Автор: Терлеева Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Авторский лицей Эдварса №90"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»
Раздел: дошкольное образование
«ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»
Наиболее
эффективными
средствами
включения
ребёнка
в
процесс
творчества являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
В
начале
невозможно
провести
занятие
без
привлечения
средств
наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше
его
продемонстрировать?
На
помощь
пришёл
компьютер.
В
практике
информационными
технологиями
обучения
называют
все
технологии,
специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио,
кино, видео).
Применение новых и новейших информационных средств приводит к
появлению в педагогике новых понятий.
Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин
«новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются
телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные
технологии» - ИКТ.
Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников
В условиях современного развития общества и производства невозможно
себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем
материальные,
энергетические
и
трудовые.
Современное
информационное
пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в
дошкольном детстве.
На
сегодня
информационные
технологии
значительно
расширяют
возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения.
Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее
полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-
коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим
количеством
готовых,
строго
отобранных,
соответствующим
образом
организованных
знаний,
но
и
развивать
интеллектуальные,
творческие
способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно
приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в
виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с
огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для
детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех
существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования
и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из
главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности
ребенка.
Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо
внедрять информационные технологии.
Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к
занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем
более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает
развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают
личностно-ориентированный
подход.
Возможности
компьютера
позволяют
увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у
дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться
многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их
можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими
сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития
психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности:
восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык
самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении
заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный
контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с
другими детьми.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм
практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом,
впечатлением,
отображенными
в
общественной
форме
игровых
способов
действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.
Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного
уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта
способность является главнейшей психологической базой для введения в игру
дошкольника компьютера как игрового средства.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными
средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление,
развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия,
проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению
творческих способностей детей.
По
сравнению
с
традиционными
формами
обучения
дошкольников
компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме
вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении
самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулирует
темп и количество решаемых игровых
обучающих задач;
в
процессе
своей
деятельности
за
компьютером
дошкольник
приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя
увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и
необычные эффекты);
компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а
ждет, пока он сам исправит их.