Напоминание

Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира.


Автор: Моржина Анна Николаевна
Должность: преподаватель ИЗО
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ г. Зеленоградска"
Населённый пункт: г. Зеленоградск, Калининградская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира.
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

М И Н И С Т Е Р С Т В О П О К УЛ ЬТ У Р Е И Т У Р И З М У

К А Л И Н И Н Г РА Д С К О Й О БЛ АС Т И

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области

образовательная организация дополнительного профессионального образования

«Образовательно-методический Центр»

(ГБУ КО ОМЦ)

ФАКТУРЫ. ЗНАКОМСТВО С МАТЕРИАЛЬНОСТЬЮ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Методическая разработка открытого урока

Рассмотрена на заседании ______________

_____________________________________

Протокол № ___ от _______________ 2024

Председатель ___________ И. О. Фамилия

Разработчик:

Анна Николаевна Моржина

преподаватель

изобразительных дисциплин

1 квалификационной

категории

Калининград

2024

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПАСПОРТ УРОКА .................................................................................................... 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................ 4

ПЛАН УРОКА ............................................................................................................ 5

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА .............................................................. 6

САМОАНАЛИЗ УРОКА………………………………………………………….10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................ 11

3

ПАСПОРТ УРОКА

«Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира.»

преподаватель Моржина Анна Николаевна

Вид ДОП

Дополнительная предпрофессиональная программа

Название ДОП

Живопись

Учебный предмет

Основы изобразительной грамоты

Срок обучения

8 лет

Год обучения

1 год

Возраст учащихся

7-8 лет

Место темы в структуре

учебной программы

раздел учебной программы: Графика

этап освоения темы: Начальный

Тип урока

урок закрепления знаний и способов деятельности / см. типы

Вид урока

презентация / беседа / самостоятельная работа / комбинированный...

Продолжительность

30 минут

Характеристика

группы / учащегося

(кратко)

общий уровень подготовки по программе: 4 уч. ‒ высокий; 1уч. ‒

средний; 0 уч. ‒ низкий;

общий уровень развития: познавательных и творческих способностей,

общеучебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-

волевой, коммуникативной сфер

Цель урока

Овладение учащимися новыми средствами графического языка

Задачи урока

обучающие:

1) обучить теоретическим и практическим основам изобразительной

грамоты;

2) обучить навыкам передачи графическими средствами фактур и

свойств поверхностей;

развивающие:

1) развитие наблюдательности;

2) развитие навыков владения рукой;

воспитательные:

1) воспитывать эстетический и художественный вкус;

2) воспитывать творческое отношение к миру

Методы обучения

методы организации учебной деятельности: учебное занятие в

классе; методы стимулирования и мотивации учебной

деятельности: двухкомпонентная оценка работы: за аккуратность

исполнения и за композиционное решение; методы контроля и

самоконтроля учебной деятельности: метод оценивания своего

исполнения и исполнения других учащихся

Формы работы

групповая

Средства обучения

словесные: беседа;

наглядные: показ педагога и наглядные пособия;

практические: выполнение зарисовок

Дата проведения

21.02.2024

Место проведения

МАУ ДО «ДШИ г. Зеленоградска»

4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Основы изобразительной грамоты» занимает особое место в системе обучения

детей художественному творчеству и является базовой составляющей для последующего

изучения

предметов

в

области

изобразительного искусства.

Важным

является

также

развитие

целостного

эстетического восприятия

природы и

окружающей жизни и их

отображения

в

работе

художника,

формирование

навыков

создания

емкого

художественного образа в собственном изобразительном творчестве.

Урок по изучению фактуры, как средства изобразительного языка ориентирован на

развитие наблюдения за окружающим миром, развитие анализа, образного мышления и

воображения ребенка, на тренировку внимания и зрительной памяти.

Важной

задачей

урока

является

обучение

теоретическим

и

практическим

основам

изобразительной

грамоты,

обучение

владению

основными

приемами

передачи

графическими средствами фактур и свойств поверхностей, обучению с их помощью

передавать форму и объем предметов, развивая навыки владения рукой, аккуратности,

точности,

трудолюбия.

Помогая

овладевать

учащимися

графической

культурой

и

графическим

языком,

формируя

и

развивая

пространственное

воображение

и

художественно-пластическое мышление, мы формируем у ученика художественный вкус,

чувство

уважения

к

собственному

и

чужому

труду,

развиваем

его

творческую

индивидуальность, направленную на созидание прекрасного.

5

ПЛАН УРОКА

Разд.

Этап

Название этапа

Содержание этапа *

(виды и формы работы)**

Время

I

Подготовительный

Преподаватель настраивает учеников на работу

6

1

Организационный

Проверка рабочих мест

1

2

Проверочный

Постановка

вопросов

и

вводная

беседа,

чтобы

понять готовность учеников освоить новый материал

3

3

Подготовительный

Подготовка

учеников

к

восприятию

нового

материала

2

II

Основной

20

4

Усвоение новых

знаний и способов

действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичное

освоения графического языка фактур

(пра

ктическая

работа)

5

5

Первичная проверка

понимания нового

материала

Выявление правильности и осознанного усвоения

материала

на

практическом

опыте,

выявить

сложности в практической работе (беседа, анализ)

1

6

Физкультминутка

Упражнение для расслабления рук и глаз

1

7

Первичное

закрепление знаний

и способов действий

Закрепление освоенного нового графического языка

в

творческой

самостоятельной

работе

(самостоятельная творческая работа)

10

8

Обобщение и

систематизация

знаний

Беседа с целью сформировать целостную систему

практических

знаний

и

умений,

понимания

как

пользоваться

новыми

графическими

приемами

(беседа)

1

8

Контрольный

Проверка освоения графического изобразительного

языка всеми учащимися (просмотр работ учащихся)

2

III

10

Итогово-

рефлексивный

Проведение

анализа

и

оценки

успешности

достижения

цели

(итоговая

беседа,

рассуждения,

самоанализ)

2

IV

11

Информационно-

инструктивный

(по домашнему заданию,

если оно требуется)

Объяснение

цели,

содержания

и

способов

выполнения д/з (объяснение)

2

Итого

30

* Содержание каждого этапа формулируется кратко, в соответствии с технологической

картой урока.

** Применительно к формам работы указываются их виды и дидактическая функция:

Выполнение упражнений / заданий на развитие ...

Беседа о ... Вопросы на понимание ... / установление ... / выявление ...

Дидактическая игра на развитие ...

Если этап включает несколько заданий разной формы и сложности, они нумеруются в рамках

одного этапа (1, 2, 3).

6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Разд.

Этап

Название этапа

Задача этапа

(результат)

Методы, формы,

средства обуч.

Деятельность преподавателя

I

Подготовительный

настроить на

активную работу

словесный

мотивационный

Приветствует учащихся (и гостей). Создаёт эмоцио-

нальный настрой на урок

1

Организационный

организовать

рабочие места

указание /

напоминание

Проверяет рабочие места (инструменты)

2

Проверочный

проверить

готовность к

уроку

устный

фронтальный

(инд.) опрос /

беседа / др.

1. Предлагает проблемные вопросы:

Какие

средства

графики

мы

знаем?

точка, пятно).

Как мы узнаем о предмете, который изображен

на рисунке? Можем ли мы по рисунку понять, какой

на ощупь и на внешний вид предмет?

2. Предлагает индивидуальные задания:

Давайте подумаем, как мы можем изобразить

шерсть животного, какими средствами графики.

Какие еще поверхности предметов и свойства

предметов мы можем интересно и необычно изобра-

зить с помощью линий и пятен? (Дерево, перья птиц,

ткань, стекло, шершавость, гладкость)

3. Побуждает к высказыванию своего мнения о том,

для чего художник использует в работе фактуры.

4. Подводит обучающихся к выводу о том, что фак-

туры делают графический язык разнообразным, выра-

зительным, индивидуальным.

3

Подготовительный

подготовить к

восприятию

нового

материала

(стимулировать

познавательный

интерес,

активизировать

мыслительные

создание

проблемной

ситуации /

ситуации новизны

/ др.

фронтальное /

1. Выдвигает проблему (создаёт проблемную ситуа-

цию): Давайте представим, что нам нужно нарисовать

два животных, одно близкое и большое, второе ма-

ленькое и далеко, одинаково ли мы их будем рисовать?

2. Отвечает на вопросы учащихся.

Стимулирует познавательный интерес вопросами:

Будет ли отличаться на этих животных фактура

шерсти по размеру?

Будет ли отличаться на этих животных фактура

7

Разд.

Этап

Название этапа

Задача этапа

(результат)

Методы, формы,

средства обуч.

Деятельность преподавателя

процессы)

групповое

обсуждение

шерсти по яркости и насыщенности? Почему?

3. Объявляет

/

Предлагает

вместе

сформулировать

тему и цель урока. Записывает на доске / показывает

наглядный методический материал

4. Уточняет понимание поставленной цели. Предла-

гает вместе наметить пути её достижения (задачи

урока). Записывает на доске / показывает на примере

II

Основной

организовать

процесс

активного

освоения на

практике

изобразительног

о языка фактур

словесные

наглядные

практические

Озвучивает задачи, демонстрирует примеры,

организует беседу по оцениванию и анализу

новых изобразительных навыков

4

Усвоение новых

знаний и способов

действий

обеспечить

восприятие,

осмысление и

первичное

освоение

графического

языка фактур

показ обучающих

схем / рисунков /

примеров

Излагает содержание, демонстрирует пример работы

над фактурами, стимулирует познавательный интерес

вопросами.

Основные виды изображаемых фактур:

1. Фактура дерева

2. Фактура шерсти

3. Фактура волос

4. Фактура ткани

5. Фактура камня/песка

6. Колючая/шершавая/гладкая фактуры

5

Первичная

проверка

понимания нового

материала

установить

правильность и

осознанность

усвоения

материала на

практическом

опыте, выявить

сложности,

провести их

коррекцию

пробное

практическое

задание

1. Организует беседу по оценке, уточнению и конкре-

тизации первичного опыта изобразительного навыка:

Фактура дерева

Фактура шерсти

Фактура волос

Фактура ткани

Фактура камня/песка

Колючая/шершавая/гладкая фактуры

8

Разд.

Этап

Название этапа

Задача этапа

(результат)

Методы, формы,

средства обуч.

Деятельность преподавателя

6

Физкультминутка

подготовить

двигательный

аппарат к

продолжению

обучения

физическая

релаксация

Предлагает провести разминку. Показывает упражне-

ния, объясняет их назначение и алгоритм выполнения:

1. На снятие напряжения с пальчиков рук (2 раза).

2. На устранение мышечных зажимов в области ки-

стей рук (2 раза).

3. На расслабление глаз (2 раза).

Подводит итог разминки. Настраивает на продолже-

ние обучения

7

Первичное

закрепление

знаний и способов

действий

обеспечить

закрепление

освоенного

нового

графического

языка в

творческой

самостоятельной

работе

задание для

самостоятельной

творческой работы

Предлагает выполнить самостоятельно более слож-

ное тренировочное упражнение:

Нарисовать свою ладошку и выполнить каждый

пальчик разной фактурой

Контролирует выполнение заданий. Организует само-

проверку.

8

Обобщение и

систематизация

знаний

сформировать

целостную

систему

практических

знаний и умений

в использовании

новых

графических

приемов

беседа на

обобщение и

систематизацию

знаний и умений

Обеспечивает положительную реакцию детей на ре-

зультаты своей работы и работы товарищей

9

Контрольный

убедиться в

осознанном

освоении

графического

изобразительног

о языка всеми

учащимися

задание

поискового

характера

Обсуждают в каких отраслях профессии нужен навык

графического изображения фактур (дизайнер одежды,

дизайн интерьера, мультипликатор…)

Организует поисковую работу.

III

10

Итогово-

провести анализ

и оценку

итоговая беседа

1. Организует беседу, направленную на оценку уровня Формулируют конечный

9

Разд.

Этап

Название этапа

Задача этапа

(результат)

Методы, формы,

средства обуч.

Деятельность преподавателя

рефлексивный

успешности

достижения

цели,

саморефлексию,

наметить

перспективы

дальнейшего

использования

навыка в

учебном

процессе (на

уроках по

композиции,

живописи,

рисунку)

усвоения учебного материала и работы учащихся. Ак-

центирует внимание на конечных результатах учебной

деятельности.

Побуждает к саморефлексии:

что нового узнали, чему

научились; какие испытали трудности и почему; как их пре-

одолели; где ещё можно применить знания; с кем подели-

тесь своим опытом?

2. Отмечает степень вовлечённости учащихся в ра-

боту, увлечённость выполнением заданий, поощряет.

3. Намечает перспективы дальнейшей работы на уро-

ках живописи, рисунка и композиции, отмечает рас-

ширение арсенала изобразительных средств.

4. Мотивирует на осознанное выполнение д/з с уже

приобретенными новыми изобразительными

навыками.

IV

11

Информационно-

инструктивный

(по домашнему

заданию, если оно

требуется)

обеспечить

понимание цели,

содержания и

способов

выполнения д/з

объяснение /

инструктаж /

демонстрация

образца

1. Формулирует домашнее задание совместно с уча-

щимися: выбрать простой предмет (чашка, книга) и

изобразить его с непривычной для него фактурой (пу-

шистая книга, колючая чашка)

2. Проводит инструктаж по его выполнению.

3. Определяет перспективы следующего занятия с ис-

пользованием новых изобразительных навыков с по-

мощью учащихся.

10

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Место данного урока в предмете «Основы изобразительной грамоты» очень значимо и

плавно вытекает из уроков по изучению штрихов, линий, кляксографии. Он обогащает и

объединяет внутри себя уже изученные навыки изобразительного графического языка.

Целью урока было научить учащихся новым средствам графического языка. Для

достижения этой цели был поставлен ряд задач: обучающие (обучить новым

изобразительным навыкам через теорию и практику), развивающие (через развитие

наблюдательности и развитие навыков владения рукой), воспитательные (через

воспитание эстетического и художественного вкуса, через творческое отношение к миру).

Выбранное сочетание методов и приемов на уроке считаю оптимальным для данного

класса, исходя их возрастных особенностей детей. Время урока было распределено

рационально. Наглядные пособия очень помогли учащимся в стимулировании

воображения и фантазии.

Психологическая атмосфера на уроке была легкой и непринужденной, способствующей

творческому процессу.

Все поставленные перед уроком задачи реализовать удалось и результат превзошел

ожидания.

По итогу работы над уроком следует обратить внимание на соотношение временного

распределения по этапам работы в соответствии с общим темпераментом класса.

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.-

М.: Просвещение, 1991

2.

Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для

учителя. М.: Просвещение, 1991

3.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и

экспериментального психологического исследования. - М.:

Педагогика,1989

4.

Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996

5.

Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.:

Просвещение, 1998

6.

Шалаева Т.П. Учимся рисовать. - М.: АСТ Слово, 2010

7.

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998

8.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:

Просвещение, 1985

9.

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов

вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"– М.:

Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008

10.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,

2009

11.

Сокольникова

Н.М.

Изобразительное

искусство

и

методика

его

преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008

12.

Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы

в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990



В раздел образования