беседа,
чтобы
понять готовность учеников освоить новый материал
3
3
Подготовительный
Подготовка
учеников
к
восприятию
нового
материала
2
II
Основной
20
4
Усвоение новых
знаний и способов
действий
Обеспечение восприятия, осмысления и первичное
освоения графического языка фактур
(пра
ктическая
работа)
5
5
Первичная проверка
понимания нового
материала
Выявление правильности и осознанного усвоения
материала
на
практическом
опыте,
выявить
сложности в практической работе (беседа, анализ)
1
6
Физкультминутка
Упражнение для расслабления рук и глаз
1
7
Первичное
закрепление знаний
и способов действий
Закрепление освоенного нового графического языка
в
творческой
самостоятельной
работе
(самостоятельная творческая работа)
10
8
Обобщение и
систематизация
знаний
Беседа с целью сформировать целостную систему
практических
знаний
и
умений,
понимания
как
пользоваться
новыми
графическими
приемами
(беседа)
1
8
Контрольный
Проверка освоения графического изобразительного
языка всеми учащимися (просмотр работ учащихся)
2
III
10
Итогово-
рефлексивный
Проведение
анализа
и
оценки
успешности
достижения
цели
(итоговая
беседа,
рассуждения,
самоанализ)
2
IV
11
Информационно-
инструктивный
(по домашнему заданию,
если оно требуется)
Объяснение
цели,
содержания
и
способов
выполнения д/з (объяснение)
2
Итого
30
* Содержание каждого этапа формулируется кратко, в соответствии с технологической
картой урока.
** Применительно к формам работы указываются их виды и дидактическая функция:
Выполнение упражнений / заданий на развитие ...
Беседа о ... Вопросы на понимание ... / установление ... / выявление ...
Дидактическая игра на развитие ...
Если этап включает несколько заданий разной формы и сложности, они нумеруются в рамках
одного этапа (1, 2, 3).
6
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Разд.
Этап
Название этапа
Задача этапа
(результат)
Методы, формы,
средства обуч.
Деятельность преподавателя
I
Подготовительный
настроить на
активную работу
словесный
мотивационный
Приветствует учащихся (и гостей). Создаёт эмоцио-
нальный настрой на урок
1
Организационный
организовать
рабочие места
указание /
напоминание
Проверяет рабочие места (инструменты)
2
Проверочный
проверить
готовность к
уроку
устный
фронтальный
(инд.) опрос /
беседа / др.
1. Предлагает проблемные вопросы:
✓
Какие
средства
графики
мы
знаем?
точка, пятно).
✓
Как мы узнаем о предмете, который изображен
на рисунке? Можем ли мы по рисунку понять, какой
на ощупь и на внешний вид предмет?
2. Предлагает индивидуальные задания:
✓
Давайте подумаем, как мы можем изобразить
шерсть животного, какими средствами графики.
✓
Какие еще поверхности предметов и свойства
предметов мы можем интересно и необычно изобра-
зить с помощью линий и пятен? (Дерево, перья птиц,
ткань, стекло, шершавость, гладкость)
3. Побуждает к высказыванию своего мнения о том,
для чего художник использует в работе фактуры.
4. Подводит обучающихся к выводу о том, что фак-
туры делают графический язык разнообразным, выра-
зительным, индивидуальным.
3
Подготовительный
подготовить к
восприятию
нового
материала
(стимулировать
познавательный
интерес,
активизировать
мыслительные
создание
проблемной
ситуации /
ситуации новизны
/ др.
фронтальное /
1. Выдвигает проблему (создаёт проблемную ситуа-
цию): Давайте представим, что нам нужно нарисовать
два животных, одно близкое и большое, второе ма-
ленькое и далеко, одинаково ли мы их будем рисовать?
2. Отвечает на вопросы учащихся.
Стимулирует познавательный интерес вопросами:
✓
Будет ли отличаться на этих животных фактура
шерсти по размеру?
✓
Будет ли отличаться на этих животных фактура
7
Разд.
Этап
Название этапа
Задача этапа
(результат)
Методы, формы,
средства обуч.
Деятельность преподавателя
процессы)
групповое
обсуждение
шерсти по яркости и насыщенности? Почему?
3. Объявляет
/
Предлагает
вместе
сформулировать
тему и цель урока. Записывает на доске / показывает
наглядный методический материал
4. Уточняет понимание поставленной цели. Предла-
гает вместе наметить пути её достижения (задачи
урока). Записывает на доске / показывает на примере
II
Основной
организовать
процесс
активного
освоения на
практике
изобразительног
о языка фактур
словесные
наглядные
практические
Озвучивает задачи, демонстрирует примеры,
организует беседу по оцениванию и анализу
новых изобразительных навыков
4
Усвоение новых
знаний и способов
действий
обеспечить
восприятие,
осмысление и
первичное
освоение
графического
языка фактур
показ обучающих
схем / рисунков /
примеров
Излагает содержание, демонстрирует пример работы
над фактурами, стимулирует познавательный интерес
вопросами.
Основные виды изображаемых фактур:
1. Фактура дерева
2. Фактура шерсти
3. Фактура волос
4. Фактура ткани
5. Фактура камня/песка
6. Колючая/шершавая/гладкая фактуры
5
Первичная
проверка
понимания нового
материала
установить
правильность и
осознанность
усвоения
материала на
практическом
опыте, выявить
сложности,
провести их
коррекцию
пробное
практическое
задание
1. Организует беседу по оценке, уточнению и конкре-
тизации первичного опыта изобразительного навыка:
✓
Фактура дерева
✓
Фактура шерсти
✓
Фактура волос
✓
Фактура ткани
✓
Фактура камня/песка
✓
Колючая/шершавая/гладкая фактуры
8
Разд.
Этап
Название этапа
Задача этапа
(результат)
Методы, формы,
средства обуч.
Деятельность преподавателя
6
Физкультминутка
подготовить
двигательный
аппарат к
продолжению
обучения
физическая
релаксация
Предлагает провести разминку. Показывает упражне-
ния, объясняет их назначение и алгоритм выполнения:
1. На снятие напряжения с пальчиков рук (2 раза).
2. На устранение мышечных зажимов в области ки-
стей рук (2 раза).
3. На расслабление глаз (2 раза).
Подводит итог разминки. Настраивает на продолже-
ние обучения
7
Первичное
закрепление
знаний и способов
действий
обеспечить
закрепление
освоенного
нового
графического
языка в
творческой
самостоятельной
работе
задание для
самостоятельной
творческой работы
Предлагает выполнить самостоятельно более слож-
ное тренировочное упражнение:
✓
Нарисовать свою ладошку и выполнить каждый
пальчик разной фактурой
Контролирует выполнение заданий. Организует само-
проверку.
8
Обобщение и
систематизация
знаний
сформировать
целостную
систему
практических
знаний и умений
в использовании
новых
графических
приемов
беседа на
обобщение и
систематизацию
знаний и умений
Обеспечивает положительную реакцию детей на ре-
зультаты своей работы и работы товарищей
9
Контрольный
убедиться в
осознанном
освоении
графического
изобразительног
о языка всеми
учащимися
задание
поискового
характера
Обсуждают в каких отраслях профессии нужен навык
графического изображения фактур (дизайнер одежды,
дизайн интерьера, мультипликатор…)
Организует поисковую работу.
III
10
Итогово-
провести анализ
и оценку
итоговая беседа
1. Организует беседу, направленную на оценку уровня Формулируют конечный
9
Разд.
Этап
Название этапа
Задача этапа
(результат)
Методы, формы,
средства обуч.
Деятельность преподавателя
рефлексивный
успешности
достижения
цели,
саморефлексию,
наметить
перспективы
дальнейшего
использования
навыка в
учебном
процессе (на
уроках по
композиции,
живописи,
рисунку)
усвоения учебного материала и работы учащихся. Ак-
центирует внимание на конечных результатах учебной
деятельности.
Побуждает к саморефлексии:
что нового узнали, чему
научились; какие испытали трудности и почему; как их пре-
одолели; где ещё можно применить знания; с кем подели-
тесь своим опытом?
2. Отмечает степень вовлечённости учащихся в ра-
боту, увлечённость выполнением заданий, поощряет.
3. Намечает перспективы дальнейшей работы на уро-
ках живописи, рисунка и композиции, отмечает рас-
ширение арсенала изобразительных средств.
4. Мотивирует на осознанное выполнение д/з с уже
приобретенными новыми изобразительными
навыками.
IV
11
Информационно-
инструктивный
(по домашнему
заданию, если оно
требуется)
обеспечить
понимание цели,
содержания и
способов
выполнения д/з
объяснение /
инструктаж /
демонстрация
образца
1. Формулирует домашнее задание совместно с уча-
щимися: выбрать простой предмет (чашка, книга) и
изобразить его с непривычной для него фактурой (пу-
шистая книга, колючая чашка)
2. Проводит инструктаж по его выполнению.
3. Определяет перспективы следующего занятия с ис-
пользованием новых изобразительных навыков с по-
мощью учащихся.
10
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Место данного урока в предмете «Основы изобразительной грамоты» очень значимо и
плавно вытекает из уроков по изучению штрихов, линий, кляксографии. Он обогащает и
объединяет внутри себя уже изученные навыки изобразительного графического языка.
Целью урока было научить учащихся новым средствам графического языка. Для
достижения этой цели был поставлен ряд задач: обучающие (обучить новым
изобразительным навыкам через теорию и практику), развивающие (через развитие
наблюдательности и развитие навыков владения рукой), воспитательные (через
воспитание эстетического и художественного вкуса, через творческое отношение к миру).
Выбранное сочетание методов и приемов на уроке считаю оптимальным для данного
класса, исходя их возрастных особенностей детей. Время урока было распределено
рационально. Наглядные пособия очень помогли учащимся в стимулировании
воображения и фантазии.
Психологическая атмосфера на уроке была легкой и непринужденной, способствующей
творческому процессу.
Все поставленные перед уроком задачи реализовать удалось и результат превзошел
ожидания.
По итогу работы над уроком следует обратить внимание на соотношение временного
распределения по этапам работы в соответствии с общим темпераментом класса.
11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.-
М.: Просвещение, 1991
2.
Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для
учителя. М.: Просвещение, 1991
3.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. - М.:
Педагогика,1989
4.
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
5.
Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.:
Просвещение, 1998
6.
Шалаева Т.П. Учимся рисовать. - М.: АСТ Слово, 2010
7.
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998
8.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:
Просвещение, 1985
9.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"– М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
10.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,
2009
11.
Сокольникова
Н.М.
Изобразительное
искусство
и
методика
его
преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
12.
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы
в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990